ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Бондарева А.С. Развитие мелкой моторики у детей через нетрадиционную технику рисования

Полный текст

Бондарева Анна Сергеевна – воспитатель первой квалификационной категории, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №49 комбинированного вида (г. Владикавказ, Республика Северная Осетия – Алания)

В статье описано применение нетрадиционных техник рисование – это использование различных материалов, способов, форм и методов нетрадиционного рисования. Нетрадиционные техники рисования – это создание единой композиции благодаря гармонии цвета и смысла рисунка.

Ключевые слова: мелкая моторика, рисование, нетрадиционные техники, воображение, дошкольники.

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
В.А. Сухомлинский

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается. На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и развитие ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально – психическое состояние ребёнка. Однако, если вовремя помочь ребёнку, эти серьёзные проблемы можно успешно решить. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, мастерить подарки своим близким.

Актуальность

Дети всегда пытаются отобразить свои впечатления об окружающем мире в творчестве. Формирование творческой личности – важнейшая задача. Рисование кистью, карандашами требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает от рисования. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются развитием детского изобразительного творчества в целом. Это толчок к развитию воображения, индивидуальных возможностей, проявлению самостоятельности. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, по средствам нетрадиционных техник (рисование пальчиками, рисование ладошкой, техника обрывания бумаги, техника печатанья, техника тычка жесткой кисточкой и т. п), в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

Существует много техник нетрадиционного рисования, они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Можно рисовать, чем хочешь и как хочешь. Применение нетрадиционных техник рисования:

  • создает атмосферу непринужденности, раскованности.
  • способствует развитию инициативы, самостоятельности детей;
  • ребенку предоставляется возможность экспериментировать (вата, ватные палочки, клей и т.д.);
  • развивает мелкую моторику;
  • способствует снятию детских страхов;
  • развивает пространственное мышление;
  • развивает чувство композиции, ритма, цветовосприятия, чувство объемности;
  • учит детей свободно выражать свой замысел;
  • развивает воображение.

Цель: развитие детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Задачи: продолжать знакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования. Развивать наблюдательность, умение видеть красоту, поощрять стремление детей к изобразительной деятельности детей через нетрадиционные техники рисования. Побуждать детей самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования. Способствовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования. Сформировать технические навыки рисования.

Картотека нетрадиционных способов рисования

Набрызг – ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Кляксография обычная – ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой – ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делает небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедуру повторить. Недостающие детали дорисовать.

Рисование нитками – ребенок опускает нитку в краску. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик.

Рисование мыльными пузырями – гуашь смешивается с шампунем, разливается в емкости. Затем в емкость вставляется емкость и выдувается воздух до образования шапки из мыльных пузырей, осторожно достается соломинка и сверху прикладывается чистый лист. И прижимается ладонью, получается отпечаток.

Рисование по сырому – лист бумаги смачивается водой, пока лист не высох на носится рисунок. Получается размытое изображение.

Тычок жесткой полусырой кистью – ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа кисть вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками – ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

Рисование ладошкой – ребенок опускает ладошку в краску или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечатки на бумаге.

Свеча + акварель – ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Восковые мелки + акварель – ребенок рисует восковыми мелками на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелом остается не закрашенным.

Аэрография – на чистом листе рисуется силуэт. Вырезают его. Кладем силуэт на чистый белый лист. Обмакиваем зубную щетку в краску. Подносим щетку к листу и начинаем над листом водить расческой по щетке. Получаются брызги на лисе, после того, как закончили водить, нужно снять силуэт.

Черно-белый граттаж – ребенок натирает свечой лист так, чтобы он был весь покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Цветной граттаж – на лист бумаги наносятся цветные пятна акварелью, затем лист натирается свечой так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается тушью с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Монотипия – это один отпечаток. На бумагу наносится рисунок, затем сверху накладывается чистый лист, аккуратно приглаживается сверху рукой и снимается. Получается отпечаток.

Оттиск пробкой – ребенок прижимает пробку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Аналогично делаются оттиски печатками из картофеля, ластика, смятой бумагой, поролоном, пенопластом.

