ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

«Будем дружить садами». Время выбора и открытые пространства в детском саду: г. Зеленогорск

№1 2019 «Будем дружить садами». Время выбора и открытые пространства в детском саду: г. Зеленогорск
Аннотация

С 2017 года детский сад города Зеленогорска «Страна чудес» является Феде­ральной инновационной площадкой и серьезно занимается распространением собственного профессионального опыта технологий в профессиональном социуме. С 2015 года в саду реализуются авторские технологии по поддержке детской инициативы «Time Сhoice», когда дети выбирают деятельность по своему усмотрению, и «Open Space», когда дети могут выбирать и пространство для игры.

Обе технологии направлены на создание условий для становления произвольности дошкольника в парадигме культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, в которой психическое развитие ребенка предстает как обретение им свободы, как эмансипация от диктата окружающей среды, как утверждение самостоятельности, при всё более содержательной близости с взрослым, т.е. именно как развитие личности. Становление произвольности сопряжено с обретением внутренней свободы и собственной индивидуальности.

Вопросы Елене Непомнящей, старшему воспитателю муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №32 «Страна чудес» (г. Зеленогорск, Красноярский край), задавала Елена Ралюк, старший воспитатель детского сада «Журавушка», структурного подразделения гимназии «Универс» (г. Красноярск).

Полный текст

Елена, расскажите, пожалуйста, в чем заключается технология Time Choice?

– Название технологии «Time Choice» («Время выбора») во многом определяет её содержание – предоставление ребёнку времени для собственного выбора, которое позволит ему проявить собственную инициативность и самостоятельно действовать в очерченном собственными потребностями (на настоящий момент) поле. В режиме дня на это ежедневно выделяется от 45 до 70 минут в утренний и вечерний отрезки времени. Эти отрезки – то время (которое никогда не может использоваться взрослым для других дел), когда каждый ребенок в группе может заняться тем делом, которое он выбрал (обозначив его на «Экране выбора»).

А что такое «Open Space»?

– «Open Space» –это пространство более 100 кв.м. с большим количеством материалов для творчества, с чердачком для уединения, зоной рисования на кафеле, с возможностью конструирования из различных видов конст­руктивного материала (от кубиков до коробок). В режиме дня посещение Open Space преду­смотрено утром и вечером от 45 минут до 70 минут, в то же самое время, когда ребенок организует собственную самостоятельную деятельность в группе Тime Choice. Таким образом, ребенок получает выбор – он, может либо играть в группе, либо самостоятельно уйти в Open Space для индивидуальной деятельности или совместных игр и встреч с ребятами из других групп.

Творчество из коробок - настоящее удовольствие

Как возникла идея такой технологии?

– Технология Time Choice направлена на создание условий для становления произвольности дошкольника. Когда в 2013 году вышел ФГОС дошкольного образования, впервые были выдвинуты серьезные требования к созданию условий по поддержке детской самостоятельности и инициативы ребенка. Многие из нас, педагогов-практиков, задумались, а много ли у нас в образовании технологий, направленных на поддержку детской инициативы и самостоятельности. И тогда я решила устроить для педагогов своего детского сада провокацию, написав в режиме дня «Time Choice». И ровно через полчаса все педагоги стояли у меня на пороге с вопросом: «А что это? Что делать будем?» Я прежде всего дала перевод этих слов «Time» – время, «Choice» – выбор.

А коротко – «мы предоставим детям время для самостоятельной деятельности с правом выбора ими этих самостоятельных дел».

Что может быть интереснее, чем рисовать на стенах (кафельная стена в Open Space)

 

