ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Борисова А.Н. Особенности проявления самостоятельности у дошкольников

Полный текст

Борисова Анна Николаевна – МДОБУ «Кудровский детский сад комбинированного вида №1» (Кудрово, Ленинградская область)

Самостоятельность не является врожденной чертой, она формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.

Этапы развития самостоятельности детей дошкольного возраста

  • 5–6 месяцев жизни: ребенок начинает предпринимать самостоятельные действия – садится, пытается достать игрушку и т.п.
  • Конец первого года жизни: пробуждается стремление к самостоятельности, связанное с потребностью ребенка удовлетворить свои желания без помощи взрослого – стоит, поддерживает равновесие тела, осуществляет целенаправленные действия.
  • Ребенок с 2 до 3 лет: первоначальное осознание ребенком себя, выделение себя из окружающего мира. Это проявляется в обостренном стремлении к самостоятельности.
  • С 3 до 7 лет происходят главные новообразования в становлении личности ребенка, появляется произвольность всех познавательных процессов, ребенок осознает свои поступки, действия, начинает самостоятельно решать поставленные задачи, проблемные ситуации, как в бытовом плане, так и в интеллектуальном. Кризис трех лет является феноменом, ведущим к самостоятельности. Самостоятельность является основным психологическим новообразованием кризиса трех лет.

При воздействии взрослого у ребенка происходит более активное проявление самостоятельности. Обучение самостоятельности предусматривает неторопливый показ и подробное объяснение того, что должен делать ребенок и как надо выполнять то или иное действие. При этом воспитатель подсказывает последовательность действий. Формирование тех или иных навыков всегда начинается с мотивации (зачем нужно что-либо сделать). Затем фиксируется внимание детей на результате деятельности. К выполнению режимного процесса важно привлекать небольшую группу детей, учитывая уровень сформированности их умений. Все действия воспитатель должен выполнять вместе с детьми. Таким образом, дети с помощью взрослого постепенно обучаются последовательности этих действий.

При этом нельзя забывать и о том, что труд должен быть интересен малышам, вызывать у них положительные эмоции. Ребенок с большим удовольствием будет мыть руки, если из крана течет теплая вода приятной температуры, лучше намыливать руки, если ему предложить мыло необычной формы, цвета, старательнее вытирать руки, если ему дать красивое, пушистое полотенце, и т.д.

Игровые приемы позволяют воспитателю активнее воздействовать на малыша. Также навыки самостоятельности формируются у малышей и в играх с куклами в процессе разнообразных действий (раздевании, одевании, причесывании).

Наиболее эффективными в этой ситуации будут следующие методы обучения:

  • проблемное обучение;
  • методы ТРИЗ;
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Для успешного осуществления самостоятельной деятельности детей необходима культурно-развивающая пространственно-предметная среда. Среда удовлетворяет потребность ребенка в познавательной деятельности, получении информации о построении взаимоотношений с окружающим миром, создает определенную психологическую комфортность ребенку: внутреннюю защищенность, выбор различных форм активности
и самостоятельности.

Зависит от индивидуальных качеств и врожденных задатков ребенка. В одинаковых условиях разные дети действуют по-разному, и результат достижений всегда индивидуален. Если самостоятельность «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, то в итоге она «закрепляется» как положительный опыт ребенка и становится качеством его личности. У одних детей самостоятельность в самообслуживание проявляется в 2 года, у других позже. Одни дети самостоятельны в игровой деятельности, другие в бытовой – непохожесть.

Литература

  1. Бабаева Т.И. Субъектная позиция ребенка в контексте подготовки к обучению в школе // Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве: сб. науч. ст. по мат-лам междунар. науч.-практ. конф. (4–6 апр. 2007 г.). – СПб.: СОЮЗ, 2007. – С. 38–442.
  2. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. О субъектности дошкольника в поликультурном пространстве изменяющейся России // Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России: от исследования к технологиям сопровождения: сб. науч. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. (22-24 апр. 2009 г.). – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. – С. 258–265.
  3. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет. Новый взгляд на дошкольное детство. – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, Образовательные проекты. Речь; М.: Сфера, 2010. – 144 с.
  4. Прыгин Г.С. Психология самостоятельности: монография. – Ижевск; Набережные Челны: Ин-т управления, 2009. – 408 с.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2009. – 713 с.
  6. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе // Хрестоматия по детской психологии / Сост. и ред. Г.В. Бурменская. – М.: Ин-т практ. психологии, 1996. – С. 213-228.
  7. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.