– Он первый начал, – всхлипывает Женя, показывая маме огромный синяк под глазом. – Петька всегда дерется, игрушки отнимает...
– Ну а ты куда смотрел? – гневно возмущается мама, даже не пытаясь разобраться и совместно найти какой-то выход из ситуации. Для нее решение кажется очевидным. – Ты дал сдачи? Я тебе столько раз говорила, надо бить в ответ. Ты же мужчина, а мужчина должен уметь за себя постоять.
– Я хотел, – пытается оправдываться Женя, – но Петька, он такой сильный, у нас с ним никто справиться не может, его все боятся.
– А я тебе говорила – на секцию надо ходить, борьбой заниматься. Тогда будешь бить всех подряд.
С подобной ситуацией сталкивались практически все родители. Конфликты, слезы, синяки… Родители, пытаясь помочь детям стать сильными и научиться драться, отводят их в секции разных видов единоборств. Как научить ребенка быть сильным, надо ли давать сдачу и бить всех подряд, и если да, то как это делать, как выбрать спортивную секцию, об этом мы поговорили с Игорем Викторовичем Горбаневым, руководителем спортивного объединения карате и айки-дзюцу, педагогом дополнительного образования высшей категории, 1-й Дан по контактному карате и 2-й Дан по айки-дзюцу.
– Игорь Викторович, существует мнение, что современные дети слабо развиты физически, очень мало двигаются, больше играют в компьютерные игры…
– Все зависит от родителей. Ребенок – это такое существо, что захочешь, то и слепишь. Как говорили древние – tabula rasa – чистая доска. А родители сейчас, я бы сказал, не всегда готовы участвовать в воспитании детей.
И сами не занимаются спортом, и ребенку дали компьютер, игрушку и лишь бы не приставал.
Как-то наблюдал разговор двух мам, ребенок одной был в памперсах. И на вопрос другой, почему она не приучает малыша к горшку, она спокойно ответила: «А зачем? В садике научат». Очень часто ответственность за воспитание родители перекладывают на других. Конечно, бывают ситуации, когда родители заняты, им не хватает времени.
– Родители решают, чем будет заниматься ребенок, чему учиться, какие секции посещать?
– Родители определяют судьбу своего ребенка. Если они решили, что ребенок должен заниматься карате, значит, он будет заниматься. И родители постоянно стремятся его на это настроить. Если родители сказали – позанимался, не нравится, можешь бросить, он и бросит.
– Какова в таком случае роль педагога? Он может увлечь?
– Большую роль играет и педагог. Говорят – дети ходят не на секцию, а на педагога. Главное, чтобы ребенку было интересно. Можно быть великим мастером боевых искусств, но не уметь работать с детьми. К детям нужен особый подход на тренировках, им надо постараться объяснить так, чтобы они поняли. А это очень сложно, ввиду умственного и физического развития ребенка. Необходимо иметь огромное терпение, а главное любовь к детям.
Педагог старается заинтересовывать. Если ребенку захотелось заниматься карате или другим видом спорта, это желание надо постоянно поддерживать. И педагогам, и родителям. Потому что ребенок – он такой, сегодня хочу, завтра не хочу. В большинстве случаев ребенка хватает на 15 минут, а потом ему нужно менять сферу деятельности. Мы чередуем упражнения – общая физическая подготовка чередуется с акробатикой, (поотжимались, давайте покувыркаемся), отработали один прием, перешли к другому. Еще в древнеиндийском эпосе «Махабхарате», сохданном несколько тысячелетий назад, написано: «Чтоб цель осуществить свою, нужны дела, а не мечты». А дети мечтатели. Мечтают стать каратистом, пожарным, полицейским. И взрослые должны помочь осуществить их мечты.
– Что дают детям занятия карате?
– Всеобщее развитие. Прежде всего, духовное воспитание. Человек становится совсем другим.
– Все ли дети могут заниматься карате?