Педагоги дружно кивнули головами и сказали: «Ничего нового – мы это делали всегда». И ровно через месяц я пришла целенаправленно понаблюдать, что же происходит во время Time Choice – рано утром и сразу же после сна, первоначально это были временные отрезки по 45 минут. А происходило всё то же, что и раньше: иногда читали книгу, иногда драматизировали сказку, иногда экспериментировали, часть детей самостоятельно играли, а часть были в совместной деятельности с педагогом. На мои вопросы, а где же детская самостоятельность, и что конкретно делает каждый ребенок, педагоги говорили, что у них масса незаконченных дел с некоторыми детьми, и им некогда наблюдать, что делают другие дети. И вот тут мне стало окончательно понятно, что мои «задачные» педагоги не могут отпустить свои профессиональные замыслы относительно развития детей и хотя бы просто предоставить детям время действовать по собственному выбору. Необходимо было что-то срочно предпринимать, и у меня стала четко зарождаться тогда еще только идея технологии. В некоторых программах существует такой прием, как обозначить свой выбор занятия на доске выбора. Вот и я предложила педагогам создать экраны выбора в каждой группе, чтобы ребёнок мог продемонстрировать, ставя фотографию в клетку определенного центра, собственные замыслы и инициативу. Это был первый шаг технологии – очень важный и до сегодняшнего дня. Ведь, именно способность ребёнка самостоятельно действовать в условиях группы привела сегодня к тому, что дети свободно выходят из группы и действуют в условиях открытого пространства всего детского сада, и с тех пор экран выбора мы, педагоги, называем «разум группы».

Действительно, современный детский сад просто обязан уже предоставлять детям возможность действовать по своему замыслу и здорово, когда не только время для этого, но и условия специально создаются. Трудно было педагогам принять это? Если были сложности, как вы с этим справлялись?

– В первый год разработки и апробации технологии мне было важно удержать две позиции. Первое – «Время выбора» было незыблемо, и, конечно же, педагоги пытались меня уговаривать – то репетиция, то какие-то постановки, то необходимо было срочно что-то всем мастерить к выставкам, но я не сдавалась, я, в некотором роде, учила их обходиться без этих кусков времени для реализации взрослых замыслов. Но больше всего меня удивляли дети, которые ложились днём спать и переспрашивали: «А Time Choice будет?» Они словно не верили, что это время всегда будет за ними. Кстати, детям понравилось название, они легко его приняли. Никто не мог «забрать это время у детей»! А второе – мне необходимо было влюбить, если так можно сказать, в эту технологию педагогов и родителей, чтобы у меня были настоящие сподвижники, которые вместе со мной будут внедрять, развивать и совершенствовать эту технологию. Я твёрдо уверена, что такой успех технологии во многом определяется тем, что существует сплоченная команда, которая действует по единому замыслу. У нас в детском саду десять групп – это дети разного возраста, разных образовательных потребностей, это дети с ограниченными возможностями здоровья и дети, развитие которых осуществляется в билингвальной среде. И все они (за исключением детей раннего возраста и детей-инвалидов), независимо от возможностей, проживают в технологии Time Choice.

Экран выбора - разум группы 

 

Хотелось бы отметить, что мощный толчок к развитию технология как раз и получила в 2015 году, когда детский сад вступил в корпоративный проект госкорпорации «Росатом», инновационную сеть образовательных организаций проекта «Школа Росатома». Тогда технология стала развиваться под научным руководством первого заместителя АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» Романа Викторовича Селюкова и аналитика института Ивана Николаевича Трифонова. А в 2016 году на международной выставке в Москве «АТОМЭКСПО-2016», благодаря активному участию в судьбе детского сада руководителя проекта «Школа Росатома» советника Управления по работе с регионами Госкорпорации «Росатом» Натальи Валерьевны Шурочковой, технология была представлена широкому кругу общественности и, прежде всего, руководителю госкорпорации «Ростатом» С.В. Кириенко. И получила высокую оценку. И уже тогда носители технологии, дети «Страны чудес» показали, что выбор не имеет привязки к месту, даже в Москве в павильоне Гостиного двора, где развернулась международная выставка, дети легко делали выбор, и реализовывали свои замыслы под прицелом десятков телевизионных камер.

Другой вариант экрана выбора

А как вы сделали так, чтобы ребенок мог попадать в открытое пространство Open Space? Ведь ему приходится покидать помещение группы! Как вы обеспечиваете безопасность детей?

– Отвечает за безопасность детей в Open Space один взрослый, младший воспитатель, который не вмешивается в деятельность детей, а лишь осуществляет недирективную помощь и поддержку. В детском саду разработан и принят локальный акт, который регламентирует деятельность взрослых (в том числе и родителей) в рамках технологии Time Choice.

