Бобохян Сусанна Амбарцумовна, Синицына Дарья Викторовна, Лысогорская Ирина Алексеевна, Симонова Дарья Владимировна, Королева Светлана Борисовна – студенты, Академия психологии и педагогики, Южный Федеральный Университет (Ростов-на-Дону, Россия)
В статье раскрываются особенности развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: звукопроизношение, формирование звукопроизношение в дошкольном возрасте.
Изучением развития речи у дошкольников занимались: А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, Т.Б. Феличева. В исследованиях П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии и других ученых установлено, что основной психической функцией являются не отдельные центры, а сложные функциональные системы, которые расположены в разных областях центральной нервной системы.
А.Н. Гвоздев доказал, что ранее всех звуков в развитии речи ребенком усваиваются
в первую очередь взрывные (п), (т), (к), что говорит о большей их функциональной значимости по сравнению с щелевыми.
Р.Е. Левина, на основе психологического изучения речи детей, пришла к мнению, что фонематическое восприятие является важным компонентом для полноценного усвоения звуковой стороны речи.
В русском языке насчитывается 42 фонемы или звука речи. По способу образования фонемы делятся на гласные и согласные. Гласных звуков 6, согласных 36. Для гласных звуков при фонации характерны вибрация голосовых связок и свободное прохождение струи выдыхаемого воздуха через ротовую полость. При произнесении согласных звуков струя выдыхаемого воздуха встречает препятствие в ротовой полости в виде смычек, щелей, образованных речевыми органами. При образовании одних согласных звуков преграды сочетаются с фонацией, при образовании других фонация отсутствует.
В период формирования речь маленьких детей характеризуется недостатками звукопроизношения. Причинами являются неполное развитие движений органов артикуляционного аппарата (языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти), а также несформированность фонематического слуха.
Поэтому дети к началу дошкольного возраста, хоть и овладевают речью в значительной степени, она по звучанию недостаточно чиста и ясна. Дошкольниками может неправильно произноситься любой согласный звук. Однако реже всего нарушаются звуки [м], [н], [т], [п], т.к. они просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка.
Обычно нарушается произношение сложных по артикуляции звуков, а именно:
Выделяют виды нарушений звукопроизношения в пределах одного слова, которые часто встречаются в речи детей дошкольного возраста:
В речи отсутствие звука характеризуется выпадением фонемы в начале слова (например, вместо слова рыбка ребенок говорит «ыбка»), в середине (мороз – «мооз») или в конце слова (топор – «топо»).
Искажение звука проявляется в произношении вместо правильного звука того звука, которого нет в фонетической системе родного языка, например:
1) вместо звука [р] произносится образующийся при колебании разных участков мягкого нёба велярный [р], или увулярный [р], при образовании которого вибрирует маленький язычок (продолжение мягкого нёба);
2) межзубное произношение звука [с], при образовании которого кончик языка располагается не за нижними резцами, как при правильном произношении звука [с], а между верхними и нижними резцами;
3) двугубное произношение звука [л], образующееся при смыкании или сближении обеих губ.
Замены звуков могут быть разнообразными:
1) замена фонем, одинаковых по способу образования, но разных по месту артикуляции (например, «такот» вместо каток, «дора» вместо гора);
2) замена звуков, идентичных по месту артикуляции, но различных по способу образования (например, «тено» вместо сено, «том» вместо сом);
3) замена звуков, одинаковых по способу образования, но разных по участию органов речи (например, «фушки» вместо сушки, «фумка» вместо сумка);
4) замена звонких звуков глухими (например, «туточка» вместо дудочка, «шмурки» вместо жмурки);
5) замена глухих звонкими звуками (например, «бочка» вместо почка, «гамень» вместо камень);
6) замены твердых звуков мягкими и мягких твердыми (например, «рядость» вместо радость, «сыто» место сито).
