В статье поднимаются вопросы знакомства дошкольников наукограда с трудом взрослых, в первую очередь с трудом своих родителей, родных и знакомых семьи, вопросы воспитания уважения и интереса к понятным им профессиям, к профессиям, востребованных на сегодняшний и завтрашний день. Требования государственной политики к образованию ставят задачу: подготовить детей к работе и жизни в высокотехнологичном обществе. Сегодняшние дошкольники через 20–30 лет будут жить и работать в нашей стране с новыми техническими возможностями и достижениями, они будут интегрированы в мировое сообщество, поэтому именно сейчас их нужно знакомить с профессиями будущего. Через 20–30 лет многие профессии будут не нужны, а незнакомые профессии станут просто необходимы. Ведь мир меняется очень быстро, наука и прогресс не стоят на месте, они требуют от подрастающего поколения технических знаний и умений, новых профессий.
В основной общеобразовательной программе дошкольного образования, трудовому воспитанию и знакомству с профессиями отводится мало внимания, очень схематично перечислены профессии, с которыми нужно знакомить воспитанников. Это и хорошо, ведь ФГОС дошкольного образования дает возможность вариативного образования в зависимости от условий, возможностей и способностей воспитанников.
Большинство родителей детей дошкольного возраста задумываются о будущей профессии своего ребенка и пытаются определить образовательный маршрут на долгие годы. «Я б в строители, (пожарные, летчики, медики, ученые) пошел, пусть меня научат». «Кем быть» написано почти 100 лет назад, но так актуально и в наши дни. Как привить ребенку желание трудиться? Как знакомить с профессиями, как заинтересовать детей, как раскрыть значимость каждой профессии?
В МАДОУ «Образовательный центр «Успех» тема «Знакомство с профессиями» в подготовительных к школе группах началась с анкетирования родителей «Какую профессию вы выбрали бы вашему ребенку на сегодняшний день?». Результаты анкетирования ошеломили весь педагогический коллектив. 45% родителей, проживающие в наукограде, видят своих детей, работающих в областях медицины, государственного управления, права и искусстве, тогда как будущее в сфере науки и техники хотят видеть своих детей всего 3% родителей. 9% респондентов не делают никакого прогноза, оставляя выбор за ребенком.
В городе науки, где с 1948 года по сей день трудятся в научных институтах лаборанты, инженеры, ученые, техники, академики, где создан научный кластер «ТехноСпарк», родители и дети не знают, какие передовые проекты решаются в научных институтах, какие профессии сегодня востребованы в нашем городе. Для того, чтобы восполнить этот пробел, наш коллектив включил в годовой план работы систему мероприятий по знакомству дошкольников с профессиями, связанными, в первую очередь, со спецификой города-наукограда.
Город-наукоград Троицк входит в состав города Москвы с июля 2012 года. Раньше он назывался Академгородок и его не было ни на какой карте. 40 лет назад Троицку присвоили статус города. Откуда берет начало наш город?
Во время войны из Пулково перевели под Москву, в село Троицкое, секретную лабораторию по размагничиванию подводных мин и магнитных корпусов подлодок. Это было началом Института земного магнетизма в Троицке. С 1948 года сюда, в живописнейший подмосковный край, перебрались и другие институты: спектроскопии, институт ядерных исследований, филиал института атомной энергии и многие другие. Всего в нашем городе 10 НИИ. Здесь занимались наукой Игорь Васильевич Курчатов, Евгений Павлович Велихов, академик Анатолий Петрович Александров и др. Первыми жителями Академгородка были работники науки, образования и медицины.
Во времена аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году наши ученые-атомщики одними из первых приняли участие в ликвидации последствий аварии. В Троицке установлен памятный камень в честь героев-добровольцев, участников ликвидации аварии.
Сейчас в городе проживает около ста тысяч человек, внуки и правнуки первых научных сотрудников посещают наши образовательные учреждения.
Специфика наукограда наложила отпечаток на наши образовательные проекты.
В МАДОУ «Образовательный центр «Успех» с 2016 года, наряду с групповыми образовательными проектами «Профессии родителей воспитанников наукограда Троицк», реализуется проект «Троицк – Наукоград», направленный на раннюю научную профориентацию дошкольников в условиях Наукограда.
21 октября 2016 года дирекцией союза развития Наукоградов России было внесено предложение «вводить раннюю научную профориентацию в дошкольных образовательных учреждениях в условиях Наукоградов». МАДОУ «Образовательный центр «Успех» принял решение реализовать данное направление работы.
