ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

II Всероссийский форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства»

№14 2019 II Всероссийский форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства»
Аннотация

В Москве в Крокус Сити холле прошел II Всероссийский форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства». Событие поистине масштабное. В форуме приняли участие более 6 тысяч педагогов из разных регионов.

Полный текст

Формат форума уникальный. В преддверии нового учебного года педагоги имеют возможность собраться, обсудить проблемы, которые им придется решать в новом учебном году, пообщаться с учеными, чиновниками, психологами.

Эмоциональным и запоминающимся стало выступление президента Ассоциации развития качества дошкольного образования (АРКАДО) Эльфии Дорофеевой.

25 детей в группе, 2 воспитателя и нянечки, медсестра, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, повар, который готовит по-домашнему вкусно – это картинка идеального детского сада, к которому нужно стремиться, но в современных условиях это трудновыполнимо. В наших детских садах переполненные группы, не хватает квалифицированных педагогов, нагрузка у специалистов запредельная. В Министерстве просвещения много делается для того, чтобы всё изменилось к лучшему, но пока изменения идут невысокими темпами. Проблемы надо решать оперативно. В таких условиях важно, чтобы изменения шли не сами по себе, а в них участвовали те, кто работает в детских садах, ведь они лучше всех знают, какие изменения необходимы и как их можно осуществить.

Э.М. Дорофеева выделила проблемы, которые требуют незамедлительного решения.

1. Объединение школ и детских садов

Существующая ситуация: повсеместно создаются образовательные холдинги на базе объединения школ и детских садов (объединение «по вертикали»).

Ожидаемые плюсы: объединение ДОО с ОО не имеет явного положительного результата.

Очевидные минусы: не учитывается специфика дошкольного образования:

• на ДОО переносятся школьные принципы организации образовательного процесса;

• СанПиНы предъявляют требования как детским садам + еще требования как к школам;

• происходит недофинансирование дошкольных отделений, так как распределение финансовых средств идет по остаточному принципу;

• в новообразованных комплексах отсутствуют методические объединения для работников ДО;

• оценка качества дошкольных отделений в СОШ исчисляется по одному признаку: сколько детей из дошкольного отделения перешло в образовательную школу комплекса.

Предложения: объединять ДОО не со школами, а с другими дошкольными организациями (объединение «по горизонтали»).

Объединение детских садов и школ крайне негативно сказывается на дошкольном образовании. Руководители школ далеки от дошкольных проблем, не считают их решение важным, дошкольные организации финансируются по остаточному принципу – много ли малышам надо. Такая экономия ложная и она обойдётся большими проблемами и неприятностями в школе. Дошкольное образование имеет важное значения для развития личности.

2. Кадровая оптимизация

Существующая ситуация: повсеместно идет процесс сокращения кадров на фоне увеличивающегося количества детей в группах и в практику внедряется следующая схема кадровой оптимизации: 3 воспитателя на 2 группы.

Ожидаемые плюсы: экономия ресурсов + возможность стимулирования.

Очевидные минусы: резкое снижение качества образования, так как не учитывается специфика дошкольного возраста. При такой «кадровой оптимизации» НЕВОЗМОЖНО использовать современные личностно-ориентированные технологии и методики.

Предложения: считать необходимым одновременное присутствие двух взрослых хотя бы во время наиболее важных активностей: занятий, игр, проектной и событийной.

Для этого есть несколько возможностей:

1) вернуться к практике: 2 воспитателя на 1 группу;

2) допустить родителей, заручиться их помощью и поддержкой;

3) развивать дополнительное образование на платной и бесплатной основе.

3. Переполненность групп

Современная ситуация: снято ограничение численности групп в дошкольных организациях, теперь во многих детских садах по 30–40 детей в группе.

Положительный результат: обеспечена 100% доступность дошкольного образования.

Очевидные минусы: не учитывается специфика дошкольного образования: при перегруженности групп невозможно использовать современные личностно-ориентированные технологии и методики, дети не получают качественного дошкольного образования.

Предложения: законодательно ограничить численность группы детского сада, вернуться к ранее существовавшим нормам: до 25 детей в дошкольных группах (3–7 лет), и до 20 в группах раннего возраста (1–3 года).

