ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

И.Г.Сухин. Развитие детской одарённости с помощью задачной технологии

№7 2019 И.Г.Сухин. Развитие детской одарённости с помощью задачной технологии
Аннотация

«Шахматно-задачную технологию» можно отнести к макротехнологиям, так как она направлена на решение одной из фундаментальных задач системы образования – поэтапному и структурированному развитию у детей способности действовать «в уме». Способность действовать «в уме» (СДУ) – одна из универсальных характеристик человеческого сознания, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления и заключается в возможности индивида оперировать в мысленном плане с заместителями реальных предметов (не совершая с ними развёрнутых операций в пространстве). Способность действовать «в уме» развивается у детей медленно, с 5 до 11–12 лет, поэтому школьный и дошкольный шахматный курс должен изучаться не менее трёх лет. В Республике Саха (Якутия) при использовании шахмат для развития детской одарённости изначально стали ориентироваться на современные результаты научных исследований. В то время, как в ряде других регионов акцент делается на спортивную составляющую шахмат, при которой ощутимый эффект получают только дети-чемпионы, в Якутии научной опорой стала «Шахматно-задачная технология обучения», которая позволяет раскрыть детскую одарённость у гораздо большего количества детей. «Шахматно-задачная технология» базируется на культурно-исторической теории формирования высших психических функций Л.С. Выготского. Второй научной опорой «Шахматно-задачной технологии» стала культурологическая концепция содержания образования, согласно которой главная цель обучения и воспитания состоит в передаче подрастающему поколению накоплений человеческой культуры.Третьей базовой научной опорой «Шахматно-задачной технологии» стала теория поэтапного формирования умственных действий. Автор представил анализ функционирования базовых элементов шахматно-задачной технологии.

Полный текст

Проблема развития детской одарённости много лет подряд остаётся в центре внимания отечественных и зарубежных учёных.

Один из нестандартных путей её решения заключается в использовании развивающих возможностей шахмат как своеобразного средства повышения интеллектуального уровня детей. Это отвечает общемировым тенденциям, так как в марте 2012 года Европейский парламент принял специальную декларацию «Шахматы в школе», в которой шахматы трактуются как неотъемлемая составная часть системы образования и перспективная учебная дисциплина.

Поэтому не стоит удивляться тому, что министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева обозначила новую магистральную линию:

«Я уверена, что спорт, шахматы и музыка – это три кита, на которых основывается воспитание гармоничной личности». Позднее О.Ю. Васильева подтвердила: «Ничто не развивает ребёнка так, как шахматы».

Вместе с тем в России этот вопрос впервые был поднят на щит гораздо раньше. Причём одним из первых отечественных регионов, который постепенно стал вводить шахматы в школьную и (дошкольную) программу, стала Республика Саха (Якутия).

Первый мощный виток шахматного образования был сделан в Республике Саха (Якутия) в 2000 году, в результате Якутия стала вторым регионом в стране, где был издан важный приказ по шахматному образованию.

17 ноября 2000 года был опубликован приказ Министерства образования Республики Саха №01-08/1589 «О введении уроков шахмат в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия)». В этом документе в целях внедрения развивающей функции обучения для раскрытия творческих возможностей учащихся в общеобразовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) приказывалось:

«1. С 2000–2001 учебного года ввести в программу с 1 по 4 классы общеобразовательных школ республики учебный предмет «Шахматы» за счёт часов по выбору.

2. Улусным и городским управлениям образования: со II четверти 2000 года ввести в 1–4 классах общеобразовательных школ республики учебный предмет «Шахматы».

3. Рекомендовать в качестве программы обучения факультативный курс «Шахматы – школе» автора И.Г. Сухина».

И уже в 2002–2003 учебном году, по данным управления физического воспитания и спорта Министерства образования, в Якутии из 20 тысяч учащихся начальной школы шахматами было охвачено 11 тысяч (55%).

Дальнейшее развитие шахматные начинания в Республике Саха получили в 2006 году, на первом республиканском шахматном конгрессе «Шахматы в школах Республики Саха (Якутия)», наметившим программу мер по шахматному всеобучу. По итогам работы конгресса был издан сборник «Шахматы в школах Республики Саха (Якутия): Материалы I республиканского шахматного конгресса».

