ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Артур Хаустов: «Для развития инклюзии необходимы три компонента: мотивация организации, командная работа и компетентность специалистов»

№19 2019 Артур Хаустов: «Для развития инклюзии необходимы три компонента: мотивация организации, командная работа и компетентность специалистов»
Аннотация

В октябре 2019 года в Москве состоялась V Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: непрерывность и преем­ственность» – главное событие в Российской Федерации по трансляции опыта в области инклюзивного образования. Курс на инклюзию взят в 2012 году, когда была ратифицирована конвенция о правах детей-инвалидов. В этой связи со стороны государства было принято несколько законов, предпринято много усилий в области продвижения инклюзивного образования. Конференция нацелена на то, чтобы продолжать эту линию и обеспечивать дальнейшее развитие системы помощи именно в сфере инклюзивного образования в России.

О вопросах инклюзии мы побеседовали с Артуром Валерьевичем Хаустовым, кандидатом педагогических наук, директором Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстрой­ствами аутистического спектра ФГБОУ ВО МГППУ; главным редактором журнала «Аутизм и нарушения развития».

Полный текст

Как вы в целом оцениваете состояние инклюзивного образования у нас
в стране?

– Активно инклюзивное образование начало развиваться после 2012 года, что связано
с ратификацией Конвенции о правах инвалидов и принятием нового закона об образовании, но оно существовало и раньше.

В России есть школы, которые накопили более чем 25-летний опыт инклюзивного образования. Однако стоит отметить, что это фрагментарный, точечный опыт отдельных организаций, которые могут считаться экспертными, их немного. Мне известно определенное количество общеобразовательных организаций, которые сейчас пытаются начать работать с детьми с проблемами в развитии. Они это делают с энтузиазмом, активно пытаются решать все острые вопросы, но система обучения у них пока не выстроена. Таким образом, говоря в целом о развитии инклюзивного образования, можно сказать, что оно начало развиваться, хорошо развито в немногих организациях, многие только начали эту работу, и большинство совсем не имеют представления, каким образом это делать.

Тем не менее, любая образовательная организация должна принимать детей с проблемами в развитии, готовы ли они к этому?

– Действительно, согласно закону об образовании, родитель может выбрать любую организацию для ребенка, где его должны качественно воспитывать и обучать. На практике такая постановка вопроса вызывает значительные трудности. У воспитателя есть образование, и он хорошо знает, как работать с нормально развивающимися детьми. Вдруг к нему приходит ребенок, например, с расстройствами аутистического спектра, у которого ярко выраженное дезадаптивное поведение. Он совершенно не слушает, что говорит ему воспитатель, не контактирует со сверстниками, сопротивляется включению в группу. У воспитателей возникает большое количество вопросов – что делать?

На самом деле хорошо понятно, что делать, но это понятно только экспертам и специалистам. Нужно осторожно, постепенно, аккуратно включать ребенка в общеобразовательную среду. Начинать надо не сразу, как это принято с нормально развивающимися детьми, которые 1 сентября приходят в детский сад, и мама оставляет их сразу там на несколько часов. Включение ребенка с аутизмом в детский садик без предварительной подготовки может обернуться для него и для самой образовательной организации большими трудностями, которые преодолеть в дальнейшем будет очень сложно, если на старте не проведена необходимая работа.

Воспитатель имеет общую подготовку и не знает, с какими проблемами придет ребенок. Как должна работать эта система?

– Ни воспитатель, ни любой другой специалист не может быть универсальным солдатом, готовым к работе абсолютно со всеми детьми, и тем более, если в группу приходят дети с разными трудностями. Нужны профильные специалисты. Первое, что важно, если в группе появился ребенок с особенностями, например, с аутизмом, – обучить воспитателя хотя бы на краткосрочных недельных или двухнедельных курсах повышения квалификации, чтобы он получил первоначальные знания и представлял, что такое аутизм или другая проблема. Важно обучить и других специалистов, которые работают в детском саду, причем не с 1 сентября, а заранее.

Такое краткосрочное обучение позволит воспитателю получить какие-то азы работы с детьми с ОВЗ. Безусловно, он еще не будет профессионалом, но в инклюзивном детском саду должна работать команда психолого-педагогического сопровождения – это и психолог, и дефектолог, и логопед, которые всегда готовы помочь. Профильные специалисты должны владеть тематикой и специализироваться в этой области. Соответственно, им также необходимо обучение. Система помощи и включения ребенка в значительной степени должна курироваться специалистами сопро­во­ждения. Ответственность между воспитателем и специалистом должна быть четко разделена, с другой стороны – команда должна работать вместе. Не только воспитатель должен оказывать помощь ребенку, но и вся команда специалистов. У воспитателя и специалистов детского сада должна быть возможность обратиться в региональные ресурсные центры и получить необходимую консультацию. Специалисты ресурсных центров могут выезжать на место и показывать, как взаимодействовать с этим ребенком, как его включить в групповую работу, как написать для него программу. Именно над этой системой ресурсной поддержки и работает сейчас Федеральный ресурсный центр по сопровождению детей с аутизмом.

Не проще ли в таком случае вернуться к специализированным центрам, чтобы ребенок со сложностями в развитии сразу обращался к специалистам и получал квалифицированную помощь?

– На мой взгляд, у родителей должен быть выбор – отвести ребенка в группы так называемой комбинированной направленности, как раз инклюзивные, либо выбирать коррекционные группы, компенсирующей направленности. Родители должны осознанно подойти к этому выбору. С одной стороны, есть нормативная база, согласно которой все образовательные организации обязаны оказать качественную помощь детям с ОВЗ, но с другой стороны, мы понимаем, что, например, в группах для детей с общим недоразвитием речи специалисты могут оказать более квалифицированную помощь, чем в группах комбинированной направленности в общеобразовательном детском саду.

Полностью интервью с Артуром Хаустовым читайте в журнале «Современное дошкольное образование», №6/2019

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.