ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Бобохян С.А. Особенности постановки свистящих звуков

Полный текст

Бобохян Сусанна Амбарцумовна – студент, Академия психологии и педагогики,
Южный Федеральный Университет (Ростов-на-Дону, Россия)

Данная статья раскрывает причины возникновения сигматизма у детей и особенности постановки свистящих звуков. Рассматриваются методы постановки звуков и способы закрепления полученных навыков. В данной статье особое внимание уделяется артикуляционной гимнастике, так как она является одним из основных методов закрепления поставленных звуков.

Ключевые слова: свистящие звуки, артикуляция, метод подражания, нарушение, коррекция, постановка, автоматизация.

Актуальность

Четкая и внятная речь является важнейшим условием развития ребёнка. От качества речи зависит полноценное психическое развитие детей. Чем богаче словарный запас ребёнка, тем легче ему общаться со сверстниками и взрослыми. На сегодняшний день в ДОУ большое внимание уделяется развитию речи. В основном во всех садах есть логопед и логопедические группы, специалисты работают над формированием у детей фонетической четкой речи.

Проблема

Формирование правильного произношения речи у детей заканчивается к 5 годам. Но, к сожалению, не все дети произносят все звуки. Для освоения правильного звукопроизношения требуется помощь логопеда. Очень часто взрослые нарушения речи связывают с тем, что ребёнок маленький, подрастёт и всё выговорит, но практика доказывает обратное. Чем раньше обратиться за помощью к специалисту, тем легче и быстрее будет получен результат.

Чаще всего дети затрудняются произносить свистящие звуки, шипящие и сонорные.
В коррекционной педагогике имеется достаточно большое количество исследований, посвящённых изучению нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного и школьного возраста (Г.А. Каше, Е.Ф. Рау, В.А. Синяк, Л.В. Мелехова, Р.Е. Левина, Н.И. Жинкин, К.П. Беккер, М.Ф. Фомичева, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, О.В. Правдина и др.). В то же время не все потребности и запросы современной практической логопедии нашли в них свое разрешение. Это обусловливает актуальность проводимого нами исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: использование методических рекомендаций по организации индивидуально-личностного подхода к каждому ребенку повысит эффективность коррекционно-педагогической работы с ним. Это позволит установить различные уровни владения детьми речевыми умениями, зависящими от сформированности речевых средств, формы общения, а также активности в общении и поведении детей. 

Сигматизм (шепелявость) – это искаженное произношение свистящих, а также шипящих звуков. Нарушение характерно для механической и функциональной дислалии, различных форм дизартрии, открытой ринолалии. При сигматизме может иметь место межзубное, призубное, губно-зубное, боковое, носовое произнесение фонем. Дефект звукопроизношения и его форма диагностируется в рамках обследования устной речи. Основные направления коррекционно-логопедического вмешательства включают подготовку артикуляционного аппарата, выработку фонационного дыхания, звукопостановку, автоматизацию навыка правильного звукопроизношения.

Основными причинами свистящего и шипящего сигматизмов являются:

  1. Несформированность артикуляционного праксиса.
  2. Перцептивные нарушения.
  3. Нарушения иннервации органов артикуляции.
  4. Сенсомоторные нарушения
  5. Аномалии развития органов речи, челюстного, зубного аппаратов.
  6. Другие функциональные нарушения.
  7. Аденоиды.
  8. Неправильный прикус.
  9. Выпавшие молочные зубы.

Возникновение сигматизма может быть спровоцировано анатомическими аномалиями:

  1. Нарушениями актов кусания, глотания, жевания.
  2. Невритами, парезами мышц рта.
  3. Бульбарным параличом.

Определить дисфункцию можно по следующим фонетическим и физиологическим симптомам: С и З не произносятся четко, вместо них слышится сходные межзубные фонемы с призвуком Д, Т, мягких Ш, Ж. (Коза — произносится как кодза, коса — котса, собака — табака, живут — дивут и т.д. )

Виды сигматизма

– Межзубный сигматизм

Признаками такого вида нарушений считаются нечеткость артикуляции звука «С». Он произносится как английский «t». Во время фонации не образуется желобок посредине языка. Он необходим для свободного прохождения воздушной струи. Язык преграждает путь струе за счет того, что его кончик располагается между челюстями.

– Губно-зубной сигматизм

Шипящие и свистящие произносятся с призвуком Ф. Причиной проявления такого вида сигматизма, может стать чрезмерное развитие нижней челюсти, ее выступание вперед.

Нижняя губа поднимается вверх к резцам. Образуется небольшое сужение, а язык готовится произнести звук С. Формируется комбинированная артикуляционная позиция для В-Ф и С-З. Фонация происходит смешанная, неприятная на слух. Например, вместо сирень – фирень, зайка – вфайка.

– Призубный сигматизм

Артикуляция шипящих нарушается позицией кончика языка. Он упирается в резцы, образуя преграду для воздушной струи. Звук идет через небольшую щель, приобретая свист. С и З произносятся как Т с призвуком С. Например, самолет проговаривается как тамолет, зонтик — донтик.