– Карате – это один из видов единоборств. А единоборства, как никакой другой вид спорта развивают головной мозг. Шахматы тоже развивают, только в единоборствах развивается связь головного мозга с телом. Кроме того в шахматах каждая фигура может ходить только по определенным правилам, есть определенное время на принятие решений. А что сделает человек в поединке предугадать трудно и реагировать на его движения надо мгновенно.
Говорят – человек не умный, а разумный, homo sapiens. Чем отличается умный от разумного? У умного есть знания, а разумный превращает эти знания в дела. Каждому ребенку подходят такие занятия. У каждого есть талант, и каждый хочет и должен научиться управлять своим телом. Мы управляем телом посредством головного мозга.
А то, что карате развивает головной мозг как никакой другой вид деятельности, это неоднократно доказано. Нужно научиться управлять так своим телом, чтобы всегда достигать победы. Победа над противником начинается прежде всего с победы над самим собой. Я детям объясняю – самый трудный бой – это бой с самим собой. Победа из побед – победа над собой.
Мы не стремимся к мировым победам. Дети могут стать по профессии кем угодно. Но каждый обязательно должен быть человеком. Самая нужная, самая мудрая профессия на Земле – быть Человеком (Чело (голова) век). Времена меняются, и современный мир предъявляет более высокие требования к человеку. Современный человек все меньше двигается, много времени проводит за компьютером, значит надо обязательно заниматься физическими упражнениями, иначе деградация, болезни и смерть. Надо привить детям любовь к физическим упражнениям как можно раньше. И я стараюсь это сделать.
– Занятия борьбой обязательно нужно дополнять занятиями философией и постоянно работать над духовным развитием?
– Айки-дзюцу переводится как искусство гармоничной энергии, один из древнейших видов борьбы в Японии. Изначально Айки-дзюцу была борьбой для привилегированной знати, которая включала в себя не только рукопашный бой, стрельбу из лука, метание копья, но игру на музыкальных инструментах, пение, каллиграфию. Человек, который просто кулаками машет и не может сыграть, например, на лютне, недостоин уважения. Говорят, что карате – это не просто спорт, а образ жизни, состояние души – нужно трудиться, учиться терпеть на протяжении всей своей жизни.
В единоборствах самое главное – воспитание. Научить убивать не сложно. А вот воспитать, чтобы не убивали, не применяли силу, это очень трудная задача. Например, Мирзоев – чемпион мира по боям без правил – ударил молодого парня рукой в голову, и с одного удара его убил. Одна жизнь оборвалась, и его перевернулась. И таких примеров можно привести множество.
А почему? Не воспитали, не внушили, что не в каждой ситуации нужно кулаками махать. Выигранный поединок – это предотвращенный поединок. Победить без поединка – этому мы учим детей. Но для этого надо иметь силу характера, силу воли, силу тела, чтобы уметь противостоять обстоятельствам.
– Какому аспекту – философскому или физическому вы больше уделяете внимания на ваших занятиях?
– А кому чего не хватает. Все индивидуально. Если мальчик драчун, сильный физически, хорошо отжимается, дерется, значит, ему нужно больше дать философии. Он же сильно бьет – как даст! Бывают случаи, что он начинает применять силу на одноклассниках или в группе детского сада, это надо стараться пресекать. Другие дети слабо развиты физически, им нужно больше делать физических упражнений, отрабатывать приемы.
– Сложно ли ребенку объяснить, что не всегда нужно применять силу?
– Это сложно объяснить и взрослому, а ребенку сложнее вдвойне. Никогда нельзя применять силу. Потому что в жизни работает закон воздаяния. Все что отдал – все возвращается к тебе. Отдаешь добро – добро возвращается к тебе, сделал злой поступок – зло возвращается к тебе. Но возвращается в гораздо большей мере, чем ты отдал. Поэтому надо научить детей совершать добрые поступки.
