ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

И.В. Каракчиева, И.И. Комарова. Действующая общенациональная система выявления и развития молодых талантов и дошкольники

Аннотация

В статье представлена история взглядов на одарённость и влияние этой истории на современные подходы к одарённости; рассмотрена современная экономическая ситуация, которая повлияла на рост интереса к одарённости. Рассмотрен опыт подхода к одарённым детям за рубежом и учёт новых тенденций в Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Обоснован необходимость раннего выявления одарённости.

Полный текст

Тема таланта, способностей, одарённости в последние годы чрезвычайно популярна и в мире, и в России. В том или ином виде во многих странах сегодня существуют системы по работе с одарёнными / талантливыми (эти термины, наиболее употребляемые в научной англоязычной литературе) детьми; ассоциации исследователей и педагогов, работающих с одарёнными; разработаны государственные и региональные политики по работе с ними; существуют специальные программы для одарённых; фонды и благотворительные общества для их поддержки.

Эта деятельность находит отражение в многочисленных публикациях, журналах, государственных документах, дистанционных курсах и проч.

Проблемы одарённости обсуждаются на конференциях ассоциаций по одарённости как национальных, так и международных, на форумах педагогов и проч.

История вопроса

Исторически вопросы таланта и одарённости за рубежом долгое время рассматривались нераздельно и главным образом с точки зрения потребности работодателей. И сегодня поисковик при введении слов «талант» и «одарённость» по релевантности выдаст исследователю материалы, демонстрирующие, что по-прежнему эта потребность остается превалирующей. Поэтому, когда речь идёт об одарённости, обычно имеют в виду в первую очередь молодежь. При этом «молодежь», согласно документам ООН определяется, как «человек в период перехода от детской зависимости к независимости взрослого в возрасте, когда заканчивается обязательное образование и находится первая работа, то есть в возрасте от 15 до 24 лет». Хотя в национальных законодательствах эта цифра имеет сильный разброс, от 10 вплоть до 35 лет.

Второй вектор приложения усилий, который требовал развития системы выявления одарённости, это спорт. В этой области поиск и отбор начинался очень рано, но исключительно по одному направлению.

Так продолжалось до 1970-х годов, когда, под влиянием успехов советской педагогики, активизировался интерес к школьной одарённости. Но в большинстве стран и в 1980-х годах образование одарённых и талантливых по-прежнему воспринималось неодназначно, если не сказать враждебно, например, в Австрии.

Тем не менее, в 1988 году в Зальцбурге состоялась одна из первых крупных европейских конференций по продвижению одарённых и талантливых, в которой приняли участие более 600 человек из 23 стран. Конференция стала мощным стимулом для развития работ по одарённости.

Во второй половине 1990-х годов этот интерес рос и постепенно институализировался, путем создания первых национальных ассоциаций детской одарённости, принятия соответствующих законов, создания исследовательских центров.

В разных странах функции у этих организаций были разными. Так, в Австрии, созданный исследовательский центр (ÖZBF) для обеспечения непрерывного развития одарённости и таланта работает в следующих областях:

• Разработка образовательной стратегии и концепции на национальном и региональном уровнях.

• Поддержка развития школьного образования.

• Обучение преподавателей всех учебных заведений.

• Разработка учебных планов для начального обучения одарённых детей.

• Проведение исследований в области прикладного одаренного образования и обработка результатов практического использования.

• Установка сети и сотрудничество для поддержки всех, кто занимается одарённым образованием и поощрения передового опыта.

• Организация конференции для повышения осведомленности и повышения профессионализма.

Основы подхода были заложены в докладе ЮНЕСКО «Образование в интересах устойчивого будущего: Трансдисциплинарное Видение для согласованных действий».

В период с 1990-х до 2000-х годов отбор и поддержка одарённых детей и молодежи осуществлялись преимущественно в виде внеклассных мероприятий.

В последнее время (2010-е гг.) произошло радикальное изменение в подходах к образованию и поддержке одарённых детей. Образование стало системным, включая все (образовательные) учреждения – детский сад, школу, колледж и университет, а также семью. Кроме того, были предприняты значительные усилия для организации развития одарённых детей в классе путем дифференциации и индивидуального обучения. Практически в большинстве стран были созданы системы по работе с одарёнными детьми в возрасте от 12 лет и старше, с акцентом на школу и вуз. Была выстроена цепочка, обеспечивающая попадание одаренного школьника в вуз и его сопровождения, так как именно вуз считался наиболее эффективным завершением процесса развития одарённости.

Подходы к одарённости были сформулированы в ряде стран в так называемых «Белых книгах». Так, в Австрии в 2011 году вышла «Белая книга, содействующая таланту и совершенству», подготовленная Австрийским центром исследований и поддержки одарённых и талантливых детей в сотрудничестве с Межминистерской службой одарённости и Целевой группой по одаренному образованию.

И, тем не менее, в большинстве стран, основные усилия были направлены по-прежнему на одаренную молодежь, а не на детей. Так, в исследовании «Как меняется глобальный пул талантов», проводившемся в течение ряда лет ОЭСР было проанализировано именно состояние высшего образования, как показателя одарённости, а в качестве одарённых были выбраны молодые люди в возрасте 25–34 лет.

Созданные за последнее десятилетие национальные системы отличаются одна от другой. Например, в США система образования одарённых представлена государством, обществом и бизнесом; системой нормативно-правовых актов, как федерального, так и регионального уровней; Советом государственных директоров программ для одарённых (CSDPG); Национальной ассоциацией одарённых детей (NAGC); центрами штатов по работе с одарёнными, консультативными советами штатов, специалистом, ответственным в Департаментах образования штатов за работу с одарёнными и др. В 32 штатах действует система государст­венной поддержки и контроля одарённых, ведётся постоянный мониторинг.

Предпосылки

Что способствовало такому бурному развитию образования в сфере одарённости? Это связано с несколькими факторами, главным образом радикальными изменениями в мире, коснувшимися демографии, экономики, политики, информации, науки и образования. Человечество сегодня вступило в другую эпоху – в эпоху «обществ знаний».

В экономике знания основными приоритетами стали:

• Развитие образования и науки;

• Развитие здравоохранения как основы создания и поддержания человеческого капитала;

• Развитие культуры как сферы формирования мировоззрения, системы мотивации личности, норм поведения;

• Формирование инновационной системы как основы повышения конкурентоспособности страны;

• Развитие информационной и коммуникативной структуры как сферы распространения информации».

Под влиянием изменения экономической парадигмы, основой национального богатства был признан человеческий капитал.

Основным показателем экономической успешности общества в этих условиях перестает быть прирост производства: ему на смену приходит богатство, основу которого составляют не столько ресурсы, скважины и вышки, сколько созданные людьми на протяжении веков ценности. Измерителем богатства является человеческий капитал, который оценивает не просто людей, а людей, наделенных навыками, умениями и знаниями и проживающих в среде, обеспечивающей достойные условия существования, имеющих приличную зарплату. И чем лучше эти условия, тем выше уровень человеческого капитала. Чем выше уровень человеческого капитала, тем выше конкурентное преимущество страны.

В становлении нового уклада определяющую роль играет информация, которая наряду с веществом и энергией превратилась в третий (и ведущий) фактор объективной реальности. Информационные процессы, происходящие в обществе, влияют на образ жизни, на материальную и духовную культуру, и приводят к новым технологическим прорывам.

Уровень изменений дал повод говорить о семи революциях, в эпоху которых мы живем: популяционной, ресурсной, технологической, информационно-научной, экономической, безопасности и управленческой.

Перемены такого масштаба в первую очередь коснулись и системы образования. Оно характеризуется следующими факторами:

1. Образование превращается из консервативных видов человеческой деятельности в динамично меняющийся.

