Выявление одарённых детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одарёнными детьми становится одним из важнейших аспектов деятельности дошкольной образовательной организации. В статье приводится cистема работы по реализации республиканского пилотного проекта «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей дошкольников» в Центре развития ребёнка – детском саду №57 «Одуванчик» г. Нерюнгри, в том числе выбор педагогических технологий, форм и методов работы.
Выявление одарённых детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одарёнными детьми становится одним из важнейших аспектов деятельности дошкольной образовательной организации. Для всех детей главнейшей целью обучения, воспитания и развития является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью поддержания и развития индивидуальности, способностей ребёнка-дошкольника, их последующей реализации в профессиональной деятельности.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач.
Самым оптимальным периодом для развития способностей является дошкольный возраст. Для ребёнка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и лёгкость манипулирования ими.
Исходя из этого, для развития способностей в ДОО необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одарённости, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей.
Опираясь на рабочую концепцию одарённости и современные психолого-педагогические исследования, мы разработали систему работы по развитию способностей дошкольников, отражающую актуальные требования общества к формированию личности ребёнка, способного жить в гармонии с собой и окружающим миром, через практическую включенность ребёнка в освоение общественных функций и ролей.
В 2015 году наш Центр стал участником республиканского пилотного проекта «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОО и школе», а в дальнейшем и участником республиканского пилотного проекта «Шахматы – детям» под руководством ГАУ ДО РС (Я) «Малая академия наук Республики Саха (Якутия)» и Министерства образования и науки РС (Я). Проект реализуют педагоги 121 ДОО и школ республики на инициативной основе без бюджетного финансирования.
На сегодняшний день в работу включены 4 группы ДОУ, дети в возрасте от 3 до 5 лет в количестве 100 человек, и 148 детей в возрасте от 5 до 7 лет – в реализацию проекта «Шахматы-детям».
Нами определены цели, задачи, направления реализации Проекта в Центре.
Цель: формирование качества жизни человека через создание комплексной системы раннего выявления задатков и развития индивидуальных способностей детей в ДОУ с активным участием родителей, лучших педагогов и творческих специалистов.
Задачи:
1. Создать и обогатить образовательную, эстетическую, развивающую среду.
2. Выявить интересы и склонности каждого ребёнка.
3. Создать ситуацию успеха для всестороннего развития ребёнка.
4. Создать условия для занятий различными видами деятельности.
В нашем Центре реализуются следующие направления работы по осуществлению проекта:
1. Выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности; создание системы психолого-педагогического сопровождения одарённого ребёнка.
2. Рост профессионального мастерства педагогов; овладение современными педагогическими технологиями; обобщение и распространение педагогического опыта.
3. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей; партнёрская работа с общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
4. Реализация системы работы по выявлению задатков и развитию способностей дошкольников; создание Банка данных одарённых детей; повышение качества образования на уровне ДОУ; расширение направлений дополнительного образования для детей в Центре.
Немаловажным фактором успешности работы по развитию способностей является выбор педагогических технологий, форм и методов работы с дошкольниками. Ведь они являются условиями реализации личностного потенциала одарённого ребёнка, акселератором развития его способностей, средством его социализации.
Педагогические технологии работы с одарёнными детьми:
• система творческих заданий
• технология учебных исследований
• технология математического развития
• технология экспериментальной деятельности
• технология речевого развития
• личностно-ориентированные технологии
• информационно-коммуникационные технологии
• технология интеллектуально-творческого развития
• игровые технологии
• технология проектного метода
• раннего интенсивного обучения.
Технология как условие реализации личностного потенциала ребёнка.
Технология как акселератор развития способностей ребёнка.
Технология как средство социализации ребёнка.
Для решения задачи по повышению уровня профессионализма педагогических работников в Центре применяются активные формы обучения: семинары-практикумы, мозговые штурмы, тренинги, собеседования, оформление информационных стендов, изучение опыта работы с одарёнными детьми. Все педагогические работники, реализующие проект, обладают основными компетенциями, необходимые для создания условий развития способностей детей, повышая свою квалификацию, участвуя в вебинарах, проходя курсовую подготовку.
Педагогический коллектив Центра обладает достаточным уровнем творческого потенциала для реализации задач республиканского пилотного проекта. В его состав входят 26 квалифицированных педагогических работников: 17 воспитателей, 3 учителя-логопеда, 2 музыкальных руководителя, 1 инструктор по физической культуре, 1 педагог-психолог, 2 педагога дополнительного образования. Квалификационные категории имеют 16 педагогов, из них высшую – 6 человек, первую – 10.