4. Отчетность и документация

Современная ситуация: закон «Об образовании» сделал дошкольное образование ступенью системы общего образования, не всегда учитывая особенности дошкольного возраста. Контролирующие органы перестроились на систему общего образования и предъявляют к ДОО дополнительные требования, которые включают требования как к дошкольной организации и её образовательному процессу + требования как к ступени общего образования. Рособрнадзор проверяет документацию ДОО в соответствии с тем, что дошкольное образование – ступень общего образования, не учитывая специфики уровня (требуют рабочую программу, календарный план и прочее).

Очевидные минусы: воспитатель перегружен бессмысленной работой, вынужден заниматься отписками, составлением ненужной в ДО документацией, у него не остается достаточно времени на детей.

Предложения: свести к минимуму обязательную отчетность, ограничить обязательную отчетную документацию отметкой о посещении ребенка и причиной его отсутствия. Всё остальное (планирование, карты наблюдения, конспекты занятий, индивидуальные траектории развития и пр.) – это рабочие материалы воспитателя, необходимые ему в работе, и заполняются по мере необходимости.

Рабочие материалы – это внутренние документы ДОО, и внешними структурами они не должны проверяться и регламентироваться.

5. Чрезмерный контроль и надзор

Современная ситуация: воспитателя контролируют все — от Рособорнадзора до родителей; контролируют всё — соблюдение СанПиНов, правильность заполнения бесконечной отчетной документации, отсутствие жалоб со стороны родителей и пр.

Предполагаемые плюсы: воспитатель ничего не нарушает и хорошо выполняет свои должностные обязанности.

Очевидные минусы: воспитатель заботится не столько о качестве образования, сколько о том, чтобы избежать претензий со стороны проверяющих, набрать нужное количество баллов; у него нет стимула к творческому развитию, инициатива может быть наказуема.

Предложения: создать воспитателю эмоционально комфортные условия работы, поддерживать творчество и инициативу, доверять его профессионализму, свести к минимуму контроль и проверки, создать возможности для эффективного обучения современным технологиям и саморазвития.

Оценка и развитие качества образования ведется на основании национального каталога критериев качества дошкольного образования и это прерогатива самой дошкольной организации, а также соответствующих общественных организаций.

6. Малая вовлеченность родителей

Современная ситуация: родителей практически не допускают в образовательное пространство детского сада, особенно в г. Москве.

Предполагаемые плюсы: плюсов нет, это прямое нарушение положений ФГОС ДО.

Очевидные минусы: не используется один из основных скрытых ресурсов дошкольного образования – конструктивная помощь и поддержка со стороны родителей. Родители, не обладая необходимыми компетенциями и полномочиями, не имея достаточной информации об образовательном процессе в ДОО, превращаются в требовательных заказчиков и контролеров, а могли бы быть коллегами и партнерами.

Предложения: создать для заинтересованных родителей систему бесплатного обучения азам дошкольной педагогики с целью повышения родительских компетенций с выдачей родителям сертификата «ассистент воспитателя».

Дать возможность и всячески приветствовать желание родителей, имеющих сертификат, свободно находиться в группе (помогать воспитателям, играть с детьми и пр.), участвовать в детских мероприятиях (праздники, проекты, экскурсии, походы и т.д.).

Важно, чтобы родители чувствовали ответственность за развитие и благополучие своих детей и не перекладывали всё на плечи воспитателей.

7. СанПиНы и другие запреты

Современная ситуация: существующие СанПиНы содержат в себе ряд чрезмерных, неоправданных и трудновыполнимых требований (например, требование два раза в день перемывать все игрушки). А также требования, мешающие образовательному процессу (запрет на «чаепития с домашними сладостями» и прочее).

Ожидаемые плюсы: сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их безопасности.

Очевидные минусы: запреты, выходящие за рамки разумного, приводят к развитию злоупотреблений со стороны контролирующих органов, мешают нормальному образовательному процессу.

Предложения: пересмотреть СанПиНы. Привлечь к обсуждению новых СанПиНов широкий круг практиков дошкольного образования.

8. Оценка и развитие качества

• в экспертном сообществе нет единства в понимании того, что считать качественным дошкольным образованием. Все регионы по-своему решают, что и как оценивать, это разрывает образовательное пространство России;

• на сегодняшний день нет широко признанных объективных российских инструментов оценки качества, учитывающих специфику российского общества, однако Министерством просвещения ставится такая задача;

• оценка качества в большинстве случаев является инструментом контроля и надзора, а должна быть инструментом развития;

• нет отлаженного механизма повышения качества.