2. Знания обновляются каждые два года.

3. Это требует постоянного обучения и повышения квалификации (Программа ЮНЕСКО «Образование для всех на протяжении жизни»).

4. Неинституциональные формы образования.

5. Визуализация восприятия и переход к телепатическим системам.

6. Неявные формы знания, еще недавно находящиеся в оппозиции к традиционной системе образования, начинают признаваться важным фактором системы образования, и ведется большая работа по их согласованию с традиционной системой обучения.


Всё это в той или иной степени закреплено в национальных и международных законах. Только за последние пять лет только в ЕС издано свыше 1000 законодательных актов. И это является важнейшим признаком того, что мы живем в эпоху образовательной революции. Об этом же говорил и известный специалист по системе образования – Кен Робинсон.

Изменения системы образования начались с того момента, как его результаты стали вызывать острое недовольство работодателей и перестали обеспечивать развитие экономики.

Анализ происходящих изменений в системе образования изменил структуру приоритетов. На первое место выдвинулись три темы:

• Развитие одарённости;

• Приоритет дошкольного возраста;

• Систему формирования, передачи и закрепления неявных знаний, а также развитие кочевых школ, как механизм преобразования неявных знаний.

Совершенно очевидно, что любая национальная образовательная система, которая сумеет объединить эти качественные «ускорители» системы образования, существенным образом повысит уровень развития человеческого капитала, а следовательно и конкурентность нации.

О важности воспитания и образования детей именно в возрасте от рождения до школы говорили много, но реальные изменения начали происходить именно в тот момент, когда была оценена экономическая составляющая инвестиций в образование. Согласно исследованиям нобелевского лауреата Джеймса Хекмана инвестиции в дошкольное образование дают в разы большую отдачу, чем в школьное и в десятки раз большую отдачу, чем в вузовское. Недаром ранее необязательное дошкольное воспитание сегодня постепенно превращается в обязательный элемент национальных систем образования.

Элемент этот в национальных системах образования требует:

• взращивания, выявления и развития одарённости, как одной из наиболее ярких характеристик человеческого капитала, опирающейся на независимость мышления, работоспособность, твердость характера и способность брать на себя ответственность;

• создание эффективной образовательной среды, способствующей формированию навыков самостоятельного мышления и принятия ответственных решений как основы личностного развития и дальнейшего благополучия;

• продвижение образования как решающего фактора в обеспечении будущего благополучия ребёнка и развитие межотраслевого взаимодействия (воспитатели и педагоги, медицинские и соцработники, СМИ и сектор ИКТ, родительское сообщество и проч.);

• развитие партнерств и международного диалога по вопросам образования и детского благополучия.

Эти составляющие должны развиваться с юных лет, так как первые годы жизни ребёнка являются критическими для построения фундамента, необходимого для успеха позже в школе и в жизни. Ведущие экономисты свидетельствуют, что высококачественные программы раннего обучения обеспечивают развитие экономики, так как дети, которые посещали детские сады с наличием воспитательно-образовательных программ, скорее всего, хорошо учатся в школе, находят хорошую работу и добиваются успеха в жизни. А исследования показали, что налогоплательщики получают высокую доходность инвестиций в высококачественное образование детей младшего возраста, с экономией в таких областях, как улучшение результатов образования, повышение производительности труда, снижение уровня преступности.

Сегодня битва за таланты вышла на международную арену. И это связано не только с развитием конкурентности, но и с принятием концепции устойчивого развития. В связи с чем на политическом уровне Европейский Союз определил стратегию содействия более устойчивому развитию. Эта стратегия была принята на Конференции Европейского устойчивого развития (Лиссабон, 1996), на которой был рассмотрен порядок действий, чтобы Евросоюз стал самым конкурентным сообществом в мире. Это требует развития национальных образовательных систем с учётом произошедших изменений.

Стратегии и концепции развития одарённости в разных странах

Начиная с древности и до наших дней разработано множество различных концепций одарённости, таланта, способностей и их взаимосвязи.

В настоящее время в мире известно несколько десятков научных концепций одарённости, созданных в русле разнообразных теоретических направлений (этот перечень кочует из одного исследования в другое), поэтому цитирую его по самому раннему упоминанию:

• сенсорное направление, которое изучает процесс и условия формирования способностей и одарённости в зависимости от задатков и среды (Бехтерев В.М., Возняк П.-А., Выготский Л.С., Ганье Ф., Карпова С.И., Комарова И.И., Комарова Т.С., Коменский Я.-А., Мейман Э., Рубинштейн С.Л., Савенков А.И., Сильверман Л.-К., Теплов Б.М., Ушинский К.Д., Фрёбель Ф.);

• психофизиологическое направление, которое изучает зависимости между успешностью решения интеллектуальных задач и показателями функционирования отдельных структур центральной нервной системы (А.Н. Лебедев, В.С. Мерлин, В.Д. Небылицын, Т.А. Ратанова, В.М. Русалов, П.В. Симонов, Е. Шафер и др.);

• психогенетическое направление, которое изучает зависимость между проявлениями одарённости и генетическими факторами (наследственностью) (Ф. Гальтон, М.С. Егорова, П. Пломин, В.М. Русалов, Г. Ньюмен и др.);

• тестологическое направление, которое изучает интеллектуальную одарённость на основе данных, полученных с помощью различных тестов (Р. Амтхауэр, Д. Векслер, А. Гезел, Р. Кеттелл, Э. Клепаред, Р. Мейли, Г. Мюллер, Г. Мюнстенберг, Дж. Равен, Т. Симон, Л. Терстоун, В. Штерн, Э. Эббингауз и др.);

• лонгитюдные исследования, которые подразумевают наблюдение отдельных людей или групп на протяжении определенного периода времени в целях оценки изменений (Ф. Ганье, Л. Термен, К.А. Хеллер, Л.Х. Фокс, Е.И. Щебланова, Н.В. Шумакова и др.);

• общепсихологическое направление, которое ориентировано на изучение мышления и когнитивных функций, рассматриваемых как фундамент одарённости. В течение XX века эта линия развивалась как в зарубежной (Дж. Гилфорд, К. Клюге, А. Осборн и др.), так и в отечественной психологии (Л.Ф. Бурлачук, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, З.И. Калмыкова, С.Л. Рубинштейн, Н.И. Чуприкова, Д.Б. Эльконин и др.).

Другой линией в рамках указанного направления является изучение одарённости с точки зрения психологии способностей, творчества и таланта (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Э.А. Голубева, А.Б. Залкинд, С.П. Кудрявцева, М.В. Кузьмина, А.Л. Леонтьев, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарёв, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, В.С. Юркевич и др.);

• социально-психологическое направление, которое концентрирует внимание на проблемах корреляции интеллектуальных способностей с уровнем аффективного развития, социальным статусом индивида (А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, А.М. Матюшкин, А.В. Петровский, Л.В. Попова, А. Танненбаум, В.Э. Чудновский и др.);

• классифицирующее направление, которое подразумевает под собой анализ и разработку принципов и методов идентификации одарённых детей (Г.Ю. Айзенк, Л.Ф. Бурлачук, Л.А. Венгер, И.В. Дубровина, Е.И. Щебланова, А.Г. Шмелев и др.);

• интегральный подход, согласно которому одарённость рассматривается как интегральное качество, не сводимое к интеллекту, креативности или когнитивным функциям свойств личности; она изначально не задана генотипом и не зависит от условий среды (Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, В.П. Зинченко, И.И. Ильясов,Н.С. Лейтес, Ф. Монкс, Дж. Рензулли, Э.П. Торренс, Дж. Фельдхусен, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, Н.Б. Шумакова, и др.).

