Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что содержание образования должно обеспечивать «духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей…».
Инновационный сценарий модернизации образования, представленный в нормативных документах, таких как Стратегия развития и воспитания Российской Федерации на период до 2025 года, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, опирается на заинтересованность всего общества, в первую очередь родителей, в развитии потенциала детей и предусматривает стимулирование их активности.
Самые дорогие и авторитетные для ребёнка люди – это его близкие. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика малыша.
На любви, на опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких строится воспитание детей. И какую бы сторону развития ребёнка мы ни рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
МБДОУ «Детский сад №38» реализует программу «Социокультурные истоки» (автор Кузьмин И.А.). Основная позиция программы – заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России, принятым в обществе.
Учитывая существующие особенности развития семьи, как социального института, дошкольному образовательному учреждению приходится в непростых условиях организовывать деятельность по взаимодействию с родителями воспитанников. Основная масса родителей еще не осознала свою новую позицию партнера детского сада, у родителей недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры; большинство из родителей стремится «откупиться» подарками от личного общения с ребенком.
В настоящее время присутствует позиция неудовлетворенности характером организации взаимоотношений ДОУ и семьи, как со стороны родителей, так и со стороны воспитателей. В качестве причин, мешающих взаимодействию ДОУ и семьи, родители приводят низкую компетентность воспитателей, отсутствие доступных для родителей форм взаимодействия, несвоевременное реагирование на родительские запросы. На современном этапе, очевидно, что у родителей существует потребность, прежде всего, в информированности; новых формах коммуникаций, в развитии диалоговых форм общения.
Наш детский сад сегодня находится в режиме развития, представляет собой мобильную систему, которая должна реагировать на изменения социального заказа, на образовательные потребности и воспитательные запросы родителей. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. Педагоги ищут новые формы сотрудничества с родителями, основанные на принципе единства воспитательных воздействий. Наиболее важный вопрос, на который предстоит ответить воспитателю: с кем из социальных партнеров ему легче будет взаимодействовать? Либо это будет каждая семья в отдельности, либо целесообразно выбрать в качестве партнера всю родительскую общественность, либо необходимо выбрать гибкую модель создания временных творческих групп из числа родителей? и т.д.
Решающим условием обновления системы сотрудничества детского сада с семьей является совершенно новый тип общения детского сада с родителями.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и воспитателями, объединение их в одну команду, воспитание потребности в развитии собственной воспитательной компетентности.
Одним из методов, который может помочь привлечь родителей к активному участию
в образовательном процессе по воспитанию и развитию собственных детей, является метод проектов. Так зародился проект «Дорогою добра».
Цель проекта: формирование единых подходов в детском саду и семье к духовно-нравственным и социокультурным ценностям.
Результатом проекта мы видим укрепление детско-родительских отношений, которое проявляется в:
• повышении доли участия родителей и повышении качества взаимодействия с детьми, другими членами семьи, с родителями детей других группа в процессе проведения разнообразных мероприятий;
• уменьшении количества нестандартных ситуаций (непослушание, конфликт между родителями и детьми, раздражение родителей), терпимости родителей по отношению к своему ребенку и другим семьям;
• приобщении родителей к педагогическому творчеству, пробуждении в каждом родителе желания развить свой воспитательный талант;
• повышении заинтересованность родителей в познании своих детей, в желании каждого родителя повернуться лицом к своему ребенку;
• оценке родителей самих себя, уверенности в своей родительской компетентности,
• снижении тревоги, недоверия, настороженности по отношению к воспитателю, появлении уверенности в хорошем отношении воспитателя к их ребенку.
Таким образом, проект ориентирован на формирование личности родителя, ребенка, позволит максимально реализовать творческие возможности родителей в настоящей и будущей семейной деятельности в воспитании и развитии детей.
Для вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех направлениях:
1. Работа с педагогическим коллективом по организации взаимодействия с семьей; ознакомление педагогов с новыми формами работы с современными родителями.
