ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

И.С.Смирнова. Методическая разработка совместной деятельности в подготовительной группе «Правила дорожные каждому знать и соблюдать положено» («Команда «SОS» приходит на помощь»)

№4 2019 И.С.Смирнова. Методическая разработка совместной деятельности в подготовительной группе «Правила дорожные каждому знать и соблюдать положено» («Команда «SОS» приходит на помощь»)
Полный текст

Цель: формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения.

Задачи:

1. Образовательные:

• Обобщить знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улице, систематизировать знания о роли и сигналах светофора, о дорожных знаках.

• Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.

2. Развивающие:

• Активизировать речь детей, развивать умение отвечать на вопросы.

• Закрепить способность детей отгадывать загадки, развивать логическое мышление, сообразительность внимание, память.

• Развивать мелкие движения руки, координацию движений.

3. Воспитательные:

Воспитывать в детях грамотных пешеходов, умеющих самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, пробудить чувства дружбы и доброго отношения друг к другу.

Оборудование: письма со сводкой и благодарностью, карта города, светофор, разрезанные дорожные знаки, разноцветные полоски, фуражка и жезл регулировщика, фликеры, значки «Команда «SOS».

Ход игры

Дети входят в группу, воспитатель обращает внимание на гостей и предлагает поздороваться с ними. Воспитатель и дети собираются в круг:

Эй, ребята, подходите,
Друг на друга посмотрите,
Поздоровайтесь ладошками,
Улыбнитесь все немножко.

Воспитатель: Какое у вас стало настроение?

Дети: Хорошее.

Воспитатель: Ребята, у меня сейчас тоже очень хорошее настроение и я хочу поделиться им с вами. Я хочу показать вам фотографию, посмотрите, кто на ней изображен?

(показывает групповую фотографию, где дети еще маленькие).

Дети: Это мы.

Воспитатель: Правильно, посмотрите, какими вы были. Когда вы пришли к нам в садик, вы не умели сами одеваться, не умели правильно держать карандаш. Прошло время
и теперь, когда я смотрю на вас, я вижу, что вы очень изменились, подросли и многому научились, много узнали.

Я знаю, что вы любите играть, и сейчас я хочу поиграть с вами в игру.

Проводится игра «Поднимите руку те, кто…».

Дети слушают и выполняют задание воспитателя:
• Поднимите руку те, кто любит играть в машинки?
• Поднимите руку те, кто приходит в детский сад пешком?
• Поднимите руку те, кого привозят в детский сад на машине?
• Поднимите руку те, кого сегодня привела мама?
• Поднимите руку те, кого сегодня привел папа?
• Поднимите руку те, кто приходит в детский сад один, без взрослых?

Воспитатель: Посмотрите, ребята, сейчас никто не поднял руку, это значит, что все вы приходите в детский сад вместе с взрослыми, с мамой или папой, с бабушкой или дедушкой. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Правильно, но очень скоро вы пойдете в школу и нам с вами нужно не забывать, что улица – это место, где надо быть очень внимательными, чтобы не случилось беды.

Стук в дверь, вносят конверт со сводкой происшествий из ГИБДД. Воспитатель читает сводку происшествий.

Воспитатель: «Внимание, внимание! Чрезвычайная ситуация! Сегодня ночью пожилая женщина по фамилии Шапокляк совершила хулиганские действия в нашем городе. На улице Бредова и Космонавтов были испорчены дорожные знаки, на площади Геологов закрашен пешеходный переход и сломан светофор. В районе улицы Гайдара разбиты уличные фонари. С места происшествия гражданка Шапокляк скрылась.

Во избежание аварийных ситуаций на дорогах, всем службам спасения принять меры по восстановлению порядка на улицах города». Отдел ГИБДД Управления МВД по
г. Апатиты

Воспитатель: Ребята, мы ведь тоже с вами можем быть спасателями – командой SOS. Мы может помочь восстановить дорожное движение в нашем городе? (Ответы детей).
Но сначала проверим, какие вы внимательные пешеходы. Я буду задавать вам вопрос,
а вы отвечаете «да» или «нет».

• Что хотите – говорите, красный свет – проезда нет? (Да.)
• Что хотите – говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет.)
• Что хотите – говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет.)
• Что хотите – говорите, мы всегда идём вперёд только там, где переход? (Да.)
• Что хотите – говорите, мы бежим вперёд так скоро, что не видим светофора? (Нет.)
• Что хотите – говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы знаете правила хорошо! Тогда не будем терять времени и отправимся в путь.

Воспитатель: Ребята, давайте сначала посмотрим на карте места, где нахулиганила Шапокляк.

Воспитатель вместе с детьми рассматривают карту города, на которой места, где нарушено движение, отмечены красными флажками. После устранения нарушений красный флажок меняется на солнышко.

Воспитатель: Ребята, первое наше задание – нам нужно восстановить испорченные знаки на улице Бредова и Космонавтов.

Игра «Собери знак»

(дети собирают из разрезанных частей дорожные знаки и рассказывают, что они обозначают)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Испор­ченные дорожные знаки мы восстановили. Теперь водители могут спокойно ездить по улицам города. А вы хотели бы побывать водителями (Да). Мы можем с вами пофантазировать и поиграть.

