Безукладова Екатерина Геннадьевна – магистр, учитель истории и обществознания,
МБОУ «Гирьяльская ООШ», Оренбургская область
Актуальность. Возрастные особенности восприятия и мышления позволяют ребенку из наблюдателя окружающего мира стать его участником, с легкостью усваивать разностороннюю информацию и анализировать ее, в том числе слова-паразиты, неправильные обороты речи, нецензурную речь. Поэтому развитие культуры речи становится более актуальной проблемой в современном обществе не только в системе школы, но и на этапе дошкольного образования.
Обзор методов. Формирование культуры речи детей опирается на методы и средства, позволяющие обеспечить полноценное приобретение и формирование у детей речевых навыков и умений. К традиционным методам, используемым в образовательном процессе, относятся наглядные, практические, словесные. Нетрадиционные методы, используемые в образовательном процессе: ТРИЗ, метод моделирования, проектный метод.
Применяемые методы. Диагностическое исследование показало, что сформированная речь детей в большей степени недостаточно развита, что позволило нам создать комплекс мероприятий по формированию культуры речи старших дошкольников, которые позволят перевести речевое развитие детей на более высокий уровень. В данный комплекс вошло: модернизация предметно-развивающей среды, проблемно-игровые ситуации, использование произведений художественной литературы, театрализованная деятельность и работа с родителями. Модернизация предметно-развивающей среды играет огромную роль в развитии культуры речи детей, поскольку обеспечивает непосредственное и мотивированное общение между собой. Проблемно-игровые ситуации побуждают детей к связному выражению мыслей, развитию звуковой культуры речи, формированию грамматического строя речи, обогащению словаря, развитию связной речи. Театрализованная деятельность учит внимательно слушать, понимать и запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в произведении, проговаривать текст четко и правильно. Но процесс формирования культуры речи детей не может быть полноценным без участия родителей, потому что прежде всего они заинтересованы в развитии своих детей и предпочтительнее выстраивать взаимоотношения с ними через это осознание.
Ключевые слова: ребенок, развитие, культура речи, методы, речевая среда, связная речь, комплекс мероприятий.
Речь в жизни человека играет огромную и важную роль, она является не только средством общения людей, но и средством передачи накопленного опыта от поколения к поколению. Человек овладевает речью еще в раннем детстве, воспринимая ее от родителей и близких людей, и совершенствует в течении всей жизни. Человек, не задумываясь, пользуется сложнейшими механизмами речи, овладевая ими практически, а по мере взросления способен целенаправленно и осознанно управлять этими механизмами.
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом активного усвоения разговорной речи, становления и развития всех ее сторон. В данный период у детей формируются умения различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ, синтаксически правильно строить предложения, происходит обогащение речи грамматическими формами, а также появляется морфологическое оформление слов. Полноценное овладение родным языком также подразумевает под собой умственное, эстетическое и нравственное воспитание детей.
Речь детей дошкольного возраста своеобразна. Возрастные особенности восприятия и мышления позволяют ребенку из наблюдателя окружающего мира стать его участником, с легкостью усваивать разностороннюю информацию и анализировать ее. В речи последовательно развиваются синтаксический и грамматический строй, морфологическое оформление и звуковой состав слов. Дети, подобно губке, «впитывают» в себя всё, что видят и слышат в окружающей обстановке. Поэтому развитие культуры речи становится более актуальной проблемой в современном обществе не только в системе школы, но и на этапе дошкольного образования. В связи с этим происходит совершенствование процессов обучения и воспитания в детском саду с использованием как традиционных, так и нетрадиционных методов. Именно специально организованные педагогом занятия по развитию речи призваны привнести в речевое развитие детей такие качества, которые в обычных условиях развиваются слабо.
