Конспект направлен на формирование представлений о значении деревьев в жизни людей, животных, птиц и насекомых о разнообразии бумаги, и её свойствах, воспитание бережного отношения к природе и развитие творческих способностей детей.
Цель: в игре продолжать формировать представления детей о свойствах и видах бумаги; воспитание эмоционально-положительного отношения к объектам природы; показать значение деревьев в жизни человека и животных.
Задачи:
Образовательные: формировать представление о значении деревьев в жизни людей, дать представление о разнообразии бумаги, закрепить знания о некоторых свойствах бумаги. Формировать чувство заботы о природе через бережное отношение к деревьям.
Развивающие: развивать познавательную активность, творческие способности детей, пополнять знания детей о характеристиках бумаги, развивать аналитическое мышление, память, внимание, наблюдательность. Учить проводить опыты и эксперименты.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к объектам природы, чувство уважения к труду людей.
Речевые: расширять словарный запас детей слова «бревна», «древесная масса», «целлюлоза», «макулатура», «оттиск сжатой бумаги».
Материал и оборудование: костюм из конфетных фантиков для Королевы Фантика; музей изделий из бумаги; мнемотаблицы: «Как делают бумагу», «Свойства бумаги»; коробочка-сюрприз от Королевы Фантика с образцами разных видов бумаги на каждого ребенка: салфетка гигиеническая, писчая, картон; ножницы, спички и свеча (для воспитателя); стаканчики с водой; цветные бумажные формы, сделанные детьми дома; разведенная гуашь разных цветов в тарелочках; салфетки; клеенки; использованная печатная продукция, бумага для рисования – макулатура; портативная колонка; флешка с аудиозаписями: песня «Дружба», автор слов и музыки Любаша в исполнении группы «Барбарики», «Мы хотим, чтоб птицы пели», слова Е. Карганова, музыка Я. Жабко; цветной принтер для печати фотографий на выставку «Мастер-класс «Как я готовил цветную бумагу».
Предварительная работа: рассматривание с детьми наглядного пособия «Деревья», просмотр презентации для детей «Виды деревьев для дошкольников», развивающих мультфильмов: «Грузовик – садим деревья», «Что растет в лесу. Учим виды деревьев», «Шишкин лес – на чем люди писали, и как появилась бумага», «Как появилась бумага. Профессор Почемушкин», «Фиксики. Бумага»; создание музея «Бумажные изделия», альбомов «Изделия из бумаги», «Коллекция фантиков», изготовление костюма для Королевы Фантика.
Участие родителей в образовательной деятельности: просмотр развивающего мультфильма «Фиксики. Цветная бумага», изготовление с детьми цветной бумаги в домашних условиях, мастер-класс «Как я готовил цветную бумагу» – оформление фотовыставки; изделия из бумаги для музея, картинки для альбома «Бумажные изделия».
(В раздевалке)
(Звучит аудиозапись песня «Дружба», автор слов и музыки Любаша в исполнении группы «Барбарики» – дети выполняют танцевальные движения)
Если друг не смеётся,
Ты включи ему солнце,
Ты включи ему звёзды,
Это просто.
Ты исправь ошибку,
Превращая в улыбку
Все грустинки и слёзы,
Это просто.
Воскресенье, суббота,
Дружба – это не работа,
Дружба – это не работа!
Припев:
Есть друзья, а для них
У друзей нет выходных!
Есть друзья, а для них
У друзей нет выходных!
(Дети входят в группу, их встречает Королева Фантика – воспитатель
в костюме).
Королева Фантика. Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас в моём королевстве Фантика. Догадались, кто я?
Дети. Королева Фантика!
Королева Фантика. Ребята, посмотрите, ко мне в королевство пришли гости, давайте с ними поздороваемся (Дети здороваются с гостями).
Я надеюсь, что в моем королевстве вам понравится, вы будете внимательными и ответите на все вопросы, выполните все задания. Ребята, если вы отгадайте загадку, то узнаете, с чем сегодня мы с вами будем знакомиться в моем королевстве.
Загадка
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами!
Дети. Бумага!
Королева Фантика. Правильно, ребята, это бумага. Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги.
В моем королевстве есть музей изделий из бумаги. Вы хотите побывать в моем музее?
Дети. Да.
(Дети рассматривают изделия из бумаги, проходят на стульчики, садятся.)
Королева Фантика. Что делают из бумаги?
Дети. (Называют предметы, которые находятся в музее) Салфетки, обои, пакеты, стаканчики, тарелки, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради и т.д.
Королева Фантика. Ребята, а вы знаете, из чего делают бумагу?
Дети. Из дерева.
Королева Фантика. А вот всегда ли у человека была бумага?
Дети. Нет.
Королева Фантика. Как вы думаете, на чем в древности писали люди?
Дети. На глине, металле, камнях, бересте.
Королева Фантика. В разные времена люди писали на разных материалах. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Благодаря каким насекомым?
Дети. Благодаря пчелам.
Королева Фантика. А кто из вас знает, как изготавливают бумагу?
(Показ мнемотаблицы «Бумажное производство»).
Дети (примерный рассказ детей). Сначала в лесу рубят деревья. Очищают их от веток, распиливают на бревна. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке). Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу – это масса называется целлюлоза. Она идет на изготовление бумаги.
Королева Фантика. Молодцы, ребята, мы знаете процесс производства бумаги.
И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге.
Для чего нужен лес?
Дети. Деревья очищают нам воздух и выделяют кислород. Лес нужен человеку, животным, птицам и насекомым для жизни и корма.
