ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Бобохян С.А., Синицына Д.В., Лысогорская И.А., Симонова Д.В., Королева С.Б. Роль логопедического массажа при коррекции дизартрии

Полный текст

Бобохян Сусанна Амбарцумовна, Синицына Дарья Викторовна, Лысогорская Ирина Алексеевна, Симонова Дарья Владимировна, Королева Светлана Борисовна – студенты, Академия психологии и педагогики, Южный Федеральный Университет, г. Ростов-на -Дону

Речевые расстройства у детей дошкольного возраста стали проявляться чаще. При речевых нарушениях, чтобы коррекционная работа была более эффективной, кроме артикуляционной гимнастики надо прописывать логопедический массаж. Логопедический массаж-это один из видов коррекционной работы логопеда при речевых нарушениях. Массаж оказывает лечебное воздействие на поражённые участки речевого аппарата. Массаж практикуют при коррекции дизартрии, алалии, ринолалии, афазии и т.п. Часто основой речевых недостатков становятся проблемы с развитием или функционированием мышечной системы. А одни из способов решения проблемы является логопедический массаж. Процедура будет полезна детям с различными нарушениями: голоса, речи (заиканием, артикуляции и произношения (дизартрией). Кроме того, логопедический массаж поможет справиться с постоянным слюноотделением, повысит тонус мышц, позволит быстрее добиться эффекта от занятий с логопедом. Применяя комплексную коррекцию, можно добиться хорошего результата.

Изучением логопедического массажа занимались О.В. Правдинова, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Б. Эйдинова. Эти учёные в своих трудах дают полное описание приёмов логопедического массажа. В их трудах раскрыты методы выполнения различных видов массажа.

Дизартрия – это диагноз, который возникает при поражении ЦНС, головного мозга во внутриутробном состоянии. Проявляется он нарушением произносительной стороны речи. При дизартрии нарушен мышечный тонус речевой мускулатуры.

Задача логопеда определить вид дизартрии и выбрать метод коррекции. Коррекция будет более успешной, если в этой работе примут участие невролог, врач-физиотерапевт, массажист, нейропсихолог и логопед. Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику.

Массаж в логопедической практике используется при коррекции различных нарушений: дизартрии, ринолалии, афазии, заикания, алалии. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи [1].

Дифференцируются приемы логопедического массажа в зависимости от патологической симптоматики в мышечной системе при речевых нарушениях.

Целью логопедического массажа при устранении дизартрии является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата. Основными задачами логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи при дизартрии является:

  • нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо-гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;
  • устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.;
  • стимуляция положительных кинестезии;
  • улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);
  • увеличение силы мышечных сокращений;
  • активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения [2].

Характеристика различных форм дизартрии

Корковая дизартрия представляет собой группу моторных расстройств речи разного патогенеза, связанных с очаговым поражением коры головного мозга.

Первый вариант корковой дизартрии обусловлен односторонним или чаще двусторонним поражением нижнего отдела передней центральной извилины.

Корковую дизартрию диагностируют с помощью нейролингвистического анализа. Этот вид анализа позволяет определить какие звуки страдают, и каков механизм их нарушений.

Второй вариант корковой дизартрии связан с недостаточностью кинестетического праксиса. Данный вариант возникает при поражении коры левого полушария мозга.

При втором виде корковой дизартрии страдают согласные звуки, в основном шипящие. Нарушения артикуляционного аппарата неоднозначные. Следовательно, речь бывает замедленной [3].

Третий тип корковой дизартрии возникает в следствии динамического кинетического праксиса. Это одностороннее поражение коры доминантного левого полушария в нижних отделах премоторных областей коры.

Псевдобульбарная дизартрия возникает при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола [4].

При псевдобульбарной дизартрии речь медленная, гаснущая, возникает слюнотечение.

Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии

Для разработки приемов логопедического обследования дошкольников, страдающих стертыми формами дизартрии, были использованы в адаптированном варианте материалы, опубликованные в работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Л.С. Волковой [3].