Смешение звуков выражается в том, что ребенок путает звуки речи, умея их правильно произносить (например, произносит «суба» вместо шуба и тут же «шапоги» вместо сапоги).
Фонетические нарушения звуков делятся на следующие группы:
1) сигматизмами называются фонетические нарушения свистящих и шипящих звуков ([с], [с’], [з], [з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]), а парасигматизм – замена этих звуков;
2) ламбдацизмами называются фонетические нарушения звуков [л] и [л’], а замена этих звуков – параламбдацизм;
3) ротацизмами называются фонетические нарушения звуков [р] и [р’], а их замена называется параротацизм;
4) йотацизмами называются фонетическое нарушение звука [j], а замена этого звука называется парайотацизм;
5) каппацизмами называются фонетические нарушения звуков [к] и [к’], а замена этих звуков называется паракаппацизм;
6) гаммацизм – это фонетические нарушения звуков [г] и [г’], замена этих звуков называется парагаммацизм;
7) хитизм – это фонетические нарушения звуков [х] и [х’], а парахитизм замена этих звуков.
Полностью процесс овладения системой фонем завершается у ребенка к 4–5 годам, когда детьми все звуки речи различаются на слух и правильно произносятся.
Методику работы с детьми дошкольного возраста помогает определить знание форм нарушений звукопроизношения. Основной акцент при фонематических нарушениях делается на развитие речевого слуха и фонематического слуха. При фонетических нарушениях большое внимание уделяется развитию артикуляционного аппарата мелкой и общей моторики. Логопед должен определить методику обучения дошкольника правильному произношению, который был бы для него более эффективным. Положительный результат достигается при всех видах нарушений звукопроизношения при условии правильно организованной логопедической работы.
Логопедические занятия должны проводиться регулярно, не менее трех раз в неделю. Необходимы домашние занятия, которые проводятся родителями по заданию логопеда. Их следует проводить в виде кратковременных упражнений ежедневно от 5 до 15 минут, 2–3 раза в течение дня. Для того чтобы преодолеть недостатки произношения, широко применяется дидактический материал. От степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, а также регулярности занятий, помощи со стороны родителей зависят сроки преодоления дефектов произношения. Недостатки произношения у детей дошкольного возраста преодолеваются в более короткие сроки, чем у детей школьного возраста, а у младших школьников – быстрее, чем у старших.
Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно. На каждом из этапов решается подчиненная общей цели определенная педагогическая задача.
Этапы логопедического воздействия:
Цель – включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс. На данном этапе идет работа над развитием слухового внимания и фонематического восприятия несформированных звуков. Также проводится комплекс артикуляционных упражнений для подготовки органов артикуляции к постановке нарушенных звуков.
Цель данного этапа – сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука с помощью специально подобранного речевого материала. Задачами являются: постановка звуков (по подражанию, с механической помощью, смешанно), автоматизация звуков в слогах, в словах, в предложениях или формирование навыков правильного их использования в речи, а также дифференциация звуков, т.е. умение отбирать звуки, не смешивая их между собой.
Цель данного этапа – сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. На логопедических занятиях широко используются тексты, творческие упражнения, применяются различные виды и формы речи, а также подбирается материал, насыщенный теми звуками, которые у ребенка были не сформированы.
Специфика коррекции звукопроизношения зависит от особенностей строения артикуляционного аппарата, интеллектуального развития логопата, его целеустремленности, психических особенностей личности. Для исправления звукопроизношения, а также для контроля формирования нарушенных звуков к логопеду можно обращаться в любом возрасте, начиная с четырех лет.
Таким образом, различают виды нарушения звукопроизношения, а именно: пропуски, замены, искажения и смешение звуков. Для того чтобы исправить нарушенный звук, выделяют этапы логопедической коррекции звукопроизношения: постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, а также дифференциация звука и введение звука в речь. Чем младше ребенок, который нуждается в коррекции звукопроизношения, тем быстрее можно добиться нужного результата.
Ваша корзина пуста