Королева Фантика. Что произойдет, если лес исчезнет с планеты Земля?
Дети. Не будет жизни на планете Земля.
Королева Фантика. Как мы можем спасти деревья?
Дети. Бережно относиться к бумаге, собирать макулатуру.
(По полу разбросаны: газеты, использованная писчая бумага под песню «Мы хотим, чтоб птицы пели», слова Е. Карганова, музыка Я. Жабко, дети собирают макулатуру).
Королева Фантика. Вот молодцы, ребята, собранную макулатуру мы отдадим нашему бухгалтеру – Ольге Сергеевне, и она унесет ее в пункт приема макулатуры. Таким образом, мы спасем дерево.
Ребята, я очень люблю одежду из бумаги, посмотрите на мой наряд, он сделан из бумажных фантиков, почему люди не носят одежду из бумаги?
А давайте с вами немного поэкспериментируем с бумагой и узнаем, какой же бывает она. И почему люди не носят одежду из бумаги? Для этого нам надо превратиться в маленьких ученых и пройти в мою экспериментальную лабораторию. Вы хотите там побывать? Тогда закройте глаза и скажем все вместе: «Раз, два, три, в экспериментальную лабораторию заходи!»
(Дети заходят в экспериментальную лабораторию. Обращаю внимание детей на коробочку, где лежат листочки бумаги).
Сюрпризный момент. Ребята, посмотрите какая красивая коробочка, интересно, что
в ней?
(Обращаю внимание детей на коробочку, где лежат листочки бумаги).
Королева Фантика. Ребята, посмотрите, какая красивая коробочка, интересно, что в ней (открываю коробку) – образцы разных видов бумаги на каждого ребенка: салфетка гигиеническая, бумага писчая, картон.
(Раздаю детям, они занимает свои места. На столах: стаканчики с водой, цветные бумажные формы, сделанные детьми дома, разведенная гуашь разных цветов в тарелочках, салфетки, клеенки на каждого ребенка. На доске висит мнемотаблица «Свойства бумаги»).
Раз, два, три, четыре, пять, – Загибаем пальчики.
Будем листья собирать. – Кулачки сжимать и разжимать.
Листья березы, листья рябины, – Пальцы сжаты в кулак разгибаем по
Листики тополя, листья осины. – одному на название 1-го листа с дерева.
Листики дуба мы соберем, – Соединить две ладони вместе.
Маме осенний букет принесем. – Стряхнуть руки.
Королева Фантика. Ребята, по очереди возьмите в руки лист бумаги и посмотрите через неё.
Вывод: бумага непрозрачна, чем толще бумага, тем меньше света она пропускает.
Королева Фантика. Ребята, по очереди возьмите в руки лист бумаги и порвите её, а потом разрежьте ножницами.
Вывод: любая бумага рвется и режется, чем толще бумага, тем она труднее рвется и режется, значит, она не прочная. Берегите книги и тетради, аккуратно обращайтесь с ними.
Королева Фантика. Ребята, по очереди возьмите в руки лист бумаги и отпустите
в воду.
Вывод: бумага не растворяется в воде, но легко намокает и при этом намокании теряет форму.
Королева Фантика. Этот опыт я проведу сама, помните правило – спички детям не игрушка! Посмотрите, ребята, я подожгу бумагу. Что с ней произошло?
Вывод: бумага горит, нельзя подносить бумагу к огню.
Королева Фантика. Попробуем узнать, у кого бумага мнется? У всех бумага смялась? У всех. А всем было легко смять? Нет. А почему, как вы думаете, одну бумагу смять легко, а другую трудно? (Ответы детей). Вот видите, ребята, с трудом, но все-таки всю бумагу удалось смять.
Вывод: бумага мнется, чем толще бумага, тем она крепче.
1. Бумага непрозрачна, чем толще бумага, тем меньше света она пропускает.
2. Любая бумага рвется и режется, чем толще бумага, тем она труднее рвется и режется, значит, она не прочная. Берегите книги и тетради, аккуратно обращайтесь с ними.
3. Бумага не растворяется в воде, но легко намокает и при этом намокании теряет форму.
4. Бумага горит, нельзя подносить бумагу к огню.
5. Бумага мнется, чем толще бумага, тем она крепче.
6. Нужно бережно общаться с бумажными изделиями.
(Королева Фантика показывает).
Королева Фантика. Ребята, дома с родителями вы провели мастер-класс «Как я готовил цветную бумагу. В раздевалке у нас оформлена фотовыставка. У вас получилась необычная бумага, у каждого свой оригинальный листочек. Возьмите свою цветную бумагу, которую вы изготовили дома. Из нее вы сделаете открытки. Раскрасим комочком сжатой бумаги, такой способ называется рисование оттиском сжатой бумаги. В моем королевстве есть «художественная мастерская», возьмите свой комочек бумаги и украсьте свою открытку. Каким способом мы украшаем открытки? Оттиском сжатой бумаги. Повторите (Коллективные и индивидуальные ответы детей). Готовые открытки подарите вашим родителям. Какие красивые открытки в подарок родителям у вас получились! Оставим их на столах, чтоб они высохли.
Королева Фантика. Ребята, интересно вам было в моем королевстве? Что вам понравилось?
Звучит песня «Мы хотим, чтоб птицы пели», слова Е. Карганова, музыка Я. Жабко.
Дети убирают своё рабочее место в экспериментальной лаборатории.
Самостоятельная деятельность детей в игровых зонах.
Ваша корзина пуста