Развивая ответственность во время его самостоятельного ухода из группы, ребёнок учится самостоятельно удерживать три правила:

• ставит свою фотографию на доске выбора в окно Open Space (чтобы взрослый знал, где находится ребёнок);

• надевает на руку жёлтый браслет (чтобы, когда ребёнок самостоятельно передвигается по детскому саду, любой взрослый знал, что ребёнок движется в Open Space, и в случае необходимости (по просьбе ребенка) мог оказать ему помощь, а также браслет для ребенка – условный знак, что «он самостоятельный, он сам отвечает за свои действия»);

• соблюдает в Open Space нормы и правила общения и поведения без знаков, напоминающих о нормах и правилах (которые существуют в группе), сам контролирует свои поступки.

Я знаю, что у вас существует деятельность по выбору не только в рамках группы и пространства Open Space, но и в определенный момент дети получают возможность свободно передвигаться по саду. Как в этом случае решается вопрос с безопасностью?

– Действительно, серьезный вопрос, и очень важно затронуть эту сторону технологии. Затрагивая эту тему, мы сразу же входим в противоречие – ни один родитель не доверит нам ребенка, если будет считать, что в детском саду созданы небезопасные условия, а, с другой стороны, настоящее развитие ребенка протекает через трудности и некоторые опасности. И только тогда ребенок совершает рывок в развитии, когда эти трудности преодолевает, сначала, действуя в зоне ближайшего развития вместе со значимым взрослым, в дальнейшем, самостоятельно. И это условие развития «безопасно – опасно» должно было максимально сбалансированно. И здесь мне, как автору технологии, во многом помогли психологические труды Л.С. Выготского о становлении произвольности ребенка, о выборе, об овладении ребенком собственным поведением, приобретением субьектной позиции. Именно Л.С. Выготский отмечал, что овладение «реакцией выбора» связано с процессом обучения произвольному управлению своей деятельностью. Значит, ребенка можно научить управлять своей деятельностью!

Конечно, команда педагогов должна понимать важность своей сложнейшей части профессиональной деятельности – создание условий для становления произвольности дошкольника, которая не менее важна, как я всегда повторяю, чем математика, развитие речи и рисование. Здесь мы начали действовать со всеми участниками образовательных отношений, – с персоналом детского сада, заметьте, здесь не только педагоги, а все сотрудники детского сада, начиная от дворника и заканчивая руководителем, с родителями (законными представителями) и с детьми. Так как наши дети живут в знаковой системе (технология «моделирование»), в среде всех помещений детского сада размещены знаки передвижений, центров, кабинетов, залов, холлов и правил поведения (кроме Open Space, там принципиальная позиция), поэтому выходя в другие пространства, дети не видят пустых «взрослых» коридоров, все помещения максимально оборудованы для их самостоятельной деятельности, везде размещены маркеры, есть знаки запрещающие вход (вспомогательные помещения с высокой опасностью). Условия выхода из группы – это определенное время, обозначение на доске выбора – своего местонахождения и обязательное ношение браслета определенного цвета. Поэтому любой сотрудник детского сада, когда видит на руке ребенка браслет, знает, что ребенок не просто ушел из группы, а он идет по своему замыслу, и не надо его останавливать и расспрашивать.

Пространство для строительства, кубиков должно быть много!

Другое дело, если ребенок, сам инициирует разговор со взрослым, тогда задача каждого оказать недирективную поддержку. И, конечно же, родители, с которыми проводится огромная просветительская работа, о том, что такое самостоятельность ребенка, как ее необходимо поддерживать и какие условия необходимо создавать в семье. С родителями согласованы все локальные акты, обеспечивающие проживание детей в образовательной практике, и каждый родитель пишет обязательное письменное согласие на вход ребенка в практику. На Facebook создана открытая группа «Страна Чудес / Wonderland», в которой уже более 2000 участников со всего мира, где ежедневно рассказывается, с фото и видеозарисовками о жизни детей по их собственному замыслу. У нас в детском саду ничего не укроется от взгляда родителя.

Очень важный момент, а кто и как определяет, что ребенок «готов бродить»?

