ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Чуфирина В.А. Роль семейного трудового и художественного воспитания в формировании личности ребенка

Полный текст

Чуфирина Вероника Александровна
cтарший воспитатель, ГБОУ Школа № 1468, ЦАО, г. Москва

Вряд ли найдется взрослый, который будет возражать против того, что ребенка нужно приобщать к труду. Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко считал, что способность к труду и трудолюбие не дарованы ребенку природой, а воспитываются в нем. При этом «труд не должен быть кабалой и насилием», а обязательно – творческим, сознательным, радостным процессом, раскрывающим потенциал личности. Важно переключать детей с одного вида труда на другой, тогда развитие будет разносторонним [4]. Даже у самых «трудных» детей Макаренко воспитывал человечность, честность, правдивость. Он раскрыл основы трудового воспитания детей, показал его огромное общественное значение и воспитательное воздействие.

Выполняя трудовые обязанности, преодолевая определенные трудности, ребенок становится более подвижным, ловким, выносливым и терпеливым, наблюдательным, учится точно и быстро выполнять порученное дело. Вместе с тем, в каждой семье вопросы трудового воспитания решаются по-своему. Как правило, малыш с раннего возраста стремится помогать родителям, часто это получается у него неумело. Двухлетний ребенок уже хочет помочь маме стелить постель: подавать простынки, подушки, накрывать на стол, папе хочет подать молоток, гвозди.

Примерно с двух лет у детей появляется желание себя обслуживать. Это у них получается медленно, и часто родителям не хватает ни терпения, ни времени ждать, пока ребенок сам оденется или разденется. Можно предложить такой вариант: «Давай друг другу помогать. Я помогу тебе одеться, а ты мне поможешь: подашь кофту или шапку. Я тебе покажу, как рисовать красками, а ты мне принесешь лист бумаги, баночку с водой для акварели». Чтобы ребенку было себя удобнее обслуживать, надо создать ему необходимые условия: низко повесить вешалку для одежды, крючок для полотенца в ванной, положить мыло и зубную щетку на нижнюю полку, поставить в коридоре низкую скамейку или стульчик, чтобы ребенок мог сам одеваться, снимать обувь. Для занятий лепкой и рисованием поставить удобный столик, учить наносить изображения и собирать пастельные мелки в коробку. К этому надо стараться приучать с 3–4 лет, чтобы к 6–7 годам у ребенка вошло в привычку убирать свои вещи на место.


Родителям следует поддерживать желание ребенка что-то сделать самому и обязательно оценить сделанное им. При этом не стоит пользоваться общими словами «хорошо» или «плохо», лучше выразить удовлетворение или неудовлетворение в более конкретной форме. Например: «Правильно накрыл на стол, красиво для всех положил ложки и вилки, не забыл про хлеб, молодец». Или: «Умница, подмела пол, только, видишь, немного оставила мусора. Соберешь сама или тебе помочь?». «После рисования ты вытерла краски со стола – молодец! Давай вместе уберем пятна краски с пола!» Чаще всего ребенок сам захочет доделать свою работу, если замечание сделано в мягкой форме.

Ребенок 3–4 лет выполняет, как правило, отдельные поручения. Растет человек, растут и требования к нему. Поручения сменяются обязанностями, то есть делами, которые требуется выполнять постоянно, без напоминания взрослых.

Пожалуй, не нужно перечислять все обязанности, которые может выполнять дошкольник в семье, но об организации художественного труда стоит сказать особо. Беря за основу средства художественного выражения, любой педагог или родитель может придумать разные игры и игровые ситуации. Решение одной и той же образной темы, например темы «Птицы», с использованием пластилина, красок, фломастеров и в технике аппликации, будет способствовать не только формированию более четких представлений о крылатых созданиях, но и о разных способах изображения [3].

Разные семьи, разные бытовые условия, разные формы взаимоотношения детей и взрослых. Но в любых условиях полезно руководствоваться правилом: всё, что ребенок способен сделать сам, он должен выполнить самостоятельно. В каждой семье должны подумать, какие обязанности можно возложить на ребенка: поливать цветы или накормить рыбку, ухаживать за растениями или животными.

Нужно объяснить дошкольнику, что его труд – не забава. Небрежность, забывчивость, безответственность могут нанести вред живому существу, иногда непоправимый. Рыбка погибнет, если ее не накормить, не поменять воду в аквариуме. Красивый цветок завянет, если его не поливать. Объясняя это ребенку, стараемся пробудить в нем эмоциональные переживания, сочувствие, нежность, любовь – к рыбке, улитке, птичкам. Пытаемся нарисовать тех, за кем ухаживает ребенок. Так, используя цветные мелки на темной бумаге, шестилетняя Света нарисовала «Золотую рыбку», пятилетний Артем после того, как полил комнатные растения, нарисовал гуашевыми красками поляну цветов и подарил рисунок маме. Пятилетняя Таня уже сама кормит черепаху, она нарисовала цветными фломастерами серию рисунков и назвала ее «Путешествие черепахи».