2. Повышение у родителей уровня культуры воспитания детей через разработку и реализацию проектов.
3. Совместная работа с социальными институтами через совместные мероприятия, разработку и реализацию проектов, программ, а также изучение опыта образовательных учреждений, реализующих программу «Социокультурные истоки».
Уже активно взаимодействует образовательное учреждение с различными социальными институтами, например, учреждениями культуры, спорта, где образовательное учреждение выступает заказчиком мероприятий и их содержания. Так, например, с национальной детской библиотекой Республики Коми им. С.Я. Маршака совместно проводятся увлекательные, познавательные мероприятия для детей и родителей в форме путешествий (по сказкам, былинам, загадкам), познание истории, обзор детской литературы для педагогов и родителей и многое другое. Для детского сада традицией является проведение фестиваля «Зимняя поэзия» совместно с библиотекой, активными участниками которого являются родители. Такое сотрудничество с библиотекой позволит развить у подрастающего поколения интерес к книге, к чтению.
Детский сад заключил договор с «Отделом истории» ГБУ РК «Национальный музей Республики Коми» по проведению выездных экскурсий на базе дошкольного учреждения и экскурсий на базе музея. В рамках данного сотрудничества разработана программа «Город, в котором я живу». Воспитанники старшего дошкольного возраста, желающие родители знакомятся с историей, достопримечательностями города Сыктывкара, также познают историю «рождение Христа», празднование праздника «Рождество».
Проект «Дорогою добра» включает три этапа.
1 этап – подготовительный – был направлен на создание условий для совместной работы ДОУ и семьи по укреплению и возрождению семейных традиций.
На данном этапе в ДОУ велась работа над выявлением и согласованием потребностного образовательного запроса родителей в рамках реализации программы «Социокультурные истоки». Родители выдвигали такие запросы как: участие в мастерских, проведение конкурсов, оформление наглядных материалов по работе с детьми, (одним из которых является создание газеты «новости группы»), проведение обучающих лекториев по вопросам реализации содержания программы «Социокультурные истоки», расширение дополнительных услуг на бесплатной основе.
Важно не только сообщить родителю о том, как ДОУ воспитывает, развивает ребенка, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. В каждой семье, которая хочет, как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности, те условия, которые исключительно важны для духовно-нравственного воспитания дошкольников. Поэтому семейные традиции и домашние «привычки» важны для детей гораздо более, чем для взрослых. Педагогами была использована такая форма, как интервью с родителями на тему «Роль семейных традиций в воспитании детей». Родителям были заданы следующие вопросы:
1. Как вы считаете, должны ли быть в семье традиции?
2. К каким традициям вы приобщаете своего ребёнка?
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?
4. Кто должен быть организатором семейных традиций?
5. Как происходит приобщение ребёнка к традициям вашей семьи?
Ответы родителей были самыми разнообразными. Большинство родителей считают, что семейные традиции необычайно важны: с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира; сохраняется и укрепляется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и детьми.
В детском саду были разработаны и продолжают разрабатываться видеоролики по взаимодействию с родителями и детьми: «Путешествие по книгам», «Дорогою добра», буклеты «Мудрые советы». Данные продукты размещаются на сайте детского сада, применяются педагогами при совместных встречах с родителями, также принимают участие в конкурсах.
На втором этапе – основном – педагоги вместе с родителями обсуждают вопросы, как родители могут помочь детскому саду в воспитании их детей, и как детский сад может помочь семье в вопросах воспитания детей, основанных на семейных традициях.
Вместе с родителями обсуждается реализация таких воспитательных функций как: развитие интересов и потребностей ребенка; поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье; выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций; понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
На данном этапе реализации проекта используется семейное проектирование, т.е. сама семья вместе с ребенком определяет тематику проекта в сфере своей компетентности, активно работает над его выполнением, передавая, при этом, ребенку свои знания, умения, навыки и презентует проект. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает возможность помочь выработать модель образа жизни своей семьи через формирование семейных традиций.