Возможно, что перечисленные в списке учёные горячо возражали бы против такой систематизации и вообще не разделяют приписываемых им взглядов. Одно можно сказать определённо, что значительное их большинство, сосредоточивались на исследовании детей и молодёжи школьного и студенческого возрастов. Таким образом, значительная часть практик и государственных программ ориентированы на отбор детей школьного и студенческого возраста, тогда как малышам и дошкольникам внимания уделялось мало.

До недавнего времени страной, с одной из лучших систем сопровождения одарённых была Австрия. В Австрии деятельность по поддержке талантов координируется на нескольких уровнях. Федеральное министерство образования и по делам женщин Австрии и Министерство науки, исследований и экономики совместно отвечают за юридические и финансовые основы для образования одарённых. Федеральное министерство образования и по делам женщин финансирует и контролирует начальное, среднее и, начиная с 2000 года, также педагогические колледжи, в то время как федеральное министерство науки, исследований и экономики отвечает за продвижение передового опыта в университетах и инициирует исследования одарённости, которые ведутся в ÖZBF. Оба министерства создали подразделения для одарённых и талантливых, которые сотрудничают с учреждениями и отдельными лицами.

На региональном уровне в каждой провинции есть координатор по поддержке талантов. Должность координатора существует с 1996 года. Они организуют летние академии и другие региональные мероприятия для одарённых и талантливых, они обеспечивают непрерывную подготовку учителей и в какой-то степени выступают в качестве консультантов для родителей и педагогов одарённых и талантливых детей. Координаторы исходят из различных профессиональных предпосылок: большинство из них работали учителями (либо в начальных, средних, либо в гимназиях), а некоторые – школьными психологами. Они часто работают не полный рабочий день в качестве координаторов. Несмотря на отсутствие конкретных требований в отношении подготовки и квалификации, большинство координаторов либо имеют сертификат ECHA, либо аналогичную квалификацию.

На местном уровне в настоящее время создаются координаторы округа с частичной занятостью. Они предоставляют консультации школам, учителям, родителям и одарённым и талантливым детям. Цель состоит в том, чтобы создать координатора по работе с одарёнными и талантливыми детьми в каждой школе, детском саду и университете. Однако в настоящее время существует только одна провинция, в которой созданы координаторы школ. Они обычно проводят от одного до двух часов в неделю при осуществлении мер и консультировании родителей, учеников и коллег в своей школе.

Поддержка и идентификация одарённых и талантливых людей прописаны в Австрии в законе об образовании не только на уровне школы, но и в отношении детского сада. Самым важным документом для детского сада является Разрешение между Федеративной Республикой и Австрийскими провинциями на создание единой образовательной базы для всех австрийских начальных учебных заведений. Осенью 2009 года вступили в силу «Надрегиональные образовательные рамки для начальных образовательных учреждений в Австрии», в которых определены разные интересы, способности и потребности детей, а также их различные выражения и компетенции.

В разделе 45 Закона о школьном образовании 1988 г. говорится, что пребывание вдали от школы «по важным причинам» может быть разрешено преподавателем или директором. В декрете Федерального министерства в 1998 году этот раздел был интерпретирован в пользу продвижения одарённых и талантливых, благодаря чему дети могут посещать университетские курсы в течение учебного времени, а посещение этих курсов может быть зачислено на соответствующий университетский курс после окончания учебного заведения.

В 2012 году ÖZBF начал годичный курс по продвижению одарённых и талантливых детей в детском саду, в котором приняли участие более 40 педагогов.

Австрийское законодательство поддерживает образование одарённых детей посредством комплексного обучения в традиционных классах. Это образование принимает форму индивидуального подхода, ускорения, углубления учебного плана, пропускания года, завершения курсов в университете и раннего зачисления в университет.

Идентификация одарённых учеников осуществляется учителями и психологами, которые используют стандартизированные тесты. Показатели для идентификации одарённых учащихся – отличные академические результаты, которые оказались наиболее надежными показателями.

Несмотря на единую политику, выработанную ЕС по поводу одарённости, в разных странах она реализуется очень по-разному. Так, Бельгия осталась на той точке зрения, которая была чрезвычайно распространена в послевоенные годы, что отбор одарённых детей, с одной стороны – роскошь, а с другой стороны – развитие идеи сверхчеловека, которая уже ввергла страны в мировую войну. Поэтому на национальном уровне в Бельгии нет никаких регламентов по работе с одарёнными детьми. Университет Антверпена предлагает консультации родителям и преподавателям в Центре исследований одарённости.

По-другому осуществляется подход к одарённости в Финляндии: она не имеет особого статуса. Будучи чрезвычайно децентрализованной, финская система образования во главу угла ставит приоритет индивидуальных потребностей всех учащихся, дифференциацию школ и школьного обучения. Дифференцированное образование представляет собой общую политику Финляндии, и каждый ученик (также одаренный) получает выгоду от индивидуализации образования. Учащиеся не отмечены, и этот факт позволяет им ускоряться в соответствии с их индивидуальными способностями.

Как реализуется работа с одарёнными в России

Россия сегодня в отношении работы с одаренной молодежью не отстает от Запада. Действительно. Горячую заинтересованность в проблеме одарённых проявляет правительство. Неоднократно в выступлениях Президента звучал призыв работать с детьми, проявляющих способности. В президентской инициативе «Наша новая школа» среди пяти основных направлений развития общего образования на втором месте после обновления образовательных стандартов заявлена система поддержки талантливых детей. В Российской Федерации принят и реализуется ряд концептуальных и нормативных документов, закрепляющих данную стратегическую установку, определяющих базовые принципы построения и основные задачи деятельности органов исполнительной и законодательной власти, системы образования, институтов гражданского общества по данному ключевому направлению (Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03 апреля 2012 года; Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; Указ Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»; Федеральная целевая программа «Дети России» (подпрограмма «Одаренные дети» и др.).


Рисунок 3

Анализ Концепции позволяет утверждать, что существуют определенные риски при её реализации:

1. Упущенные возможности (мы пускаем на самотек развитие одарённости, когда упускаем дошкольный возраст).

2. Все виды деятельности, которые влияют на развитие одарённости, сегодня согласно ФГОС уходят в сферу дополнительного образования. В основном оно – платное, и следовательно, выпадаёт большое звено малообеспеченных семей. Вместе с тем, недавние исследования показали, что выпадение детей из малообеспеченных семей из сферы образования только английской экономике наносит урон в 8 млн фунтов стерлингов в год.

3. Делая упор на техническую и математическую одарённость, мы теряем конкурентное преимущество, которое всегда было нашим приоритетом, – творческую одарённость (музыкальная, художественная, актерская и др.).

Существует региональная система работы с одарёнными, выраженная в серии местных законов. «Региональная система выявления, отбора и поддержки одарённых и талантливых детей» -- серия региональных актов, закрепляющих федеральный закон на региональном уровне. Документом определяется система, в которой четко прописаны роль и значение каждого участника данной работы, как-то: общественных организаций (учителей-исследователей, детских научных обществ, учителей-предметников и др.), образовательного учреждения, вузов, учреждений культуры (музеи, театры и др.), учреждений дополнительного образования, научных центров, предприятий и др.; предложен комплекс региональных массовых мероприятий по выявлению и поддержке одарённых детей; апробации и внедрению эффективных методик, инновационных технологий, учебных программ и форм работы с одарёнными детьми. В ряде региональных актов, особенно в таких регионах, как Якутия, Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-ненецкий автономный округ, закон распространяется и на детей младшего возраста.

