ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Е.К. Охотина, М.Е. Картузова. Образовательное пространство как условие развития детской одарённости в республике Саха (Якутия)

Аннотация

Авторы рассматривают образовательное пространство, как социально-педагогическую систему, увязанную в сетевое сообщество с другими образовательными учреждениями.

Полный текст

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №2 «Сулусчаан» – самое крупное по охвату детей в Таттинском улусе. Его посещают 130 детей, функционируют 6 групп: младшая группа, средняя группа, старшая группа (комбинированная), старшая группа №2, подготовительная к школе группа. 

Воспитательно-образовательную работу осуществляют 18 педагогов: из них 9 воспитателей и специалисты: старший воспитатель, учитель – логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования.

Психологическое сопровождение воспитанников осуществляет педагог-психолог с целью сохранения психического здоровья.

В детском саду есть логопункт, где ведется работа с детьми, посещающими детский сад, и их родителями.

 

Цели и задачи деятельности ДОУ:

• Сохранение и укрепление здоровья детей.

• Обеспечение интеллектуального, социально-личностного и физического развития детей.
• Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

• Взаимодействие с семьей для полноценного развития ребёнка.

В детском саду реализуются:

Комплексные программы Авторские программы Республиканские пилотные проекты

• Программа «От рождения до школы».

• Базисная программа национальных детских садов РС(Я) «Тосхол», утвержденная учебно-методическим советом МО РС(Я) 2009 г.;

• Авторские программы: «Саахымакка маҥнайгы хардыылар»;

• «Дуобат хонуутугар айан»;

• Методическое пособие «Уран тыл»;

• Сборник авторских разработок воспитателей детского сада по олоҥхо;

• Проект «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОО и школе»;

• Проект «Раннее приобщение детей к шахматам и шашкам»;

• Сетевое объединение «Арылы кустук», научный руководитель Е.П. Чехордуна;

На наш взгляд, повышение качества дошкольного образования – это:

• создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку (наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы);

• создание развивающей предметно-пространственной среды (стимулирующей самую разнообразную деятельность ребёнка);

• введение системы психолого-педагогического мониторинга, (направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития);

• занятие детей в свободной деятельности развивающими играми (использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий);

• работа кружков, развивающих творческую направленность ребёнка;

• установление связей с социумом, слияние основной образовательной программы с программами дополнительного образования;

• участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, выставках детского творчества;

• тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одарённости их детей.

Мы считаем, что детский сад – это социально-педагогическая система, взаимодействующая с другими организациями, учреждениями, родителями с целью выявления и развития одарённости детей. Нашими социальными партнерами стали:

• МБУ ДО «Таттинский Дом детского творчества «Сатабыл»;

• МБОО Ы-КСОШ№1;

• ДЮСШ им. И.Г. Федосеева;

• МБОО ДО «Станция юных натуралистов»;

• Сетевое объединение «Арылы кустук».

По договору педагоги из Дома творчества планово ведут кружки:

• «Настольные игры предков – тыксаан, хабылык»;

• Наш детский сад и школа №1 заключили договор о взаимодействии.

Старшие дошкольники имеют возможность посетить школу, а школьники в свою очередь приходят в гости к нам и на английском языке показывают спектакли, рассказывают сказки, учат несложные стишки, песни, организуют разные игры.

В детском саду, работает кружок «Кырачаан боотурдар, оонньуулара» с целью развития у мальчиков физических качеств посредством якутских национальных игр. Кружок действует по трем направлениям. Это дом, детский сад и детская спортивная школа. Занятия, мастер-классы по хапсагаю и мас-рестлингу проводят тренеры детско-юношеской спортивной школы.

Воспитанники посещают станцию юных натуралистов, систематически ведется кружок, где дети знакомятся с таинственным миром живой природы, окружающей среды.

В целях приобщения детей к традициям и обычаям народа саха была создана комната олонхо.

В результате непрерывной плановой работы у детей ребёнка формируется представления о культуре своего народа, их обычаях, обогащения духовно-нравственных ценностей и развития творческого таланта, любви к родному краю, обогащается словарный запас, формируются мировоззрение, гуманные взаимоотношения со сверстниками.

 

Начиная с младшей группы, ведется работа по проекту «Шахматы детям» по разработанной программе педагогов на якутском языке «Саахымакка манайгы хардыылар» на основе методики Игоря Георгиевича Сухина.