Живая природа вызывает со стороны ребят любопытство и симпатию, желание помочь, заботиться и ухаживать.

В лекции для родителей «Воспитание в труде» А.С. Макаренко перечисляет более 20 видов труда в семье. Научить творческому труду Макаренко считал особенно важной задачей. Такой труд возможен там, где к работе относятся с любовью, где понимают ее необходимость и пользу, где труд делается основной формой проявления личности и таланта. Если труд, говорил Макаренко, всегда был основанием человеческой жизни, то ее истинным стимулом всегда будут перспективы и мечты, которые раскрывают перед человеком его завтрашнюю радость [4].

Каждый ребенок особенный, поэтому требует индивидуального подхода. Бывает, что дети первое время с удовольствием выполняют то, что поручено, но потом, если их обязанности однообразны, отказываются трудиться. Нужно не забывать время от времени одни обязанности заменять другими или вносить новое в труд, который уже стал привычным. Полезный и посильный труд вызывает у детей большое нравственное удовлетворение, создает бодрое, жизнерадостное настроение. Смена художественных материалов для рисования – это тот путь, который будет поддерживать у детей художественную активность.

Старшие дошкольники уже умеют смешивать гуашевые краски. Сказочно-игровые методы могут сделать этот процесс увлекательным. Так, прочитанные вслух сказки В. Сутеева «Петух и краски» и «Капризная кошка», Н. Носова – «Как Незнайка художником был» – вдохновляют малыша на творчество. Увлекательные истории, которые происходят с героями, не только развлекут детей, но и помогут выбрать темы для рисования [5].

Труднее всего, как мне кажется, приучить ребенка доводить начатое дело до конца. Детям быстро всё надоедает, они нетерпеливы, но необходимо учить ребенка следовать двум правилам: начатое дело должно быть закончено; всё, что делаешь, делай добросовестно.

Когда малыш бросает начатую работу, взрослому лучше всего подключиться к его делам, воздействовать личным примером. Если отказывается продолжать работу ребенок 6–7 лет, можно ему и напомнить, что у всех людей есть обязанности по отношению друг к другу. Вот, например, родителям не всегда хочется играть с тобой в футбол или читать тебе книжку. Они, может быть, с большим удовольствием посмотрели бы телевизор, но ты просишь, и они выполняют просьбу. Конечно, у ребенка могут быть и уважительные причины отказаться выполнять те или иные обязанности или просьбу взрослых. Ни в коем случае нельзя наказывать детей трудом или за уклонение от труда. Работу, которую начал, надо закончить, даже если и не хочется. Создание привычек – важнейший результат правильного трудового воспитания детей. «Каждой вещи – свое место» – это должно стать правилом.

Надо воспитывать ребенка так, чтобы труд доставлял ему радость, чтобы в любой работе он мог найти что-то новое, интересное.

Очень большое значение труд имеет и для правильного физического развития, укрепления и улучшения здоровья детей. Выполняя посильную работу, дети развиваются и крепнут, их движения совершенствуются. Например, рисование фломастерами развивает мелкую моторику руки, работа с красками – цветоразличительные способности зрения, лепка закрепляет знания цвета, объема и формы, а специфика аппликации дает возможность усваивать знания о цвете, ритме, композиции. Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка.

Рисуя, малыш играет и учится одновременно. Не стоит забывать, что совместный труд (а рисование, лепка, конструирование и есть труд) укрепляет семью, развивает чувство сплоченности и командного духа, а значит, полезен не только крохе, но и его родителям.

Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности и самостоятельности. Художественный труд способствует созданию особой среды в доме, выставка детских рисунков – это не просто украшение, она раскрывает этапы творческого роста ребенка. «Моя мама – самая лучшая», «Мой папа – защитник Отечества», «Новый год – веселый праздник», «Без кота и жизнь не та!», «Масленица», «Пасха».

Выставка – прекрасное средство обогащения и закрепления представлений дошкольников об окружающем мире. Творческие занятия в разделе «Графика» выстраиваются на играх, в которых используется выразительный язык графического искусства. Игры с точками, линиями, пятнами и штрихами, а также изображение ребенком мира при помощи этих изобразительных средств являются доступными средствами творческого развития [3].