Деятельность родителей позволяет показать детям их творческий потенциал, опыт, профессиональные умения и навыки. Такое общение вводит ребенка в мир взрослых правил и способов интеллектуальной и практической работы. Тут и ведение диалога, и обсуждение проблем, сотрудничество, взаимоуважение и поиск решений, осознание необходимости идти на взаимные уступки для реализации идеи или общей задачи.
В результате совместной работы педагога с родителями, как активных участников реализации образовательного процесса, позволит возродить, укрепить семейные традиции. Кроме того, семейные традиции помогут детям увидеть в родителях не просто строгих воспитателей, но и друзей, с которыми интересно вместе проводить время, что способствует гармоничному развитию ребенка.
В процессе семейного проектирования были созданы и реализуются следующие проекты:
1. Проекты «Портфолио выходного дня» (семейное проектирование, посвященное стимулированию оздоровительных и социокультурных практик семейных путешествий): «Путешествие на Красную гору», «Спортивная база «Динамо», «Экскурсии в Православный Храм», Посещение тематических выставок детской литературы библиотеки им. С.Я. Маршака; Посещение Национального музея Республики Коми и др.
В каждой семье есть свои традиции и обычаи, мы стараемся на них опираться. Родители предлагают провести выходные дни в форме путешествий вместе с детьми и педагогами. Прежде чем отправиться в увлекательное путешествие родители вместе с педагогами составляют сценарий отдыха – это различные игры, заклички, соревнования, конкурсы, катание (зимой – на санках, лыжах, коньках, летом – на велосипедах, роликах, самокатах и т. п.). Путешествия носят не только спортивнодосуговый, но и познавательный характер. Как правило, каждая семья является активным участником, родители объединяются в микрогруппы для проведения игр, конкурсов, или же по передаче какой-либо познавательной информации и т.п.
Также одна группа (педагоги, дети, родители) посещают Храм. Посещение Храма основано на добровольном желании родителей. Такие мероприятия организуются в соответствии с событиями и праздниками (не чаще одного раза в месяц).
Следует отметить, что в проведении совместных выходных дней принимают активное участие и музыкальный руководитель, и воспитатель по физической культуре детского сада, которые оказывают помощь родителям. По итогам семьи воспитанников оформляют «Портфолио выходного дня» и все продукты объединяются в интересную информационную газету.
2. Проекты «Живи родник традиций». Каждый родитель, педагог – это носитель интересных идей. И такие разные и непохожие люди могут объединяться вокруг чего-либо, значимого для каждого. Этим значимым, объединяющим вокруг себя всех, по нашему мнению, должен стать детский сад. Для этого мы используем традиции в группе и в детском саду. Традиции – это передача опыта от поколения к поколению. Какие традиции одна семья может транслировать и передать другой семье? С этим и связна тематика проектов. Эти проекты могут быть посвящены игре, чтению, отдыху, мастерству, хобби и т.д. Например, «Как празднуется День рождения дома у ребенка?», «Подарки своими руками (елочке, близким людям и т.п.)», «Семейное чтение», «Как мы играем? (поздравляем, гуляем)» и др.
В основном в таких проектах участвует небольшое количество семей, поэтому на совместных встречах семьи презентуют друг другу свои идеи. Родители привлекают бабушек, дедушек. Так, например, бабушки принимают участие в чтении сказок детям в группе. Дедушки вместе с детьми и родителями мастерят поделки или играют в шашки, шахматы. Педагоги всегда учитывают пожелания родителей, прислушиваются к их советам, родители между собой обсуждают какие-то вопросы, делятся опытом.
Так, родителями детей младшего дошкольного возраста и педагогами данной группы были разработаны и реализуются проекты:
«Играем вместе с мамой». Игра – это радость, эмоции, через игру ребенок развивается. Родители мало играют с детьми. Поэтому педагог вместе с родителями и детьми играет в ласковые игры, игры-потешки, игры с музыкой, песнями, игры с рисованием, настольные игры. Родители знакомятся с разными видами игр, в которые можно играть дома с ребенком, участвуют в игре-драматизации, театрализованных играх. В рамках проекта проводятся конкурсы для родителей «Игра для детей руками родителей».