Обследование включало следующие разделы:

Вся информация, которая была получена в процессе беседы с родителями и педагогами. Были отмечены данные антропометрические данные, режим дня (время приёма пищи в ДОУ), дата поступления в логопедическую группу, информация о семье и условиях проживания ребёнка, каждый специалист писал характеристику на ребёнка. Это психолог, физрук, воспитатель, музрук и т.п.

• Строение артикуляторного аппарата

Все диагностические работы проводились на основе с соответствующими логопедическими методиками. Был полностью диагностирован речевой аппарат. Изучались особенности строения губ, зубов, языка, прикуса, твёрдого и мягкого неба. Если в процессе обследования не найдены отклонения в структуре речевого аппарата это хороший результат. В случае, если нету изменений это удовлетворительно. Но если есть отклонения, это не удовлетворительно [5].

• Состояние общей моторики.

Проводя скрининг общей моторики, специалист определяет общий уровень развития моторики, координации движений.

• Состояние импресивной речи.

Чтобы выявить уровень наполняемости пассивного словаря ребёнка используются предметные картинки (предметы одежды, мебели, овощи, фрукты). Были получены следующие результаты. Если ребёнок понимает общую речь-хорошо, то есть ребёнок выполняет задания без единой ошибки. Если в процессе выполнения задания были допущены ошибки это неудовлетворительно [4].

• Фонематическое восприятие и звуковой анализ

Проводя мониторинг, пользовались специально разработанной инструкцией. Ребёнок должен был определить первый звук, выделить звук в слове, выбрать картинки где есть названные педагогом звуки [4].

• Активный словарь

При проверке активного словаря ребёнка, обращали внимание на то на сколько ребёнок может назвать предмет по описанию, подобрать эпитеты к словам, антонимы.

У детей дошкольного возраста часто встречается стёртая дизартрия. При дизартрии параллельно есть сопутствующее нарушение. Это может быть заикание, ОНР и т.п. на сегодняшний день очень сложно диагностируется данное нарушение [2].

При коррекции дизартрии очень большую роль играет комплексный метод. К коррекционной работе надо добавить качественный логопедический массаж.

Основателем логопедического массажа является И.З. Заблудовский. Он первый предложил метод массажа лица, который посей день используется логопедами при коррекционной работе. Можно использовать различные методы массажа, начиная от зондового заканчивая точечным. Все зависит от степени и сложности нарушения. После обследования специалист сам определяет вид массажа.

Метод расслабляющего массажа предложила Е.М. Мастюкова. Она предполагала, что этот массаж будут использовать при работе с детьми, у которых диагностирован церебральный паралич.

Одним из популярных методов массажа при дизартрии является зондовый массаж. Основоположником данного метода является Э.И. Скляренко. Он разработал зонды, использование которых способствует восстановлению речевых функций при дизартрии.

Прежде чем начать делать логопедический массаж, рекомендуется выполнить артикуляционную гимнастику.

Зондовый массаж при коррекции дизартрии способствует улучшению мышечного тонуса, помогает при работе над звукопроизношением, помогает улучшить речевое дыхание.

Для массажа надо использовать пластиковые зонды и зонды, изготовленные из нержавеющей стали.

При повышенном мышечном тонусе используется пластиковый зонд, а при пониженном – металлический.

В основу логопедического массажа берётся методика, которую разработала Е. Новикова.

Кроме зондового массажа можно применить массаж лица. Массаж лица делается от лба к подбородку поглаживающими движениями. В начале массируется лоб, потом нос, скулы и нижняя челюсть. Для массажа используются большой и указательный пальцы. Логопед должен занимать правильное место для более удобного выполнения массажа. Когда движения делаются на правой стороне, логопед тоже стоит справа от пациента. Если задействована левая часть лица, то слева. А если массируются мышцы лба, то надо стоять над головой. Когда делается массаж между губой и подбородком, надо стоять справа от пациента.

Логопедический массаж помогает нормализовать произносительную сторону речи лиц, у которых проявляется нарушения.

После прохождения курса логопедического массажа наблюдается положительная динамика со стороны нервной системы, которая отвечает за речедвигательные процессы речевого аппарата.

