ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Гурьякова М.П. Практическая работа педагога в целях развития пространственных представлений у дошкольников

Полный текст

Гурьякова Мария Павловна – педагог-психолог, детский нейропсихолог, имеет квалификацию «Учитель математики» и «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Работает в ГБОУ г. Москвы школа №1541 и в ЦДО НАУКОГРАД МФЮА

Пространственные представления являются базовой составляющей в реализации любой психической деятельности. Они, по словам Леонтьева А. Н., образуют «ось координат», посредством которой человек воспринимает окружающую действительность и выстраивает свой индивидуальный образ мира. Пространственные представления также включают в себя ориентацию в окружающем мире, во времени, чувство ритма, правильное понимание логико-грамматических конструкций (согласование слов в предложении, правильное понимание предлогов) и т. д. Они начинают формироваться с рождения до 10–12 лет.

Развитие представления о пространстве у ребенка начинается с познания схемы собственного тела: верхняя – нижняя, задняя и передняя, левая – правая части. Далее у ребенка формируются представления о расположении объектов в пространстве по отношению к его собственному телу: «я на стуле, стол слева от меня» и т. д. Затем формируются представления о взаимоотношении между внешними объектами: «карандаш лежит под книжкой», «чашка стоит на столе». Итогом является формирование словесного обозначения пространственных взаимоотношений в речи ребенка, или квазипространственных представлений. Сюда относятся логико-грамматические конструкции, смысл, которых определяется окончаниями слов, способами их расстановки, предлогами: «ручка короче карандаша, но длиннее ластика». Постепенно понимание пространства переходит во внутренний, мыслимый план.

В дошкольном возрасте несформированность «пространства», к сожалению, часто воспринимается недостаточно серьезно.

В чем же опасность упустить драгоценное время перед школой?

Несформированность пространственных представлений в дошкольном возрасте напрямую ведет к неуспешности в школьном обучении ребенка.

Так в математике возникают: затруднения понимания движения по числовой прямой, сложности усвоения разрядности числа, перехода через десяток при решении примеров, страдает алгоритм решения задач, при решении в столбик вычитать могут из нижнего верхнее число и т.д.

При письме: пропуск, перестановка букв, слогов; вставка и пропуск гласных букв; слитное написание слов с предлогами; замена букв по пространственному признаку; зеркальное написание букв; буквы «вылезают» за пределы рабочей строки и полей; при списывании буквы располагаются в обратной последовательности; повторное письмо и пропуск строчек и т.д.

В процессе освоения чтения: сложность удержания строчки в поле зрения; затруднено понимание предлогов, сложных логико-грамматических конструкций; «угадывающее» чтение; еле уловим смысл прочитанного, не может пересказать текст и т.д.

Поговорим о том, как наиболее эффективно организовать развивающую среду для дошкольников.

Остановимся подробнее на нескольких дидактических играх, которые способствуют развитию пространственных представлений и помогут родителям и педагогам выявить слабые звенья, которые требуют особого внимания.

Как педагог и детский нейропсихолог при выборе материалов для занятий руководствуюсь правилом: «игра должна максимально способствовать развитию». Вот почему в работе с детьми чаще всего использую игры издательства «Айрис-пресс».

IQ игры с картами: Йога-азбука – формируем представления о «пространстве» на уровне тела

Данная игра помогает развивать пространственные представления «на уровне тела», по основным векторам (лево-право и т. д.). Можно начать с простой инструкции: повтори позу, как на картинке; проговори позу: какая рука и нога, где находится. Затем усложняем: опиши позу так, чтобы другой ребенок смог ее выполнить, не глядя на картинку, и так далее.

Есть похожие нейропсихологические игры других издательств, например, «Попробуй повтори!». Но они намного дороже.

IQ-пирамидка – комплекс заданий для развития всех компонентов пространственного мышления

Система развивающих заданий из комплекта позволяет шаг за шагом проработать все аспекты пространственного мышления ребенка.

Активный тренинг глазомера начинается с различения размера колец пирамидки, которые оптимальны для наших целей и отличаются на 5 мм по диаметру. Руководствуемся правилом: «от простого к сложному», идем по естественному пути развития детского пространства. Начинаем работать с цветными силуэтами – задание простое, но оно позволяет подготовить глаз ребенка к дальнейшему усложнению. Следующий этап – собери пирамидку по виду сверху. Ребенок, мысленно перебирая возможные варианты, делает открытие, что для одного вида сверху может быть несколько видов сбоку. Работа с карточками «вид сверху» и «цветной силуэт» позволяет найти все возможные варианты. Ребенок, выполняя задание, мысленно анализирует все характеристики пространства.

Затем берем силуэты без цвета: черная линия и контраст «фигура – фон». Зашумленные силуэты: наложенные линии и витражи – тренируем восприятие целостного перцептивного поля. При возникновении сложностей даем зрительную опору: ставим карандаши по бокам картинки так, чтобы вертикали карандашей шли по крайним точкам самого широкого кольца, по мере необходимости сужаем пространство между карандашами, чтобы ребенок сравнил необходимые кольца.

Далее задания с контурами позволяют развивать стратегию оптико-пространственной деятельности. Для выполнения задания ребенку необходимо сначала мысленно восстановить контур, а затем собрать пирамидку.

Зашумление контура – следующий шаг к усложнению: наложенные линии и другие предметы – развитие зрительного гнозиса, тонкая настройка метрического мышления и различения части – целого.