Отпечатки листьев – ребенок покрывает красками листок с дерева разными цветами. Затем прикладывает лист к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Черешки у листьев дорисовать кистью.

Рисование с секретом в 3 пары рук – берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределить кто будет рисовать первым, кто вторым, кто третьим. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставить чуть – чуть, какую – то часть, для продолжения. Второй, не видя ничего, продолжает. Третий заканчивает. Затем открывается весь лист.

Смятой бумагой – ребенок мнет в руках бумагу (можно салфетку), опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск смятой бумагой – ребенок прижимает смятую бумагу к блюдцу с краской и наносит оттиск на лист. Чтобы получился другой цвет, меняют и блюдце, и смятую бумагу.

Точечный рисунок – взять ватную палочку или спичку очищенную от серы, туго замотанную небольшим куском ваты и опустить в краску. Спичку держать перпендикулярно к листу и изображать.

Клеенкой – на гладкой целлофане, рисуют яркими красками рисунок с помощью кисти. И сразу, пока не высохла краска, переворачиваем целлофан изображением вниз на лист и промокнуть рисунок. Затем поднять клеенку.

Фон – делать фон ватой или кусочком поролоном, смоченным в воде и краске.

Нетрадиционные техники рисования используются в разных группах.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск отпечатками из картофеля;
  • рисование ладошками;
  • тычок жесткой полусухой кистью;
  • ватной палочкой;
  • рисование тычками из поролона;
  • печатание листьями.

Средний дошкольный возраст:

  • печать поролоном;
  • печать пробкой;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • оттиск листьями;
  • рисование мятой бумагой;
  • монотипия предметная;
  • пластилинография;
  • рисование нитками.

Старший дошкольный возраст:

  • монотипия пейзажная;
  • рисование зубной щеткой;
  • набрызг;
  • кляксография с трубочкой;
  • рисование солью;
  • печать по трафарету;
  • рисование манной крупой;
  • по мокрому;
  • гравюра;
  • черно-белый граттаж.

Формы работы с родителями:

1. Консультации.
2. Беседы.
3. Привлечение родителей к пополнению среды (нетрадиционные материалы).
4. Участие в конкурсах и выставках.

Советы родителям:

  • материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые мелки и т. д.) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить;
  • знакомить его с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства;
  • предлагайте рисовать все, что о чем вы беседуете, что он любит рисовать;
  • не критикуйте ребенка и не торопите, стимулируйте занятия ребенка рисованием.

Наглядные методы: наблюдение (натуральных объектов в реальных условиях и в групповых условиях), иллюстрация (фото, рисунки, схемы, плакаты).

Практические методы: упражнения, синхронное рисование, показ воспитателем новой техники рисования, прием пассивных движений с неуверенными детьми, экспериментирование с художественным материалом и техниками (смешивание красок, сочетание в рисунке разных техник, использование новых материалов). 

Игры: «На что похожи наши ладошки?», «Три краски», «Волшебная ниточка», «О чем рассказала музыка?», «Сказочное животное (растение)», «Рисование по кругу», «Неоконченный рисунок», «Отгадай, что я задумал».

Предметно-развивающая среда: оформлен уголок, где находятся дымковские и филимоновские игрушки, бумага разного цвета и размера, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь, акварель), разного вида кисти – тонкие и толстые, мягкие и жесткие, экраны с бархатной бумагой, различного цвета нитки, пробки, клей, печатки и шаблоны, ватные палочки, непроливашки, салфетки.

В уголке для рисования хранятся также репродукции картин художников, предметные и сюжетные картинки, открытки, иллюстрации к сказкам, рассказам. Создана отдельная папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник.

Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане довожу до сведения родителей.

Заключение

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. В результате целенаправленной и систематической работы по изобразительной деятельности были получены заметные положительные результаты: дети приобрели знания о свойствах и особенностях нетрадиционных изобразительных материалов. Детям очень нравится разнообразие техники. Самым ценным является развитие личности ребенка.

Литература

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».– М.: Скрипторий 2003, 2008.
  2. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  4. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей. – СПб.: КАРО, 2007.
  5. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп.– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – С. 336.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.