Беляева Светлана Георгиевна – воспитатель МБДОУ детский сад №14 (Сарапул, Удмуртская Республика, Россия)
В данной статье рассматривается одна из современных форм вовлечения родителей в образовательную деятельность детского сада, которая является успешной для реализации основной образовательной программы дошкольного образования. В статье описывается опыт работы МБДОУ д/с №14 города Сарапула Удмуртской республики по применению в средней группе дистанционных образовательных технологий как одной из эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников в период коронавирусной инфекции – COVID-19.
Ключевые слова: взаимодействие, педагоги, родители, открытость дошкольного образования, мастер-класс. онлайн-марафон.
Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье.
В.А. Сухомлинский
В условиях COVID-19 и эпидемиологической ситуации изменилось многое: жить и работать приходится по-новому. Сегодня не осталось ни одной сферы деятельности, которую бы ни коснулись изменения. Образование не осталось в стороне. Оно вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса. Перестраиваться пришлось и дошкольной системе образования. Меняется позиция детского сада в работе с семьей, возникает необходимость активного включения родителей в жизнь ДОУ. Новые требования к сотрудничеству ДОУ и семьи разработаны в новой инновационной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.
В сложившихся условиях, в связи с COVID-19 и новыми требованиями СанПиН деятельность педагога переформатировалась, родители не могут посещать утренники, праздники, мастер-классы, занятия и другие проводимые совместные мероприятия в детском саду. Перед нами встал вопрос: «Как заинтересовать родителей в совместной работе?» Одним из путей решения данного вопроса является поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников, который бы позволил:
Педагоги пришли к выводу, что данным условиям отвечает такой формат работы, как применение дистанционных технологий в работе с родителями – это проведение онлайн-марафонов, онлайн-мастер-классов, общение через социальные сети – группу WhatsApp.
Перед собой педагоги поставили цель: повышение качества образовательного процесса посредством организации совместной творческой деятельности родителей, детей, воспитателей.
Задачи:
Предполагаемый результат:
Общаясь через социальные сети (группа WhatsApp), педагоги рассказывают родителям, чем занимались дети сегодня, что нового узнали. Родители в свою очередь общаются, рассматривают, обсуждают с детьми полученный материал. Те, кто по болезни не посещает детский сад, также имеет возможность самостоятельно дома разучить стихотворение или нарисовать рисунок, вылепить поделку, чтоб ребенок видел, чем занимались сегодня дети в группе, принимал активное участие, делился своими успехами через социальные сети. Родитель может задать интересующий вопрос воспитателю и получить на него ответ. Воспитатель информирует родителей о предстоящих событиях: праздниках, конкурсах, акциях. Родители и педагоги обмениваются фото-, видеоматериалами, родители рассматривают их с детьми, совместно обсуждают, решают задачки, делают такие же рисунки, поделки. Поздравляем детей электронной открыткой с днём рождения.
Общение через группу WhatsApp значительно расширяет возможности для эффективного общения с родителями, способствует созданию открытости дошкольного образования для взаимодействия между педагогами и родителями. Считаем, что такая форма работы с родителями помогает построить доверительные и партнерские отношения в системе «педагог Ц родитель – ребенок», расширяет возможности семьи для получения качественного образования.
Чтобы вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ, нами проводятся онлайн-марафоны и онлайн-мастер-классы с детьми и родителями. Участником может стать любой желающий. В мастер-классах и онлайн-марафонах за учебный год приняли участие фактически все семьи воспитанников группы.
Чтобы мероприятия прошли с успехом и стали обучающими для родителей, был разработали определенный алгоритм подготовки к онлайн-марафону и мастер-классу:
В нашей группе прошли такие онлайн-марафоны:
Мастер-классы:
Уникальность мастер-классов заключается в нетрадиционных социальных ролях «родитель – ребенок», «воспитатель – ребенок», путем создания равных условий для совместной творческой деятельности. Такие совместные мероприятия позволяют повысить уровень педагогической культуры родителей.
Мастер-классы проводятся как воспитателями, так и родителями. Родители, принимая участие в мастер-классе, выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками в образовательной деятельности, совместно с педагогом они осваивают определенные формы обучения. Мастер-класс дает ребенку возможность почувствовать себя на равных с родителями, а те вместе с ребенком могут получить новые знания, освоить новые технологии, и совместное творчество доставляет им несравнимую радость.
Таким образом, мастер-классы и онлайн-марафоны являются действенным средством обеспечения связи и единства в работе детского сада и семьи. Было очень приятно слышать слова благодарности от участников мастер-класса и желание поучаствовать ещё. Родители активно откликнулись на эти формы работы стали сами предлагать темы для мастер-классов и онлайн-марафонов.
Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает:
– 76% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса ДОУ.
– 100% семей принимают активное участие в организации онлайн-марафонов.
– 96% семей приняли участие в мастер классах.
– 100% родителей пользуются группами в WhatsApp и ВК.
По результатам анкетирования родителей «Применение дистанционных технологий в период COVID-19, проведенного с целью определения удовлетворенности способом взаимодействия педагогов, детей и родителей, выяснилось, что 100% родителей довольны применяемыми формами работы. Родители имеют возможность участвовать в жизни группы, видеть, чем занимаются их дети и в онлайн-формате увидеть праздник или открытое занятие, которое выкладывается в группу ВК.
Таким образом, характер педагогического сотрудничества ДОУ с семьей соответствует требованиям ФГОС ДО и строится по принципу сотрудничества, является перспективным и эффективным видом взаимодействия с семьями воспитанников.
Мастер-классы от воспитателей
Мастер-классы от родителей
Онлайн-марафоны
Ваша корзина пуста