ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

«Дошкольное образование – инвестиции в будущее»

№5 2019 «Дошкольное образование – инвестиции в будущее»
Аннотация

С 12 по 14 марта в Якутске проходил республиканский форум «Дошкольное образование – инвестиции в будущее». В форуме приняли участие российские федеральные эксперты в области дошкольного образования и более 700 педагогов со всех уголков Якутии. Форум является этапом подготовки к VIII международной конференции (ЕССЕ 2019), которая пройдет в конце мая в Москве.

Полный текст

Открытие форума состоялось в культурном центре республиканской столицы «Сергеляхские огни». Пленарное заседание форума открыл первый президент Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаев. Инициированные им проекты для дошкольников реализуются и по сей день.

 

– Учреждения дошкольного образования переданы в муниципальную собственность, поэтому чувствуется в последнее время отрыв от единой системы, – отметил Михаил Ефимович. – Нам сегодня необходимо договориться о создании Ассоциации дошкольного образования или Академии детства. Этот момент надо структурно обсудить. Уверен, что итоги нашей дискуссии и разговоров дадут плоды.

Также М.Е. Николаев подчеркнул, что Якутии необходимо перенять опыт у японских коллег, которые выстроили мощную систему образования.

Во время форума якутским педагогам представилась уникальная возможность пообщаться с федеральными экспертами в области дошкольного образования, среди которых доктор психологических наук Николай Евгеньевич Веракса, кандидат педагогических наук Инна Викторовна Каракчиева, кандидат исторических наук Ирина Ильинична Комарова, кандидат физико-математических наук Сергей Александрович Аверин.

В рамках форума были проведены секции, практико-ориентированные семинары, выставки ведущих дошкольных образовательных организаций Якутии, лекции и курсы авторов программы «От рождения до школы». Министр образования и науки Республики Саха (Якутия) В.А. Егоров посетил курсы, пообщался со слушателями и экспертами.

В секции «Глобальные проблемы дошкольного образования. Экосистема детской одаренности» приняли участие представители системы дошкольного образования из разных уголков республики, представив свои проектно-исследовательские работы.

Секция прошла под руководством первого заместителя министра образования и науки РС (Я) И.П. Любимовой, ректора Международной педагогической академии дошкольного образования, профессора, доктора психологических наук Н.Е. Вераксы и доцента МГПУ, кандидата педагогических наук И.В. Каракчиевой.

Выступающие на секции обращали внимание, что создание воспитательно-образовательного пространства по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью становится актуальной задачей реализации Стратегии научно-технологического развития страны в сфере образования на период до 2024 года. Были выделены приоритеты развития, в том числе по поддержке одаренных детей, от которых в дальнейшем зависит интеллект и экономический потенциал республики. Участники секции подчеркивали, что необходимо обращать внимание на обеспечение сторонних условий для продвижения новых проектов по личностному развитию и успешной социализации детей, независимо от места их проживания. Было отмечено, что особое внимание нужно обратить на семьи с детьми в возрасте до трех лет.

Николай Евгеньевич Веракса дал высокую оценку подготовленности участников, нашел темы выступлений интересными и пожелал, чтобы все проекты долгие годы шли на пользу детям.

Николай Евгеньевич в интервью информационно-аналитическому порталу «Sakhanews» подчеркнул:

– Ребенок сложнее космического корабля. Детство – не просто период жизни человека, а некоторое состояние, отношение к миру, которое хочется сохранить на всю жизнь. Это важно иметь в виду специалистам системы образования. В раннем возрасте маленький человек чрезвычайно внимателен и любознателен, он умеет удивляться, испытывать радость от встреч с другими ребятами и взрослыми, он восхищается, когда видит что-то необычное, красивое. Это особая система отношений, которая есть только у детей.

Но чаще дети взрослеют и утрачивают эти качества, которые очень пригодились бы в дальнейшей жизни: науке, творчестве, семейной жизни. Вот почему нужно очень деликатно обращаться с ними. Дети намного талантливее взрослых. Я представляю, как это сделать. Правительство Республики Саха (Якутия), по крайней мере, те ее руководители, с которыми я знаком, похоже, в этом тоже разделяют мои идеи.

Н.Е. Веракса также отметил:

– Детство – это стратегический возраст. Эта пора, которая закладывает основу всего, что будет с человеком в его жизни. В раннем детстве схемы на будущее еще не выработаны. Человек еще выбирает. Поле возможностей для него не ограничено – в этом вся прелесть дошкольного возраста. Здесь важно, чтобы это поле возможностей было правильно осознано и осмыслено. Детям надо опробовать себя в разных сферах. А мы, педагоги и родители, должны дать им право на реализацию желаний.

Секция «Преемственность: дошкольное образование» прошла под руководством проректора Международной педагогической академии дошкольного образования, кандидата исторических наук Ирины Ильиничны Комаровой и руководителя отдела министерства образования и науки РС (Я) Лены Борисовны Тен.

На секции были подняты вопросы преемственности между дошкольным и начальным образованием. Руководители секции высказали мнение, что преемственность дошкольного образования начинает реализовываться в тот момент, когда ребенка начинают специально готовить к поступлению в школу, рассказывать ему о том, что такое школа, что такое урок, рисовать ему картины того, как изменится его жизнь с того момента, как он поступит в школу. Но все же у детей, которые посещают детский сад, адаптация к школе происходит гораздо легче, а значит и преемственность дошкольного образования достигается на качественно высоком уровне.

Но когда заходит речь о преемственности школьного и вузовского образования, в первую очередь подразумевается преемственность единых государственных требований к подготовке выпускников общеобразовательных учреждений и содержания стандартов высшего профессионального образования.

Во второй день работы форума детские сады представили свои модели реализации программы «Одаренный ребенок». Участники форума познакомились с лучшими практиками дошкольного образования Якутии. Авторы – руководители, воспитатели и педагоги – презентовали свои проекты и поделились опытом.

Представители Международной педагогической академии дошкольного образования и ее сетевая кафедра выступили экспертами по оценке проектов.

Старший воспитатель детского сада «Туллукчаан» села Куберганя Абыйского улуса Октябрина Слепцова представила успешный проект по экологическому просвещению детей «Возьмемся за руки, друзья», который действует уже три года. «Мы проводим различные акции: сажаем цветы, кормим птиц, проводим концерты в честь Дня Земли и субботники с родителями и руководителями различных организаций», – рассказала О. Слепцова.

В завершающий день участники форума приняли участие в семинаре «STEAM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста: парциальная модульная программа дошкольного образования и ее развивающая предметно-пространственная среда», который провел президент ЗАО «Элти-Кудиц» Сергей Александрович Аверин.

Якутия считается передовым регионом в области дошкольного образования. В республике реализуются такие уникальные проекты, как «Детские сады – детям», «Полилингвальный детский сад», «Виртуальный детский сад», «Детский сад без границ», «Одаренный ребенок», «ВеДеДо», «Музыка – для всех», «Рисуем все», «Я – исследователь».

Открываются сетевые экспериментальные площадки Института изучения детства, семьи и воспитания РАО по реализации программы «От Фребеля до робота», «STEАM-образование» и многие другие. Якутии есть чем гордиться в области дошкольного образования, и специалисты республики с радостью делятся накопленным опытом с коллегами.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.