На каждую силу есть своя сила. Спрашиваешь у ребенка: зачем ты его ударил? А он меня первый ударил, отвечает. Ребенку сразу стараешься объяснить, что драться нехорошо. И чем ты лучше его, если также применил силу? Он тебя ударил, плохой. А ты его ударил в ответ, и что, ты лучше? Ты стал таким же, как он. Значит, ты поступил так же плохо. Нужно искать другой выход. Надо обязательно сказать педагогу, а он сам примет меры и накажет нарушителя дисциплины. Кому-то достаточно простого внушения, а кого-то придется посадить на «стул позора». Чтобы человек подумал и понял, что так делать нехорошо.
Вот вы идете по дороге – впереди грязь, лужа. Если не обойти, вы же запачкаетесь. Можно ведь обойти? Конечно. Так и плохой человек. Если вы с ним свяжетесь, обязательно об него испачкаетесь. Обойдите его и идите дальше. Выигранный поединок – это предотвращенный поединок. Это не трусость, это мудрость.
– В таком случае, есть ли ситуации, когда сила все-таки нужна?
– Поединок надо оттягивать до последнего. Но если человек перешагнул черту, которая отделяет жизнь и здоровье, дозволенное от недозволенного, и он покушается на вашу жизнь, ответ должен быть молниеносным, сильным и адекватным. Я всегда стремлюсь донести это до детей – надо стараться победить так, чтобы причинить как можно меньше вреда нападающему, допустим, взять на болевой прием. Я говорю: если на вас нападают двое-трое, что нужно сделать? Убежать. Только в кино герой один побеждает нескольких человек. В жизни победить троих нападающих очень сложно. Лучше отступить. Поддаться не для того, чтобы сдаться, а поддаться, чтобы победить.
– Вы стараетесь научить детей избегать поединков, решать конфликты мирным путем, родители – давать сдачи, удается ли прийти к взаимопониманию с родителями?
– Успеха можно достичь только совместными усилиями с родителями. Родители должны прививать те же ценности, что и педагоги. Это касается и духовного развития, и физического. На вопрос: есть ли правда на Земле, дети отвечают всегда верно – есть правда на Земле.
А вот на вопрос: а сколько правд на Земле, только единицы отвечают правильно – Сколько людей, столько и правд на Земле. У каждого правда своя. Но есть Истины, которые человечество проносит через века. Такие, как: не укради, не убий...
Истина еще заключается в том, что человек обязательно должен заниматься физическими упражнениями. На секцию дети приходят два раза в неделю, этого очень мало. Нужно обязательно ежедневно заниматься дома. К сожалению, не всегда удается добиться взаимопонимания с родителями. Многие не ходят на родительские собрания.
Бывает, некоторые родители возражают – он музыкант, пусть занимается музыкой, зачем ему спорт. Но каким бы ни был человек, чем бы ни увлекался, он должен заниматься спортом, потому что человек состоит из души и тела. Тело должно быть здоровым, здоровый образ жизни прививать нужно с детства. Прививать должны родители, например, вместе бегать по утрам, делать зарядку. А если папа пьет пиво, курит, а еще, если мама курит, как донести до детей, что курить нельзя?
Многие родители говорят, что детей не надо ни в чем ограничивать. Пусть занимаются тем, чем хотят. Это неправильно. Я говорю родителям: если вы дадите волю ребенку, он будет кушать только сладкое и играть в компьютерные игры. Ребенка обязательно нужно заставлять, и, если необходимо, и наказывать за плохое поведение. Из ребенка обязательно нужно вылепить то, что вы хотите в нем увидеть. Дети – это продолжение жизни человека. Через детей мы идем к вечной жизни, у них наши гены. Как воспитаете ребенка, такое будущее и будет у вас. Вы будете старенькими, кто вам поможет, если воспитали разгильдяя? Поэтому все начинается с родителей. А родители хотят полегче – родили, в памперс завернули, посадили, дали соску…
– Игорь Викторович, расскажите, как строятся ваши занятия карате?
