ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Дошкольное образование: достижения и перспективы развития

№16 2019 Дошкольное образование: достижения и перспективы развития
Аннотация

27 сентября, в День дошкольного работника, в Москве прошла Всероссийская конференция «Дошкольное образование: достижения и перспективы развития», организованная Министерством просвещения и ООО «МИК». Основная задача мероприятия – обобщение и распространение лучших практик реализации ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в том числе для детей в возрасте до 3 лет.

Полный текст

27 сентября, в День дошкольного работника, в Москве прошла Всероссийская конференция «Дошкольное образование: достижения и перспективы развития», организованная Министерством просвещения и ООО «МИК». Основная задача мероприятия – обобщение и распространение лучших практик реализации ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в том числе для детей в возрасте до 3 лет.


«Обеспечение доступности дошкольного образования – одна из важнейших задач, решаемая на государственном уровне», – отметила в докладе Жанна Витальевна Садовникова, директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения России. Из федерального бюджета на модернизацию региональных систем дошкольного образования выделен беспрецедентный объем средств на развитие сети детских садов: 130 млрд рублей – из федерального бюджета, 82,3 млрд рублей – из региональных бюджетов. По состоянию на 1 сентября 2019 года 99% детей в возрасте от 1 года до 3 лет обеспечены местами в детских садах. Тем не менее, работать есть над чем, нужно добиваться 100-процентной доступности дошкольного образования, при этом работать и над повышением его качества.

– Качество дошкольного образования – это прежде всего качество условий, созданных для сохранения здоровья детей, их всестороннего развития и безопасности, – подчеркнула Жанна Витальевна. – По результатам ежегодного мониторинга в большинстве детских садов страны, – 97,37% – создана предметно-пространственная развивающая образовательная среда, соответствующая требованиям ФГОС дошкольного образования. А на федеральном уровне разработана примерная основная образовательная программа дошкольного образования, с учетом которой детские сады готовят и реализуют свои образовательные программы.

Директор Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Татьяна Владимировна Волосовец рассказала о перспективах развития и изменениях в сфере дошкольного образования. Особое внимание она уделила профессиональному стандарту дошкольного образования, который находится сейчас в стадии обсуждения.

О компетенциях педагога и стандартах профессии говорил Алексей Александрович Майер, профессор кафедры педагогики начального и дошкольного образования ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет».

Иван Львович Кириллов, заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», рассказал о критериях, по которым оценивалась эффективность реализации ФГОС ДО в регионах и были отобраны лучшие практики реализации ФГОС.

Во второй части конференции участники мероприятия представили лучшие практики, рассказали о своем опыте, показали, какие инновации они используют и за счет чего им удается повышать качество дошкольного образования.

По итогам работы конференции для всех участников организации образовательного процесса с учетом уровня и соответствующих полномочий были сформулированы следующие предложения:

  • продолжить работу, направленную на повышение статуса, престижа профессии педагога дошкольного образования;
  • продолжить последовательную и системную работу по обогащению теории и практики дошкольного образования;
  • разработать методические рекомендации для муниципальных органов управления образования и руководителей дошкольных образовательных организаций по организации развивающей предметно-пространственной среды для детей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования, в том числе детей в возрасте до трех лет;
  • продолжить работу по выявлению и обобщению лучших практик дошкольного образования, в том числе в части проектирования и реализации инновационных образовательных программ и моделей, результативных методов и технологий, создания условий для физического, нравственного и духовно-нравственного воспитания детей и по результатам анализа проводить ежегодную конференцию.

Участники выражают уверенность, что материалы и итоги конференции внесут существенный вклад в дальнейшее развитие системы дошкольного образования, обеспечат качественный рост профессиональной компетентности педагогов.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.