ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Дорофеева Е.Е. Открытки как результат совместной творческой детско-родительской деятельности

Полный текст

Дорофеева Елена Евгеньевна – преподаватель Международной педагогической академии дошкольного образования, аспирант Московского педагогического государственного университета (Москва, Россия), Lenkqui@ya.ru

Статья посвящена совместной творческой деятельности детей и родителей на материале рукописных открыток. Рассмотрены основные пути создания детских рукописных открыток, особенности рисунков в зависимости от пола, возраста ребенка. Приведены пути активизации творческой деятельности детей при создании открыток.

Ключевые слова: дети, родители, дошкольное образование, детско-родительское творчество, художественно-эстетическое воспитание, детско-родительское взаимодействие, открытки.

Совместное творчество детей и родителей имеет неоценимое значение как для развития детей, так и для улучшения детско-родительских отношений: развития творческих способностей ребенка, эмоционального сближения с родителем, получения положительного опыта детско-взрослого взаимодействия, умения доводить дело до конца и т.д. Ситуация совместного (или параллельного) творчества, т.е. творчества «рядом», фактически представляет собой деятельность в зоне ближайшего развития. Как отмечает Л.С. Выготский, зона ближайшего развития определяется содержанием тех задач, которые ребёнок ещё не может решить самостоятельно, но способен решить в совместной со взрослым деятельности [2]. Вместе с тем, создание нового продукта способствует проявлению детской инициативы, помогает ребенку осознать и сформулировать свою идею, создает условия презентации ребенком своих достижений социальному окружению. Таким образом, является пространством детской реализации, которое предполагает создание продукта, воплощающего детский замысел, когда взрослый следует за ребенком, помогая в его активности [1].

Предметом такой совместной деятельности могут выступать поделки, макеты, украшения, элементы костюмов, модели и т.д. В данной статье мы рассмотрим открытки. Надо заметить, что в последнее время понятие открытки как специальной почтовой карточки для открытого письма соответствующего формата [5] размывается. На данный момент не существует четкого определения открытки, тем не менее, надо заметить, что открытки (в обыденном понимании, а не с точки зрения историков или филокартистов) – карточки из плотной бумаги произвольного формата, на одной или более сторонах которых содержится изображение [4]. В таком понимании мы можем рассматривать рукописные детские открытки как один из видов современных открыток.

Рассмотрим основные пути создания детьми открыток. Почти все дети рисуют поздравительные открытки для своих родственников: на день рождения, новый год, восьмое марта и т.п. Причем это может быть как решение ребенка, так и специально организованная воспитателем детского сада деятельность.

рис. 1. Арина, 6 лет

рис. 2. Тимофей, 4 года. Соня, 4 года

В первом случае, ребенок чаще всего рисует открытку самостоятельно, роль родителя или воспитателя сводится к обеспечению ребенка материалами и напоминании подписать открытку (рис. 1). Воспитатель может дать свободу творческого проявления детям, а может организовать создание строго определенной открытки по шаблону воспитателя. К сожалению, во многих детских садах распространена именно такая практика (рис. 2).

рис. 3. Наташа, 4 года

рис. 4. Вера, 7 лет

Второй путь – рисование открыток по просьбе родителя или воспитателя. При этом нет четко заданной темы, сюжет и технику исполнения ребенок выбирает самостоятельно. Взрослый опять же обеспечивает ребенка материалами и инструментами. Дети рисуют животных (рис. 3); девочки – преимущественно принцесс, замки, цветы (рис. 4); мальчики – машины, технику, батальные сцены.

И третий вариант – совместное создание открыток: рисование «рядом» или создание одной общей открытки. Рисование «рядом», в которое могут быть включены не только родитель и ребенок, но и братья-сестры, способствует восприятию творчества, как обычной деятельности, которая принята в семье – ведь именно живой пример лучше всего приучает ребенка к рисованию, чтению и другим видам деятельности. Если родители рисуют, ребенок тоже будет рисовать. Кроме того, совместное рисование расширяет ряд графических образов, усвоенных ребенком.

рис. 5. Сережа, 3 года

рис. 6. Лена, 6 лет

Примерно до пяти лет ребенок рисует малое число объектов, за­имствованных у взрослых. Обычно ребенок осваивает несколько графических схем (например, домик – квадрат и треугольник, машина – овал с колесами, солнышко – круг с лучами в углу рисунка), которые воспроизводит потом десятки раз (рис. 5). В возрасте от пяти до шести лет у ребенка появляется способность при поддержке взрослого преодолеть привычные шаб­лоны, и он начинает рисовать все, что вызывает интерес. Теперь он не только рисует предметные картинки, но может иллюстрировать книжки или отображать события своей жизни (рис. 6) [3]. Одновременное рисование расширяет тематику рисунков ребенка, увеличивает количество приемов создания открыток (рис. 7), может способствовать разработке сложных конструкций – объемных открыток, благотворно влияет на детско-родительские отношения.

рис. 7. Сверху - мама Оли. Снизу - Оля, 6 лет

рис. 8. Саша, 1 год

Создание одной общей открытки можно практиковать и с очень маленькими детьми –дорисовывая их «чирканье». Это приводит ребенка к пониманию, что рисунок отображает какой-либо предмет, малыш начинает обозначать свои «каракули» словом. Другой вариант – оформлять «рисунки» малыша, например, проведя рамку или наклеив на паспарту, что превращает листок бумаги в работу, которую можно подарить или показать, т.е. дает понять ребенку ценность его творчества для окружающих (рис. 8). Самые маленькие дети также могут участвовать в создании совместной открытки, дорисовывая элементы, для которых у них уже хватает изобразительных навыков (рис. 9): траву, дождик, звезды, волны и т.п.

рис. 9. Папа с Леной, 2 года

Стимулировать детское творчество и совместное семейное творчество на материале открыток можно по-разному: создавая наборы открыток «наши выходные» или «как мы съездили на море», отправляя открытки по почте родственникам или друзьям, устраивая выставки в детском саду или дома.

Литература

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Пространство детской реализации: проектная деятельность дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – С. 10.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – С. 391–410.
  3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: – М.: Академия, 1999. – С. 245–248.
  4. Овсянникова А.В., Климова О.В. К вопросу определения открытки как вида издания (электронный ресурс). URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/56325/1/kd_2017_11.pdf
  5. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. Исследований. Под ред. А. П. Евгеньевой. – М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999 (электронная версия).
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.