– Каждая тренировка начинается с психологической подготовки, можно сказать с медитации. Сначала садимся на пятки. И начинаем. Я им говорю: так, закрыли глаза. (Детей сложно научить закрыть глаза). Мы забываем о том мире, из которого пришли. Мы входим в иной мир, мир боевых искусств. В этом мире дисциплина, трудолюбие, вера в свои силы помогут нам стать сильными, умными и добрыми. Сильный, но глупый человек ничего не добьется в этой жизни. Сильный и умный, но злобный принесет в этот мир смерть и разрушение.
И только человек сильный, умный и добрый может сделать этот мир лучше для себя и для своих близких. Поэтому мы пришли сюда учиться не убивать, а защищать себя. Защищать от возможных неприятностей. И поэтому выигранный поединок – это предотвращенный поединок». Дети сидят и внимают. «Самое главное на занятиях и в жизни – это дисциплина. Дисциплина – это умение управлять своим телом, своими мыслями и поступками для достижения победы».
После такого вступления начинается разминка. Побегали, попрыгали, порастягивались. Особо стараюсь не нагружать, даю разнообразные упражнения, чтобы они дома работали. Тренировка два раза в неделю, а дома нужно обязательно заниматься каждый день. Две тренировки в неделю. Одна тренировка – ударная техника: учимся бить руками, ногами, вторая – борцовская: кувырки, самостраховка и страховка при бросках, задняя, передняя подножки. В конце занятия, подводим итоги, дается домашнее задание, и снова уделяем внимание духовному развитию.
– Интересуют ли детей спортивные достижения?
– Обязательно. Дети, как и все мы, стремятся к успеху. Это как стимул, но не цель. Несколько раз в год мы участвуем в спортивных соревнованиях. Если вдруг случилось, что ребенок, не получил кубок или медали, (что бывает крайне редко) даем грамоты за волю
к победе, поощряем за активное участие.
Два раза в год проходит сдача экзаменов на пояса, на разряды (кю). Человек по окончании школы может получить черный пояс, но это редко. Все хотят иметь черный пояс, но не у всех получается, потому что нужно много трудиться. На коричневый пояс нужно отжиматься 90 раз. Для этого нужно постепенно увеличивать нагрузку, но не все с этим справляются. Терпения не хватает взрослому, а ребенку – тем более.
– Если ребенок не выигрывает, как научить его переживать поражения?
– Перед началом соревнования, я обязательно говорю детям: вы пришли на соревнования, значит, вы все уже победили, потому что преодолели самого себя, преодолели свой страх. Вне зависимости от того, займете ли вы призовые места или нет – вы победили. В итоге с соревнований практически все уходят с медалями. Я объясняю, что нет ни одного человека, который бы не проигрывал. Проигрывает не тот, кто проиграл, а тот, кто упал и не поднялся. А тот, кто встает после падения, тот всегда победитель.
– Игорь Викторович, посоветуйте, как выбрать хорошую спортивную секцию для ребенка?
– Чаще всего работает метод сарафанного радио: ходят на тренера. Мама слышала, что есть хороший тренер, все отзываются положительно, и стремится отдать к нему ребенка.
Не всем слухам стоит доверять, нужно ходить, выбирать. У нас есть открытые уроки. Есть возможность пригласить родителей и показать, чем дети будут заниматься. Они смотрят, выражают свое мнение, что понравилось, что нет. На этом первом занятии очень важно найти контакт с родителями и сделать их своими сторонниками. Если им понравится, то они будут своих детей заставлять и тогда совместными усилиями можно достичь успеха. А цель наших занятий одна – чтобы ребенок вырос сильным, здоровым, умным, добрым и смог сделать этот мир лучше, хоть на чуть-чуть, хоть на капельку, но лучше.
Ваша корзина пуста