«В гостях у сказки». Кому из нас в детстве мама не читала сказки? А пробовали ли вы эту сказку создать своими руками? Проект «В гостях у сказки» направлен на то, чтобы родители помогли детям развивать способность удивляться и познавать, умение находить и решать. Чтобы сказки прочно вошли в детский быт детей, оказывая позитивное влияние на развитие творческих способностей детей, умение общаться, ценить, уважать. Педагог не просто знакомит со сказкой, но и играет с детьми в эту сказку. Познакомившись со сказкой дети, родители, педагоги «идут в гости к героям сказки», где они играют, поют, рисуют, лепят, обыгрывают предмет или объект, показывают характер героя. Продукт проектной деятельности: деревня сказок и фоторепортаж о протекании проекта.
«Мы милашки – куклы Неваляшки». Маленьким детям очень нравиться играть с этой забавной игрушкой. Её можно сколько угодно покачивать, толкать, наклонять, но неваляшка ни за что не упадет. Куклы-неваляшки встречаются в группе самые различные (в образе кукол, собачки, кошки, мишки, зайки, клоуна). Педагоги показывают родителям, как можно поиграть с неваляшкой, как можно изготовить друзей куклам-неваляшкам. Педагог вместе с родителями, детьми поют, танцуют, куклам лепят угощение, конструируют, катают их и т. п. Вместе с педагогом родители готовят интересные пособия (сенсорные коробки, сенсорные домики, шумовые игрушки своими руками и многое другое).
Родителями детей среднего дошкольного возраста и педагогами данной группы были разработаны и реализуются проекты:
– «Рождественская игрушка». В целях развития творческой фантазии и приобретение родителями опыта совместного творчества с детьми, укрепления традиций празднования Рождества было предложено детям и родителям создать елочные украшения своими руками. Родители сами организовывали мастерские по изготовлению игрушек. Мастера-умельцы из числа родителей приглашали желающих (детей, родителей) в свои мастерские. Сделанными елочными украшениями все вместе наряжали елку.
– «Мамины руки золотые» – к Международному Дню матери педагоги открывают творческий салон «Нежность». Мамы приносят готовые творческие работы и показывают свое мастерство на мастер-классах для всех желающих (вышивание бисером, тестопластика, изготовление фетровых игрушек, поделок, изготовление кукол и т. п.).
Родителями детей старшей группы и педагогами данной группы были разработаны и реализуются проекты:
«Вся семья вместе – так и душа на месте»; «Читаем всей семьей», которые позволяют присоединить всех участников образовательного процесса к отечественным традициям семьи (ценность дружной семьи, где каждый находит радость и утешение, где все стараются как можно чаще быть вместе, где родные люди всегда являются надеждой и опорой друг для друга), приобрести социокультурный опыт отношений между родителями и детьми, братьями и сестрами, бабушками и дедушками.
Дети узнают об устройстве традиционно русской православной семьи, о роли матери, отца и детей в ней. Создаются книжные мастерские, горницы, модели домов, коллажи, оформляются фотовыставки, альбомы, родители принимают активное участи в чтении художественных произведений.
– «Богатыри Земли русской» – проект раскрывает детям истоки героических подвигов воинов-богатырей, подводит к пониманию того, что защитники Отечества были, есть и будут во все времена. Ребенок воспринимает категорию Вера как верность родной стране, родной земле; послушание и доверие опыту родителей, старших, доверие позитивному социокультурному опыту предшествующих поколений. Педагог вместе с родителями и детьми окунаются в мир былин о воинах защитниках, обсуждают содержание проекта.
Родители делятся на микрогруппы и каждая такая группа собирает информацию о богатырях. Совместные посещения библиотеки им. С.Я. Маршака, чтение былин, просмотры мультфильмов, изготовление поделок, рисование и т. д. Итогом проекта является создание киноленты, кинохроники, оформление выставки о богатырях и совместное мероприятие с родителями и детьми.
