ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Белоусова З.В., Краснопёрова Л.А. Вовлекаем в фенологические наблюдения родителей в сельском ДОУ

Полный текст

Белоусова Зоя Владимировна – заведующая МБДОУ «Ныргындинский детский сад» (д. Ныргынд, Удмуртская Республика).

Краснопёрова Людмила Александровна – ИРЦ ДО «СПК», автор программы для старших дошкольников «Я в Сарапуле живу» (Сарапул, Удмуртская Республика)

Детско-родительские повседневные (фенологические) наблюдения как современный способ обучения в естественной среде по Л. Свирской

В практике некоторые молодые родители сельского ДОУ постоянно сетуют, что нет времени заниматься с детьми. Потому, что всё время занимают профессия, работа по дому, по огороду и уход за скотиной. Время остаётся только на уход за детьми, а вот занимаются с ними пусть воспитатели. Если такие родители вдруг собрались пообщаться с ребёнком, то возникает проблема – о чём и как поговорить со своим малышом. А проблема решается просто. Надо изменить точку зрения на неё. В своё время ещё Иоганн Песталоцци писал, что «семья учит жизни при помощи «живого», жизненного, а не придуманного, суррогатного дела. А слово, «падая на распаханную жизнью почву» производит совершенно иное впечатление, чем слово из уст воспитателя».

Всё время, которое родители находятся с ребёнком в одном пространстве – в автомобиле, на кухне, в бане, в поле, может быть наполнено наблюдениями и открытиями «необычного в обычном». По Л. Свирской, это  очень современный способ обучения и развития ребёнка – обучение в естественной среде».

По Википедии, фенологические наблюдения – это повседневные наблюдения с ребёнком за сезонными изменениями в жизни растений и животных.

Как правило, взрослый открыл в жизни уже многое и перестал об этом задумываться. А дошкольник – всё детство первооткрыватель. Ребёнку интересно, почему лужайка с одуванчиками то жёлтая, то зелёная? И не надо специального занятия. Можно каждый раз, проходя мимо лужайки, подмечать её цвет. И станет понятно, что одуванчики всегда открыты солнцу. А если на небе тучи или солнце клонится к закату, цветок закрывается и лужок становится зелёным.

Вместе с ребёнком можно убедиться, что самые лучшие предсказатели погоды – животные. Так, воробьи к непогоде вялые, а к потеплению – радостно чирикают. Ласточки летают над землёй – к дождю, высоко в небе – к ясной погоде. Интересно и очень просто научить ребёнка различать среди птиц самца и самочку. Снегири не все красногрудые. У самочки оперение на грудке серенькое. Селезень наряднее уточки. Чёрное с зеленоватым отливом оперение на голове заканчивается яркой белой полоской на шее. И на хвосте пёрышки закручены колечком. А уточка вся серенькая и хвостик у неё прямой.

Американский психолог Джон Дьюи более века назад доказывал, что «ребёнок прочно усваивает лишь то, что познается через его самостоятельность и требует определенных познавательных и практических усилий».

Некоторые наблюдения можно сделать и запомнить, только работая вместе с ребёнком на земле. Например, в старые времена все знали, что если появился на земле жук кровяная точка – земля прогрелась, можно сеять гречу. А если зацвела калина, то заморозков больше не будет и можно высаживать огурцы, кабачки, тыкву и сеять чёрную редьку на зимнее хранение. И рассказывать об этом бесполезно. Это ребёнок поймёт и запомнит, если он постоянно вместе с родителями, когда они работают на земле.

«Смотреть» и «видеть» – не одно и то же. И если родители откроют детскому восприятию эту разницу, то деревенский ребёнок научится узнавать мир не по картинкам в книжках. Он на всю жизнь сохранит интерес к живой природе. В нашей практике накопились советы родителям. Наблюдайте природу вместе с детьми. Открывайте им известные вам тайны. Учитесь у своих детей удивляться новому и неизвестному вокруг. И учите ребёнка видеть, как мудро устроена, и как беззащитна природа перед человеком.
Чтобы сберечь природу, надо её понимать!

Литература

  1. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М. 2007.
  2. Михайлова-Свирская Л.В. Работа с родителями. – М., 2017.
  3. Энциклопедия педагогических ситуаций / Под.ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.