Борисова Анна Николаевна – МДОБУ «Кудровский детский сад комбинированного вида №1» (Кудрово, Ленинградская область)
Самостоятельность не является врожденной чертой, она формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.
При воздействии взрослого у ребенка происходит более активное проявление самостоятельности. Обучение самостоятельности предусматривает неторопливый показ и подробное объяснение того, что должен делать ребенок и как надо выполнять то или иное действие. При этом воспитатель подсказывает последовательность действий. Формирование тех или иных навыков всегда начинается с мотивации (зачем нужно что-либо сделать). Затем фиксируется внимание детей на результате деятельности. К выполнению режимного процесса важно привлекать небольшую группу детей, учитывая уровень сформированности их умений. Все действия воспитатель должен выполнять вместе с детьми. Таким образом, дети с помощью взрослого постепенно обучаются последовательности этих действий.
При этом нельзя забывать и о том, что труд должен быть интересен малышам, вызывать у них положительные эмоции. Ребенок с большим удовольствием будет мыть руки, если из крана течет теплая вода приятной температуры, лучше намыливать руки, если ему предложить мыло необычной формы, цвета, старательнее вытирать руки, если ему дать красивое, пушистое полотенце, и т.д.
Игровые приемы позволяют воспитателю активнее воздействовать на малыша. Также навыки самостоятельности формируются у малышей и в играх с куклами в процессе разнообразных действий (раздевании, одевании, причесывании).
Наиболее эффективными в этой ситуации будут следующие методы обучения:
Для успешного осуществления самостоятельной деятельности детей необходима культурно-развивающая пространственно-предметная среда. Среда удовлетворяет потребность ребенка в познавательной деятельности, получении информации о построении взаимоотношений с окружающим миром, создает определенную психологическую комфортность ребенку: внутреннюю защищенность, выбор различных форм активности
и самостоятельности.
Зависит от индивидуальных качеств и врожденных задатков ребенка. В одинаковых условиях разные дети действуют по-разному, и результат достижений всегда индивидуален. Если самостоятельность «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, то в итоге она «закрепляется» как положительный опыт ребенка и становится качеством его личности. У одних детей самостоятельность в самообслуживание проявляется в 2 года, у других позже. Одни дети самостоятельны в игровой деятельности, другие в бытовой – непохожесть.
Ваша корзина пуста