ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Березенцева Е.А., Бобунова Е.А. Нейрокоррекция и сенсорная интеграция в дошкольном возрасте

Полный текст

Березенцева Елена Анатольевна, Бобунова Елена Александровна – МБОУ Барвихинская СОШ дошкольное отделение детский сад №31 (г.Одинцово, Московская область, Россия), OGImm11@yandex.ru

В статье рассматриваются важные проблемы взаимодействия работы ВНД с рецепторами органов чувств. Описывается способность нервной системы продуктивно объединять информацию, поступающую от разных каналов восприятия. От такого, насколько развита данная способность во многом зависит успешность деятельности человека в целом. Поэтому ее важно развивать при помощи специальных занятий по нейрокоррекции и сенсорной интеграции.

Ключевые слова: высшая нервная деятельность (ВНД), нейрокоррекция, методы коррекции, сенсорная интеграция.

Каждый человек уникален. Дети – это не только «цветы жизни», они – наше будущее. Поэтому большое количество родителей (лиц, их заменяющих), учителей и специалистов заинтересованы в полноценном развитии и становлении подрастающего поколения.

Пандемия привела к крупнейшему в истории сбою в функционировании систем образования, от которого пострадало огромное количество людей. В период с марта по июнь 2020 года были закрыты детские сады, школы и другие образовательные учреждения в России и за ее пределами [1].

Сегодня, в постпандемический период, происходит активная реабилитация практически во всех сферах жизни, особенно в системе образования.

Люди, долгое время находившиеся в самоизоляции, начали активно посещать с детьми (как показывает практика, чаще, чем старшие дошкольники и младшие школьники) различные развивающие центры и организации, связанные с сенсорными расстройствами.

Дисфункция сенсорной системы может быть тактильной, вестибулярной, проприоцептивной, слуховой, зрительной и т.д.

Давайте посмотрим, что такое «сенсорная интеграция» и «нейрокоррекция». Зачем и кому они нужны?

Сенсорная интеграция – это способность синтезировать, систематизировать и обрабатывать сенсорную информацию, получаемую от нашего тела и окружающей среды [2].

Теория сенсорной интеграции – это неврологический процесс, который организует чувства, исходящие от нашего тела и окружающей среды, чтобы мы могли эффективно использовать наше тело во взаимодействии с окружающей средой. Мозг использует этот процесс в повседневной жизни.

Сенсорная интеграция создает осмысленные и целенаправленные реакции на сенсорные переживания. Эта способность синтезирует, систематизирует и обрабатывает сенсорную информацию, получаемую от тела и окружающей среды.

Обеспечивая сенсомоторное развитие, развивая мозг с помощью осмысленной сенсомоторной активности, реализуется обучение. Для сенсомоторного развития человек должен находиться в контакте с окружающей средой. Значительная сенсомоторная активность важна в терапии сенсорной интеграции, поскольку правильное общение формирует развитие мозга и обеспечивает пластичность, способность нервной системы продуктивно объединять информацию, поступающую из разных каналов восприятия. Успех деятельности человека в целом во многом зависит от того, насколько развита эта способность. Поэтому очень важно развивать его с помощью специальных занятий по сенсорной интеграции.

Условно сенсорная интеграция «заставляет» мозг быстрее воспринимать информацию от рецепторов (и реагировать на нее), соответственно, ускоряются процессы воспроизведения различных функций.

Впервые возможности сенсорной интеграции были описаны американским педагогом-психологом Энн Джин Айрес. Она представила разработанные методы, основанные на сенсорно-интегративном подходе, в 1963 году в Университете Южной Калифорнии в рамках своей диссертации по педагогической психологии. С 1976 года Айрес занимается исключительно практикой своей работы в области сенсомоторного развития, с помощью которой она оказывала помощь детям с различными сенсорными нарушениями. Сегодня этот метод используется во всех странах мира и помогает детям преодолеть двигательную неловкость и восстановить «рецепторно-рефлекторный» баланс.

Ежедневно каждый человек на планете пользуется анатомо-физиологической системой своего организма, в т.ч. органами чувств – слухом, зрением, вкусом, обонянием, осязанием и вестибулярным аппаратом. Важно отметить, что каждое действие сначала обрабатывается мозгом, далее сигнал передается в нервную систему, которая отвечает за выполнение простых и сложных рефлексов. Разумеется, все эти процессы можно контролировать и необходимо развивать.

Сенсорная интеграция – это, прежде всего, работа с мозговыми функциями, поэтому чаще всего занятия с использованием сенсорно-интегративных методик. Важно, что использование сенсорной интеграции не принуждает ребенка к труднореализуемым действиям, напротив, использование игровой механики увлекает и заинтересовывает, просто влияет на те же области головного мозга, которые отвечают и за трудные для конкретного ребенка действия.

Симптомы дисфункции сенсорной интеграции чаще всего проявляются в эмоциональной лабильности, поведенческих факторах, двигательной функции, задержке развития речи, что в дальнейшем приводит к проблемам в учебной деятельности, социальной адаптации, концентрации внимания и формированию самоконтроля.

Дисфункция сенсорной интеграции, как правило, встречается комплексная, т.е. когда нарушения проявляются в работе нескольких органов чувств. Однако бывает и узконаправленная дисфункция. На что стоит обратить внимание и как проявляются нарушения сенсорной интеграции?

Со стороны слуховой функции: боязнь громких звуков и шума, непереносимость некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные реакции на пение / голос, невосприимчивость обращений, растерянность в людных и общественных местах.