Дать первичные представления о людях, которые работают в наших институтах: это и родственники, и друзья семей наших воспитанников. Дать элементарные понятия о науке, о профильных направлениях в науке. Расширять осведомленность детей о научной деятельности, о том, что «умные» люди делают «умные вещи»: компьютеры, телевизоры, ракеты, корабли, современное оборудование в больницах и многое другое. Развивать познавательно-исследовательский интерес, привлекая воспитанников к экспериментам и наблюдениям, участию в занимательных опытах. Рассказать детям об истории Троицка. Познакомить с понятием «Наукоград» и деятельностью 10 научно-исследовательских институтов, расположенных на территории Троицка. Популяризация науки. Особенно выделить физику.
• Знакомство педагогов с историей развития города, выявление научных династий, создание методического плана по работе с детьми, родителями и педагогами.
• Экскурсии педагогов в научные институты города. Составление на основе впечатлений презентаций для рассказа детям о научных институтах Троицка.
• Подготовка наглядного материала, книг, игр о науке и статусе города –
Наукоград.
• Беседы с детьми о том, что такое наука. Знакомство с видами наук, профессией ученого.
• Проведение цикла познавательно-исследовательских опытов, привлечение к простейшим экспериментам и наблюдениям.
• Посещение Физической кунсткамеры Троицка родителями, детьми, педагогами.
• Создание развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной экспериментальной деятельности.
• Просмотр мультфильмов и видео по теме (например, серия видео «Простая наука»)
• Консультации для родителей о научно-исследовательских институтах города. Привлечение родителей, работающих в научно-исследовательских институтах, к выступлению в группах.
• Рассказы детям о научных институтах города, статусе города Наукоград.
• Праздничное мероприятие «Посвящение в юные ученые».
• Открытие кружка дополнительного образования «Лаборатория юных ученых».
Первой частью проекта стало ознакомление самих педагогов с деятельностью 10 научно-исследовательских институтов города. Чтобы понять суть исследований и в доступной форме рассказать об этой работе детям, педагоги центра посетили: Институт земного магнетизма, Ионосферы и распространения радиоволн имени Н.В. Пушкова РАН (ИЗМИ-РАН), Институт спектроскопии РАН, Институт физики высоких давлений РАН, Институт ядерных исследований РАН и другие.
В институте научные консультанты продемонстрировали в лабораториях свои опыты и достижения. Педагогический коллектив воочию убедился в значимости научной работы. Теперь педагоги в доступной форме могут рассказать об увиденном детям.
При реализации любого проекта без помощи родителей не обойтись. Наш проект не стал исключением. Родители-ученые привлекались в качестве научных консультантов для педагогического состава и в качестве лекторов для воспитанников, так как личный опыт и увлеченность любимым делом чрезвычайно заразительны. Для родителей, которые хотят узнать о работе научно-исследовательских институтов города и обсудить данную информацию с детьми, педагогические работники сада подготовили наглядную информацию и серию увлекательных сообщений.
Работа с детьми начинается с проведения образовательной ситуации «Что такое наука?», где дети могут получить знания не только о том, что такое «Наука», но также узнать о видах наук, профессии ученых, провести собственные научные эксперименты.
При реализации проекта главное для педагогов увлечь и заинтересовать воспитанников таинственной и необычной «Научной деятельностью». В течение недели дети знакомились с видеороликами и мультфильмами научной тематики (например, «Простая наука»), превращались в «ученых» и сами проводили научные опыты и, просто, вдоволь, играли в зонах экспериментирования с детским лабораторным оборудованием, конструировали с использованием магнитного конструктора ПОЛИДРОН, строили объемные фигуры с помощью чертежей и 3D ручек, самостоятельно выполняли задания на интерактивных тумбах Magic Box и т.д.
На следующем этапе проекта ребята узнали о статусе города – «Наукоград». Детей познакомили с историей возникновения города и её тесной взаимосвязью с открытием научно-исследовательских институтов. Рассказывали о памятниках науке, установленных в городе: младшему научному сотруднику Л.Ф. Верещагину, ликвидаторам взрыва на Чернобыльской АЭС. Дали детям информацию о деятельности некоторых научных институтов в доступной для них форме, с обязательным использованием наглядного презентационного материала, фото, альбомов, плакатов, рисунков и др. Для активизации интереса проводились игры и динамические паузы: «Большой пресс», «Атомный взрыв», «Термоядерная реакция» и т.д.
В заключении проекта проводилось праздничное мероприятие «Посвящение в юные ученые». Воспитанники попадают в «Волшебную страну «Наука», где выполняют сложные задания и доказывают, что они достойны звания «Юных ученых». Звучит гимн, ребята приносят клятву верности науке. Королева знаний посвящает дошкольников в «Юные ученые Наукограда».