Физминутка «Мы – шоферы» (дети показывают движения)

Едем, едем на машине,
(движение рулем)
Нажимаем на педаль.
(ногу согнуть в колене, вытянуть)
Скорость мы переключаем,
(рычаг к себе, от себя)
Смотрим пристально мы вдаль.
(ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли,
Вправо, влево – чистота!
(«дворники»)
Волосы ерошит ветер,
(пальцами взъерошить волосы)
Мы – шоферы хоть куда!
(большой палец правой руки вверх)

Воспитатель: Отлично, ребята! Но впереди у нас еще много работы. Отправляемся дальше. Второе задание – восстановить пешеходный переход.

Воспитатель: Смотрите, Шапокляк раскрасила пешеходный переход во все цвета радуги. Нам нужно вернуть пешеходному переходу правильный цвет.

Игра «Пешеходный переход»

(Дети собирают из полосок разного цвета пешеходный переход нужного цвета – бело-черный или желто-белый).

Воспитатель: С этим заданием мы тоже справились. Отправляемся дальше, ведь нам нужно исправить поломанный светофор.

Воспитатель: Ребята, чтобы светофор снова начал работать, нам нужно ответить на вопросы и отгадать загадки.

Воспитатель: Скажите, ребята, если светофор не работаем, кто регулирует движение на перекрестке? (Регулировщик). А знаете ли вы жесты, которыми пользуется регулировщик? (Все жесты демонстрируются.)
• Какому сигналу светофора для пешеходов соответствует положение регулировщика, когда он обращен к пешеходам грудью или спиной, а руки вытянуты в стороны или опущены? (Красному.)
• Какому сигналу соответствует поднятая вверх рука регулировщика? (Желтому.)
• Какому сигналу светофора для пешеходов соответствует положение регулировщика, когда он обращен к пешеходам боком, а руки вытянуты в стороны? Какому сигналу соответствует вытянутая вперед правая рука регулировщика? (Зеленому.)

Воспитатель: Посмотрите, у светофора загорелся красный сигнал, мы правильно показали жесты регулировщика.

Воспитатель: Теперь нам нужно вернуть желтый сигнал. Продолжаем отвечать на вопросы.
• Сколько всего сигналов у светофора? Что они обозначают?
• Подумайте и скажите, если для пешеходов горит красный свет, то какой свет будет гореть для водителей?
• Какой сигнал светофора зажигается после желтого?

Воспитатель: Посмотрите, у светофора загорелся желтый сигнал. Нам осталось вернуть только зеленый сигнал светофора.

Воспитатель: Скажите, ребята, вы любите сказки? А сможете ответить на вопросы из сказок, в которых упоминаются транспортные средства? (Да).
1. На чём ехал Емеля к царю во дворец? (На печке.)
2. Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед.)
3. На чем приехала Золушка на бал?
(В карете.)
4. Личный транспорт Бабы-Яги? (Ступа.)
5. Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот
Задом наперед,
А за ним комарики...
На чем летели комарики? (На воздушном шарике.)

Воспитатель: Посмотрите, у светофора загорелся и зеленый сигнал. Теперь светофор исправно работает. Мы молодцы!

Воспитатель: Но у нас осталось еще одно задание. На улице Гайдара, как раз рядом с нашим детским садом, Шапокляк разбила уличные фонари. Теперь на улице очень темно и водители не смогут увидеть пешеходов, которые переходят дорогу. Как же нам исправить ситуацию?

Тёмным вечером и ночью
Защитить вас сможет точно.
Ведь шофёру с сотни метров
Станет сразу вас заметно.
Он значок, брелок и стикер.
Что же это? Это… (Фликер)

Воспитатель: Правильно, ребята. Пока электрики меняют лампы, мы с вами будем раздавать световозвращатели (фликеры) всем пешеходам, чтобы водители издали их видели.

(Дети надевают фликеры на себя и раздают их гостям).

Воспитатель: Ребята, и с этим заданием мы тоже справились, электрики поменяли лампы и уличные фонари снова освещают улицу.

Воспитатель: Посмотрите, на нашей карте города не осталось ни одного красного флажка, значит, мы исправили все, что испортила Шапокляк.

(Стук в дверь, вносят конверт, воспитатель открывает его и читает).

Воспитатель: «Благодарность – команде «SOS» за оперативную и своевременную помощь по устранению всех нарушений дорожного движения в городе Апатиты, за знание правил дорожного движения. Надеемся на дальнейшее сотрудничество». Отдел ГИБДД Управления МВД по г. Апатиты.

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, настоящие спасатели – команда «SOS». Теперь вы по праву можете носить значки «Команда «SOS» (детям прикрепляются значки на грудь). Давайте всегда соблюдать правила дорожного движения, а если кто-то будет их нарушать, то мы поможем и исправим нарушения.

И большим и маленьким –
Всем без исключенья,
Нужно знать и соблюдать
Правила движенья!

(Дети прощаются с гостями)

Список литературы

1. Петрова К.В. Формирование безопасного поведения детей 5–7 лет на улицах и дорогах». – СПБ.: Детство-Пресс, 2017.
2. Голицина Н.С., Люзина С.В., Бухаро-ва Е.Е. ОБЖ для старших дошкольников. – 
М.: Скрипторий 2003, 2010.
3. Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3–7 лет. – Волгоград: Учитель, 2015.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.