На сегодняшний день действует «Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов» и ряд документов, связанных с условиями её реализации, в том числе региональные законы, как федеральные, так и региональные, нацеленные на обеспечение работы с талантливыми детьми. Эти документы опираются на более ранние Программы по выявлению одарённых детей.

Открываются центры по работе с одарёнными, работают системы летних и проч. лагерей, особой популярностью пользуется проведение олимпиад, часть из которых обеспечивает поступление в конкретные вузы. Сеть инженерных школ, создаваемых при школах на базе технических вузов; система дополнительного образования включены в эту работу.

Исследования в области одарённости в России велись уже в 1950-е годы. Практическая же деятельность – создание специализированных школ, -- с середины 1960-х, когда создавались математические, физико-математические школы. Впоследствии список их возрос. Считается, что они существенным образом повлияли на развитие науки в СССР и продолжают оказывать это влияние по сей день.

То, что изначально речь шла все-таки об отборе персонала, наложило отпечаток на концепции и на методики, которые стали преобладающими в подходе к одарённости – это преимущественно были методики, направленные на отбор одарённых старшего школьного возраста и студентов.

Терминология

Существует множество дефиниций одарённости, которые существенным образом влияют на подходы, если не в образовательной политике, то в научной среде. Кроме того много споров вызывает связь одарённости с талантом и способностями.

Ни один из них не согласован по всему миру, но многие из них имеют определенные объединяющие характеристики. Вот несколько:

В некоторых определениях рассматривается «асинхронное развитие», обнаруженное у одарённых детей. Одно из таких определений принадлежит Columbus Group (1991) и оно распространено в США: «Одарённость – это асинхронное развитие, в котором расширенные познавательные способности и повышенная интенсивность объединяются, чтобы создать внутренний опыт и осознание, качественно отличные от нормы. Эта асинхронность возрастает с более высокой интеллектуальной способностью. Уникальность одарённых делает их особенно уязвимыми и требует изменений в воспитании, обучении и консультировании, чтобы они могли оптимально развиваться».

В США распространено и другое определение, которое закреплено в Законе о воспитании одарённых и талантливых учеников, составляющего часть Закона об элементарном и среднем образовании: «Студенты, дети или молодежь, которые имеют высокие достижения в таких областях, как интеллектуальная, творческая, художественная или лидерская, или в конкретных академических областях, и которые нуждаются в услугах и мероприятиях, обычно не предоставляемых школой, чтобы полностью развивать эти возможности».

Помимо определения, обозначенного федеральным правительством США, существуют региональные определения: Из 39 изученных штатов, в 37 было принято собственное определение одарённых / талантливых. Это определение было закреплено в государственных актах (13), государственных правилах (23) и других источниках (1).

Помимо определений, принятых на государственном уровне, есть множество других определений, которые предложены различными исследователями или профессиональными ассоциациями. Так, в книге «Одаренные дети: мифы и реалии», автор Эллен Виннер определяет одарённость по трем атипичным характеристикам:

«Они начинают делать первые шаги в овладении некоторыми умениями в более раннем возрасте». Они также добиваются более быстрого прогресса в этой области, чем обычные дети, потому что обучение в области легко приходит к ним».

Настойчивость в том, чтобы идти к своей собственной цели – «Одаренные дети не только учатся быстрее, чем общее большинство или яркие дети, но и учатся по-другому».

«Одаренные дети по своей сути достаточно мотивированы, чтобы понять, в какой области они проявляют бОльшие умения».

Национальная ассоциация одарённых детей США (NAGC) определяет одарённость следующим образом: «Одаренные люди – это те, кто демонстрирует выдающиеся уровни способностей (определяемые как исключительная способность рассуждать и учиться) или компетентности (документированная производительность или достижения в топе -- 10% или реже) в одном или нескольких областях. Области включают в себя любой структурированный вид деятельности со своей собственной системой символов (например, математика, музыка, язык) и / или набор сенсомоторных навыков (например, живопись, танец, спорт)».

Однако то или иное определение одарённых детей, независимо от того, как вы их определяете, имеют образовательные потребности отличные от потребностей их сверстников.

Множество существующих определений, возможно, очень важно для идентификации научных школ, однако для практиков не имеет такого значения и они используют те, которые так или иначе характеризуют конкретные свойства.

Более существенным являются Концепции развития одарённости и взаимосвязь между талантом, способностями и одарённостью.

Одарённые и талантливые дошкольники

В США 19 штатов считали необходимым вводить образование одарённых на уровне школы (k-12), но только 3 считали, что систему вводить следует с младшего возраста.

Интерес этот обусловлен четырьмя факторами:

1. Современное общество, провозгласившее экономику знаний базой постиндустриального уклада, сосредоточило внимание на достижении максимального качества человеческих ресурсов в кратчайшие сроки как основном условии мирового экономического развития.

2. Кратчайшие сроки роста уровня человеческого капитала можно обеспечить, если развитие учащихся будет гораздо выше обычного уровня. Необходимыми качествами быстрого роста обладают одаренные. Поэтому мировое сообщество первоначально сосредоточилось на отборе одарённых, при этом действуя по старым схемам, которые вырабатывались на рынке труда в кадровых агентствах. Так продолжалось, пока буквально 5–10 лет назад не вступил в действие третий фактор.

3. О важности воспитания и образования детей именно в возрасте от рождения до школы говорили много, но реальные изменения начали происходить именно в тот момент, когда была оценена экономическая составляющая инвестиций в образование детей младшего возраста. Согласно исследованиям нобелевского лауреата Джеймса Хекмана, инвестиции в дошкольное образование дают в разы большую отдачу, чем в школьное, и в десятки раз большую отдачу, чем в вузовское. Недаром ранее необязательное дошкольное воспитание сегодня постепенно превращается в обязательный элемент национальных систем образования.

4. Смена образовательной парадигмы. Существующая система образования создавалась для другой эпохи – эпохи Просвещения. Она была приспособлена под нужды индустриальной революции. Вследствие этого, внимание педагогов было сосредоточено на тех навыках, которые были полезны при поиске работы или готовили к научной деятельности, и с тех пор мало что изменилось.

Таким образом, для дальнейшего развития государства и сохранения его конкурентоспособности необходимо сосредоточиться на развитии одарённости у дошкольников.

Дошкольный возраст имеет свою специфику. Механизмы образования, принятые в школе, для него не подходят: усвоение знаний в дошкольном возрасте в разы выше, чем в школьном. Поэтому практика отбора здесь способна нанести колоссальный ущерб, а ранжирование по степени одарённости, может привести к остановке в развитии. Создание же общих условий для развития одарённости может дать очень хорошие результаты.

В России и в мире существуют программы, которые ориентированы на выращивание одарённости с дошкольного возраста. Одна из них программа «Образование для процветания», разработанная по инициативе АСИ, и программы для начальной школы А.И. Савенкова. Они апробированы во многих регионах, но наиболее целенаправленно работа осуществляется в Якутии. Программы дают хорошие результаты.

Программа «Образование для процветания» опирается на следующие ключевые концепции: 

1. Концепция развития мозга в младшем возрасте.

2. Концепция DGMT – дифференцированной модели одарённости и таланта.

3. Концепция равнозначности влияния генов и окружающей среды.

4. Концепция идентификации.

5. Концепция этической ответственности.

Концепция развития мозга в младшем возрасте

Этапы развития мозга

Последние два десятилетия внесли значительный вклад в понимание развития мозга вообще и в первые годы жизни, в частности. 

В первые годы жизни развитие мозга проходит несколько этапов;

Первый этап – от зачатия до момента рождения ребёнка. У плода есть большинство клеток мозга (нейронов), которые необходимы. «В течение этих месяцев в утробе матери гены программируют большую часть развития головного мозга. За этот период мозг образует около 50 триллионов связей (синапсов). Фетальный стресс во время беременности, вызванный любым из большого числа факторов, включая курение, злоупотребление психоактивными веществами или недоедание, может повлиять на развитие». 