Изюминкой проекта является организация экскурсий в Физическую кунсткамеру городского округа Троицк. Экскурсии вначале организовывали только для детей и педагогов, но начиная с 2018 года мероприятие стало носить семейный характер и проводится она теперь в выходные дни с приглашением всех желающих членов семей воспитанников. По желанию родителей они могут посещать экспозицию или с детьми, или отдельно: детская группа и группа взрослых. В кунсткамере дети знакомятся с физическими законами и имеют возможность самостоятельно поэкспериментировать. Экспозиция музея представлена двумя залами в которых представлены экспонаты, созданные на основе идей Я.И. Перельмана, «Физического практикума» журнала «Наука и жизнь», а также располагается информация о НИИ г. Троицка, макеты установок и действующие приборы, компьютерные анимации, «научные фокусы». Все экспонаты интерактивны и предполагают активное вовлечение зрителей, ведь задача музея – привить посетителям интерес к физике; дать возможность, играя, знакомиться с наукой и познавать мир; продемонстрировать, что наука может быть увлекательной.
Первый зал музея – демонстрация законов: магнетизма; равновесия; сохранения момента импульса; сохранения энергии; инерции; давления; всемирного тяготения; законы Архимеда, Бернулли, Ома, Ампера; второй закон Ньютона; фотоэлектрический эффект; принцип функционирования гальванического элемента.
Второй зал музея – демонстрация законов: отражения и преломления света; электричества (Кирхгоффа, Ома, уравнение Максвелла); демонстрация динамического смешивания цветов и спектрального состава белого света.
Будущие ученые наукограда Троицк уже более 10 лет постигают азы математики – «Царицы наук», готовясь и успешно участвуя в муниципальном интеллектуальном конкурсе «Юный математик», создают картины, изображающие своих родителей на работе в рамках муниципального конкурса рисунков «Профессии моих родителей».
С сентября 2017 года на базе МАДОУ «Образовательный центр «Успех» функционирует кружок дополнительного образования «Лаборатория юных ученых». Ведет кружок сотрудник Физической кунсткамеры и в течение учебного года ребята 5–7 лет знакомятся с физическими законами с помощью экспериментов и неограниченного любопытства. Данный опыт работы был представлен в рамках межрайонного фестиваля ТиНАО для жителей городского округа Троицк в форме дня открытых дверей и для педагогов Москвы в рамках прямой трансляции на канале Департамента образования города Москвы.
На сегодняшний день МАДОУ «Образовательный центр «Успех» ведет переговоры с «ТехноСпарком» городского округа Троицк о возможных перспективах взаимодействия в рамках проекта ранней научной профориентации. Также рассматривается возможность совместной деятельности с образовательным центром «Байтик» городского округа Троицк, имеющим статус «Детский IT-технопарк».
В сентябре 2018 года в Москве стартовал Проект KidSkills. Московский детский чемпионат проводился по 5 компетенциям: аэрокосмическая инженерия, графический дизайн, кулинарное дело, прототипирование, сити-фермерство. В Чемпионате с большим интересом приняли участие 4 команды обучающихся и наставников нашего учреждения. Две команды, соревнующиеся в компетенциях «Аэрокосмическая инженерия» и «Сити-фермерство», вышли в полуфинал чемпионата. Практический опыт участия наших дошкольных команд в чемпионате был транслирован всем педагогам МАДОУ.
Ранняя профориентация – одно из перспективных направлений развития профориентационной деятельности в современной России; ранняя подготовка к профессиональному выбору; допрофессиональное развитие личности, развития конкретно-наглядных представлений о мире профессий; этап становления самопознания как такового (с 2 до 12 лет).
Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет их общие представления об окружающем мире и кругозор, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.
Принимая во внимание актуальность ранней профориентационной работы, в 2018–2019 учебном году педагогический коллектив МАДОУ принял тему «Познавательное развитие как основа ранней профориентации дошкольников» как годовую задачу. На консультациях и семинарах педагоги узнали значение термина «ранняя профориентация», познакомились с политикой страны, и города Москвы в частности, в области ранней профессиональной ориентации обучающихся на всех ступенях образования, включая дошкольное.
Обзор подобранной методической службой педагогической литературы по вопросам теории и практики трудового воспитания и ранней профориентации позволили педагогам повысить значимость рассматриваемой темы, обогатить педагогический инструментарий для реализации программных задач, найти новые идеи взаимодействия участников образовательного процесса.