Предложения:

• разработать Российский национальный каталог критериев качества дошкольного образования (идеальные практики) и соответствующую шкалу оценивания;

• создать современную систему повышения квалификации педагогов, направленную на развитие качества дошкольного образования;

• создать условия для профессионального и личностного роста педагогов, систему мотивации (проект «Звезды дошкольного образования»).

9. Ранний возраст

Современная ситуация: при строительстве или модификации площадей для детей раннего возраста не учитываются особенности данного возраста.

Отсутствует постоянный медперсонал (в ДОО применяется аутсорсинг медицинских услуг), что неприемлемо для обеспечения безопасности жизнедеятельности детей. Ощущается дефицит квалифицированных специалистов по раннему возрасту.

Предложения: необходимо поднять вопрос об организации условий для ухода и присмотра детей раннего возраста, взаимодействии или сетевом сотрудничестве по созданию условий для детей данной категории с Министерством здравоохранения по вопросам присмотра и ухода, штатному расписанию, медицинскому обеспечению, организации условий и т.п.

Отказаться от аутсорсинга медицинских услуг в ДОО, где есть группы раннего возраста.

10. Частные детские сады

Необходимо создание единого образовательного пространства для педагогов государственных и частных дошкольных образовательных организаций в части конкурсного движения, мониторинга качества и т.п. (Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы).

Э.М. Дорофеева предложила педагогам обсудить данные предложения, внести свои идеи. Если эти предложения найдут поддержку, на их основе будет сформировано послание и отправлено Президенту РФ.

Важно, что эти инициативы не требуют значительных финансовых вложений, им нужна поддержка и одобрение властных структур.

Ирина Комарова, проректор по науке Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО) в своем докладе подняла такую важную и крайне актуальную проблему, как разрыв в образовании.


Международное сообщество обеспокоено проблемами, которые связаны с неравными условиями и возможностями получения дошкольного образования, которые возникают в связи с разрывом между коренным населением и эмигрантами, между детьми из обеспеченных и необеспеченных семей, между детьми из образованных семей и семей с низким уровнем образования, между детьми, говорящими на языке страны и носителями других языков.

Преодоление этих разрывов – важная задача государственной и образовательной политики. К достижению равенства в дошкольном образовании сегодня стремятся во многих странах. Один из способов решения проблемы – обеспечение детей дошкольного возраста качественными образовательными услугами.

Доказано, что вложения в дошкольное образование в будущем приносят серьезную прибыль. В эффективности вложений в дошкольное образование убедились во многих странах. И если раньше на Западе критически относились к развитию Советским Союзом дошкольных учреждений, считая, что таким образом детей отрывают от родителей, то сейчас эти страны сами активно развивают дошкольное образование. Крайне важно, чтобы все дети получали качественное дошкольное образование.

И.И. Комарова остановилась на проблемах, которые мешают этому процессу. Одна из них – подготовка кадров для дошкольных организаций, повышение квалификации воспитателей.

Детство – натуральное и культурное стало темой доклада доктора психологических наук, ректора МПАДО, главного редактора журнала «Современное дошкольное образование» Николая Вераксы.


Согласно теории игры, разработанной Д.Б. Элькониным, ребёнок рождается беспомощным, ничего не умеет, целиком зависит от взрослого. Он не может вступить в сложные социально-экономические отношения со взрослыми, и поэтому он должен как-то это освоить – то, что предлагается взрослым, чтобы затем общаться и взаимодействовать с ним. Мы же не можем ребёнка дошкольного возраста поставить перед токарным станком или станком со сложным программным управлением. Детей нужно каким-то образом готовить к взрослому периоду. В этом случае получается, что мы рассматриваем детство как период, который ребёнок должен прожить и освоить достижения человеческой культуры, чтобы потом быть компетентным и взаимодействовать с взрослыми.

Что значит освоить всю культуру, которую создали люди? Нужно освоить язык, научиться использовать разные инструменты, начиная с ложки. Культура создает такие средства и предметы, освоение которых ребенку просто необходимо для того, чтобы научиться правильно себя вести в этом человеческом обществе. А кто ребёнку открывает свойства окружающих его предметов? Конечно, взрослый. Ребенок действует, подражая взрослому.