Второй этап развития мозга происходит в течение первых трёх лет жизни. За это время темпы формирования соединений клеток мозга (синапсов) резко возрастают в ответ на экологические стимулы и ощущения, получаемые младенцем. Например, учёные подсчитали, что число синапсов возрастает примерно до 1000 трлн. Каждая клетка мозга может распространять до 15 000 соединений с другими клетками мозга. Однако эти соединения не являются постоянными. 

Большинство их связаны с чувственными ощущениями, такими как звук, зрение и запах от окружающей среды ребёнка. Эти связи формируются, когда ребёнок учится координировать свои мышцы, развивать свою сенсорную систему (зрение, слух, прикосновение и вкус) и приобретать языковые навыки. Количество соединений важно, потому что такие подключения позволяют людям хранить опыт (формировать воспоминания), думать и решать проблемы – все это является частью развития когнитивных процессов.

Наше понимание важности сенсорного опыта исходит из серии исследований на животных и человеке, которые вместе дают убедительные доказательства необходимости стимуляции младенцев с рождения. Отсутствие сенсорной стимуляции, например, заставляет мозг животных использовать области, предназначенные для нефунк­ционирующего сенсорного органа в других целях. 

Третий этап охватывает период от трёх до двенадцати лет. На этом этапе мозг переходит в режим консолидации синаптических образований, когда все связи, которые не были задей­ствованы – отмирают. Поэтому воздей­ствие на детей более разговорчивых родителей способствуют выработке более основательного словарного запаса. Это даёт ребёнку преимущество в ранние годы обучения. Наконец, дети, которые слышат больше слов в день и которые чаще получают положительные ответы от лиц, осуществляющих уход, в среднем будут иметь более высокие показатели когнитивного развития. 

В совокупности эти исследования дают сильную поддержку тому, что мозг динамичен и нуждается в чувственном опыте и когнитивной стимуляции от рождения.

Таким образом, интенсивное продуманное раннее воздействие на ребёнка будет способствовать когнитивному развитию. 

Концепция DGMT – дифференцированной модели одарённости и таланта

В Австралии принят следующий подход к одарённости и таланту, -- модель Ганье, который авторам программы представляется важным: 

Одарённость относится к выдающимся природным способностям (или потенциалу) учащегося в одном или нескольких интеллектуальных (IG), творческих (CG), социально-эмоциональных (SG) и сенсорно-моторных (MG) доменах.

• Талант описывает выдающуюся производительность в одной или нескольких областях человеческой деятельности (включая науку), которая систематически развивается посредством обучения и практики с течением времени.

Студент может быть одарённым, не будучи талантливым. Модель Ганье объясняет, как исключительные природные способности (одарённость) или их потенциал могут постепенно трансформироваться в процессе развития в выдающийся талант, учитывая внутриличностные и экологические катализаторы изменений.

Дифференцированной моделью одарённости и таланта (DMGT). DMGT определяет все существенные причинные влияния в процессе развития таланта. Среди современных концепций одарённости, DMGT остаётся единственной ясно и хорошо увязывающей два ключевые положения в области одарённого образования: одарённость и талант

Концепция равнозначности влияния генов и окружающей среды

С XVIII века ведётся бурная дискуссия о том, играют ли генетические факторы доминирующую роль в когнитивном развитии или доминирующую роль играют экологические факторы. Другие вопросы, такие как влияние расы / этнических различий на интеллект, – вопросы, которые продолжаются на протяжении многих лет. 

Выводы, резюмирующие эти дискуссии крайне важны для решения вопроса о вмешательстве в воспитание детей младшего возраста для поддержания нормального когнитивного развития. Например, если наследственность играет главную роль в когнитивном развитии детей, то можно утверждать, что родители ребёнка предопределяют его когнитивный результат. Если окружающая среда и сенсорный опыт играют важную роль в когнитивном развитии ребёнка, изменение окружающей среды или сенсорных переживаний может повлиять на когнитивное развитие ребёнка.

Сегодня действует распространённое соглашение о том, что как гены, так и окружающая среда играют роль в развитии когнитивных способностей и других компетенциях. Имеются также значительные свидетельства того, что эта роль динамична, а не фиксируется при рождении. 

Таким образом, хорошо продуманные программы воспитания могут играть определённую роль в предотвращении или уменьшении когнитивной задержки…

Концепция персональной ответственности

Сегодня в мире становится чрезвычайно популярной ещё одна концепция, связывающая потребность тех, кто рождается с высоким уровнем задатков или одарённостью, с обязанностью использовать свои задатки на благо человечества, а не только для саморазвития.

Одарённость и таланты – это не статистические показатели, а процессы, возникающие в результате взаимодействия индивидуальных склонностей людей, их способности формировать собственное развитие и влияние воспитания.

Первый шаг. Взращивание одарённости

Для взращивания одарённости должна быть на федеральном уровнепересмотрена или дополнена «Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов». Сегодня она исходит из постулата, что все дети талантливы. Однако, ориентирована исключительно на отбор детей и не распространяется на дошкольный возраст и не включает такие важные составляющие, как художественная / креативная одарённость и организационная одарённость, что как было изложено выше, неверно ни с экономической, ни с педагогической точек зрения.

Она должна быть либо дополнена «Концепцией развития одарённости в дошкольном возрасте», либо быть разработана заново.

Различия в подходах к дошкольному и школьному образованию также должны быть учтены в новой концепции.

Кроме того, процесс взращивания должен проходить в особой среде, среде дружественной детям, а также в образовательной информационно-воспитательной среде, которая, как питательный бульон, способствует развитию талантов и одарённости. 

Основными требованиями к такой среде являются, согласно наработкам мирового сообщества учёных, специализирующегося на ранней одарённости: 

1. Возможности помещения должны обеспечивать дифференцированное обучение.

2. Совершенствование среды по результатам непрерывного процесса изучения потребностей и интересов детей. 

3. Размер помещений, как правило, должен быть небольшим, с гибкой планировкой, с достаточным пространством для детей, чтобы иметь возможность передвигаться от различных исследовательских зон и участвовать в различных мероприятиях, оставаясь при этом недалеко от места сосредоточения своих интересов.

4. Небольшие групповые помещения, связанные общей залой, которая позволяет обеспечить контакты по различным проектам разновозрастных детей.

5. Наряду с этим должна формироваться виртуальная среда для одарённых.

Однако, по мнению многих исследователей как за рубежом (Кен Робинсон, Дэниэль Кропф, Джеймс Хекман и др.), так и в России (Александр Асмолов, Исаак Фрумин и др.), сегодняшний уровень образования вообще, и педагогическая мысль в частности, не соответствует потребностям развития общества. Действительно, “90% всего количества знаний, которыми располагает человечество, получено за последние 30 лет, так же как 90% общего числа учёных и инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации, – наши современники”.

Перед учёными и педагогами стоит задача разработки образовательной системы, способной интегрировать ребёнка в современный быстро изменяющийся высокотехнологичный мир знаний и информации с учётом комплексного подхода «наука — технология — инновация».

Концепция идентификации

В каждой стране по-разному определяется детская одарённость. Так, в Австралии предлагают следующий тест: «Каковы показатели «одарённости»?»

