ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

А.Н. Лушпынина. Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

№5 2018 А.Н. Лушпынина. Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников
Полный текст

Дошкольный возраст играет огромную роль в формировании основ физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональной системы организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. В настоящее время на фоне экологического и социального неблагополучия отмечается ухудшение здоровья детей. Большинство выпускников детских садов приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения психофизического и социального здоровья.

Воспитывать и оздоравливать можно средствами физического воспитания. Но физическое воспитание – это не только занятия физкультурой – это целая система организации двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, лечебная гимнастика.

Утренняя гимнастика способствует подготовке организма к дневному бодрствованию, дисциплинирует, помогает выработать собранность, умение преодолевать лень. Важно уделять внимание формированию осанки, в этом возрасте она неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела. Нужны специальные тренировочные упражнения, которые способствуют формированию правильной ходьбы, развивают чувство равновесия, координацию движений. С этой целью используем ряд упражнений для формирования правильной осанки, включаем их в утреннюю гимнастику, в бодрящую гимнастику после сна, в индивидуальную работу с детьми. Приобретение правильной осанки – длительный процесс, поэтому ребенку необходимо показывать, что такое правильная осанка. Давать позитивные формулировки «иди прямо», «выше подбородок». Лучше всего играть в игры на развитие осанки – «Регулировщик», «Перешагни через веревочку», «Попрыгунчик – лягушонок» и т.д.

Проводим профилактику плоскостопия. Упражнения для исправления плоскостопия – это часть комплекса оздоровительной гимнастики:

1. Ходьба на носках, на наружных краях ног, ходьба по палке, катание мяча, обруча, приседание на гимнастической палке, катание мяча ступнями и пальцами ног и другие.

2. Для профилактики плоскостопия можно использовать любую «колючую» поверхность –
вплоть до резиновых ковриков, о которые мы вытираем ноги.

Все упражнения должны проходить в игровой форме. Игры, направленные на преодоление плоскостопия: «Парашютисты», «Спящий кот», «Бегущая скакалка», «Донеси, не урони» и т.д.

Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой является мощным фактором оздоровления детей. Мы используем ее на занятиях, при проведении подвижных игр, включаем в бодрящую гимнастику после сна. Упражнения хорошо запоминаются и выполняются. После «Пошмыгивания носом» в середине занятия, у детей повышается работоспособность и настроение. Полезно выполнять эти упражнения на свежем воздухе. В любом режимном моменте можно выполнить такие игровые упражнения, как «Ладошки», «Насос», «Кошка», Большой маятник» и т.д.

Закаливание – важный элемент здорового образа жизни. Дети, которых закаливают, меньше болеют. Закаливающие процедуры необходимо начинать, когда ребенок здоров, учитывать индивидуальную переносимость. Регулярные прогулки на свежем воздухе, солнечные и воздушные ванны, закаливание водой, походы, водные процедуры, бассейн имеют огромное значение для здоровья детей. Педагогов применяют также нетрадиционные методы закаливания, к которым можно отнести хождение босиком. Это хорошее средство укрепления сводов стопы и ее связок. Вначале дети ходят в носках в течение 4–5 дней, затем – босиком по 3–4 минуты, увеличивая время процедуры на 1 минуту и постепенно доводя до 15 минут. Используется контрастный метод закаливания, когда дети после дневного сна откидывают одеяло и выполняют в постели различные физические упражнения: потягивание всем телом, поднимание рук, ног и т.д. Затем в майках и трусах дети переходят в другое более теплое помещение в группу, где выполняются упражнения для профилактики плоскостопия, осанки, ходьба по ребристой доске босиком, ходьба по тропе «Здоровья», по мокрому песку, а также по нашитым на полотне пуговицам.

Пальчиковая гимнастика находит широкое применение в практической работе воспитателя. Она служит основой развития мелкой моторики. Упражнения проводятся утром, на занятиях и в вечерние часы. Игры подбираются с учетом возраста детей. Они должны быть доступны по содержанию и воспроизведению. Это когда пальчики выполняют различные действия в соответствии с текстом. Ребенок при этом не только развивается, но и получает удовольствие. С детьми можно проводить такие упражнения, как катание массажного мячика, деревянных палочек между ладошками, шариков, собирать пирамидки, пуговицы, перекладывать бусинки, пластмассовые пробки, фасоль горох и т.д.

Массаж кисти, пальчиков влияет на поддержание здоровья детей, способствует укреплению иммунной системы, благотворно действует на эмоциональное состояние ребенка.

В группе мы организовали выносные центры, где разместили книги про здоровье, энциклопедии, таблицы «Правильная осанка», «Чистим зубы правильно», «Части человеческого тела»; дидактические игры: «Полезная и вредная еда», «Опасно – не опасно», «Путешествие в страну Здоровья» и т.д. Все эти игры учат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепят культурно – гигиенические навыки, заставят задумываться о здоровье.

В работе с детьми были разработаны и реализованы педагогические проекты «Растем здоровыми», «Народные подвижные игры», «Будьте здоровы». Все мероприятия, включенные в эти проекты, стимулируют детей к здоровому образу жизни, формируют активное отношение к окружающему миру.

Подвижные и спортивные игры проводятся как на занятиях, так и на прогулке. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем проведения. Мы уделяем огромное внимание подвижным играм, ведь гораздо интереснее поиграть, чем просто выполнять упражнения. Важно научить родителей играть с детьми, пополнить их знания разнообразными совместными играми, показать, что любое движение можно сделать интересным, полезным для здоровья. Часто проводятся подвижные игры с правилами, где по сигналу воспитателя дети должны быстро изменить игровые действия, например, в игре «Ручейки и озёра». Такая активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребёнка, совершен­ствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения.

В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, досуги, дни здоровья, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей, которые способствуют оздоровлению организма дошкольников. Совместные прогулки на природе не только расширяют кругозор ребенка, но и дают оздоровительный эффект, получаемый в результате воздействия природных факторов: солнца, воздуха и разнообразной двигательной деятельности.

Для сохранения здоровья ребенка, важно объединить усилия родителей и педагогов, создать условия для приобщения детей к традиционным ценностям здорового образа жизни, формирование привычки заботиться о своем здоровье. Кроме того, соблюдение правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Работая с детьми, важно помнить и соблюдать «заповедь», трудное надо сделать привычным, а привычное – легким и приятным.

Список литературы

1. Лазарева Н.Н. Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребёнка: Методические рекомендации для работников ДОУ. – Тольятти, 2004.

2. Подольская Е.И. Комплексы лечебной гимнастики для детей 3–7 лет. – Волгоград: Учитель, 2012.

3. Доскин В.А. Растем здоровыми. – М.: Просвещение, 2002.

4. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. –
СПб.: Детство-Пресс, 2013.

5. Яковлева Т.С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. – М.: Школьная Пресса, 2006.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.