Гурьякова Мария Павловна – педагог-психолог, детский нейропсихолог, имеет квалификацию «Учитель математики» и «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Работает в ГБОУ г. Москвы школа №1541 и в ЦДО НАУКОГРАД МФЮА
Пространственные представления являются базовой составляющей в реализации любой психической деятельности. Они, по словам Леонтьева А. Н., образуют «ось координат», посредством которой человек воспринимает окружающую действительность и выстраивает свой индивидуальный образ мира. Пространственные представления также включают в себя ориентацию в окружающем мире, во времени, чувство ритма, правильное понимание логико-грамматических конструкций (согласование слов в предложении, правильное понимание предлогов) и т. д. Они начинают формироваться с рождения до 10–12 лет.
Развитие представления о пространстве у ребенка начинается с познания схемы собственного тела: верхняя – нижняя, задняя и передняя, левая – правая части. Далее у ребенка формируются представления о расположении объектов в пространстве по отношению к его собственному телу: «я на стуле, стол слева от меня» и т. д. Затем формируются представления о взаимоотношении между внешними объектами: «карандаш лежит под книжкой», «чашка стоит на столе». Итогом является формирование словесного обозначения пространственных взаимоотношений в речи ребенка, или квазипространственных представлений. Сюда относятся логико-грамматические конструкции, смысл, которых определяется окончаниями слов, способами их расстановки, предлогами: «ручка короче карандаша, но длиннее ластика». Постепенно понимание пространства переходит во внутренний, мыслимый план.
В дошкольном возрасте несформированность «пространства», к сожалению, часто воспринимается недостаточно серьезно.
В чем же опасность упустить драгоценное время перед школой?
Несформированность пространственных представлений в дошкольном возрасте напрямую ведет к неуспешности в школьном обучении ребенка.
Так в математике возникают: затруднения понимания движения по числовой прямой, сложности усвоения разрядности числа, перехода через десяток при решении примеров, страдает алгоритм решения задач, при решении в столбик вычитать могут из нижнего верхнее число и т.д.
При письме: пропуск, перестановка букв, слогов; вставка и пропуск гласных букв; слитное написание слов с предлогами; замена букв по пространственному признаку; зеркальное написание букв; буквы «вылезают» за пределы рабочей строки и полей; при списывании буквы располагаются в обратной последовательности; повторное письмо и пропуск строчек и т.д.
В процессе освоения чтения: сложность удержания строчки в поле зрения; затруднено понимание предлогов, сложных логико-грамматических конструкций; «угадывающее» чтение; еле уловим смысл прочитанного, не может пересказать текст и т.д.
Поговорим о том, как наиболее эффективно организовать развивающую среду для дошкольников.
Остановимся подробнее на нескольких дидактических играх, которые способствуют развитию пространственных представлений и помогут родителям и педагогам выявить слабые звенья, которые требуют особого внимания.
Как педагог и детский нейропсихолог при выборе материалов для занятий руководствуюсь правилом: «игра должна максимально способствовать развитию». Вот почему в работе с детьми чаще всего использую игры издательства «Айрис-пресс».
Данная игра помогает развивать пространственные представления «на уровне тела», по основным векторам (лево-право и т. д.). Можно начать с простой инструкции: повтори позу, как на картинке; проговори позу: какая рука и нога, где находится. Затем усложняем: опиши позу так, чтобы другой ребенок смог ее выполнить, не глядя на картинку, и так далее.
Есть похожие нейропсихологические игры других издательств, например, «Попробуй повтори!». Но они намного дороже.
Система развивающих заданий из комплекта позволяет шаг за шагом проработать все аспекты пространственного мышления ребенка.
Активный тренинг глазомера начинается с различения размера колец пирамидки, которые оптимальны для наших целей и отличаются на 5 мм по диаметру. Руководствуемся правилом: «от простого к сложному», идем по естественному пути развития детского пространства. Начинаем работать с цветными силуэтами – задание простое, но оно позволяет подготовить глаз ребенка к дальнейшему усложнению. Следующий этап – собери пирамидку по виду сверху. Ребенок, мысленно перебирая возможные варианты, делает открытие, что для одного вида сверху может быть несколько видов сбоку. Работа с карточками «вид сверху» и «цветной силуэт» позволяет найти все возможные варианты. Ребенок, выполняя задание, мысленно анализирует все характеристики пространства.
Затем берем силуэты без цвета: черная линия и контраст «фигура – фон». Зашумленные силуэты: наложенные линии и витражи – тренируем восприятие целостного перцептивного поля. При возникновении сложностей даем зрительную опору: ставим карандаши по бокам картинки так, чтобы вертикали карандашей шли по крайним точкам самого широкого кольца, по мере необходимости сужаем пространство между карандашами, чтобы ребенок сравнил необходимые кольца.
Далее задания с контурами позволяют развивать стратегию оптико-пространственной деятельности. Для выполнения задания ребенку необходимо сначала мысленно восстановить контур, а затем собрать пирамидку.