– Несомненно – важнейший момент. Мы с нашими воспитанниками очень любим обсуждать «самостоятельность» и, в принципе, все любые человеческие качества личности (смелость, трусость, храбрость и т.д.) у нас гармонично сочетаются с самостоятельностью как основой жизни в детском саду. Ведь у каждого ребенка есть разнообразные возможности для приобретения этого важнейшего качества. С трех лет у каждого ребенка появляется «право желтого браслета» выхода в открытое пространство Open Space. Однако это не значит, что все дети организованно выходят из группы. Сначала мы внимательно наблюдаем, как прирастает ребенок самостоятельными действиями, насколько «вырастает» он из условий ограниченного пространства группы, т.е. прежнее пространство становится ему как бы «маловато». Ведь «созревает» это качество у всех детей в разные сроки, здесь мы учитываем не метрические сроки, а биологический возраст! Ведь трехлетний ребенок придет в пространство, где ему сразу же будут доступны ножницы, дырокол, высокая лестница на чердак, подоконники, на которые надо еще научиться взбираться и в пространстве его встретят старшие сверстники, с которыми ему придется учиться договариваться. Но все равно в течение года все дети получат это право. А вот следующий зеленый браслет на «право выход в лего-центр» и красный на «право перемещаться по всему пространству детского сада» появляется у детей с четырех лет и у каждого в свое время. И, вероятно, его можно вообще не иметь, если не участвовать в становлении произвольности каждого ребенка. Очень здорово, когда появляются первые носители браслетов, и они начинают демонстрировать произвольный тип поведения, своевременный приход, рассказ о правилах, о том, что делал, кто из старших детей был. Иногда всё время утреннего круга уходит на разговоры о таких походах, и тогда дети понимают, что у каждого есть возможность выхода, но есть определенные правила, которые нужно соблюдать. Благодаря этой технологии братья ходят в гости к сёстрам, появились друзья из разных групп, и даже первая привязанность девочки к мальчику из другой группы. Т.е. технология поддерживает общение ребят разных возрастов и разных образовательных возможностей.

Во время Time Choice дети могут выбрать себе занятие, реализовать свои замыслы, скажите, а что в это время делают взрослые? Есть ли у них какие-то специальные задачи?

– Наконец-то у педагога появилось время для серьезного педагогического наблюдения за детьми! Этому тоже необходимо было научить педагогов. В нашем профессиональном менталитете долгое время считалось нарушением инструкции, если воспитатель не занимался с детьми, а просто сидел на стуле и наблюдал за их деятельностью. Начиналось всё, конечно, непросто, когда дети получили долгожданную свободу, оказалось, что они умели действовать только по инструкциям взрослого и после 45 минут свободного времени ещё минут 15 уходило на уборку. И педагоги первое время «подскакивали», чтобы сразу же «указать» детям, что надо собрать игрушки. Но я настаивала на том, чтобы дети сами нашли способ решения проблемы – сразу убирать игрушки на место, а обсудить это можно было только на вечернем рефлексивном круге. Но постепенно эта проблема решилась, дети теперь владеют рациональными способами, и для того чтобы не затевать больших уборок, прибираются сразу. А педагог во время Time Choice ведет целенаправленное наблюдение в соответствии с листом наблюдения. За каждым ребенком своей группы педагог во время Time Choice должен понаблюдать не менее трёх раз в месяц и отметить прирост его компетенций. После педагогического анализа лист вкладывается в «Портфолио» ребенка, и остается для него и семьи на память, как возможность вспомнить, что он любил в детстве, в какие игры играл, с кем и как долго, куда любил выходить и т.д.

Очень интересно, как применение технологии влияет на весь образовательный процесс в детском саду? Помогает ли это в реализации программы? Насколько я знаю, детский сад реализует программу «Развитие»? Как они связаны, как удалось соединить в расписании?