Современный виток шахматного образования в Якутии стартовал в конце 2012 года. Он был инициирован вторым республиканским конгрессом по шахматному образованию, посвященном 75-летию первого президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева, и прошедшем в с. Октёмцы Хангаласского улуса в физико-математическом форуме «Ленский край» с 1 по 5 ноября. Основной его темой стала пропаганда шахмат, формирование у детей потребности в творческом самовыражении через шахматы, создание условий для раскрытия их способностей. На конгрессе было высказано единодушное мнение, что преподавание шахмат в общеобразовательных школах должно иметь значимое для системы образования целеполагание – развитие у детей фундаментальной способности действовать «в уме».

И отмечено, что российский федеральный курс «Шахматы – школе» (оснащённый учебно-методическими комплектами трёх лет обучения) позволяет реализовать эту цель.

Способность действовать «в уме» развивается у детей медленно, с 5 до 11–12 лет, поэтому школьный и дошкольный шахматный курс должен изучаться не менее трёх лет. Заветы конгресса сразу же стали реализовываться, и уже к декабрю 2013 года в Якутии уже дважды проведены курсы повышения квалификации по обучению педагогов технологии проведения уроков шахмат в детских садах и начальной школе в первый год обучения (по УМК «Шахматы, первый год» курса «Шахматы – школе»): в ноябре 2012 года для всей Якутии и в июне 2013 года – для Хангаласского улуса.

В дальнейшем Республика Саха (Якутия) сделала ещё больше конструктивных шагов в данном направлении. В результате в 2014 году в Якутии были изданы следующие методические рекомендации: Сухин И.Г., Егоров В.А. Методические рекомендации по введению учебного курса «Шахматы – школе» в начальные школы и детские сады Республики Саха (Якутия).

Главным звеном, лидером данного направления стала ГАУ ДО РС (Я) «Малая академия наук Республики Саха (Якутия)», которая инициировала важный для Якутии и всей страны проект «Шахматы – детям». Руководитель отдела дошкольного и начального образования О.Н. Степанова за короткий срок сумела организовать курсы повышения квалификации учителей по шахматному образованию в ряде улусов республики. В частности, в 2016 году – в г. Якутске, Хангаласском и Горном улусах (районах) республики, а в марте 2017 года – в Хангаласском и Оймяконском улусах. В июле 2016 года для дошкольников и школьников Якутии руководство Малой академии наук Республики Саха (Якутия) организовало летний шахматный лагерь под Анапой, в посёлке Витязево для дошкольников и младших школьников.

Крайне важно, что в Республике Саха (Якутия) при использовании шахмат для развития детской одарённости изначально стали ориентироваться на современные результаты научных исследований. В то время, как в ряде других регионов акцент делается на спортивную составляющую шахмат, при которой ощутимый эффект получают только дети-чемпионы, в Якутии научной опорой стала «Шахматно-задачная технология обучения», которая позволяет раскрыть детскую одарённость у гораздо большего количества детей.

Так как это инновационная технология, то ниже раскроем её основные положения. Известно, что на современном этапе развития педагогики от каждого сотрудника учебных учреждений требуется знание определённых образовательных технологий и владение ими. Для проведения шахматных занятий и были разработаны основы здоровьесберегающей педагогической технологии – «Технологии развития способности действовать «в уме» с использованием шахматного материала» или «Шахматно-задачной технологии И.Г. Сухина» (далее – «Шахматно-задачная технология»).

Согласно Википедии, «педагогическая технология – специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения».

Как известно, педагогические технологии направлены на реализацию научных идей в практике, поэтому занимают промежуточное положение между наукой и практикой. Указанные технологии классифицируются по разным основаниям. В их числе: цель, задачи, источник возникновения, возможности педагогических средств, функции педагога и другие.

Как следует из названия – «Технология развития способности действовать “в уме” с использованием шахматного материала», – ориентирована на достижение конкретной цели и одновременно указывает средство её достижения.