Ребёнок может считаться одарённым, если продемонстрировано более трёх четвертей следующих характеристик (адаптировано по Silverman, 1993):

• хорошие навыки решения проблем / рассуждений

• предпочтение старшим товарищам

• способность к быстрому обучению

• широкий круг интересов

• обширная лексика

• отличное чувство юмора

• отличная память

• ранняя или жадная способность чтения

• длительный промежуток внимания

• касаются справедливости

• личная чувствительность

• порой суждение кажется зрелым для возраста

• сострадание к другим

• сильные наблюдения

• перфекционизм

• богатое воображение

• интенсивность

• высокая степень креативности

• нравственная чувствительность

• имеет тенденцию подвергать сомнению полномочия

• необычное любопытство

• хорошие визуальные головоломки

• настойчивость, когда вы заинтересованы

• показывает способность с числами

• высокая степень энергии».

При этом указывается на тот факт, что существуют культурные различия в каждом регионе и их надо учитывать при составлении списков [закрытых] одарённых детей.

В школах США 33 штата использовали конкретные критерии и / или методы для определения одарённых и талантливых учеников. В 12 из них критерии / методы были определены на государственном уровне; в 21 штате критерии / методы были полностью определены на местном уровне; в трёх критерии / методы были определены как на государственном, так и на местном уровнях. Респонденты из 8 штатов указали, что школы не должны использовать конкретные критерии или методы идентификации.

Таким образом, подходы к оценке одарённости сформированы далеко не везде.

Виды одарённости

Хотя ранее отмечалось, что классификация и градации могут нанести урон маленькому ребёнку, это относилось к тем случаям, когда взрослые начинают сравнивать детей, публично выделяя тех, кто более способен, а кто менее. Не следует забывать, что А.С. Пушкин до семи лет не проявлял особых способностей.

Традиционно в мировой практике выделяют следующие виды одарённости, хотя существует множество вариантов:

• Интеллектуальная одарённость.

• Академическая одарённость, в одном или нескольких предметах.

• Вербальная одарённость.

• Социальная одарённость.

• Эмоциональная одарённость.

• Физическая (двигательная) одарённость.

• Художественная одарённость.

• Музыкальная одарённость.

Для большего соответствия современным запросам, авторы программы ввели еще два вида одарённости:

• Логико-математическую

• Организационную

Признаки одарённости

Каждая из названных одаренностей (способностей) имеет сложную структуру, включающую ряд компонентов. Поэтому развитие одарённости, формирование способностей связано с определением всех составляющих того или иного направления способностей и одаренностей. В зарубежной практике выделяют несколько признаков одарённости.

Интеллектуальная одарённость

• Достижение основных этапов развития раньше, чем у других детей (примерно на треть раньше);

• быстрое обучение;

• наблюдательность;

• быстрый и точный отклик;

• память на приобретенные навыки и информацию, поступившую некоторое время назад;

• более глубокое знание, чем у других детей;

• понимание абстрактных понятий (например, «смерть» или «время»).

Академическая одарённость

• Читать, писать или использовать цифры в раннем возрасте;

• умение писать не только свое имя перед поступлением в школу (без специального обучения);

• демонстрирует расширенные знания книг и фильмов;

• демонстрация расширенных навыков в одной или нескольких образовательных областях.

Вербальная одарённость

• Раннее понимание речи;

• расширенная речь, с точки зрения лексики, грамматики и артикуляции;

• использование метафор и аналогий;

• способность придумывать истории или песни;

• возможность изменять язык в общении с менее развитыми детьми;

• использование языка для реального обмена идеями и информацией с раннего возраста;

• развитое чувство юмора.

Эмоциональная одарённость

• Эмоциональная чувствительность, интенсивность переживаний и отзывчивость;

• раннее появление страхов;

• раннее развитие самоосознания и самооценки;

• уверенность в себе и в своих сильных навыках;

• перфекционизм, в смысле стремления к совершенству;

• повышенная чувствительность к критике;

• эмоциональным вспышки при неудачах;

• чувство ответственности в старшем дошкольном возрасте;

• раннее духовное осознание.

Социальная одарённость

• Высокоразвитое сочувствие к другим;

• раннее развитие способности к моральным рассуждениям;

• повышенный интерес к социальной справедливости;

• развитое умение слушать;

• раннее развитие дружеских связей;

• стремление к уединению с друзьями или взрослыми для одиночных игр;

• выбор сверстников со сходными идеями и чувством справедливости;

• лидерские качества.

Физическая одарённость

• Достижение основных элементов двигательной активности раньше, чем у других детей (примерно на треть раньше);

• быстрое обучение;

• расширенные умения и навыки по сравнению с другими детьми;

• лидерские качества;

• выносливость.

Художественная одарённость

• Читать, писать или использовать цифры в раннем возрасте;

• более свободное использование графических навыков, чем у других детей;

• более развитая память;

• демонстрация расширенного знания книг и произведений искусства;

• демонстрация расширенных навыков в одной или нескольких образовательных областях;

• расширенное представление о колористике;

• интерес к искусству: картинам, скульптуре, архитектуре;

• эмоциональная чувствительность, интенсивность переживаний и отзывчивость.

Музыкальная одарённость

• Интерес к музыке;

• стремление слушать музыку, подпевать;

• интерес к музыкальным инструментам;

• хорошая память на музыкальные произведения;

• эмоциональная чувствительность, интенсивность переживаний и отзывчивость.

Механизмы выявления

Существует множество механизмов выявления одарённости, разработанных главным образом зарубежными психологами. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы, но полностью не удовлетворяет ни один. Даже знаменитая система IQ принимается научным сообществом с весьма большими оговорками, и постоянно ведется поиск более адекватной. Лучше всего комплекс исследований, разработанный А.И. Савенковым, крупнейшим специалистом по школьной одарённости. Что касается ранней одарённости, то механизмы выявления одарённости в дошкольном возрасте опираются на ранние признаки одарённости (см. выше).

Однако любые отборы всегда приводят к тому, что вместе с водой выплескивают ребёнка. Если бы современные тесты применялись бы к некоторым великим, то мир остался бы без Бетховена и Эйнштейна. Великого Верди тоже не приняли в консерваторию из-за «отсутствия таланта».

Концепция выявления одарённости, разработанная коллективом авторов по заказу АСИ, опирается на труды классиков русской педагогики – К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и других, много сделавших в области одарённости, и предлагает совокупность данных педагогического наблюдения, включающих педагогический мониторинг, сведения о родителях и предках и графическое тестирование по специально разработанным тестам определения когнитивных способностей. При этом предполагается, что данные эти будут использоваться нетравматично для ребёнка, то есть наличие того или иного признака не поставит на судьбе ребёнка крест.

Для выявления вида одарённости, присущей ребёнку, был разработан «Журнал одарённости», позволяющийо фиксировать предполагаемое развитие ребёнка, увязывать его со свойствами его семьи (рода) и формировать в зависимости от результатов его индивидуальный маршрут.

Эта работа автоматизирована с возможностью ввести карту одарённости в состав портфолио ребёнка, начиная с дошкольного и заканчивая студенческим возрастом. Проект реализован на базе «Информационно-образовательной среды методической поддержки дошкольного образования «Виртуальный детский сад».

Уровни одарённости

В процессе работы с одарёнными детьми встает вопрос об уровне одарённости.

Есть определенные модели поведения детей, которые могут подсказать, когда дети опережают свой возраст. Большинство карт развития детей показывают типичный диапазон поведения для каждой возрастной группы. Если ваш ребёнок опережает данные этих таблиц, это не обязательно означает, что он или она станут Эйнштейном.

Известный специалист в области одарённости Дебора Руф выделила пять уровней.

Первый уровень

Первый уровень одарённости достаточно распространен. Обычно найдется 6–8 детей первого уровня в группе детей, которые почти всегда на несколько шагов впереди того, с чем воспитатель знакомит группу.

• Эти дети проявляют интерес к цветам, цифрам и многим другим вещам до двух лет. Они способны решать простые головоломки.