Со стороны зрительной системы: светобоязнь (предпочтение к полумраку и темноте), напряжение при рассматривании предметов, неуклюжесть при спусках и подъемах (например, на ступеньках), не смотрят в глаза собеседнику.

Со стороны осязательной функции: воздержание от игр с пластилином, тестом, красками, мелкими предметами, снижение болевой и температурной чувствительности, не терпят прикосновений к себе. Проявляется негативная реакция на некоторые виды ткани / одежды, не любят ходить босиком.

Со стороны вестибулярного аппарата: неуклюжесть и неловкость движений, неустойчивость, негативные проявления к активным играм, детским площадкам и спорту, мышечный тонус, проблемы с концентрацией внимания и координацией, излишняя тревожность.

Со стороны вкусовой и обонятельной систем: чувствительность к пище (отказ от некоторых видов продуктов), снижение вкусовых рецепторов, негативная реакция на запахи, плохая чувствительность к запахам.

Сенсорная интеграция и речь имеют очень тесную связь. Дисфункция сенсорной интеграции – одна из частых причин ЗРР (задержки речевого развития), именно поэтому детям, у которых наблюдаются речевые трудности, рекомендованы занятия с использованием сенсорно-интегративных методик.

Для запуска речи лучше использовать игры, направленные на развитие мелкой моторики: бизиборды, «сухие» бассейны, игры с крупами, песком и т.д. В залах для занятий сенсорной интеграцией создаются все условия для максимального погружения ребенка в увлекательную игровую среду. Считается, что сенсорная интеграция – один из самых эффективных способов для скорейшего запуска речи.

При СДВГ, РАС, ДЦП и аутизме комплексные занятия с сенсорной интеграцией необходимы в 100% случаев, т.к. они являются одним из эффективных методом для развития высших психических функций детей с нарушениями мозговой деятельности и повреждениями коры головного мозга. Для каждого ребенка программа по сенсорной интеграции разрабатывается индивидуально, учитывая способности и особенности конкретного малыша.

Стоит отметить, что сенсорные нарушения встречаются у 20% среди всех детей дошкольного возраста и требуют активного внедрения в жизнь ребенка сенсорной интеграции.

Сенсомоторная интеграция – это обязательный этап психического развития каждого ребенка. Формирование сенсомоторной интеграции начинается еще во внутриутробном периоде жизни на основе трех базисных систем: вестибулярной, проприоцептивной и тактильной. Для этого используется нейропсихокоррекция.

Нейрокоррекция – комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.

Нейрокоррекионные занятия помогают детям развиваться правильно:

  • детям с различными нарушениями поведенческих реакций (капризы, агрессия, импульсивность, чрезмерная застенчивость и т.д.);
  • детям с задержкой речевого развития – заговорить;
  • помогает ребенку справится с тем, что ему до сих пор давалось тяжело (будь то рисование, игра в мяч или чтение и письмо);
  • готовит детей к школе, учит усидчивости, внимательности, развивает когнитивную сферу.

Нейрокоррекция включает в себя:

  • Двигательную коррекцию. Работа с телом, движениями и координацией. Обеспечивает физическую нагрузку, укрепляет мышцы, активизирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы. В некоторых случаях улучшает речь.
  • Развитие и тренировку высших психических функций. Память, мышление, речь, внимание. Развитие произвольности (то есть естественности) всех этих процессов.
  • Сенсомоторную коррекцию. Развитие различных видов восприятия сигналов из внешнего мира. Если что-то пошло не так, мозг «читает» эти сигналы с ошибками. Тогда прикосновения одежды становятся невыносимыми, свет – слишком ярким, появляется боязнь воды или темноты.
  • Развитие управляющих функций. То, что помогает ребёнку познавать мир: действовать по алгоритмам, планировать, переключаться с одного действия на другое, анализировать и исправлять ошибки, запоминать.
  • Развитие пространственно-временных представлений разных уровней: от физического (верх-низ, право-лево) до лингвистического (пространство в речи).
  • Мозжечковую стимуляцию. Направлена на улучшение координации движений, устной и письменной речи, комплексную коррекцию нарушений чтения, письма и счета, на улучшение всех видов памяти.
  • Автоматизацию процессов, которые необходимы для успешного воспитания и обучения.

Индивидуальный подбор упражнений, использование разнообразных игровых техник, творческий подход способны дать хороший результат.

Сенсорная интеграция для детей признана во всем мире и считается самым эффективным методом развития мозговых функций. С каждым годом сенсорная интеграция набирает всю большую популярность в развитых странах в связи с ярко выраженной положительной динамикой занимающихся по данной методике детей.

На сегодняшний день сенсорная интеграция и нейрокоррекция – это активно продвигаемые направления психокоррекции различных видов нарушений у детей. Разные специалисты из области психологии, логопедии и дефектологии стараются использовать сенсорно-интегративный подход на своих занятиях.

Список литературы

  1. Березенцева Е.А. Вирус перемен: оптимизация системы образования/ Е.А.Березенцева, Е.А.Бобунова// Современное дошкольное образование – 2021. – №9 [Электронный ресурс]. URL https://sdo-journal.ru/journalpril/berezenceva-ea-bobunova-ea-virus-peremen-optimizaciya-sistemy-obrazovaniya.html
  2. https://www.rommer.com.tr/ru/
  3. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002. – 232 с.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.