Логопедический массаж помогает нормализовать мышечный тонус артикуляционного аппарата.

Логопедический массаж назначает невролог. Без показаний, самостоятельно делать логопедический массаж нельзя, так как он имеет побочные эффекты. Массаж противопоказан лицам, у которых возникали эписиндромы, судороги. Если ребёнок плачет, кричит, у него синеет и дрожит губа, то массаж противопоказан. Не рекомендуется массаж проводить в случаях ОРВИ, герпеса и стоматита на губе.

Для проведения логопедического массажа нужно оборудовать помещение так, чтобы суметь ребёнку или взрослому создать комфортные условия во время проведения процедуры. Помещение должно хорошо проветриваться. Температура воздуха не более 23 градусов.

По времени массажа проводят до 30 минут. Это зависит от возраста ребёнка. На начальном этапе время массажа от 2 до 5 минут. А потом постепенно время увеличивается. Минимальное количество сеансов 10. Потом после небольшого перерыва нужно добавить еще 15 сеансов. И при необходимости добавить ещё 20. Количество и продолжительность процедур зависит от сложности нарушений, индивидуальных особенностей.

Ребёнка нужно подготовить к массажу. Он должен полностью доверять взрослому, чтобы суметь расслабиться. Только при полном расслаблении можно достичь результата. Телу нужно придать такое положение, чтобы ребёнку было удобно лежать или сидеть.

Ребёнка надо уложить на кушетку, положить под шею валик, чтобы приподнять плечи и откинуть назад голову, руки и ноги в произвольном положении. При повышенной подвижности ребёнка можно предложить ему согнуть ноги в коленях и руки вытянуть вдоль туловища. Также можно провести процедуру в положении сидя. Для этого нужно посадить ребёнка в удобное кресло, у которого высокая спинка. Логопедический массаж делится на несколько групп: лечебный, точечный, аппаратный, зондовый, самомассаж.

Лечебный классический массаж – применяется без учета рефлекторного воздействия и проводится вблизи от поврежденного участка тела или непосредственно на нем. Классический массаж предполагает поглаживание, растирание, разминание и вибрацию. Для выполнения логопедического массажа можно использовать зубную щётку с мягкой щетиной, шпатели, соски, зонды, ватные палочки.

Точечный массаж – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям при заболевании или нарушении функции. Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.

Зондовый массаж – по методу Новиковой Е.В. [1].

Самомассаж

Определение массажа вытекает из его названия. самомассаж ребенок делает себе сам. Это может быть, как массаж лица руками, так и, например, массаж языка с помощью покусывания.

Расслабляющий массаж рекомендуется выполнять повышенном тонусе речевых мышц (лицо, губы, язык). Расслабляющий массаж делают в тёплом помещении, чтобы ребёнок смог расслабиться. Если у ребёнка мышцы плечевого пояса и шеи находятся в тонусе, необходимо расслабить эти мышцы.

Положение ребенка на спине или полусидя, голова несколько свешивается назад, для удобства подложить валик под шею. В начале делать круговые движения головой по часовой стрелке, затем в обратном направлении. Так же можно выполнять покачивание головой вперед – назад, вправо и влево.

При расслаблении шейной мускулатуры расслабляется корень языка.

Расслабления речевого аппарата можно достичь лёгким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, шеи, губ и языка.

Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5–8 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры

При расслаблении лицевой мускулатуры можно использовать следующие движения:

  1. Массировать лицо поглаживающими движениями от середины к вискам.
  2. Массировать поглаживающими движениями от бровей к голове.
  3. Массировать брови от переносицы вправо и влево.
  4. Массировать мочки ушей и плавно переходить к щекам и к крыльям носа.
  5. Массировать нижнюю челюсть пощипывающими движениями.
  6. Массировать зону от корней волос и вниз надавливающими движениями.

Расслабление губной мускулатуры

Для того чтобы расслабить мускулатуру губ, можно использовать следующие движения:

  1. Массировать верхнюю губу поглаживающим движением от уголков к центру.
  2. Массировать верхнюю губу сверху вниз.
  3. Массировать нижнюю губу снизу вверх.
  4. Массировать зоны носогубных складок поглаживающими движениями от крыльев носа к уголкам губ.