Если рассматривать развитие речи у дошкольников как проблему, то нужно рассматривать ее комплексно, потому что необходимо опираться на научные достижения не только физиологии, психологии, педагогики, лингвистики, социологии, но и других смежных наук. Такие отечественные психологи, как А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и другие изучали закономерности речевого развития детей дошкольного возраста. Вопросами, связанными с изучением путей развития речи детей и формирования у них правильной связной речи, занимались такие ученые, как Л.А. Венгер, М.И. Лисина, Е.А. Смирнова, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова. В последнее двадцатилетие в России также занимаются изучением речи детей М.М. Конина, Н.И. Лепская, Э.П. Короткова, В.А. Петровский, Е.И. Радина и многие другие.
В современном дошкольном образовании действует Федеральный государственный образовательный стандарт, где четко прописаны задачи по речевому развитию детей дошкольного возраста, включающие в себя: развитие связной речи ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность; обучение ребенка способам овладения родным языком в процессе углубления и расширения знаний об окружающем; развитие у детей потребности в общении как условия успешной деятельности. Новые подходы к организации педагогической работы позволили изменить характер взаимодействия воспитателя и детей.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий по формированию культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОО.
Задачи исследования:
А что такое «культура»? Ю.В. Рождественский в «Словаре терминов» дает такое определение: «Культура – деятельность, служащая обеспечением устойчиво-продуктивной жизни общества за счет отбора, систематизации, хранения, изучения и организации использования правил и прецедентов деятельности» (Рождественский, 2002).
Культура речи – это умение правильно, в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами (Богуш, 2011; Бороздина, 2018). Данный термин многозначен. Его понимание прежде всего – это соблюдение языковых норм, коммуникативных качеств речи (правильность, чистота, богатство, логичность, уместность, доступность и выразительность), а также изучение речи, то есть текстов (высказываний) и их оценку со стороны культуры. Таким образом, культура речи рассматривается как часть культуры общения и культуры в целом (Алексеева, 2000, Богуш, 2011). Мы говорим о том, что культура речи является частью общей культуры, потому что она обладает теми же свойствами, признаками и подчиняется законам культуры. Однако, будучи частью целой культуры, культура речи имеет свои особенности – это область знаний и свой предмет (Немов, 2008).
Понятие «культуры речи» изучается в трех основных аспектах: нормативный, который предполагает соблюдение норм литературного языка и воспринимается его носителями как образец; коммуникативный – предполагает соблюдение не только языковых норм, но и выбор, и употребление языковых средств, соответствующих коммуникативным задачам; этический – это соблюдение этических норм поведения, которые существуют в любом обществе (Богуш, 2011; Лысакова, 2017).
В формировании культуры речи старших дошкольников необходимо учитывать восприятие, воображение, мышление и память, которые позволяют ребенку из наблюдателя окружающего мира стать его полноценным участником (Асмолов, 2019).
По данным Л.А. Венгера и В.С. Мухиной, старшие дошкольники, имеют достаточно развитую в грамматическом отношении речь, пытаются рассказывать окружающим слушателям так, чтобы им было понятно то, о чем они хотят поведать (Мухина, 2006). Для того чтобы было более понятно их высказывание, дети стараются передать свое эмоциональное отношение.
При благоприятной речевой среде усвоение грамматического строя ведет к обогащению лексического словаря, который достигает 3–4 тысяч слов, за счет «придуманных» ими слов («красавлюсъ», «намакаронился», «мазелин»), а уточнение смыслового содержания слов еще только набирает силу. Ребенок способен различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове, последовательность и количество звуков, что необходимо для освоения письма и чтения. В этом возрасте ребенок проявляет интерес к звукам речи и буквам.
Развивается связная речь. Дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Они способны осваивать разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (Алексеева, 2000).
Формирование культуры речи детей опирается на методы и средства, позволяющие обеспечить полноценное приобретение и формирование у детей речевых навыков и умений. К традиционным методам, используемым в образовательном процессе, относят: наглядные, практические, словесные (Ворошнина, 2019).
Наглядные методы позволяют усваивать учебный материал с использованием наглядного пособия, ими могут быть: разнообразные сюжетные картинки; картинки, изображающие «Одежду», «Домашних животных», «Овощи» и т.д; процесс наблюдения за ростом лука; рассматривание всевозможных картин или обучающих мультфильмов («Доктор Паровозов»).