– Шипящий сигматизм

С, З произносятся со смягчением. Вместо них мы слышим Ж, Ш. Речь наполнена шумом, свистом, шипением. Например, сумка — щумка, сад – щад, соль – жоль, зима – жяма.

Причиной неправильной фонации становится положение кончика языка. Он вытянут к твердому нёбу, выгнут и оттянут внутрь ротовой полости. Не занимает позицию для произношения С и З.

– Боковой сигматизм

Разделяется на односторонний и двусторонний. Язык отклоняется в сторону, либо не касается коренных зубов. Образуются щели. Через них проходит воздушная струя, образуя хлюпающий призвук. Ребенок говорит в место звука С – хьль, льхь. Суп – хлюп, собака – хьлябака. Сигматизм боковой является самым сложным видом заболевания.

– Носовой сигматизм

Воздушная струя выходит через нос. Таким образом могут произноситься не только свистящие и шипящие звуки, но и многие другие. Прохождению воздуха мешает корень языка. Он примыкает к заднему нёбу. Для воздушной струи не остаётся прохода в ротовую полость. Свистящие звуки произносятся с призвуком Х, гнусаво.

Под понятием «постановка звука» предполагается процесс формирования артикуляции, когда ребёнка обучают произношению недостающих звуков.

Этапы постановки звуков следующие:

  1. Подражание – это слуховое и зрительное восприятие артикуляции.
  2. Использование механического способа постановки звука (использование шпателя-пустышки и т.п.).
  3. Использование других звуков для постановки, которые ребёнок умеет правильно произносить.
  4. Постановка звука от артикуляционного уклада. Например, звук Ш следует ставить от артикуляционного упражнения «Чашечка». Нужно предложить ребёнку сделать это упражнение вне ротовой полости, убрать её внутрь и подуть на язык.
  5. Смешанная постановка звука предполагает использование всех перечисленных методов.

Особенности постановки звуков

Для постановки свистящих звуков используются все перечисленные методы.

На каждом занятии чувствуется улучшение произношения. Артикуляционная гимнастика играет большую роль в постановке звуков, она и губа развивают мышцы языка. Проводятся занятия минимум 2 раза в неделю, протяженность занятия от 10 до 30 минут. К каждому ребёнку надо найти индивидуальный подход для постановки звуков.

Рекомендации для родителей по работе над свистящими звуками

Звуки «с, сь, з, зь, ц» называют свистящими. Характеристика звуков:

  • по способу образования звуки «с, сь, з, зь» называют щелевыми, а звук «ц» называют смычно-щелевым.
  • по месту образования эти звуки называют переднеязычными.
  • при произнесении звуков «з, зь» присутствует голос.
  • артикуляция свистящих звуков похожа.

Работу по коррекции произношения свистящих звуков нужно начинать с работы над артикуляцией звука «с».

Правильное положение органов артикуляции при произнесении звука «с»: зубы сближены или находятся на расстоянии 1 мм друг от друга, губы растянуты в улыбке, язык должен упираться в нижние зубы, холодная воздушная струя проходит по желобку, образуемому языком.

Для того чтобы произношение звуков стало верным, нужно подготовить органы артикуляции, сформировать направленную воздушную струю.

Комплексы упражнений, которые нужно выполнять на занятии различаются, в зависимости от характера нарушений. Например, при боковом сигматизме применяется следующий комплекс упражнений:

– «Заборчик» – губы открыты, зубы должны быть сомкнуты.

– «Качели» – широко открыт рот, кончик языка упирается в верхние зубы, в бугорки, затем опускаем вниз и упираемся в нижние зубы.

– «Блинчик» – улыбнуться, рот приоткрыт, широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать на счёт до 5.

– «Забей гол» – улыбаемся, кладём передний широкий край языка на нижнюю губу и, имитируя произнесение звука «ф», дуем на ватку.

– «Желобок» – улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий язык за нижние зубы, воздушную струю направляем на середину языка.

– «Накажем непослушный язычок» – приоткрываем рот, улыбаемся, кладём язычок на нижнюю губу, и, сдавливая его губами, произносим «пя-пя-пя».

При коррекции межзубного сигматизма работу рекомендуется начинать с произнесения звука «и», при котором положение языка сходно с правильной артикуляцией звука «с».

Рекомендуемые упражнения

– «Забей гол».

– «Заборчик».

– «Почистим зубы» – рот закрыт, круговыми движениями языка «чистим зубы» вправо, а затем – влево.

– «Горка» – рот приоткрыт, губки улыбаются, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, дуем на середину языка (холодный воздух).

При отсутствии звука используем упражнения:

– «Губки сердятся и смеются» – губы растягиваем в стороны, произнося звук и, губы тянем вперёд, произнося звук «у».

– «Заборчик».

– «Забей мяч».

– «Лопаточка».

