Алейникова Светлана Владимировна – заведующая, МБДОУ детский сад 40 «Теремок» (ст. Терская, Моздокский район, Республика Северная Осетия – Алания)
Куликова Нина Владимировна – методист, ИРМЦ по дошкольному воспитанию УО АМС Моздокского района (Моздок, Республика Северная Осетия – Алания)
Северная Осетия – удивительный край. На какой бы карте вы ни рассматривали этот уголок России, он всегда поражает обилием всех условных обозначений, принятых в географии. Поистине нужны все цвета и оттенки, чтобы точно обозначить богатство природы этого края. Но даже они не в состоянии показать всё многообразие национального состава населения Северной Осетии, яркое соцветие самобытных духовных культур.
В одном из районов – Моздокском – есть станица Терская. Начало Терскому казачьему войску было положено в XVI веке, когда казаки поселились на Тереке и Кубани по соседству с горцами. Отмечая прекрасные боевые качества терских казаков, генерал А.П. Ермолов, главнокомандующий войск на Кавказе, писал, что они «всегда отличались от всех прочих казаков особенной ловкостью, исправностью оружия и добрыми лошадьми». Стала проходить по реке Терек и официальная граница Российского государства.
Терская – казачья станица. В 1940 году впервые переступили порог детского сада «Теремок» 30 маленьких казачат. В 1985 году введено в строй новое здание, построенное по типовому проекту.
Сегодня «Теремок» – это милый и уютный дом для мальчишек и девчонок. Каждый день он встречает озорных и непослушных, веселых и грустных, любознательных и таких разных 140 малышей. Всего в детском саду работает 13 педагогов, с высшим и средним профессиональным образованием, первой квалификационной категорией.
Важнейшие черты профессионального характера педагогов – доброта, ответственность, оптимизм, терпение, энергичность, увлеченность работой, уважение и любовь к воспитанникам, профессиональная честность и порядочность.
Самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. Не показное, а каждодневное обращение к народным традициям и обычаям диктует нетрадиционные подходы к процессу воспитания малышей.
Актуальность опыта работы нашего детского состоит в том, что, учитывая воспитательное значение национально-регионального компонента в содержании образовательного процесса, коллектив поставил перед собой задачу – проверить на практике возможность использования казачьих обычаев и традиций в ходе воспитания и обучения современных детей.
Включение инноваций в повседневную практику будет успешным, если его главные носители – педагоги – станут новаторами, способными не только воспринимать нововведение, но и стать их главными механизмами в воспитательно-образовательном процессе.
В связи с этим возникла проблема профессиональной компетенции педагогов. Работа проводилась в несколько этапов:
1. Осознание потребности во внедрении национально-регионального компонента
в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
На этом этапе с коллективом детально обсуждались актуальность, новизна, нормативно-правовая база, результативность, содержание предметно-развивающей среды и т.д.
2. Создание условий для всестороннего повышения квалификации и профессионального мастерства педагогов, углубление их знаний по краеведению.
Этот этап работы предполагал использование различных форм работы с педагогами: консультаций, семинаров, круглых столов, педсоветов и т.д.
3. Создание информационного и методического сопровождения.
На основе программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Н.Е. Вераксы) педагоги разработали перспективно-тематическое планирование «Терская – моя малая Родина». Обновление предметно-развивающей среды обеспечило не только всестороннее развитие личности, но и решило задачи нравственно-патриотического и духовно-нравственного воспитания.
В методическом кабинете (заместитель заведующей Е.В. Штомпиль) по крупицам собран бесценный материал, связанный с казачеством, его бытом и традициями.
Педагоги нашего ДОУ работают над повышением своего профессионального мастерства. В нетрадиционной форме проводятся педагогические педсоветы, семинары, семинары-практикумы, консультации. Они включают прослушивание аудиокассет с записями песен казачьего хора, рассматривание фотоматериалов, просмотр видеокассет со старинными обрядами и праздниками (проводы в армию, старинные свадьбы и т.д.).
Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка – это игра. Терский край представлен в «Теремке» моделью «казачьей хаты», которая дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь». В интерьере русская печь, стол, покрытый белоснежной скатертью, длинные деревянные лавки, сундуки, посуда. В «хату» вносятся самодельные куклы в казачьих костюмах, костюмы для детей и педагогов. Материал пополняется в течение года в соответствии с планом занятий. Например, в теме «Квашение капусты» рассматривается кадка, а в теме «Вареники» – миска. Но это не музей, а место для игр и занятий. На стенах «хаты» – фотографии детей, их бабушек и дедушек, пап во время службы в армии, прадедов, свадебные фотографии родителей. Ребенок, рассказывая о них, учится выражать свое отношение к взрослым. Малыши имеют возможность не только увидеть и восхититься работами умелых рукодельниц – своих бабушек и прабабушек, но и поработать на прялке, ухватом посадить чугунок в печь, принести на коромысле воды, попить чай из старинного самовара.
«Казачья хата» выполняет в групповом пространстве и центр краеведения. В каждой группе она соответствует возрасту детей. В её задачи входит:
Дети каждой возрастной группы проживают в «казачьей хате» в течение всего пребывания в детском саду. Среда развивает у них речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности.
Национально-региональный компонент включен во все виды деятельности детей: игровую, трудовую, познавательную, художественную. В соответствии с перспективно-тематическим планом изучения казачества педагогами ДОУ разработаны такие темы, как «Моя станица», «Наш атаман». «Терские казачата», «Дом, в котором мы живем», «Украшение запона», «Роспись макитры», «Украшение башлыка», «Изготовление плетня» и т.д.
Декоративно-прикладное искусство, в том числе керамика, – неотъемлемая часть культуры любого народа. В нашей станице трудились мастера «высокого огня» – гончары.
Знакомство детей с декоративной лепкой предметов казачьего обихода строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. «Монисты для куклы Анисьи» (вторая младшая группа) – мы дополнили элементами казачьего искусства; старинную глиняную посуду «Макитра» (средняя группа) – лепили с натуры; красивой миске (старшая группа) – придали характерную для Терской станицы форму – маленькое дно и широкие края, и т.д.
Воспитанников «Теремка» знакомим не только со свойствами глины и способом ее приготовления, но и с приемами, характерными для народных мастеров. Детские работы используем в самостоятельных творческих играх «Магазин керамической посуды казаков», а также в оформлении интерьера группы.
Юные казачата рисуют свой дом и портреты родных, составляют рассказы о доме, в котором живут и в котором хотели бы жить, когда будут взрослыми, о своих друзьях
и животных.
Песенный фольклор Терека несет в себе сильный отпечаток традиционного, складывающегося многими десятилетиями, во многом своеобразного казачьего образа жизни – способов хозяйствования, бытовых основ, социальных и семейных взаимоотношений, общего характера культуры.
На «Бабушкиных посиделках» особенно ощущается связь времен и поколений. Каждая минута такого общения благотворно влияет на духовное общение детей. А какие же «Бабушкины посиделки» без угощения? Блюда казачьей кухни стали привычными в детском саду. Полюбились детям вареники с картошкой и капустой, квашеная капуста, картошка «в мундире», окрошка и пироги, «узвар» (компот) и квас. Дети узнали, что такое макитра, хабар, миска и как их использовать по назначению. Но самое главное – усвоили правила гостеприимства: «Чем богаты – тем и рады», «Какова хозяйка – таков и стол».
Народное творчество – источник чистый и вечный. В чём бы ни выказал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке или забавной игрушке – ясно, что это идет от души. Педагоги дошкольных учреждений района знают о необычных мероприятиях, проводимых в «Теремке»: традиционных развлечениях «У бабушки Аксиньи», «Посиделки», «Едут по станице казаки», и как мы отмечаем православные праздники – Пасху, Троицу, Покров.
В них принимают участие не только дети, педагоги и родители, но и станичный хор «Терские казаки».
Как показал опыт подготовки и проведения совместных мероприятий, дедушки и бабушки маленьких казачат не только прекрасно поют, но и являются искусными сказителями потешек, небылиц, сказок. Высшая награда для них – восторг, удивление, гордость внучат.