Если выявлена асимметрия лицевой мускулатуры, то надо делать акцент на поражённую часть и уделять много внимания, чтобы добиться результата.

Больше всего надо массировать именно эту часть лица.

Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры

При низком тонусе мышц делается стимулирующий артикуляционный массаж, который укрепляет и тонизирует мышцы речевого аппарата. Он делается в быстром темпе от центра периферии.

При укреплении лицевой мускулатуры делается поглаживание лба от середины к вискам, от бровей и вверх в сторону волос, поглаживание бровей. Также можно делать следующие движения: поглаживающими движениями от крыльев носа к ушам, затрагивая щёки, от подбородка к ушам. Поглаживание верхней губы от середины к углам. Поглаживание нижней губы также от середины к углам. Можно выполнять поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа.

Массаж язычной мускулатуры выполняется до или после приёма пищи. Если массаж делается после приёма пищи, то надо подождать 1,5–2 часа. Массаж делается в течении 5 минут.

Массаж дёсен делается по десне горизонтально вправо-влево, вначале на одной стороне, потом на другой. Массаж дёсен вызывает сильное слюновыделение. Для этого надо дать возможность ребёнку проглатывать слюну. После 2–3 минут надо перейти на другую сторону. После горизонтального массирования продолжается массаж в вертикальном направлении сверху вниз.

После массажа дёсен можно начать массаж нёба. Для этого надо массировать нёбо по линии, которое делит его на две части. Движение начинается спереди назад 10–15раз. Для лёгкого дыхания можно предложить ребёнку произнести гласные звуки, которые помогают расширить рот – «А» и «Э».

Язык массируется в направлении спереди назад до зоны проявления рвотного рефлекса. При этом проводится поглаживание, легкое похлопывание, вибрация в течение 15 секунд.

Точечный массаж

Следующий массаж способствует расслаблению мышц языка. Это точечный массаж. Данный вид массажа можно делать пальцем, вибрируя в течение 15 секунд указательным. Можно выбрать область нижней челюсти и массировать.

Для исправления нарушения речи также делается логопедический массаж языка. Данный вид массажа способствует исправлению дикции ребёнка и правильному произношению звуков. Этот массаж может использоваться как логопедом, так и в домашних условиях мамой.

Массаж языка делается различными движениями. В основном используются прямые, круговые, спиралевидные движения. Язык надо придерживать марлей или ватным диском, так как он скользкий. Одной рукой с помощью ватного диска держать язык, другой массировать. Направления массажных движений разные. Можно делать от середины до кончика, косыми линиями вправо-влево, рисуя ёлочку. Также можно делать поперечные движения влево-вправо. Можно вначале тонизировать язык, потом расслаблять поглаживающими движениями.

Если у родителей не хватает времени часто посещать логопеда для получения курса логопедического массажа, они могут самостоятельно дома выполнять массаж, используя рекомендации специалиста. При постоянном посещении логопеда надо закреплять полученный результат дома.

В домашних условиях массаж начинается с лица (массаж лица способствует снятию гипертонуса), с переходом на язык. Закончить массаж необходимо поглаживанием лица ребёнка. Надо помнить, что в процессе выполнения процедуры нужно разговаривать с ребёнком, подбадривать его и хвалить за терпение. Если нет противопоказаний, можно поощрять аскорбинкой.

Родителям всегда необходимо говорить, что логопедический массаж надо использовать в комплексе с другими методами коррекции речи.

Делая массаж ребёнку, действия можно сопровождать рассказом о язычке или потешками. Каждому движению массажа можно дать название.

Список литературы

  1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – С. 2–3.
  2. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. – М., 1982.
  3. Логопедия: Учебн. для студ. дефектол. фак. пед. высш. ччебн. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 173–176.
  4. Лопатина Л.В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. – 1986. – №2. – С. 64–70.
  5. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения / Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи». – СПб., 2000. – С. 177–182.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.