Губарева Жанна Юрьевна – главный специалист отдела управления системой общего образования министерства образования и науки Калужской области (Калуга, Россия), gubareva_zu@adm.kaluga.ru
На протяжении последних лет в целях развития системы ДО реализовывался комплекс мероприятий, направленный на решение нескольких взаимосвязанных задач, который и определил основные направления развития дошкольного образования в регионе.
Прежде всего, это меры по обеспечению доступности дошкольного образования. Одной из приоритетных задач, закрепленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» является обеспечение 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет. В целях решения указанной задачи мы реализовывали мероприятия регионального проекта Калужской области «Содействие занятости» национального проекта «Демография» (далее – Проект).
В 2018/21 годах в рамках Проекта новые места создавались за счет средств федерального, областного и местных бюджетов путем приобретения (строительства) 21 нового здания детских садов, 8 помещений на первых этажах жилых домов для размещения детских садов, осуществления капитального (текущего) ремонта 13 ДОО и перепрофилирования групп.
Таким образом, за 4 года создано 5 767 новых мест для детей дошкольного возраста, в том числе 3 137 дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет.
В целях максимального обеспечения охвата детей, не посещающих дошкольные учреждения в режиме полного дня, осуществлялась работа по развитию сети групп кратковременного пребывания (функционируют 80 групп кратковременного пребывания, которые посещают 858 детей), а также особое внимание уделялось расширению возможностей негосударственного сектора системы дошкольного образования (численность воспитанников частных детских садов – 580 детей).
Эти меры существенно повысили доступность ДО и позволили устранить очередь («актуальный спрос») в детские сады региона. Для сравнения можно отметить, что очередь в 2017 г. составляла 2 520 детей; в 2018 г. – 1 717 детей; в 2019 г. – 890 детей; в 2020 г. – 555 детей.
В настоящее время в соответствии с данными региональной информационной системы доступности дошкольного образования (РИС ДДО КО) доступность ДО для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет составляет 100 процентов. Всеми формами дошкольного образования в регионе охвачены 51 087 детей.
На сегодняшний день в регионе создана многофункциональная сеть образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, к которой относятся 340 образовательных организаций:
– 220 дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) (в том числе 1 государственная, 216 муниципальных, 3 федерального значения);
– 13 частных детских садов и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности по программам дошкольного образования;
– 107 общеобразовательных организаций (в том числе 1 государственная, 106 муниципальных).
Ключевая задача реализации Проекта состояла не только в том, чтобы создать новые места в дошкольных организациях и ликвидировать очереди, но и обеспечить условия для всестороннего развития детей через построение модели современного образовательного пространства.
Все построенные дошкольные организации – это детские сады нового поколения, в которых созданы все условия для качественного образования, воспитания и гармоничного развития детей: просторные групповые и спальные помещения, многофункциональные залы и кабинеты, бассейны, современные пищеблоки и медицинские блоки. Все помещения оборудованы с учетом их доступности для маломобильных групп населения.
У каждого учреждения есть своя «изюминка». Несколько примеров, в МДОУ №6 «Синяя птица» г. Малоярославца дети обучаются игре в шахматы и оборудована метеоплощадка; в необособленном структурном подразделении (далее – НСП) «Цветочный город» МБДОУ «Детство» г. Калуги дети обучаются элементам танцевальной фитнес-программы «Зумба-кидс» в спортивном зале, а основам конструирования в «Лего-центре»; в НСП «Дельфиненок» МБДОУ №72 г. Калуги – безопасному поведению на дороге в автогородке, а плаванию – в собственном бассейне. В НСП «Кнопочка» МБДОУ «Детство» г. Калуги сенсорное развитие осуществляется в «Центре воды и песка»; в МДОУ «Маленькая страна» г. Балабаново Боровского района укрепление здоровья детей осуществляется в соляной комнате в условиях искусственно воссозданного микроклимата природных соляных пещер.
Таким образом, в современных детских садах созданы все условия для реализации инновационных технологий обучения, пробуждающих интересы дошкольников и учитывающие основной тип деятельности – игровой.
