С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, бабочка и цветок, земля и червячок. Самостоятельно дошкольник не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Для формирования у детей осознанного и бережного отношения к природе, необходимо продуманно использовать окружающую природную среду, показывать взаимосвязь живой и неживой природы.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, бабочка и цветок, земля и червячок. Самостоятельно дошкольник не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Для формирования у детей осознанного и бережного отношения к природе, необходимо продуманно использовать окружающую природную среду, показывать взаимосвязь живой и неживой природы.
В системе экологического образования дошкольников в нашем детском саду широко используется метод проектов. Он даёт дошкольнику возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. В проектной деятельности у дошкольников развиваются творческие способности и коммуникативные навыки.
При организации проектной деятельности мы пользуемся книгами Н. Рыжовой «Напиши письмо сове», «Моё дерево», которые помогают решить нам многие вопросы, интересующие детские умы. В этих книгах приводятся рекомендации по организации работы в области экологического образования дошкольников и младших школьников. Рассматриваются этапы выполнения проекта. Любой проект предполагает интегрированный подход: выполняя задания, дети сочиняют тексты, наблюдают, играют, слушают музыку и т.п. А как мы знаем, интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным, он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
Такая форма проектной деятельности как написание писем, воспитывает у детей бережное отношение к природе, к животным, насекомым и птицам. Помогает понять происходящие в природе процессы и проводить собственные исследования, способствующие формированию экологически грамотного, безопасного поведения для природы и человека. Однако эта книга советуем нам «писать письма» живым существам. В нашем же опыте работы дети часто задают вопросы и по неживой природе:
• Почему один камень рисует, а другой нет?
• Почему песок разный (речной, карьерный)?
• Почему одни камни гладкие, другие шершавые?
• Почему облака белого цвета, а тучка темного?
• Как получается радуга?
• Как появляется роса? И т. д. и т.п.
Во время прогулок дома или в детском саду, дети часто встречаются с чем-то для них удивительным, непонятным, находят разнообразные находки.
Задают много вопросов – как родителям, так и воспитателям. Таким образом, ребенок, сам не замечая, решает возникшие перед ними проблемы, задавая нам взрослым вопросы.
А чтобы ответ взрослого удовлетворил ребенка, мы предлагаем детям самим поучаствовать в ответе на свой вопрос, то есть задавать вопросы не взрослым, а тому объекту, явлению, который его так заинтересовал, в письме. Для того чтобы дети правильно сформулировали вопросы в письме, мы предлагаем детям поиграть в игру «Хорошо – плохо». Во время такой игры дети сами отвечают для кого хорошо, а для кого плохо, кому хорошо, а кому плохо. Так в нашей группе реализуется метод проектов. Работа над проектом «Напиши письмо…» проводится нами в три этапа:
1. Подготовительный – где проводятся беседы по интересующим детей вопросам, играем в различные игры, сочинение и отправка писем.
2. Основной – непосредственная ответственность ложится как на педагога, так и на родителей (если они участвуют в проекте).
3. Итоговый – анализ нашей работы.
На подготовительном этапе с детьми проводятся беседы о неживой природе. В беседах заостряется внимание на том, что в природе все взаимосвязано. Важно во время беседы создать такое эмоциональное настроение, какое позволит детям откликнуться и начать рассказывать об интересующих их вопросах, о на которые они хотят получить ответы. А когда дети начинают задавать всевозможные вопросы о неживой природе, то тогда детям предлагается задать эти вопросы непосредственно адресату, т.е. написать письмо. Мотивированная таким образом детская деятельность становится более результативной, и способствует развитию способностей каждого ребенка в группе.
Дети с удовольствием участвуют в сочинении и отправке писем. В первую очередь мы решаем, кому будет адресовано письмо. Если мы хотим написать письмо дождику, кто нам может помочь? Во время обсуждений мы приходим к выводу, что письмо надо адресовать тучке, ведь она ближе всех к нему. Чтобы письмо дошло до адресата, дети придумывают марку. А чтобы ответ пришел без задержек, мы с детьми всегда посылаем свои творческие работы, касающиеся адресата (аппликации из природного материала, рисунки, фотографии, а также ребенок рисует свой портрет). Письма детей собираются, и мы все вместе оправляемся в визит-центр экологической тропинки детского сада, расположенный в экологической комнате, где у нас есть почтовый ящик для отправки корреспонденций.
Одним из главных условий является предельная достоверность на всех их этапах. Дети должны поверить в происходящее. Первый этап работы заканчивается отправкой писем, а затем наступает второй, самый ответственный этап работы, требующий от педагога концентрации всех его возможностей. Педагогу предстоит работа по составлению ответных писем детям от имени неживой природы, и эту работу нельзя затягивать, так как дети живут ожиданием ответа.
Текст ответного письма содержит информацию не только об объекте неживой природы, но и о взаимосвязи живой и неживой природы, что и дает ответы на интересующие ребенка вопросы. Также в письме-ответе (например, от той тучки, которой писали дети) тучка не только описывает, как происходит дождь, т.е. круговорот воды, но и сообщает о взаимосвязи живой и неживой природы, о пользе дождика, о том, как он заботится о растительном и животном мире. В письмо включаются просьбы-задания для ребенка и его друзей. Текст сопровождается дидактическим и раздаточным материалами, имеющими разносторонний характер.
Содержание писем – личное творчество воспитателя! В этой работе особенно привлекательна совместная деятельность педагогов, детей и их родителей (сочинить сказку и зарисовать ее, склеить сундучок, сделать ветряную мельницу и т.п.). Все письма с детскими работами остаются в природном уголке группы. Каждый ребенок в любое время может изучать содержимое конвертов (поделки из бумаги, рисунки, иллюстрации, схемы, географические карты и т. д.), причем дети неоднократно просят перечитать им письма и опять слушают их с большим интересом. Продолжительность второго этапа не ограничена строгими временными рамками. Несомненно, она зависит от количества детей в группе, от количества наработанного материала, и самое главное, будет ли эта работа вызывать интерес у детей.
В нашей практике уже немало написанных детьми писем и полученных ответов от объектов и явлений неживой природы: «Камню-художнику (мелу)», «Радуге-дуге», «Тучке», «Солнышку», «Облачку», «Ветерку», «Снежинкам», «Айсбергу», «Степному песку», «Речному песку», «Росинкам», «Туман Туманычу», «Грозе».
Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников мы считаем наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:
• воспитатель имеет возможность проявить творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем;
• родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического образования;
• деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
1. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2008.
2. Рыжова Н.А. Напиши письмо сове. – М.: Карапуз, 2007.
3. Рыжова Н.А. Напиши письмо сове. – М.: Карапуз, 2006.
Ваша корзина пуста