• Большинство из них являются хорошими рассказчиками к трем годам, а к четырем изображают буквы и цифры, распознают простые признаки, свое имя и знают большинство букв из алфавита.

• К шести годам многие читают книги.

Второй уровень

Этот уровень встречается реже, чем предыдущий. Обычно количество детей такого уровня в группе не превышает двух человек.

• Эти яркие дети в 15 месяцев любят, когда им читают книги, и сами часто листают их, не разрывая листы. Некоторые выкрикивают названия знакомых магазинов, когда вы едете мимо.

• Они могут долго слушать книги, особенно фантастику и фэнтези. Однако к шести годам они, как правило, читают самостоятельно.

Третий уровень

Обычно количество детей третьего уровня – по два человека на 100.

• Уже в шесть месяцев они понимают, что говорят им взрослые. По просьбе взрослого они способны найти игрушку или другой предмет.

• К 12 месяцам, они могут понимать, чего хотят члены семьи, и делают это еще до того, как их попросят.

• К двум годам они могут собрать кусок головоломки, запоминать любимые книги и знают весь алфавит – хотя и не по порядку!

• В три года они хорошо говорят, считают в прямом и обратном порядке и делают простые математические действия, потому что им это нравится. Они любят печатать буквы и цифры.

• Они просят научить их читать, прежде чем им исполнится пять лет, а многие овладевают умножением и делением.

Четвертый уровень

Они чувствуют себя очень неуютно в среде сверстников.

• Эти дети любят, чтобы кто-то читал им книги очень и очень рано.

• Они имеют большой и сложный запас слов в самом раннем возрасте!

• Большинство из них читают до пяти лет, а к первому классу достигают уровня понимания взрослых книг.

Пятый уровень

• Пятый уровень обладает талантами в каждой возможной области. Они все делают быстрее и интенсивнее, чем дети других уровней.

• У них есть любимые телепередачи уже в младенчестве. Они проявляют интерес к буквам и цифрам раньше, чем научатся говорить. Любят классифицировать предметы раньше, чем большинство детей.

• Они печатают буквы, цифры, слова и свое имя в самом раннем возрасте, и часто используют все, что доступно, чтобы сформировать эти формы и фигуры.

• Они показывают способность к головоломкам и лабиринтам.

• Музыкальные, драматические и художе­ственные наклонности обычно начинают демонстрировать в 18 месяцев.

• Большинство начинает говорить на уровне взрослых.

• Они усваивают математические понятия и базовые функции, прежде чем начинается формальное обучение.

• Они имеют высокую заинтересованность в чистых фактах и любят словари в возрасте
3 лет.

• Они читают в шесть или более лет.

Обобщая данные своих исследований, Дебора Л. Руф привела следующую градацию этих уровней:

• «яркий», «просветленный»: 1 из 6 (17%);

• «умеренно одаренный»: 1 из 50 (2%);

• «высокоодаренный»: 1 из 1000 (0,1%);

• «исключительно одаренный»: 1 из 30 000 (0,003%);

• «необычайно одаренный»: 1 из 3 миллионов (0,00003%).

Рисунок 5. Источник: Ruf Deborah L. Ruf Estimates™ of Levels of Gifted Assessment // http://www.talentigniter.com/ruf-estimates

Портфолио ребёнка и педагога в ИОС МПДО

Для программы «Образование для процветания» была использована созданная ранее система «Виртуальный детский сад» (ВДС). Она удобна тем, что предполагает ежедневное сопровождение ребёнка с включением педагогического мониторинга и графических тестов, подвергшихся автоматизированной обработке.

Все данные за время пребывания ребёнка накапливаются в системе и формируются в портфолио. Портфолио позволяет произвести различные отборы детей в системе и выдать аналитику способностей ребёнка в соответствии с теми требованиями, которые запрашиваются системой образования. (Аналогичное портфолио формируется и для педагогов и руководителей системы образования, в соответствии с компетенциями). Оно позволяет отобрать педагогов нужной квалификации для работы с одарёнными детьми.

Накопленные таким образом данные могли бы быть вдвойне полезны, если бы была официально закреплена процедура передачи электронного портфолио в школу, куда направляется ребёнок, с предварительным отбором особо одарённых и рекомендацией родителям направить их в образовательную организацию соответствующую уровню одарённости).

Кроме того, как упоминалось выше, одарённые дети, независимо от вида одарённости, обладают повышенной социальной ответственностью, особенно это относится к социально одарённым детям.

Не менее важно сегодня дать возможность проявиться этой социальной ответственности. Если общественная или социальная работа будут определённым образом учитываться в портфолио ученика и влиять на поступление его в вуз, а в вузе также будут влиять на дальнейшее распределение, стипендию и проч., государ­ство может получить большое подспорье в решении многих вопросов.

Одарённость у малых и коренных народов

Когда речь идёт об одарённых детях в регионах, где проживают коренные и малочисленные народы, а Якутия является именно таким регионом, встаёт вопрос, как проявляется одарённость в этом случае. Сегодня этим проблемам посвящено много зарубежных исследований, особенно в Австралии и Новой Зеландии. Число российских исследователей чрезвычайно мало.

Традиционно, оценивая одарённость коренных и малочисленных народов, считают, что превалирующий вид – художественная одарённость.

Другие черты, которые выделяли зарубежные исследователи, существенно разнятся с общеупотребимой типологией: помощь и услуги, оказываемые другим людям; мужество и храбрость; гостеприимство, духовность; любовь, забота и чувствительность к другим; трудолюбие и решительность.

Исследования, проведенные новозеландским ученым Бивеном-Брауном, что различие в подходе представителей коренных и малочисленных к одарённости «возникает в концепции ответственности», а также в феномене «групповой одарённости». Он отмечал также, что идентификация одарённости, в этом случае также сильно затруднена.

Сильным фактором работы с одарёнными у коренных и малочисленных народов является понимание, что на первых порах за нее отвечает семья и старейшины: «Старейшины будут внимательно следить за новорожденными или малышами. Когда ребёнок признан одарённым, он будет взращиваться и развиваться ими непрестанно». Эти исследования раскрывали традиции одарённости по отношению к народу маори.

Аналогичные исследования проводились и в случае инуитов: «Многие из них обладают особыми качествами, которые можно определить как одарённость. Здесь также есть сход­ство с культурами маори и пасифика».

Вместе с тем, исследователи указывали на гибкость в отношениях, которые присущи инуитам. «Исторически инуиты жили в очень ограниченном пространстве, и само их выживание часто зависело от отношений или взаимосвязи друг с другом. Как следствие, ожидалось, что все будет сделано, чтобы сохранить мир».

Чтобы обеспечить преемственность традиций, во многих образовательных организациях работают старейшины (их работа оплачивается), чтобы развивать язык, традиции и практические навыки.

В Якутии сегодня активно развиваются различные программы, которые обеспечивают образование одарённых детей с младенчества. Здесь имеются отличия в подходах с зарубежными странами, но уже сейчас имеются результаты, которые позволяют ожидать в будущем качественного изменения образовательных результатов.