Проводится обновление развивающей среды, создаются необходимые психолого-педагогические условия для успешного освоения дошкольниками образовательных программ. В детских садах функционируют мини-музеи, компьютерные кабинеты, познавательные лаборатории, изостудии, детские театры и игротеки.
Развивающая предметно-пространственная среда (содержательно насыщенная, вариативная, оснащенная средствами обучения и воспитания, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием и инвентарем) должна обеспечивать реализацию основной образовательной программы дошкольного образования (далее – Программы).
В настоящее время в ДОО региона реализуются программы, которые соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), как в части структуры, так и в части соответствия содержания целевого, содержательного, организационного разделов.
73% программ ДОО Калужской области разработаны с учетом основной общеобразовательной Программы дошкольного образования «От рождения до школы». В программах описаны способы реализации принципов в образовательной деятельности групп, педагогическая работа по изучению развития дошкольников по всем образовательным областям, выявлению их индивидуальных потребностей, интересов, а также потребностей родителей в образовании своих детей.
Успешная реализация Программы, одной из задач которой является обеспечение безопасности, создание физического и психологического комфорта пребывания детей в детском саду, во многом зависит от квалификации кадров. Педагогическое образование в регионе можно получить как в организациях среднего профессионального образования, так и в организациях высшего образования. Региональные партнеры по развитию кадров:
– ГБПОУ КО «Калужский индустриально-педагогический колледж»;
– ГАОУ ДПО «Калужский Государственный институт развития образования»;
– ГБПОУ КО «Кировский индустриально-педагогический колледж» им. А.П. Чурилина;
– ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского».
Так, в 2021 году по программе «Дошкольное образование» было подготовлено в СПО – 109 человек, в вузах – 32, принято на работу в ДОО 50 молодых специалистов.
В целом детские сады региона обеспечены квалифицированными кадрами. В основном, в каждой группе работает воспитатель и младший воспитатель. В педагогический состав дошкольных организаций входят: старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, дефектолог, педагог-психолог. Вместе с тем, в сельских детских садах наблюдается дефицит узких специалистов по коррекции развития детей (психолог, логопед, дефектолог).
Методическое сопровождение деятельности педагогов дошкольного образования в регионе осуществляется ГАОУ ДПО «Калужский государственный институт развития образования», МБУ «Центр «Стратегия» г. Калуги, районными информационно-методическими отделами и центрами по вопросам организации методического сопровождения педагогов. Целью методических служб является:
– выявление проблем в деятельности педагогов при реализации ФГОС ДО;
– актуализация необходимых для профессионального роста знаний и умений;
– распространение передовых педагогических и управленческих практик, транслирование эффективного опыта и инновационных технологий.
Особенностью методического сопровождения на современном этапе является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск.
В регионе функционирует система повышения квалификации, что помогает всем педагогическим работникам своевременно повышать свой уровень квалификации через систему формального и неформального образования. Педагоги проходят курсы повышения квалификации, в непрерывном режиме участвуют в муниципальных и областных семинарах по актуальным проблемам дошкольного образования.
С целью пропаганды имиджа дошкольного образования и обмена опытом в регионе функционирует Ассоциация педагогов дошкольных образовательных организаций Калужской области (далее – Ассоциация), которая объединяет более 700 педагогов. Главная задача сообщества: обмен опытом и демонстрация успешных образовательных практик реализации образовательной деятельности в ДОО. Члены Ассоциации проводят мастер-классы, на заседаниях секций ведут дискуссии об острых проблемах, связанных с успехами и проблемами в ходе реализации ФГОС ДО. Лучшие педагогические практики представлены на сайте Ассоциации (http://www.asdoshkolnik.ru/).
Региональная система дошкольного образования была неоднократно успешно представлена на педагогических площадках различного уровня.
В октябре 2020 года Министерством просвещения Российской Федерации при содействии ООО «МИК» проведен выездной мониторинг реализации ФГОС дошкольного образования в Калужской области. Три ДОО (МДОУ №6 «Синяя птица» г. Малоярославца, НСП «Акварель» МБДОУ «Детство» г. Калуги, НСП «Чебурашка» МБДОУ «Россиянка» г. Калуги) получили сертификаты, подтверждающие использование лучших образовательных практик, соответствующих ФГОС ДО. Материалы опубликованы в сборнике лучших практик (https://doshkol-edu.ru/about).