– «Богатыри и красавицы земли Русской» – это продолжение проекта «Богатыри земли Русской». Богатыри и воины – защитники земли русской – это люди веры и правды, чести и долга. Они как солнце. Нужны во все времена. Люди благодарны им за их ратный труд, за их высокое предназначение – жизнь отдать за Веру и Отечество! Оказывается, наряду с богатырями – мужчинами, выходили на защиту семьи и красавицы, это женщины – жены, матери, которые тоже были очень храбры, сильны, умны и смекалисты. Чем они прославились? Родители и дети вместе создают и презентуют творческие, познавательные продукты о женщинах. Итогом этой деятельности является прославление женщины как мамы, хранительницы семейного очага.
Родителями детей подготовительной группы и педагогами данной группы были разработаны и реализуются проекты:
– «Величание матери». Этот проект посвящен мамам. В процессе проекта педагоги, родители окунаются в мир добра и тепла, улыбок, радости. Вместе с мамами, папами, бабушками собирают информацию, традиции семьи, составляют поэтическую композицию «возвращение в детство» (домашние заготовки любимых детских стихов). В подарок мамам готовят с папами, дедушками слайд-шоу «Моей маме посвящается...» (отсканированные семейные фотографии мам, бабушек, прабабушек, смонтированные в режиме презентации); собирают «дорожки» ласковых слов, пожелания матерей детям, одаривание и прославление статусов и добродетелей материнства (дарение детьми матерям фруктов с приговорами, величаниями), водят хороводы.
– «Предание деревянной игрушки». Проект раскрывает организацию творческой мастерской в группе с приглашением заслуженного мастера, заслуженного учителя России по изготовлению деревянных изделий Л.Д. Агеева. Педагог в образе мастерицы приглашает детей в путешествие, где они знакомятся с преданием деревянной игрушки, посещают мастерскую (она оформлена в музыкальном зале), дети становятся подмастерьями по изготовлению игрушки.
В этой мастерской дети познают все таинства работы с деревом, инструментами специальными, техникой, закаливают свою выдержку, терпение, волю. Полученные деревянные изделия (игрушки) дети расписывают уже в мастерской у мастерицы. Опять же воспитанники ведут исследовательскую деятельность: «Какая краска подойдет для дерева?», «Все ли краски яркие, прочные, не пачкающие одежду и руки?». Итог проекта – фото-презентация путешествия и организация ярмарки с закличками.
Музыкальным руководителем детского сада для родителей детей средней группы был разработан проект «Праздник дома для детей». Детский праздник – один из самых ярких моментов в жизни ребенка. В ходе общения с родителями было выявлено, что в основном праздники дома организуются обычно: подарки, угощение; посещение развлекательных организаций и небольшой процент родителей приглашают аниматоров.
В процессе реализации проекта родители осваивают основы драматизации сказок, игры на музыкальных инструментах, проведения этюдов, хороводов и др., что может помочь в проведении праздников для детей дома. Важно организовать обратную связь, поэтому родители сами показывают то, что уже приобрели от совместных встреч и свои умения отражают именно в организации проведения праздников с детьми.
Одной из активных форм взаимодействия с семьями воспитанников является «Семейный клуб». Работа семейного клуба организуется в каждой возрастной группе по результатам опроса родителей (анкетирование, беседа, интервью) и рекомендациям педагога-психолога детского сада. Семейный клуб может посещать любой родитель по желанию. Форма сотрудничества обсуждается с педагогами группы, так как именно они являются организаторами и кураторами, а родители выступают в позиции инициаторов и активных участников. На заседании семейного клуба учитываются актуальные потребности семей, передача опыта в воспитании детей, направления совместной деятельности педагога, родителей по привитию детям уклада семейных традиций.