Цель проекта: массовое приобщение детей с раннего возраста к шахматой игре на родном языке.

Реализация проекта «Шахматы детям» проходит через:

• занятий в игровой форме;

• кружок «Саахымат – алыптаах дойдута»;

• летний лагерь «Саахымат – алыптаах оонньуу»;

• работу с родителями;

• сотрудничество с социальными партнерами.

Занятия проводятся с младшей группы в игровой форме (рассказывание, показ сказок, раскрашивание, ознакомление, показ расстановки шахматных фигурам, дидактические игры, пазлы…). Далее программа по возрасту усложняется.

Ежегодно проводится «Неделя шахмат», организуются викторины, выставки, шахматные турниры для родителей и педагогов. Совместная плановая работа с родителями дает хорошие результаты, поддержка родителей помогает развитию детей.

С 2013 года наш сад организует улусный шахматный турнир на призы главы улуса, где с каждым годом увеличивается количество участников.

Мы всегда готовы услышать и прореагировать на запросы ребёнка и родителя. По желанию родителей работает кружок «Саахымат – алыптаах оонньуу», где занимаются 29 детей. Занятия проводятся 3 раза в неделю с продолжительностью 30 минут.

Дети, которые занимаются в кружке, участвуют и занимают призовые места в улусных, республиканских фестивалях, олимпиадах, турнирах. На базе детского сада, ежегодно работает летний лагерь по шахматам для дошкольников и учеников начальных классов.

С большим удовольствием дети занимаются в кружке «Маленький исследователь». Через исследования и опыты дети знакомятся с различными свойствами окружающих предметов и явлений.

Петь, танцевать, играть и познавать успех на сцене наши дети учатся на дополнительных занятиях музыки «Көрдөөх дорҕооннор» и хореографии «Сир симэхтэрэ». Все их умения и старания проявляются в течение всего года на праздниках и развлечениях.

Для развития мелкой моторики, а также творческих способностей и логического мышления детей работает кружок «Робототехника». Дети начинают больше разговаривать, работать в команде и от этого получают огромное удовольствие.

В нашем детском саду созданы условия для детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день детский сад посещают 14 детей c ОВЗ. проводятся по индивидуальным программам.

У нас работает психологический кружок «Развивайка». Его работа направлена на психологическое сопровождение и развитие ребёнка, способствующее охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребёнка.

Логопедический пункт в детском саду, организуется с целью оказания своевременной помощи детям, имеющим нарушения в развитии устной речи. Специально организованная развивающая среда позволяет успешно проводить коррекционно-развивающую работу с дошкольниками с нарушением речи в условиях дошкольного учреждения.

С целью реализации проекта «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОО и школе» был издан приказ «О внедрении проекта». С целью реализации Проекта издан приказ от 1 октября 2015года «О внедрении проекта». Данный проект регламентировал участие в Проекте 15 детей из трех групп. На основании приказа был составлен и утвержден план реализации Проекта в детском саду.

В конце 2015-2016 учебного года провели педсовет, где обсудили и утвердили план работы на 2016-2017 учебный год и было решено включить в Проект всех воспитанников кроме детей группы кратковременного пребывания.

В сентябре 2016 года провели семинар «Использование новых технологий обучения в ДОУ, как условие развития детской одарённости», где руководитель проекта Степанова Ольга Николаевна провела консультацию по заполнению карты диагностики и развития способностей детей, рабочую тетрадь мониторинга достижений воспитанников.

В процессе ежедневного наблюдения за детьми в течение года можно даже слабые способности ребёнка можно развить, если совместно с родителями целенаправленно
и систематически заниматься с ним.

 

Общее количество детей, показавших наилучшие достижения из трех групп (всего 31 мальчиков, 38 девочек)

 

Процент воспитанников с наилучшими достижениями

Исходя из совместных мероприятий с социальными партнерами, результатов участия воспитанников на конкурсах, соревнованиях, по ежедневным наблюдений воспитателей, специалистов и родителей, изучения продуктов детского творчества, анализа индивидуальных карт развития, беседы с родителями пришли к выводу, что можно развить способности детей, и наша задача состоит в принятии малыша таким, какой он есть, вера в возможности его позитивных изменений, уважение к личности ребёнка и его творческим проявлениям. 

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

система работы с одаренными детьми, раннее выявление, концепция одарённости, открытая образовательная среда, образовательное пространство