– «Часики» – рот приоткрыт, губы улыбаются, а язычок движется из стороны в сторону (от одного уголка рта к другому).

Корректируя губно-зубной сигматизм, используем упражнения: «Заборчик», «Улыбка», «Чистим зубки», «Забей гол».

Работая над развитием артикуляционных мышц, нужно обязательно развивать фонематический слух путём игр: «Повтори правильно» (рот должен быть закрыт экраном), «Запомни и повтори», «Хлопни в ладоши, когда услышишь», «Подними руку, когда услышишь» и т.д.

Продолжаем работу, называя картинки, в названии которых звук «с» стоит в начале , в середине и конце слова.

Например, в словах:

• Саня, Соня, сад, сам, савок, сапог, сани, садик, суп, сок, сом, сон, соль, сода, соты, судак, судно, сукно.

• Оса, коса, лиса, мясо, песок, висок, лесок, кусок, носок, доска, леска, густо, пусто.

• Пёс, нос, лес, лис, вес, рис.

В предложениях:

Сане купили сапоги. Соня ела суп. Оса села на стол. У Сони длинная коса. Пёс ест мясо.

Затем работапродолжается с помощью связных текстов:

 

Спит спокойно старый слон.

Стоя спать умеет он.

 

Жили у бабуси два весёлых гуся:

Один серый, другой белый,

Два весёлых гуся.

Вот кричит бабуся:

«Ой, пропали гуси!

Один серый, другой белый, гуси мои, гуси!»

Выходили гуси, кланялись бабусе –

Один серый, другой белый,

Кланялись бабусе.

 

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами.

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

Составляем предложения, рассказы-описания при помощи картинок. Учимся составлять рассказы по серии сюжетных картинок.

Отрабатываем правильное произнесение звукас помощью скороговорок: например:

• Ест киска суп из миски, сыта киска, пуста миска.

• У осы не усы, не усищи, а усики.

• У Сени и Сани в сетях сом с усами.

• У Сони коса до самого пояса.

• Стоит в осоке подосиновик высокий.

• Маленькую Люсю напугали гуси.

• Коси коса пока роса.

• Не в свои сани не садись.

Конечно же, не забываем о чистоговорках: например:

• Са-са-са – как кусается оса! Са-са-са – у Сони коса. Са-са-са – в саду оса.

• Со-со-со – сломалось колесо.

• Со-со-со – киски ели мясо.

• Су-су-су – мы увидели лису. Су-су-су – заплели длинную косу.

• Ас-ас-ас – у нас ананас. Ас-ас-ас – дома вкусный квас. Ас-ас-ас – у нас свет погас.

• Ась-ась-ась – в речке карась.

• Ос-ос-ос – в саду много ос.

• Усь-усь-усь – какой большой гусь.

• Си-си-си – сели на такси. Си-си-си – свет не гаси.

• Ся-ся-ся – жили два гуся. Ся-ся-ся – вот наш Вася.

Для успешного формирования правильного звукопроизношения у детей специалисты рекомендуют заниматься каждый день, не менее 10–15 минут. Конечно же, занятия должны быть разнообразными, проводиться в игровой форме. Желаю успехов в работе.

Вывод

Качественная и внятная речь человека является залогом успеха в будущем. Своевременное и правильное формирование речи является наилучшим методом в этом важном деле.

Теоретическое исследование показало, что у детей с нарушениями речи появляются специфические особенности звукопроизношения, которые проявляются либо в замедлении темпа формирования, либо в том, что у ребенка появляются стойкие трудности в анализе нарушенных в произношении звуков, относящихся к фонетическим группам (сигматизм свистящих), невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Один из выводов теоретических исследований был положен нами в основу практической части работы: что наиболее эффективными средствами исправления звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи является игра, игровые упражнения, и, в частности, занятия. Именно эти средства способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Особенно важно использовать эти средства в коррекционно-образовательном процессе, проводимом с детьми, у которых имеются нарушения речевого развития. Мы убедились, что для этих детей характерна слабая произвольность интеллектуальной деятельности, поэтому игры, игровые упражнения, а также занятия здесь выступают и как эффективное средство, и как метод обучения.

Список литературы

  1. А ле кса ндрова Т.В. Живые  звуки или фоне тика  для дошкольников – СПб., 2005. – С. 27–47.
  2. Бе лова -Да вид Р.А . На руше ние  ре чи у дошкольников. – М., 1972. – С. 41–55.
  3. Волкова  Л.С. Логопе дия. – М., 2004. – С. 148–156.
  4. На руше ние  голоса  и звукопроизносите льной стороны ре чи / Под ре д. Л.С. Волковой. – М., 2003. – С. 129–152.
  5. Па ра монова Л.Г. Логопе дия для все х. – СПб., 2004. – С. 97–117.
  6. Павлова Л.Н., Теречева М.Н. Дида ктиче ский ма те риа л для коррекции на руше ний дошкольного обра зова те льного учре жде ния. – СПб.: Де тство-пре сс, 2001. – С. 56.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.