С целью повышения качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО многие ДОО выбирают режим развития учреждения, а реализуют его через процесс создания и освоения новшеств. 36 ДОО имеют статус инновационной площадки федерального или регионального уровня.
Так, 12 детских садов региона являются федеральными пилотными площадками по апробации инновационных программ и программно-методических комплексов; 10 учреждений осуществляют исследовательскую работу по актуальным направлениям (например, «Мир дошкольника: семья, детский сад, социум»; «Развитие и педагогическая поддержка игры как ведущей деятельности дошкольников»).
10 ДОО города Калуги принимают участие в инновационной комплексной программе «Управление личностно-развивающей образовательной средой» Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». В рамках проекта реализуется программа по развитию личностного потенциала «Создание личностно-развивающей образовательной среды в ДОО для развития творческого потенциала всех участников образовательных отношений».
4 детских сада являются региональными инновационными площадками и успешно транслируют передовые педагогические практики и эффективный опыт работы.
Педагоги ежегодно представляют регион в финале Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России».
Конкурсы полезны абсолютно всем. Это возможность проявить себя, отвлечься от рутинной работы. Еще это очень хороший инструмент для открытия внутреннего потенциала педагога.
И педагоги области, и педагогические коллективы неоднократно становились победителями и лауреатами Всероссийских конкурсов.
17 декабря 2021 года в рамках Всероссийского финального форума «Воспитаем здорового ребенка» представители Калужской области награждались в прямом эфире форума:
– дипломом победителя IX Всероссийского конкурса «Воспитатели России» награждена Николаева Светлана Сергеевна, воспитатель МКДОУ №2 «Радость» г. Юхнова;
– победителями выставки лучших практик ДОО «Здоровый дошкольник» стал коллектив НСП «Акварель» МБДОУ «Детство» г. Калуги;
– победителями Всероссийского фестиваля «УМКА» стали воспитанники МКДОУ Перемышльский детский сад «Радуга», МКДОУ №1 «Сказка» г. Кирова и НСП «Журавушка» МБДОУ «Детство» г. Калуги.
В целях выявления талантливых педагогических работников, их поддержки и поощрения, повышения социального статуса педагогов и престижа педагогической профессии, распространения инновационного передового опыта работы в сфере образования ежегодно проводятся:
– региональный конкурс профессионального мастерства «Я в педагогике нашел свое призвание...» (номинация – «Лучший воспитатель»);
– областной смотр-конкурс «Лучший специалист системы физического воспитания Калужской области»;
– конкурс профессионального мастерства «Мастерство без границ».
Особое внимание в регионе уделяется еще одному направлению развития государственной политики в сфере ДО – это обеспечение реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с учетом их психофизических особенностей.
Данное направление реализуется в рамках национального проекта «Образование». Региональный проект «Поддержка семей, имеющих детей» направлен на оказание комплексной психолого-педагогической и информационно-просветительской поддержки родителей детей, получающих образование в семье, а также создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет.
Для обеспечения возможности гражданам обратиться за помощью посредством портала «Госуслуги» создан региональный портал консультативной помощи для родителей (https://family.admoblkaluga.ru), обеспечивающий возможность электронной записи для получения услуг и оценки предоставленных услуг.
С целью успешного развития регионального Проекта в 2021/24 годах и создания консультационных пунктов во всех муниципальных образованиях Калужской области специалистами КГИРО разработано методическое пособие, в котором обобщены материалы, представляющие опыт создания региональной модели Службы психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям. Материалы содержат необходимую нормативно-организационную документацию, а также примеры ситуаций консультационного взаимодействия с родителями, обращающимися в Службу консультативной помощи.
В 2021 году в области функционировали 65 консультационных пунктов на базе дошкольных организаций, учреждений дополнительного образования, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, методических центров. Общее количество обращений в службы за оказанием услуг ранней помощи на базе детских садов в очном и заочном режимах составило около 2000 тысяч, коррекционно-развивающую помощь получили 816 детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. Статистические данные свидетельствует об увеличении спроса на оказание услуг ранней помощи.