Если исходить из классификации Г.К. Селевко, то основные группы педагогических технологий составляют:

1) технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса;

2) технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся;

3) технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса;

4) технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала;

5) частно-предметные педагогические технологии;

6) альтернативные технологии;

7) природосообразные технологии;

8) технологии развивающего обучения;

9) технологии авторских школ.

«Шахматно-задачная технология» соотносима и пересекается с тремя группами: с технологиями развивающего обучения, с технологиями на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся и с технологиями на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.

Педагогические технологии имеют вертикальную и горизонтальную структуру. Вертикальное уровневое деление включает (от высшего уровня к низшему):

1) метатехнологии – общепедагогические технологии, охватывающие целостный образовательный процесс;

2) макротехнологии – технологии, охватывающие деятельность в рамках определённой образовательной отрасли, направления обучения и воспитания, учебной дисциплины;

3) мезотехнологии – технологии, представляющие собой технологии осуществления отдельных частей учебно-воспитательного процесса, или направленные на решение частных задач;

4) микротехнологии – технологии, направленные на решение небольших оперативных задач.

«Шахматно-задачную технологию» можно отнести к макротехнологиям, так как она направлена на решение одной из фундаментальных задач системы образования – поэтапному и структурированному развитию у детей способности действовать «в уме».

Напомним, что способность действовать «в уме» (СДУ) – одна из универсальных характеристик человеческого сознания, один из важнейших показателей общего развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления и заключается в возможности индивида оперировать в мысленном плане с заместителями реальных предметов (не совершая с ними развернутых операций в пространстве).

Горизонтальная структура каждой педагогической технологии предусматривает наличие трёх основных взаимосвязанных компонентов: научного, дескриптивного и процессуально-деятельностного.

Проанализируем «Шахматно-задачную технологию» с указанных позиций. Научный компонент свидетельствует о том, что педагогическая технология имеет устойчивую опору на науку, представляет собой детально научно проработанное решение значимой для системы образования научной проблемы и основывается на достижениях современной педагогической теории и передовой практики.

«Шахматно-задачная технология» основывается на системно-деятельностном подходе, предполагающем развитие личностных качеств детей на основе усвоения универсальных учебных действий и учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей детей. Макротехнологичность «Шахматно-задачной технологии» обеспечивается и гарантируется её надпредметностью и посредством поэтапного развития у детей СДУ (с учётом новейших исследований в нейропсихологии и нейрофизиологии) способствует обретению учащимися такой ключевой компетенции, как умение учиться.

«Шахматно-задачная технология» ориентирована на ученика и для блага ученика.

В современном мире именно активность ребёнка осознаётся как база для достижения целей обучения, и имеет место сближение позиций учёных, придерживающихся конструктивистского и деятельностного подходов. Поэтому именно реализация указанных идей находится в центре внимания «Шахматно-задачной технологии», которая стремится поддерживать необходимый баланс между диалектичностью холизма и линейностью аналитического мышления.

Реализацию идей холизма в «Шахматно-задачной технологии» можно продемонстрировать на следующем примере. Нами разработано много головоломок, подтверждающих основной постулат холизма о том, что целое больше его частей. В этих головоломках ладья (обладающая по шахматным меркам силой в 4,5 очка) и слон (3 очка) часто противодействуют на фрагментах шахматной доски ферзю, сумма ходов которого на пустой доске равна сумме ходов ладьи и слона. Однако почти всегда верх берет ферзь, так как его шахматная сила оказывается не 7,5 очков (как полагала бы формальная логика), а 9 (в полном соответствии с воззрениями холизма).

Непосредственно «Шахматно-задачная технология» базируется на культурно-исторической теории формирования высших психических функций Л.С. Выготского. В соответствии с её идеями культурное развитие человека есть формирование и развитие в совместной деятельности и общении высших психических функций. Каждая психическая функция проходит в своём развитии две стадии: внешнюю и внутреннюю. Высшие психические функции формируются в результате интериоризации (переходе во внутренний план) внешних форм деятельности. Таким образом, внешние действия с реальными предметами после ряда последовательных преобразований переносятся во внутренний план. Важнейшее следствие этой теории – обучение ведёт за собой развитие. То, что ученик может сделать без помощи педагога, – находится в зоне актуального развития. То, что ученик может сделать с помощью педагога, – находится в зоне ближайшего развития.