Успешное формирование личности в современной семье может осуществляться только на основе разумного организованного соединения воспитательной работы с практической трудовой, бытовой и художественной деятельностью. Также следует отметить, как немаловажен ручной творческий труд. Именно он развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в эстетическом воспитании ребенка, в развитии его творческих и технических способностей. Игра с детским мягким конструктором, составление сказочных построек городов увлекает детей и развивает у них пространственное мышление.

С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические задания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер.

После просмотра мультфильма «Снежная королева» можно построить лего-замок для Снежной королевы. Перед началом работы воспитатель, педагог или родитель может показать иллюстрации к сказке Г.Х. Андерсена, обратить внимание детей на готическую форму сказочных зданий, устремленных вверх. Напомнить «архитекторам», что замок будем «строить», рисовать изо льда и снега – холодными цветами. Изумрудный город можно слепить из пластилина, или соленого теста, украшая его стразами и пайетками. Коллективная работа объединяет детей и воспитывает чувство ответственности за общее дело [5].


Без праздников не бывает детства. Праздник, организованный дома, или праздничный утренник в саду является частью всей общевоспитательной работы. Праздники – дело коллективное, так как в этих мероприятиях задействованы многие сотрудники учреждения. Праздники в детском саду – это радость, веселье, торжество, которые разделяют взрослые и дети, они должны войти в жизнь ребенка ярким событием и оставаться в памяти надолго. Впечатления детства самые сильные, незабываемые. Кроме того, праздник – важное средство художественного воспитания. Здесь формируется вкус детей. Художественный музыкально-литературный материал, красочное оформление помещения, костюмов способствуют развитию у детей чувства прекрасного.


А.В. Бакушинский [1] писал, что художественный труд облагораживает человека, делает его художником, создающим окружающий мир по законам гармонии, основанным на принципах красоты. Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству: слепи из цветного пластилина вазу, укрась ее и подари бабушке на день рождения; вырежи из цветной бумаги бабочку, укрась ее фломастерами и подари любимому воспитателю, сделай красивую открытку в подарок папе на день рождения. Эти занятия помогают насытить жизнь ребенка увлекательными и интересными видами творческого труда, сплотить семью вокруг значимых для нее событий.

Л.С. Выготский отмечал, что творческая деятельность развивает в ребенке воображение, так необходимое для современного человека. «Действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов – всё это возникает в игре и ставит её на высший уровень развития» [2]. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [3], выполнение трудовых действий через творческую игру в «художника», «садовода», «архитектора», «кулинара» и др. в опосредованной форме развивает творческий потенциал [3, 6] и трудовые навыки ребенка, направляет его воображение [2] в созидательное русло, способствует развитию воли ребенка. «В игре ребенок делает то, что ему больше всего хочется, и в то же время он подчиняется правилам, отказываясь от некоторых своих желаний. Создается положение, при котором возникает двойной аффективный план. Ребенок, например, плачет в игре, как пациент на приеме у зубного врача, но радуется, как играющий. Ребенок координирует свое поведение, подчиняя каждый свой поступок игровым правилам» [6]. Роль игры в жизни дошкольника бесценна.

«Ничто не облагораживает человека больше труда. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство», – писал Л.Н. Толстой. Человек, воспитанный в труде, никогда не растеряется в жизни, всегда сумеет побороть затруднения на своем пути. Формирование у детей положительного отношения к труду, потребности в творческом созидательном деле, воспитание трудолюбия и ответственности – основная задача воспитания ребенка.

Список литературы

  1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. – М: Новая Москва, 1925. http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/162 (дата обращения 22.06.2022)
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте https://школаискусств1.екатеринбург.рф/file/1e3f72bec064cf65aa12e22e6be4a8ae (дата обращения 24.06.2022)
  3. Копцева Т.А. Художественно-творческая игра в жизни ребенка. https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvenno-tvorcheskaya-igra-v-zhizni-rebyonka (дата обращения 24.06.2022)
  4. Макаренко А.С. О трудовом воспитании https://uchitel76.ru/a-s-makarenko-o-trudovom-vospitanii/ (дата обращения 27.06.2022)
  5. Надеждина М.Ф. Погружение в предполагаемые обстоятельства // Искусство в школе. – 2021. – №6. – С. 37–39.
  6. Выготский Л.С. О роли игры в психическом развитии ребенка. Стенограмма лекции, прочитанной в 1933 г. в ЛГПИ им. Герцена. https://luxeth.ru/vygotskij-igra-i-ee-rol-v-razvitii-rebenka-doshkolnogo-vozrasta
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.