Практические методы наблюдаются при выполнении упражнений на произношение слогов или слов; проведении различных опытов с водой или песком с четким проговариванием новых слов и понятий.
Применение словесных методов можно наблюдать при выполнении, например, таких игр, как: «Скажи, что ты видишь вокруг?» или исправление речевых ошибок, разнообразные беседы по темам и в разных режимных моментах (Арушанова, 2002).
К нетрадиционным методам относятся: ТРИЗ, моделирование, проектная деятельность, позволяющие сделать образовательный процесс более познавательным, ярким и интересным.
ТРИЗ: «Кто делает так же?», «Сравни разных зверят», «Хорошо – плохо», «Вертолина», «Круги Луллия» (Радзевич, 2011).
Метод моделирования: использование модели геометрических фигур в рассказе по сказке «Колобок», игра «Светофор» – фонетика; «Переезжаем на новую квартиру» – лексика; «Живые слова» – грамматика; «Найди картинке место» – связная речь (Полянская, 2009).
Проектный метод хорошо используется для придумывания совместно с детьми новых игр – «Части тела человека», «Что растет в огороде» или утренника (Левшина, 2014).
Анализ научной литературы позволил нам определить основные направления опытно-экспериментальной работы, задачами которой были:
При анализе полученных результатов диагностики выяснилось, что детей с высоким уровнем сформированности культуры речи 20%. Это дети, которые самостоятельно справились со всеми предложенными заданиями в полном объеме без видимых задержек, способны обобщать и делать выводы. Средний уровень показали 60% детей, их сформированная культура речи представляет норму развития. Они с легкостью справлялись с заданиями, но не всегда верно, но их это не смущало. Наводящие вопросы педагога позволяли детям самостоятельно исправить ошибки. И 20% детей имеют низкий уровень развития культуры речи. Дети практически со всеми предложенными заданиями не смогли справится, им тяжело давалось восприятие на слух упражнений без зрительной опоры, приходилось повторять задание еще раз и уже медленнее, с применением наводящих вопросов.
При анализе полученных данных диагностики можно сказать о нескольких группах ошибок: фонетических, лексических, морфологических, грамматических.
Фонетические ошибки связаны с произношением звуков, слабо развитым артикуляционным аппаратом.
Лексические ошибки – с расширением значения слова (озябший – мерзлый); изменением значения слова (генеральный – генерал); смешением близкозвучащих однокоренных слов (горячий – горящий) и не однокоренных (библиотека – аптека).
Морфологические ошибки: чередование согласных (стригёт – стрижёт); наличие беглых гласных (палецы); неправильное образование формы числа существительных с частично или полностью отличающимися основами: «жеребёнки»; при переводе имен существительных из одного рода в другой; употребление неодушевленных существительных как одушевленных (кинь кубика); применение существительных 3-го склонения (посолите солем); смещение окончаний глаголов (посплют) и суффиксов (искай).
Грамматические ошибки наблюдались в нарушении порядка слов в предложении; неправильно осуществляется союзная связь; непонимание и употребление предлогов.
Таким образом, диагностика показала, что сформированная речь детей в большей степени недостаточно развита, что позволило нам создать комплекс мероприятий по формированию культуры речи старших дошкольников, которые позволят перевести речевое развитие детей на более высокий уровень.
Разработка этого комплекса была еще одним направлением опытно-экспериментальной работы куда вошло: модернизация предметно-развивающей среды, проблемно-игровые ситуации, использование произведений художественной литературы, театрализованная деятельность и работа с родителями.
Обогащение предметно-развивающей среды организована в соответствии с требованиями стандартов ФГОС, где четко прослеживаются 5 образовательных областей (социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая).
С целью обогащения предметно-развивающей среды мы к уже существующим в группе центрам добавили центр для развития мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата, красочную картотеку пальчиковых игр со стихотворным сопровождением и перспективный план по развитию артикуляционного аппарата. Обновление затронуло музыкальный центр разнообразными шумовыми инструментами, звуковыми коробочками, погремушками, поскольку детские музыкальные инструменты способствуют формированию фонематического восприятия и слуха [7].