Здесь наблюдается парадокс, взрослый – представитель прошлого, ребенок – представитель будущего. Каким умениям должен учить взрослый ребенка, если он не знает, что будет в будущем востребовано?

Возникает вопрос: что такое детство – это период или отношения? Если это период, то мы никогда не сможем взять детство с собой. А если детство – это отношение, то они всегда с нами, и мы можем эти отношения почувствовать и сохранить.

Взрослый всегда находился в зоне ближайшего развития ребенка, был для него авторитетом. Сейчас на детей большое влияние оказывает интернет, где авторитетов нет. Появляется такое пространство, в котором взрослый перестает быть авторитетом для ребенка. При этом взрослый пытается контролировать, определять, куда ребенку можно ходить. Мы смотрим на интернет с позиции прошлого, ищем возможности выступить в роли авторитета для ребенка, и в то же время ставим перед собой другую задачу, стремимся развивать детскую личность. Мы хотим, чтобы ребёнок был личностью, творцом. Как быть? Ответ довольно простой: нужно создать такую ситуацию, где ребёнок может почувствовать свою значимость.

Член Комиссии ОП РФ по физической культуре и популяризации здорового образа жизни Григорий Дрозд, заслуженный мастер спорта, чемпион мира по тайскому боксу, чемпион мира по профессиональному боксу, поделился личным опытом достижения успеха и рассказал о том, как мотивировать детей к занятию спортом.

«Любой мальчишка из любого провинциального городка, имея смелость, большое сердце и мечту, сможет добиться всех поставленных целей. Родители и педагоги должны понимать всю значимость занятий спортом. Ведь через спорт можно воспитать настоящих мужчин, сильных духом и телом», – отметил Дрозд.

Дрозд также посетовал на то, что в спортивные секции и кружки детей записывают недостаточно активно.

«В частности, дети стали меньше заниматься единоборствами, например, на бокс стали меньше ходить. В силовые виды спорта поток детей снизился, потому что это тяжелый хлеб, травмоопасный вид спорта. Но в наших силах популяризировать его. Если мы говорим про характер, про воспитание, про закладывание фундамента личности, то здесь важен спорт», – подчеркнул Григорий Дрозд.

Он также отметил огромный вклад государства в пропаганду большого спорта, здорового образа жизни: «В целом в развитие спортивной инфраструктуры со стороны государства вкладывается много средств, и это важное стратегическое направление. Положительные результаты мы видим уже сейчас, господдержка дает хорошие плоды».

Анастасия Шлемко, победительница конкурса «Воспитатель года России-2018», поделилась секретами мастерства, рассказав о своем пути к признанию. Она посетовала, что молодым специалистам не хватает практики.


– Была потребность увидеть на деле, как надо работать с детьми, как например, реализовать личностно-ориентированный подход или как учесть особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья в массовых группах детского сада.

Желание получить больше опыта, практических навыков стало для Анастасии Ивановны стимулом для участия в конкурсе. Первый раз она участвовала в конкурсе после трех лет работы в детском саду, шла за знаниями. Во второй раз уже было, что показать, чем поделиться с коллегами.

Для педагога важно, чтобы ему было интересно работать, чтобы его не раздражали дети и их постоянные вопросы, тогда педагог будет сам развиваться профессионально, стремиться к успеху и непременно его достигнет.

Итак, форум завершен, но работа продолжается!

Ассоциация развития качества дошкольного образования (АРКАДО) запустила онлайн-голосование на сайте для сотрудников ДОО. Голосование стартовало 1 сентября и продлится до 15 сентября.

В опросе обозначены основные проблемы, которые беспокоят многих воспитателей и мешают качественной работе ДОО, а также даны предложения по их разрешению. Голосующие могут обозначить свой выбор «ЗА» или «ПРОТИВ» представленных проблем и выдвинуть свои решения. Предложения, получившие более 1000 голосов войдут в текст послания Президенту РФ.

«Мы хотим помочь в модернизации системы дошкольного образования и ждем помощи от государства. Нам, тем, кто находится внутри проблемы, кто «работает на земле», многое видится совсем иначе, чем с вершин власти», – говорится на странице опроса.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.