Изначально педагоги каждой группы разрабатывали план «Традиции группы». Данный план раскрывал, какие интересные события, праздники проводятся в группе (например, «Именины», «День Банта», «Поможем книжке», «День Рождение книжки», «Юморина», «Утро настроения», «Музей» и т. п.). Безусловно данные традиции в группе играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. Эти традиции с большим удовольствием принимаются детьми и родителями, совершенствуются и приумножаются.
В то же время родители на таких мероприятиях были мало задействованы или же не принимали участия вообще. Поэтому необходимо было внести новые идеи и подходы по реализации традиций в группе с участием родителей. А чтобы заинтересовать родителей – было предложено изучить семейные традиции. В каждой семье есть семейные традиции. У некоторых, например, дети рисуют открытки к празднику. Очень любят малыши совместное выпекание пирога, пиццы. Они наперебой просят «помешать» (тесто).
Не откроем большого секрета, сказав, что дошкольник воспринимает мир глазами взрослых – его родителей. Таким образом, на семейном клубе обсуждают с родителями содержание традиций, и, опираясь на полученные результаты в ходе анкетирования родителей (это традиции семьи, это интересы, потребности родителей, их увлечения), создают общий план совместной работы с родителями группы на год (таблица). Такой подход позволяет раскрывать достижения всех семей в различных видах совместной детско-родительской деятельности: художественной, литературной, познавательной, музыкальной, двигательной.
Количество занятий в Клубе зависит от выявленных запросов родителей, психологических особенностей детей данного возраста и остротой обсуждаемой проблемы. Благодаря «Семейному клубу» устанавливается тесная связь «семья – детский сад», педагог поддерживает готовность родителей к обмену опытом по вопросам социально-личностного развития детей. Такая активная совместная работа педагогов и родителей позволяет повысить долю участия родителей в совместном воспитании детей, повернуть родителей лицом к детям, поддержать интересы детей, их инициативы.
На заключительном этапе реализации проекта «Дорогою Добра» детский сад будет презентовать свои результаты, итоги взаимодействия с родителями на фестивале «Мы вместе» который будет проходить в апреле 2018 г. родителям, приглашенным гостям, педагогам. И выстроит маршрут дальнейшей работы с семьями воспитанников на основе различных форм распространения накопленного опыта семейного воспитания родителям других групп детского сада.
План, который родители назвали «Радостные встречи»
Месяц |
Тема |
Детско-родительское мероприятие |
Октябрь |
«Наши традиции в семье или полезные привычки» |
Создание интерактивных газет «Наши традиции в семье» |
Ноябрь |
«День Благодарения» совместное развлечение (ход сценария придумывают родители вместе с музыкальным руководителем, педагогами) |
|
Декабрь |
«Чем нас радует Зима» |
Мастерская «Игрушка новогодняя» «Встреча Нового года» – совместный праздник (ход сценария придумывают родители вместе с музыкальным руководителем, педагогами) |
Январь |
Кулинарная мастерская «Рождественские угощения», поздравления родным и близким |
|
Совместные катания, игры |
||
Февраль |
Снежная мастерская – постройка сказочных снежных героев (проект) |
|
«Зимняя поэзия» – совместное участие в конкурсе чтецов Традиции общения с книгой Экскурсии – в библиотеку, в театр |
||
Март |
«Хоровод Весны» |
Мастерская «Пасхальные зайчики» Встреча с мастером по дереву «Ароматные стружки». Мастер знакомит с изготовлением деревянных игрушек, с инструментами. Дети в роли подмастерья осваивают простые приемы по работе с деревом |
Апрель |
Встреча Пасхи |
|
Май |
Акция «День Победы» – поздравления ветеранам (совместно организованные встречи с ветеранами, участие в акции «Бессмертный полк») |
|
Июнь |
|
«Остров Детства» – совместный праздник (ход сценария придумывают родители вместе с музыкальным руководителем, педагогами) |
Август – сентябрь |
|
Изготовление игровых маркеров для группы – мастерские (проект) |
Ваша корзина пуста