В рамках решения годовой задачи была значительно пополнена методическая копилка нашего МАДОУ по теме «Труд и профессии»: альбомы и видеосюжеты о профессиях родителей детей детского сада; сюжетно-ролевые игры; произведения художественной литературы; беседы; дидактические игры; музыкальные произведения; мультфильмы о профессиях и труде; цифровая игровая развивающая среда для профориентационной работы педагогов и родителей с детьми.
Учитывая, что на рынке труда все меняется стремительно, и это влечет за собой не только появление новых профессий, но и устаревание ряда старых – в связи с ускорением технологического прогресса профессии начинают появляться и исчезать все быстрее.
Педагоги МАДОУ были ознакомлены с цифровым ресурсом «Атлас новых профессий», в котором представлены профессии-пенсионеры и профессии будущего. До 2030 года исчезнут 57 профессий (бухгалтер, библиотекарь, документовед, юрисконсульт, нотариус, вахтер, почтальон, швея, шахтер и еще 48 профессии) появятся 186 новых профессии (нанотехнологи, биоинженеры, специалист по управлению дронами, инженер по восстановлению окружающей среды, дизайнер эмоциями, игромастер, игропедагог, тканевый инженер, консультант по здоровью, дизайнер человеческого тела), которые согласно прогнозам ученых – аналитиков появятся уже через 10–15 лет, как раз в тот период, когда дошкольники, посещающие детский сад в настоящий момент, окажутся на ступени своего профессионального выбора. С этой точки зрения большую актуальность приобретает именно ранняя профориентация, начинающаяся с дошкольного возраста.
1. Ажищева Т.А. Реализация проекта «Профессии вокруг нас» // Материалы VIII Международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» ЕССЕ-2019: Сборник статей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. – С. 15–20.
2. Атлас новых профессии – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://atlas100.ru/.
3. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. – М.: Просвещение, 1999. – 192 с.
4. ГМЦ: Нормативно-правовое обеспечение организации работы по профориентации// http://mosmetod.ru/files/metod/profproekt/norm_pravo/2_Normativno-pravovoe_obespechenie_proforientatsii.pdf
5. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду. – М.: Просвещение, 1987. – 694 с.
6. Гульченко А. Влияние педагога на обогащение сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста//https://www.maam.ru/detskijsad/publikacija-o-vlijani-pedagoga-na-obogaschenie-syuzhetno-rolevoi-igry-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
7. Ерофеева М., Беляева И., Копанева Е. Используйте синквейн, чтобы закрепить знания детей о профессиях // Справочник старшего воспитателя. – 2017. – №11.
8. Ерофеева М., Беляева И., Хаертдинов З. Как студенты и предприятия помогают воспитателям в ранней профориентации детей // Справочник старшего воспитателя. – 2017. – №11.
9. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. – М.: Просвещение, 1998. – 175 с.
10. Игра в профессии или осознание своей личности, как часть социума// http://www.paremo.ru/articles/98881.html
11. Исса О.Ф., Минина А.В. Методические рекомендации по проведению детского квест-путешествия «Мастер Град» // Справочник старшего воспитателя. – 2015. – №1.
12. Квасневская С. Как Вовка профессию выбирал. Сценарий игрового спектакля // Справочник старшего воспитателя. – 2017. – №11.
13. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Николаев, – 2004. – 495 с.
14. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев и др. – М.: Федеральный институт развития образования, Перо, 2014. – 38 с.
15. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 10. – С. 56–63.
16. Мишарина Л.А. О формировании знаний о труде взрослых у детей. – СПб.: ЛГПИ им. Герцена, – 1999. – 274 с.
17. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 352 с.
18. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Минтруда РФ от 27.09. – 1996. – №1.
19. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
20. Потехина Л.Ю. Ранняя профориентация дошкольников в условиях ФГОС. http://ped-kopilka.ru/blogs/lyudmila-yurevna-potehina/-aktualnost-i-neobhodimost-ranei-proforientaci-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
21. Семухина С.В. Промышленный туризм, как метод обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста по ранней профориентации // Материалы VIII Международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» ЕССЕ-2019: Сборник статей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. – С. 128–138.
22. Ушинский К.Д. Наука и искусство воспитания / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Образование, 1994. – 576 с.
23. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях // Дошкольное воспитание. – 1998. – №10. – С. 64–69.
24. Фотеева М.В. Модель взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями по ранней профориентации // Материалы VIII Международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» ЕССЕ-2019: Сборник статей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. – С. 64–68.
25. Хренова В. Как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых // Справочник старшего воспитателя. – 2017. – №11.
26. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М., 1995. – 695 с.
Ваша корзина пуста