Второй научной опорой «Шахматно-задачной технологии» стала культурологическая концепция содержания образования, согласно которой главная цель обучения и воспитания состоит в передаче подрастающему поколению накоплений человеческой культуры. И.Я. Лернер отмечает: «Наиболее подходящим для педагогики из всех определений культуры является определение её как совокупности средств и способов деятельности, созданных в процессе общественно-исторической практики для воспроизводства и развития общества и способных стать достоянием личности».

Передаче новому поколению подлежит социальная культура, социальный опыт, накопленный на протяжении истории человечества. При этом, «социальная культура как система деятельностей, накопленная человечеством и передаваемая от поколения к поколению, состоит из четырёх элементов или видов содержания: совокупности знаний о природе, обществе, технике, человеке и себе, о способах деятельности; опыта осуществления известных способов деятельности, после усвоения воплощающегося в навыках и умениях; опыта творческой деятельности, воплощённого в специфических интеллектуальных процедурах, не представленных в виде заранее регулируемой системы действий; опыта эмоционального отношения к действительности, различным её проявлениям и сферам, вошедшим в орбиту человеческой деятельности».

Таким образом, в структуру передаваемого социального опыта входят знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Знания первично усваиваются в результате восприятия, осознания и запоминания воспринятого. Способы деятельности становятся навыками и умениями в результате их многократного репродуцирования (воспроизведения). Опыт творческой деятельности усваивается в ходе решения проблем и проблемных задач. Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру усваивается посредством переживания.

Третьей базовой научной опорой «Шахматно-задачной технологии» стала теория поэтапного формирования умственных действий, созданная П.Я. Гальпериным. В соответствии с этой теорией:

1) отработка каждого умственного действия начинается с внешнего, практического действия с материальными предметами;

2) затем реальный предмет заменяется его изображением, схемой;

3) после этого следует выполнение действия с помощью громкой речи;

4) потом действие проговаривается «про себя»;

5) действие полностью интериоризируется и, качественно преобразуясь (свёртывается, совершается мгновенно), становится умственным действием, т.е. действием «в уме».

И ещё одной научной опорой «Шахматно-задачной технологии» стали исследования Я.А. Пономарева СДУ, которая сегодня рядом учёных рассматривается как ключевое условие развития интеллекта.

Я.А. Пономарёв выделил пять этапов развития СДУ:

1) этап фона; ребёнок не способен действовать «в уме» и вообще подчинять свои действия задаче, выраженной словесно, хотя он может манипулировать предметами;

2) этап репродуцирования; словесно поставленная задача может быть решена, но только с помощью манипуляции предметами;

3) этап манипулирования; ребёнок способен манипулировать представлениями предметов, но ему ещё не удаётся устойчиво подчинять манипуляции требованиям словесно поставленной задачи;

4) этап транспонирования; такое подчинение становится возможным; в итоге проб и ошибок ребёнок находит решение; оно принимается за основу повторных действий; реализуя этот план, ребёнок уже соотносит каждое действие с условиями задачи;

5) этап программирования; СДУ достигает полного развития; ребёнок не прибегает к пробам и ошибкам; он анализирует внутреннюю структуру задачи и строит на её основе ход решения, которому подчиняет последующие действия.

Второй компонент горизонтальной структуры каждой педагогической технологии – дескриптивный (формализованно-описательный): технология предстаёт как модель, описание (вербальное, текстовое, схематичное) цели, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов.

Каждый урок в общеобразовательной школе и каждое занятие в детском саду по «Шахматно-задачной технологии» является совместным актом творчества (сотворчества) педагога и детей с использованием материалов федерального курса «Шахматы – школе»: учебников, рабочих тетрадей, задачников, презентаций, сказок, загадок, логических головоломок и т.п.

Каждый урок (занятие) рассматривается как чётко структурированная здоровьесберегающая система решения постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и организация развивающих дидактических игр.