Дети в «Теремке» с большим удовольствием участвуют в театрализованных играх и инсценировках: «Атаман неподкупен», «Глупый барин и хитроумный казак», «Казак и лиса» и др. Театрализованная деятельность позволяет решить многие педагогические задачи. Она является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. В каждой группе созданы условия для театрально-игровой деятельности: ширмы, мини-подиумы, наборы кукол, декораций, элементы костюмов. Театр, где играют дети, – самобытное явление. Не стоит стремиться к тому, чтобы «всё было как у взрослых». Воспитатели постоянно ищут такие формы работы по постановке спектаклей, в которых законы детской игры были бы определяющими.
Всё групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактические материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. В распорядке дня чуть ли не поминутно просчитано свободное от организованной деятельности личное время ребенка. Детям предоставлена возможность использовать в самостоятельной деятельности различные предметы, материалы и оборудование, обеспечен их выбор и доступность. В группах дети могут по желанию лепить, рисовать, рассматривать иллюстрации в книгах, устраивать спектакли.
Сходство с домашней обстановкой помогает легче адаптироваться к образовательному учреждению. Уголок уединения («маленькая хата») – то место, в котором можно побыть одному, полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки служат и как стены для индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т.е. создание «своего» личного пространства.
В «Теремке» уделяется особое внимание к экологическому воспитанию. Научить детей вести себя в соответствии с законами природы, чувствовать себя ее частью – одна из задач нашего коллектива. Уход за растениями и животными имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ. Казачата всегда с удовольствием участвуют в создании необходимых условий для жизни животных и растений: убирают в клетках, готовят корм, участвуют в посадке растений.
В работе по экологическому воспитанию осуществляется интегрированный подход, смысл которого заключается в том, что знания дети получают не только на специальных занятиях по экологии, но и во всех видах деятельности, а также на прогулках, экскурсиях, играх, в работе на экологической тропе, чтении художественной литературы, музыкальных занятиях, через рисование и лепку.
Одним из действенных методов экологического воспитания, нашедших широкое применение у педагогов детского сада, является поисковая деятельность. В предметно-развивающей среде в «Теремке» есть и такой уголок. Почему обратились к опытам по экологии? Прежде всего, они дают возможность получить новые сведения о том или ином предмете, понять суть многих явлений и процессов как живой, так и неживой природы, глубже анализировать и синтезировать наблюдаемое, что способствует развитию мышления. Можно перечислить целый ряд опытов, например с растениями, с дождевыми червями. А как любопытно наблюдать за физическими свойствами воды и тепла, почвы! Проведение опытов – познавательное занятие для ребят.
На территории детского сада оформлена экологическая тропа. С помощью родителей расширили уголок леса, определили место для растений поля, сада, огорода, уголков нетронутой природы, выделили место, где дети занимаются ручным трудом, изготавливают поделки из природного материала.
Создавая условия для гармоничного всестороннего развития ребенка, педагоги не забывают об эстетической направленности в организации пространства деятельности детей. В оформлении помещений соблюдается единый стиль, используются высокохудожественные произведения. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию малышей.
Перед коллективом была поставлена задача – сделать родителей своими единомышленниками, научить грамотно продолжать работу детского сада в домашних условиях, выработать привычку к здоровому образу жизни. С этой целью мы проводили анкетирование, социальные опросы – папы и мамы имели возможность высказать свои предложения по поводу воспитания детей. В результате возникла идея создания семейного клуба «Казачок». Здесь в спокойной обстановке, за чашкой чая обсуждаются проблемы, волнующие родителей. На эти встречи мы приглашаем педагогов из соседней школы, врачей, психологов, ветеранов станицы Терской.
Сегодня муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №40 «Теремок» – культурный центр станицы Терской. Внедрение национально-регионального компонента в построение предметно-развивающей среды дало свои результаты:
Творческий подход, неравнодушное отношение к делу взрослых помогают маленькому человеку всем сердцем воспринимать забытые национальные традиции, христианские заповеди и следовать им.
Время берет своё. Многие традиции забываются. Но отрадно, что самое сокровенное здесь оберегают. Оно живет в иконах в красном углу хаты, кресте на могиле, «смехотворинах» на свадьбах, пронзительной удали песен и во многом другом, о чём не скажешь. Это надо слышать и видеть…
Ваша корзина пуста