Выделился речевой центр, с играми и гимнастиками на развитие речевого дыхания «Волшебный пушок», «Буря в стакане», различные вертушки из фольги, «Чей кораблик быстрее?»; картотеки коротких стишков, загадок, поговорок, скороговорок. Для постановки труднопроизносимых звуков использовали гимнастику А.Н. Стрельниковой, которая необычна своим сочетанием движений и дыхательными упражнениями.
Центр «Мир книги» пополнился фото и биографией авторов произведений, также были приобретены новые книги на различную тематику.
Применение проблемно-игровых ситуаций побуждает детей к связному выражению мыслей, развитию звуковой культуры речи, формированию грамматического строя речи, обогащению словаря, развитию связной речи «Подбери звуковую схему», «Посчитай слоги», «Скажи иначе», «Скажи, какой», «Третий лишний».
Для формирования культуры речи мы использовали произведения художественной литературы Н. Носов. «Живая шляпа», Л. Толстой. «Косточка», РНС в обработке М. Булатова «Сивка-бурка», РНС в обр. О. Капица «Заяц-хвастун», стихотворения: Есенина «Береза», Пушкина, Маршак «Тает месяц молодой», Хармс «Удивительная кошка», Барто «Помощница»), планировались и организовывались такие виды работ с художественной литературой, как: «Закончи сказку», «Назови действия героя», «Из какой сказки герой?», «Помоги герою найти свою сказку», «Вспоминаем сказку», «Я начну, а ты продолжи»(называет первое слово из сказки – угадывает ее).
Для формирования культуры речи у старших дошкольников мы организовывали театрализованную деятельность. Она имеет большое значение для развития речи, поскольку учит внимательно слушать, понимать и запоминать последовательность событий, проговаривать текст четко и правильно, используя выразительные языковые средства, что способствует обогащению опыта общения и «багажа» речевых знаний (Барто «Где обедал воробей», РНС «КОЛОБОК», Ушинский «Заюшкина избушка» и др).
Но процесс формирования культуры речи детей не может быть полноценным без участия родителей, потому что прежде всего они заинтересованы в развитии своих детей и предпочтительнее выстраивать взаимоотношения с ними через это осознание (групповые родительские собрания, педсовет с родителями, разнообразные консультации, открытые занятия, досуги, информационные стенды, уголки, папки-передвижки).
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000.
2. Асмолов А.Г., Пастернак Н.А. Ребенок в культуре взрослых. – М.: Юрайт, 2019. – 150 с.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3–7 лет: Методическое пособие для воспитателей детского сада. – Изд. 2-е, испр., доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 272 с.
4. Богуш А.М., Аматьева Е.П., Хаджирадева С.К. Культура речевого общения детей дошкольного возраста. – Киев: Ранок, 2011. – 288 с.
5. Бороздина Г.В., Кормнова Н.А. Психология и этика делового общения: учебник и практикум для академического бакалавриата / Под общ. ред. Г.В. Бороздиной. – М.: Юрайт, 2018. – 120 с.
6. Ворошнина Л.В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу: практ. пособие для СПО. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2019. – 302 с.
7. Левшина Н.И. Дошкольная педагогика. Роль проектной деятельности в речевом развитии дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2014. – №8. – С. 12–14.
8. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – 10-е изд., перераб. и доп. – М., 2006. – С. 376–384.
9. Макарова В.Н., Старцева Е.А., Едакова М.Н. Диагностика развития речи дошкольников: Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 80 с.
10. Немов Р.С. Общие основы психологии. – М.: Владос, 2008. С. 273–298.
11. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. – М.: Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, 2001. – 43 c.
12. Методика преподавания русского языка как иностранного / Под ред. проф. И.П.Лысаковой. – М.: Русайнс, 2015. – 36 с.
13. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2009.
14. Радзевич Л.П. Развитие речи в игре средствами технологии ТРИЗ // Воспитатель. – 2011. – №6. – С. 51–57.
15. Рождественский Ю.В. Словарь терминов. – М., 2002. – 214 с.
16. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
Ваша корзина пуста