74 ДОО, в которых созданы 200 групп компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности, реализуют адаптированные программы дошкольного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Дошкольное образование в них получают 2 140 детей с ОВЗ и 448 детей-инвалидов.
Калужская область с 2013 года принимала участие в реализации государственной программы РФ «Доступная среда». За это время в 49 детских садах региона созданы условия для обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ: приобретено специальное реабилитационное и учебное оборудование, проведены работы по созданию архитектурной доступности. Таким образом, доля ДОО, в которых создана безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ от общего количества ДОО, составляет 22%.
Несколько слов о проекте «Содействие» на территории Малоярославецкого района. В 2019 году проект стал победителем грантового конкурса Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (и получил грантовую поддержку в размере 1 979 996 руб.).
Координатором проекта является районная администрация и отдел образования. Реализация проекта осуществлялась МОУ «Малоярославецкий информационно-методический центр» и сетью 9 МДОУ.
В результате реализации проекта создан муниципальный ресурсно-методический центр психолого-педагогического сопровождения, 9 консультативных пунктов на базе детских садов, две лекотеки и группа родительской самопомощи на базе АНО «Социальный центр «Звездочка».
В связи с тем, что ежегодно увеличивается количество детей с ОВЗ и детей-инвалидов, работа в данном направлении требует особого внимания и в части создания условий, и по подготовке кадров.
С целью совершенствования и развития системы управления качеством дошкольного образования Калужская область второй год принимает участие в проекте «Мониторинг качества дошкольного образования Российской Федерации (МКДО)», организованном Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки совместно с АО «Академия просвещения» и АНО ДНО «Национальный институт качества образования».
Участие в данном проекте позволяет отследить выполнение требований нормативно-правовых актов РФ, установить соответствие реализуемой в ДОО образовательной деятельности требованиям ФГОС ДО, определить удовлетворенность лиц, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность и сформировать основы развития системы дошкольного образования.
Проведённое исследование показало, что качество образования в ДОО, вошедших в проект «МКДО», стремится к базовому уровню. Этот уровень свидетельствует о том, что в учреждениях практически полностью выполняются требования нормативно-правовых актов в сфере дошкольного образования.
Обработка и анализ информации, полученной по результатам анкетирования родителей (законных представителей) по показателю «Степень удовлетворенности», свидетельствует о хорошем качестве образования – средний балл 4. В анкетах родителей отмечена удовлетворенность условиями пребывания ребенка в детском саду (эмоционально-психологическим климатом в группах, присмотром и уходом), качеством образовательного процесса, усилиями руководства по управлению ДОО и пр.
Аналитический отчет, составленный на основе результатов исследования, позволил определить направления для организации работы в целях повышения качества дошкольного образования в регионе:
– Профессиональная подготовка и повышение квалификации педагогов.
– Освоение и внедрение новых технологий воспитания и образования дошкольников, способствующих самореализации ребёнка в разных видах деятельности.
– Увеличение форм работы с родителями в соответствии с их запросами.
– Совершенствование управления образовательной деятельностью.
В заключении можно отметить, что по состоянию на 31 декабря 2021 года все мероприятия Проекта «Содействие занятости» завершены и исполнен Указ Президента Российской Федерации №204 в части достижения в 2021 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трёх лет.
В то же время в 2022 году в целях сохранения 100-процентной доступности и решения проблем переуплотнения групп планируется создание 585 новых мест путем приобретения трех зданий для размещения дошкольных образовательных организаций в г. Калуге, г. Мещовске и с. Детчино Малоярославецкого района.
Развитие региональной системы дошкольного образования будет направлено на удовлетворение потребностей населения в предоставлении качественного дошкольного образования.
А для этого необходимо реализовать комплекс мероприятий, направленный на:
– создание условий для развития инклюзивного образования в системе ДО;
– повышение квалификации педагогических работников и руководящих кадров в области применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ дошкольного образования;
– выявление и распространение передовых педагогических практик, транслирующих эффективный опыт и инновационные технологии в области реализации воспитательного процесса.
Ваша корзина пуста