ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Брындина А.А. Инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации

Полный текст

Брындина Анна Александровна – МБДОУ «Детский сад №219» (Челябинск. Россия)

Статья содержит основное понятие термина «инновационная деятельность»; рассматривается характер и тенденция инновационной деятельности в образовательной организации.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, дошкольная образовательная организация.

В настоящее время в обществе происходит много преобразований, и дошкольному образованию необходимо шагать в ногу с этими переменами. Традиционный педагог уходит со сцены. На смену ему приходит педагог-исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, педагог с инновационным стилем мышления, способный к творческой и профессиональной деятельности, самоопределению и саморазвитию. Такой педагог положительно влияет на качество обучения и воспитания в образовательном учреждении, создаёт условия для духовного развития детей, осуществляет личностно-ориентированный подход к ним.

Инновация (англ. Innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Инновационная деятельность в дошкольной организации служит для повышения эффективности процесса обучения и получения более качественных результатов.

По словам английского философа Фрэнсиса Бэкона, «кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед» [6]. По его мнению, «важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.

На основе анализа трудов Майера А.А. [3], Давыдовой О.И. [2], Поповой Н.Е. [5], Леоновой Е.В. [2], Пономарева Н.Л. [4] нами было установлено, что существует несколько признаков, по которым определяется режим инновационного развития дошкольной образовательной организации:

  • актуальность (значимость и своевременность) проводимой работы, направленной на выработку практических мер для решения серьезной проблемы; включенность в поисковую деятельность большинства педагогов;
  • характеристика результатов: эффективность, продуктивность, оптимальность;
  • инновационный потенциал и климат в коллективе для развития инновационной деятельности;
  • присутствуют показатели устойчивость, воспроизводимость, качественная трансформация системы управления, всех компонентов целостного педагогического процесса и условий его реализации в дошкольной образовательной организации.

На наш взгляд, инновационная педагогическая деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения. Осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность. При реализации инновационного проекта программы должны быть обеспечены соблюдением прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставлением и получением образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом.

Инновационная педагогическая деятельность на сегодняшний день является одним из значимых элементов образовательной деятельности дошкольной образовательной организации, логично переходит к возникновению конкурентоспособности дошкольной образовательной организации и задаёт направление профессионального роста педагогов, содействует личностному развитию воспитанников. Отсюда делаем вывод, что инновационная деятельность незыблемо связана с научно-методической работой педагогов, развитием воспитанников дошкольной образовательной организации и создаёт предпосылки для гуманизации образования.

Инновационная деятельность воспитателя состоит в том, чтобы начать освоение нововведений развивающего характера, внедрять новые формы, методы, методики, средства, технологии, программы в воспитательно-образовательный процесс. Применять и изучать на практике, использовать свой личный опыт и знания мы можем через ведущую деятельность дошкольного возраста – игру.

Приведём пример инновационной деятельности, которую можно использовать
в практике работы с детьми:

Соты Кайе. «Систему «Соты Кайе» придумал изобретатель Виктор Кайе. «Соты Кайе можно использовать с детьми в возрасте от 3 лет, для индивидуальной или коллективной игры. Это многофункциональная, вариативная дидактическая и игровая система. Данную игровую систему можно использовать и в домашних условиях, и в группе для конструирования, трансформирования, экспериментирования в области детского дизайна, для создания геометрических фигур, игры в домино.

Игра «Геоконд» Воскобовича, которая формирует у детей умение ориентироваться на плоскости, развивает сенсорику, мелкую моторику, фантазию, логику, совершенствует интеллект, развивает творческие способности детей. Согласно определённым заданиям, дети натягивают резинки на гвоздики так, чтобы получился силуэт геометрической фигуры, цифры или другого задуманного изображения.

Технология «Лего» – развитие личности, мышления и творческих способностей ребенка путем решения конструкторских задач с помощью наборов «Лего» и создания «Лего-пространства».

Кейс-технология – интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Можно с полной уверенностью сказать, что инновационную деятельность можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности; она предполагает наличие определённой степени свободы действий у соответствующих субъектов. Важность инновационной деятельности для личности связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с творчеством. Трудности, возникающие в процессе инновационной деятельности, предстают перед личностью как перспектива возможности их разрешения своими силами.

Проведённая работа позволяет сделать вывод, что инновационная образовательная организация находится в системе функционирования и является находкой для современных педагогов дошкольных образовательных организаций, которая гарантирует саморазвитие личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию педагогов.

Литература

  1. Давыдова О.И., Майер А.А. Основная образовательная программа дошкольного образования: конструирование и реализация в ДОУ: учебно-методическое пособие. – М.: Феникс, 2016. – 200 с.
  2. Красильщиков С. Фрэнсис Бэкон. Новый огранон (1620 г.), 2019. – С. 364.
  3. Леонова Е.В. Инновации в образовательной структуре ДОУ и трудности, возникающие в процессе их внедрения //Достижения вузовской науки. – 2018 – №2 – С. 68–72.
  4. Майер А.А. Стратегия развития современного дошкольного образования //Нижегородское образование. – 2015. – №3 – С. 18–22.
  5. Пономарев Н.Л., Смирнов Б.М. Образовательные инновации. Государственная политика и управление: учеб. пособие. – М.: Академия, 2007. – 202 с.
  6. Попова Н.Е. Инновационная деятельность в современном школьном образовании: коллективная монография: Наука сегодня: теория, практика, инновации. – Ростов-на-Дону: Научное сотрудничество. – 2017. – С. 52–71.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.