Педагогами также представляется педагогический опыт по теме проекта на мероприятиях районного и республиканского уровней. Ведется работа над темами самообразования в контексте развития различных способностей дошкольников.
В качестве отдельной технологии управления системой развития способностей нами выделяется психолого-педагогическое сопровождение. Под таким сопровождением понимается создание условий для оптимального развития талантливых детей, включая тех, чья одарённость в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых имеются прогнозы дальнейшего качественного скачка в развитии их способностей.
В данном контексте процесс сопровождения выступает как совокупность последовательных действий, позволяющих педагогу определиться с принятием решения и нести ответственность за его реализацию.
1. Подготовительный этап:
• подбор литературы по тематике пилотного проекта;
• создание банка психолого-педагогической информации по работе с одарёнными детьми;
• подготовка консультаций по проблемам одарённости для всех субъектов образовательного процесса.
2. Диагностический:
• мониторинг выявления задатков и способностей по десяти направлениям;
• опрос специалистов Центра, их наблюдение за успешностью детей на занятиях;
• анализ полученной информации;
• дополнительная психолого-педагогическая диагностика одарённых детей;
• разработка индивидуальных карт развития одарённых детей.
3. Информационный:
• разработка рекомендаций для родителей, воспитателей и специалистов Центра по сопровождению одарённых детей;
• проведение консультаций для воспитателей и специалистов Центра по проблеме одарённости;
• проведение групповых и индивидуальных консультаций для родителей.
4. Развивающий:
• развивающая работа с одарёнными детьми по 10 направлениям, включающая развитие творческого мышления и воображения;
• эмоциональное развитие мира детей, имеющих предпосылки одарённости.
5. Этап мониторинга:
• Анализ эффективности результатов работы.
В рамках проекта работа с детьми начинается непосредственно после выделения детей с предпосылками определенной одарённости в той или иной сфере. Дети, получившие высокую оценку по определённому виду способностей на основе мониторинга родителей и воспитателей, дополнительно оцениваются воспитателями и специалистами в сфере проявления способностей в течение трёх месяцев. Все дети, обследованные на выявление склонностей и имеющие предпосылки к определённому виду одарённости, получают рекомендации для посещения кружков на базе ДОУ или в учреждениях дополнительного образования города.
В нашем Центре предоставлены дополнительные образовательные услуги в виде платных образовательных услуг, а также кружковой работы в целях активизации развивающих видов деятельности. Развитие способностей дошкольников осуществляется в совместной деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей, средствами дополнительного образования, а также через интеллектуальные, творческие конкурсы, олимпиадное движение.
Наши воспитанники ежегодно являются участниками и призёрами всероссийских, республиканских и районных конкурсов, олимпиад и соревнований. Успешно адаптируются при переходе из детского сада в школу. Имеют возможность реализовать себя в дальнейшей музыкально-творческой, спортивной, интеллектуальной деятельности.
Влияние семьи на становление личности ребёнка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты-педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одарённого человека в любом возрасте.
С целью повышения уровня родительской компетентности с 2015 года в Центре функционирует родительский клуб «Одарённый ребёнок». Работа клуба обеспечивает комплексный подход к психолого-педагогическому сопровождению по вопросам выявления задатков и развития способностей детей.
Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках родительского клуба осуществляется по следующим направлениям:
1. Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребёнку.
2. Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одарённых детей.
3. Совместное составление индивидуальной программы развития способностей ребёнка.
4. Памятки-рекомендации, папки-передвижки, публикации.
5. Совместные проекты, психологические акции.
Работа с родителями показала, что их запросы возрастают: при сохранении интереса
в подготовке ребёнка к обучению в школе повышаются требования к развитию у него интеллектуальных, лингвистических, художественных и иных способностей. Поэтому педагоги Центра способствуют включению родителей в активное обсуждение детских проблем, привлечению их к творческой работе с детьми (участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, праздниках и развлечениях, в проведении «Дней здоровья», месячника психологического здоровья).
Таким образом, представленная нами система работы по реализации республиканского пилотного проекта «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей дошкольников» способствует созданию условий для построения системы работы образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, физическое и творческое развитие одарённых детей, на реализацию и совершенствование их способностей.
одарённый ребёнок, технологии, модели, Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей дошкольников
Ваша корзина пуста