Известно, что каждому способу усвоения социального опыта свойственен свой метод. При использовании «Шахматно-задачной технологии» первичное усвоение знаний (например, знакомство с новыми шахматными терминами) обеспечивается информационно-рецептивным методом (объяснительно-иллюстративным). Навыки и умения формируются информационно-репродуктивным методом. Опыт творческой деятельности предполагает применение методов проблемного обучения (исследовательского, эвристического, проблемного изложения). Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру усваивается через соотнесение средств (содержания, методов, приёмов, условий) обучения с потребностями и мотивами детей.

Из четырёх элементов социального опыта (по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину) – второй и третий (способы деятельности и опыт творческой деятельности) имеют самое непосредственное отношение к «Шахматно-задачной технологии», так как в её рамках разработана система дидактических заданий, в процессе решения которых происходит тренинг известных способов деятельности и приобретение опыта творческой деятельности. А чтобы данный тренинг был мотивирован для учеников («принят» ими), он должен ориентироваться на четвёртый элемент структуры – эмоции, переживания, на те формы работы, которые позволяют выстраивать занятия не только содержательно, но и занимательно для детей каждой возрастной группы.

Соответственно и получение опыта творческой деятельности (а использование шахматного материала немыслимо без творчества) предполагает применение методов проблемного обучения, преимущественно эвристического (частично-поискового).

Чтобы обучающийся мог усвоить элементы социального опыта, он должен приобрести соответствующий инструментарий, включающий в себя СДУ. На её развитие и нацелена «Шахматно-задачная технология». По Я.А. Пономарёву, СДУ – «один из наиболее важных показателей общего развития психики человека. Развитие данной способности опирается на генетически заложенную потенцию и происходит в процессе овладения содержания опыта, представляя собой его инвариант. Пределы такого развития генетически предопределены».

Третий компонент горизонтальной структуры каждой педагогической технологии – процессуально-деятельностный: технология предстаёт как сам процесс осуществления деятельности объектов и субъектов, их целеполагание, планирование, организация, реализация целей и анализ результатов.

Чтобы шахматы стали здоровьесберегающим предметом, учебный процесс первого года обучения планируется так, чтобы не было проигравших детей. Здоровьесбережение гарантируется постулатом «Шахматы без проигравших»; т.е. ученики решают занимательные задания, здесь нет проигравших. А учебные позиции дидактических игр ученики разыгрывают с учителем в импровизированных сеансах одновременной игры; причём положения для разыгрывания подобраны такими, чтобы ученик обязательно обыграл учителя, но и учитель не в проигрыше, так как он научил! Шахматы без проигравших – вот, что нужно для начальной школы и здоровьесбережения.

Основу работы педагога составляет организация процесса решения учениками занимательных головоломок, составленных с помощью шахматного материала (шахматных фигур на шахматных досках). Педагог предлагает ученикам решить те или иные задачи и контролирует ход решения. Тот из учеников, который первым решит головоломку, становится помощником учителя, и, так же, как и педагог, начинает проверять решение у остальных учеников. Постепенно у учителя появляется всё больше и больше помощников, и в итоге все дети решают задачу. Большим недостатком работы учителя в начальной школе является то, что нередко «за кадром» остаётся самое главное – то, что лежит между условием задачи (головоломки) и её ответом. Учителя часто требуют получение правильного ответа, не интересуясь ходом рассуждений ученика («галопом по Европам»). При работе по «Шахматно-задачной технологии» ключевым становится именно акцент на ход мыслей ребёнка, который привёл его к правильным или к неправильным выводам.

В соответствии с «Шахматно-задачной технологией» каждый шахматный урок – это одновременно:

1) урок-сказка (использование сказочного материала);

2) урок-театр (использование элементов театрализации);

3) урок-игра (напомним, что Я. Коменский призывал дарить знания, шутя и играя; основа его подхода – «Школа-театр», «Школа-игра»; к сожалению, в последние годы его учение излишне догматизировано и извращено);

4) урок-смех;

5) урок-тайна (создание атмосферы тайны, секретов, загадочности);

6) урок-удивление (без удивления нет обучения);

7) погружение в решение забавных и занимательных заданий;

8) урок без неуспевающих;

9) урок-сотворчество;

10) урок-здоровьесбережение.