Зашумление контура – следующий шаг к усложнению: наложенные линии и другие предметы – развитие зрительного гнозиса, тонкая настройка метрического мышления и различения части – целого.
Завершающим блоком заданий являются логические задачи: собери пирамидку по признакам колец, по схеме со стрелками и по словесному описанию (для читающих детей). Ребенок активно работает со словесными обозначениями пространственных взаимоотношений элементов задания.
При выполнении всех заданий важно ставить карточку с заданием на подставку. Ребенок тренирует навык «считывать» задание с вертикальной плоскости, готовим ребенка работать с заданиями на школьной доске. В качестве усложнения все карточки с заданиями можно переворачивать на 90, а затем на 180 градусов. Таким образом, помимо всего прочего, прорабатываем координатные представления.
Отмечу, что дети выполняют задания с большим интересом, так как с такими «загадками» еще не встречались. А их высокая мотивация помогает нам преодолеть возникающие затруднения.
Благодаря уникальному штампу дети собирают пазл методом слепой сборки, то есть с оборота. Это развивает метрический компонент пространственного мышления, позволяет тренировать способность улавливать параметры элементов и ориентацию на горизонтальной плоскости. Начинаем работать с наборами крупных элементов. Важно, чтобы детям не было слишком сложно при освоении нового метода сборки. Увеличиваем количество элементов постепенно, сохраняя познавательную мотивацию.
Разнообразные задания из методички вызывают у детей восторг и позволяют развивать трехмерное пространство, помимо всех остальных компонентов пространственного мышления.
На первый взгляд простое задание: сложи в поддон дорожку от ежика к белочке (можно персонажам задать определенное место, например, левый правый угол и т. д.) так, чтобы ежик собрал для белочки как можно больше ягод, актуализирует все компоненты пространственных представлений. В процессе проверки выполненного задания подключаем тренировку зрительно-пространственной координации и словесного обозначения пространственных взаимоотношений. Просим ребенка пальчиком показать путь и рассказать, как идет ежик, важно обратить внимание, что рассказываем с позиции ежика, то есть «вперед» у ребенка может не совпадать с направлением ежика.
Задания в наборе «Силуэты» подобраны по мере усложнения, что позволяет в игровой форме постепенно «настроить» пространственные представления, в частности, метрический и координатный компонент. Активно используется метод конструирования, который является одним из важных для формирования пространства. Анализируя фрагменты, ребенок проводит различение фигуры – фона, анализ расположения элементов, оценку расстояния, углов и пропорций.
Выделю еще несколько важных заданий: на понимание симметрии, которую ребенок буквально может «пощупать», и на проекцию фигур. Эти задания готовят серьезную базу для дальнейшего понимания геометрии.
Игры этой серии развивают отдельные компоненты пространственных представлений. Отлично подходят для подготовки детей к более сложным заданиям и для точечного выявления трудностей, которые возникают у ребенка.
Детям необходимо подобрать и положить прозрачную пластмассовую карточку с контуром на рисунок. Ребенок развивает способность различать, анализировать и соотносить детали рисунка. Ошибки укажут на те аспекты, которые требуют дополнительной работы. Чаще дети ошибаются с картинками, у которых схожие контуры, и с ориентацией рамки на карточке – подбирая контур, дети не учитывают координатные характеристики – углы рамок не совпадают.
Подбирая силуэты, дети тренируют прежде всего целостное восприятие объектов, в том числе на основе деталей. Если способность подмечать и анализировать детали развита недостаточно, мы видим следующие ошибки. При проверке задания на вопрос: «Почему ты положил эту тень на эту картинку?» – дети с удивлением отвечают: «это же замок» или «это же кружка». Объект идентифицирован и назван верно, но анализ деталей подвел. Тогда помогут наводящие вопросы о деталях силуэта.
Развивающие задания в блокнотах интересны детям, но хотелось бы подробно остановиться на способе и алгоритме выполнения заданий. Устанавливаем правила: задания выполняются сверху вниз или слева направо; подбираем пару (ответ) из правой (или нижней части) листа к заданию слева (или сверху). Работа с блокнотами обеспечивает развитие координатных представлений на листе, мелкую моторику, скоординированную работу двух рук.
Задания позволяют тренировать графо-моторную деятельность и зрительно-пространственную координацию. Сочетание: глаз – видит, рука – изображает – позволяет подготовить базу для дальнейшего освоения письма и чтения.
В заключение хочу обратить внимание, что максимальный эффект для развития дадут те игры и задания, где ребенок будет сочетать решение когнитивной задачи и моторной, то есть умственная деятельность будет сочетаться с движениями, будь то работа с кубиками, пазлами, прищепками или шнурками. Особенно это актуально для дошкольников. Так как в развивающей работе мы по-прежнему опираемся на игру как на ведущую деятельность ребенка, удерживая познавательную мотивацию на высоком уровне, и помним, что до школы осталось не так много времени.
Ваша корзина пуста