Завершающим блоком заданий являются логические задачи: собери пирамидку по признакам колец, по схеме со стрелками и по словесному описанию (для читающих детей). Ребенок активно работает со словесными обозначениями пространственных взаимоотношений элементов задания.

При выполнении всех заданий важно ставить карточку с заданием на подставку. Ребенок тренирует навык «считывать» задание с вертикальной плоскости, готовим ребенка работать с заданиями на школьной доске. В качестве усложнения все карточки с заданиями можно переворачивать на 90, а затем на 180 градусов. Таким образом, помимо всего прочего, прорабатываем координатные представления.

Отмечу, что дети выполняют задания с большим интересом, так как с такими «загадками» еще не встречались. А их высокая мотивация помогает нам преодолеть возникающие затруднения.

IQ пазлы – развиваем метрический компонент пространственного мышления

Благодаря уникальному штампу дети собирают пазл методом слепой сборки, то есть с оборота. Это развивает метрический компонент пространственного мышления, позволяет тренировать способность улавливать параметры элементов и ориентацию на горизонтальной плоскости. Начинаем работать с наборами крупных элементов. Важно, чтобы детям не было слишком сложно при освоении нового метода сборки. Увеличиваем количество элементов постепенно, сохраняя познавательную мотивацию.

Серия IQ кубики: контуры и силуэты – прорабатываем метрический и координатный компоненты мышления

Разнообразные задания из методички вызывают у детей восторг и позволяют развивать трехмерное пространство, помимо всех остальных компонентов пространственного мышления.

На первый взгляд простое задание: сложи в поддон дорожку от ежика к белочке (можно персонажам задать определенное место, например, левый правый угол и т. д.) так, чтобы ежик собрал для белочки как можно больше ягод, актуализирует все компоненты пространственных представлений. В процессе проверки выполненного задания подключаем тренировку зрительно-пространственной координации и словесного обозначения пространственных взаимоотношений. Просим ребенка пальчиком показать путь и рассказать, как идет ежик, важно обратить внимание, что рассказываем с позиции ежика, то есть «вперед» у ребенка может не совпадать с направлением ежика.

Задания в наборе «Силуэты» подобраны по мере усложнения, что позволяет в игровой форме постепенно «настроить» пространственные представления, в частности, метрический и координатный компонент. Активно используется метод конструирования, который является одним из важных для формирования пространства. Анализируя фрагменты, ребенок проводит различение фигуры – фона, анализ расположения элементов, оценку расстояния, углов и пропорций.

Выделю еще несколько важных заданий: на понимание симметрии, которую ребенок буквально может «пощупать», и на проекцию фигур. Эти задания готовят серьезную базу для дальнейшего понимания геометрии.

Серия IQ лото – выявляем трудности и развиваем отдельные компоненты пространственных представлений

Игры этой серии развивают отдельные компоненты пространственных представлений. Отлично подходят для подготовки детей к более сложным заданиям и для точечного выявления трудностей, которые возникают у ребенка.

«В синем море. Подбери контур»

Детям необходимо подобрать и положить прозрачную пластмассовую карточку с контуром на рисунок. Ребенок развивает способность различать, анализировать и соотносить детали рисунка. Ошибки укажут на те аспекты, которые требуют дополнительной работы. Чаще дети ошибаются с картинками, у которых схожие контуры, и с ориентацией рамки на карточке – подбирая контур, дети не учитывают координатные характеристики – углы рамок не совпадают.

«Волшебный праздник. Подбери силуэт»

Подбирая силуэты, дети тренируют прежде всего целостное восприятие объектов, в том числе на основе деталей. Если способность подмечать и анализировать детали развита недостаточно, мы видим следующие ошибки. При проверке задания на вопрос: «Почему ты положил эту тень на эту картинку?» – дети с удивлением отвечают: «это же замок» или «это же кружка». Объект идентифицирован и назван верно, но анализ деталей подвел. Тогда помогут наводящие вопросы о деталях силуэта.

Серия «Логика и моторика» IQ игр со шнурком и прищепками – развиваем координатные представления

Развивающие задания в блокнотах интересны детям, но хотелось бы подробно остановиться на способе и алгоритме выполнения заданий. Устанавливаем правила: задания выполняются сверху вниз или слева направо; подбираем пару (ответ) из правой (или нижней части) листа к заданию слева (или сверху). Работа с блокнотами обеспечивает развитие координатных представлений на листе, мелкую моторику, скоординированную работу двух рук.

Умные блокноты: лабиринты, рисунки по точкам – развиваем зрительно-пространственную координацию

Задания позволяют тренировать графо-моторную деятельность и зрительно-пространственную координацию. Сочетание: глаз – видит, рука – изображает – позволяет подготовить базу для дальнейшего освоения письма и чтения.

В заключение хочу обратить внимание, что максимальный эффект для развития дадут те игры и задания, где ребенок будет сочетать решение когнитивной задачи и моторной, то есть умственная деятельность будет сочетаться с движениями, будь то работа с кубиками, пазлами, прищепками или шнурками. Особенно это актуально для дошкольников. Так как в развивающей работе мы по-прежнему опираемся на игру как на ведущую деятельность ребенка, удерживая познавательную мотивацию на высоком уровне, и помним, что до школы осталось не так много времени.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.