Для достижения целей, заявленных «Шахматно-задачной технологией», желательно выполнение ряда организационных и процессуальных условий.

В число организационных условий входят:

1) занятия первого года обучения должны быть организованы так, чтобы не было проигравших;

2) преобладающей формой организации учебного процесса должна стать задачная;

3) широкое привлечение на занятиях шахматных сказок и головоломок;

4) использование на занятиях элементов театрализации;

5) создание на занятиях обстановки тайны, секрета;

6) атрибутом занятий должен быть смех.

В число процессуальных условий входят:

1) использование в учебном процессе не только всей шахматной доски, но и её частей, фрагментов, позволяет сделать шахматы доступными для разных возрастных групп детей;

2) чередование выполнения заданий на доске и на её фрагментах;

3) чередование решения заданий на доске и на диаграммах;

4) длительная «доматовая» стадия обучения;

5) стержнем «доматовой» стадии должна стать «игра на уничтожение»: фигура против фигуры;

6) шахматные задания должны быть занимательными;

7) использование «живых шахмат» при разыгрывании положений на фрагментах.

Подобно тому, как каждый ребёнок в определенный период жизни берёт в руки карандаш, но лишь немногие становятся профессиональными художниками, так и каждый из детей должен соприкоснуться с шахматами не для достижения спортивных успехов, а чтобы взять из них то ценное, что они могут подарить. С этой целью и разработана «Шахматно-задачная технология».

Ведь в чём состоит основная трудность проведения урока шахмат в начальной школе и занятий в детском саду? В отличие от спортивных секций здесь педагог имеет дело с немотивированными детьми и даже порой с детьми, имеющими отрицательную мотивацию. Последнее случается, если родители всё время обыгрывают ребёнка, наивно полагая, что закаляют его характер. На самом деле такой подход закаляет лишь примерно 5% детей – бойцов «по жизни», а в остальных случаях приводит к формированию отрицательной мотивации.

А вот работа по «Шахматно-задачной технологии» обеспечивает почти 100% положительную мотивацию, потому что технология работы – задачная, и неуспешных нет. Задачи (головоломки) – занимательные, нестандартные, требующие творческого подхода. Во многих из них кажущийся очевидным путь ведет в тупик. Эти задачи одновременно нагружают оба полушария ребёнка: и левое, ответственное за развитие логического мышления, и правое, отвечающее за развитие творческого мышления. Многие дети способны решать подобные задачи часами, так как они соответ­ствуют их возрастным возможностям, интересам и желаниям.

Многочисленные опросы детей, с которыми занимались по «Шахматно-задачной технологии», показали, что урок шахмат нравится почти 100% учеников. Мало какой из других предметов начальной школы может похвастаться такими показателями.

При такой технологии работы шахматные занятия пронизаны межпредметными связями со многими дисциплинами, образуя единую, целостную систему – волшебный квадрат «Математика, логика, чтение, язык», в сердцевине которого находятся шахматы.

Условия, необходимые для организации в каком-либо регионе РФ процесса шахматного всеобуча с использованием «Шахматно-задачной технологии». Вот важнейшие:

1) поддержка начинания местными органами власти;

2) знание нормативной документации;

3) приобретение необходимого количества полных учебно-методических комплектов (УМК) для каждого года обучения по курсу «Шахматы – школе» (в состав УМК каждого года входят программа, учебник для учеников, пособие для учителя, задачник, рабочие тетради и тетрадь для самостоятельных работ);

4) приобретение инвентаря: шахмат для учеников и демонстрационной доски;

5) подготовка и переподготовка кадров.

Важнейшим аспектом обучения педагогов «Шахматно-задачной технологии» является организация 36–80-часовых курсов в региональных Институтах повышения квалификации. При этом на курсах примерно 10% учебного времени занимает знакомство с правилами шахмат и 90% – обучение собственно «Шахматно-задачной технологии» проведения уроков.

В результате активное использование «Шахматно-задачной технологии» в ходе обучения характерно для многих якутских педагогов, проводящих шахматные занятия с целью развития детской одарённости.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

способности, одарённость, развитие способностей и одарённости