– Действительно, все когнитивные задачи пяти образовательных областей мы взяли из программы «Развитие», однако отказались от занятийных форматов, и все эти задачи мы вносим в детскую игру, в момент её затухания. Когнитивная задача здесь, как некоторый инструмент развития игры, провоцирует возникновение события, которое косвенно обогащает игровой опыт ребенка какими-то новыми способами действий. Это еще одна задачка – вызов для коллектива. Проживая Time Choice, мы заметили важную закономерность, сочетая отрезки времени в определенной последовательности – замыслы ребенка – замыслы взрослого, дети с интересом ждут подключения взрослого в свои игры, тем более, что педагог действительно играет, а не лишь использует игровые приемы. Сетевые стандарты инновационной сети «Школа Росатома» требуют от нас изменения функционала педагога и смещения акцента с занятийных форматов обучения на обеспечение развития ребенка в игре. И поэтому дети, исчерпав свои собственные замыслы, так сказать, истратив ресурс, как бы подзаряжаются от взрослого новыми способами действий, которые потом можно применить в самостоятельной деятельности. И тогда мы видим, что ребенок – субъект образования, он имеет право не включаться в деятельность, если ему неинтересно, и задача взрослого так интересно поддержать игру, чтобы дети, во-первых, приняли его в эту игру, а во-вторых «повелись» на его провокацию по поводу решения когнитивной задачи. Для того чтобы поставить в детском саду в приоритет игру, мы здорово «поработали» с режимом и замотивировали детей на активное проживание дня. Например, дети у нас очень быстро завтракают, потому что после завтрака они уходят играть и играют до 9.20–9.30, а педагог в это время наблюдает и ищет возможность войти в игру и от когнитивной задачи инициировать событие. Это тема отдельного разговора.

Общее пространство Оpen Space

Елена, каких результатов достигают дети благодаря такой технологии?

– Выделить отдельно результаты очень трудно, безусловно, это огромный скачок в развитии произвольного поведения, способности ценить время, делать выбор. Однако мы анализировали целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования и отметили, что гармоничное соединение сквозных технологий нашей образовательной программы Time Choice и наглядно-пространственное моделирование обеспечивают продвижение детей по всем целевым ориентирам, обозначенным в ФГОС дошкольного образования. Однако шаг движения у каждого ребенка разный, но в этом и заключается процесс индивидуализации, когда каждый ребенка развивается по собственной программе, а находящийся рядом взрослый обеспечивает расширение зоны ближайшего развития ребенка, заботясь о его эмоциональном благополучии и проживании детства в присущих дошкольнику видах деятельности.

Как вы считаете, а почему же так мало садов используют такие форматы, где ребенок может действовать по выбору? Что бы вы пожелали людям, которые решаются внедрять в саду подобные технологии?

– Действительно, это очень проблематично. И прежде всего это задачка-вызов для управленческой команды! Прежде чем ориентировать свой коллектив на внедрение технологий, направленных на поддержку детской инициативы и самостоятельности, ты должен, как управленец, взять на себя ответственность за изменения, которые серьезно преобразуют традиционную жизнь детей в детском саду.

В нашем детском саду взяла на себя ответственность заведующая детского сада, почетный работник общего образования РФ Елена Олеговна Котлярова, которая не только не препятствует переменам, но прежде всего поддерживает и стимулирует коллектив на эти перемены. Например, в детском саду идет постоянная корректировка индикаторов НСОТ, которые ориентированы на поддержку инновационной деятельности сотрудников, в детском саду давно уже нет индикаторов, обеспечивающие стимулирование сотрудников за обеспечение функционирования детского сада, так сказать «за присмотр и уход». Если мы сделали шаг вперед, то тут же творческая группа «Инновации в образовании» вносит или поддерживает предложения по изменению НСОТ.

Это особый стиль корпоративной культуры команды ДОУ, когда обсуждаются все проблемы, и каждый имеет право вносить предложения честно и открыто. Поэтому в такую команду приходят люди, которые не могут реализовать себя в командах с другой моделью профессиональных взаимоотношений «итальянская семья», «фабрика». И они становятся частичкой команды нового времени. Что касается содержательной части технологии, если вдруг кто-то решится на внедрение технологии Time Choice, то мы готовы оказать помощь.

В сентябре 2018 года на базе детского сада открылся Центр Компетенций «Шаг в Будущее», и мы проводим стажировки, обучая педагогов из других городов работе по новым технологиям. В частности, есть четырехдневная стажировка по овладению приемами работы с детьми и с командой ДОУ – Time Choice, где педагогам и управленцам предоставляется возможность проживать практические стажер­ские пробы в образовательном взаимодей­ствии с воспитанниками «Страны чудес».

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.