Список литературы

1. Комарова Т.С. Формирование способности к регуляции рисовальных движений руки у детей дошкольного возраста // Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А. Венгера. — М.: Педагогика, 1976. — С. 162–172.
2. Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов» // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу: http://edu53.ru/np-includes/upload/2012/09/10/2837.pdf
3. Лиссабонская стратегия // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу: http://n-europe.eu/glossary/term/648
4. Макаров В.Л. Экономика знаний: Уроки для России // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу: http://www.nkj.ru/archive/articles/2874/
5. Мурылев В.А. Информация в культуре // Аналитика культурологии component/k2/item/202–article_14.html
6. ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ПРОЦВЕТАНИЯ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. С.М. Авдеевой, И.И. Комаровой, Т.С. Комаровой, С.С. Славина. — М.: АСИ, 2014. — 320 с. Президентская инициатива «Наша новая школа» // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу: http://nasha-novaya-shkola.ru/?q=node/4
7. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961. — С. 9.
8. Чуклин М. История развития представлений об одарённости // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу: HTTP://NSATURNIA.RU/METODIKA/ISTORIYA-RAZVITIYA-PREDSTAVLENIJ-OB-ODARENNOSTI/
9. Юркевич Ю.С. Система работы с одарёнными детьми в российском образовании: сегодняшний опыт и завтрашние перспективы
10. A New Strategy for Sport: Consultation Paper // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/450712/1619-F_Sports_Strategy_ACCESSIBLE.pdf
11. A Report for the Sutton Trust By Jane Waldfogel and Elizabeth Washbrook 1 February 2010.
12. A Transdisciplinary Vision for Concerted Action // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу: http://www.unesco.org/education/tlsf/mods/theme_a/popups/mod01t05s01.html
13. An Early Start Young Learners and Modern Languages in Europe and Beyond // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу: http://www.poliglotti4.eu/docs/Research/An_Early_Start_Young_Learners_and_Modern_Languages_in_Europe_and_Beyond.pdf
14. Asynchronous Development // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу: http://www.nagc.org/resources-publications/resources/social-emotional-issues/asynchronous-development
15. Bevan-Brown, J. (2005). “Providing a Culturally Responsive Environment for Gifted Mаori Learners”. International Education Journal, vol. 6 no. 2, pp. 150–55 // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу: http://ehlt.flinders.edu.au/education/iej/articles/V6n2/Bevan/paper.pdf
16. Bevan-Brown, J. (1996). “Special Abilities: A Mаori Perspective”. In Gifted and Talented: New Zealand Perspectives, ed. D. McAlpine and R. Moltzen. Palmerston North: Massey University ERDC Press; Smith Adrian/ Catering for the learning needs of gifted and talented students in a New Zealand context // http://appa.org.nz/wp-content/uploads/2014/11/A-Smith-Catering-for-the-Learning-Needs-of-Gifted-and-Talented-Students-in-a-New-Zealand-Context.pdf
17. Carneiro, P., F. Cunha, and J. J. Heckman. Interpreting the Evidence of Family Influence on Child Development. In The Economics of Early Childhood Development: Lessons for Economic Policy, Minneapolis, Minnesota. The Federal Reserve Bank. Presented at “The Economics of Early Childhood Development: Lessons for Economic Policy Conference,” Minneapolis Federal Reserve Bank, Minneapolis, MN. October 17, 2003
18. Claudia Resch. National Policies and Strategies for the Support of the Gifted and Talented in Austria // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу: HTTP://WWW.CEPSJ.SI/PDFS/CEPSJ_4_3/CEPSJ_4_3_RESCH_PP_9-30.PDF
19. Definition of youth // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу: http://www.un.org/esa/socdev/documents/youth/fact-sheets/youth-definition.pdf
20. Developing Programs in Science for Gifted and Talented Students // https://www.asi.edu.au/wp-content/uploads/2015/03/Developing-programs-in-science-for-gifted-and-talented-students_pdfv2.pdf
21. Education & young people in the EU // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу: HTTP://EUROPA.EU/EUROPEAN-UNION/LIFE/EDUCATION-TRAINING_EN
22. Education Indicators in Focus – 2012/05 (May) // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу: HTTPS://WWW.OECD.ORG/EDU/50495363.PDF; Education Indicators in Focus – April 2015 // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу: HTTPS://WWW.OECD.ORG/EDUCATION/EDIF%2031%20(2015)--ENG--FINAL.PDF
23. Freyer M. How to Attract the Right Talent Abroad // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу: HTTP://WWW.RADIUSWORLDWIDE.COM/BLOG/2016/7/HOW-ATTRACT-RIGHT-TALENT-ABROAD; HTTP://WWW.ILO.ORG/PUBLIC/ENGLISH/DIALOGUE/ACTEMP/DOWNLOADS/PUBLICATIONS/SRSIRHRM.PDF
24. Hart, B. & Risley, T. (1995). Meaningful differences in the everyday experience of young American children. Baltimore: Paul H. Brookes Publishing
25. Heckman J., Masterov D. The Productivity Argument for Investing in Young Children. 2007
26. Illig David C. Birth to kindergarten: the importance of the early years. A Comprehensive Review of the Literature and a Series of Policy Options for Early Childhood Interventions in Response to a Request by Senator Dede Alpert // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу: https://www.library.ca.gov/CRB/98/01/98001.pdf
27. Inderbir Kaur Sandh. Learning Environment for Gifted Children // http://www.brainy-child.com/expert/learning-environment.shtml
28. Ken Robinson: Bring on the Learning Revolution // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу: http://www.talltrees-school.co.za/reading.htm
29. Kennedy J. 5 Definitions of Giftedness // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу: HTTPS://EDUCATIONALADVANCEMENT.WORDPRESS.COM/2012/05/01/5-DEFINITIONS-OF-GIFTEDNESS/
30. Kotulak, Ronald, Inside the Brain: Revolutionary Discoveries ofHow the Mind Works. Andrews McMeel Publishing, Kansas City, 1997
31. Jacob Javits. Gifted & Talented Students Education Act // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу: https://www2.ed.gov/print/policy/elsec/leg/esea02/pg72.html
32. Jensen, А. (1969) How Much Can We Boost IQ And Scholastic Achievemen // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу: http://emilkirkegaard.dk/en/wp-content/uploads/How-Much-Can-We-Boost-IQ-and-Scholastic-Achievement.pdf
33. Jusczyk, P.W., and Hohne, E.A. (1997). Infant’s memory for spoken words. Science, 277, 1984-1986., 1997
34. Managing global talent // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу: HTTP://GOING-GLOBAL.ECONOMIST.COM/EN/2013/11/22/MANAGING-GLOBAL-TALENT/; HTTP://WWW.MCKINSEY.COM/BUSINESS-FUNCTIONS/ORGANIZATION/OUR-INSIGHTS/HOWMULTINATIONALS-CAN-ATTRACT-THE-TALENT-THEY-NEED;
35. MIRELA STOICAN. Investment in human capital and its multiplier effect // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу: http://www.wseas.us/e-library/conferences/2013/Brasov/EPLS/EPLS-08.pdf
36. Neisser, et al, (1996). Intelligence: Knowns and Unknowns,
37. Oswald, F. et al. (2005). Country specific information in Austria. In: Monks, F.J. & Pfluger, R. (ed.) Gifted education in 21 European countries: Inventory and per spective. Radboud University Nijmengen // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу: https://www.bmbf.de/pub/gifted_education_21_eu_countries.pdf
38. Participant Development in Sport: An Academic Review // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу: http://www.sportscoachuk.org/sites/default/files/Participant-Development-Lit-Review.pdf
39. Reid E., Horvathova B. Teacher Training Programs for Gifted Education with Focus on Sustainability // Journal of Teacher Education for Sustainability, vol. 18, no. 2, pp. 66–74, 2016
40. Ramey, C. T., & Ramey, S. L. (1998). Early intervention and early experience. American Psychologist, 53(2), 109-120.
41. Ramey, C. T., & Ramey, S. L. (1997) Persistent Effects of Early Childhood Education on High-Risk Children and Their Mothers.
42. Ruf Deborah L. Ruf Estimates™ of Levels of Gifted Assessment // http://www.talentigniter.com/ruf-estimates
43. Seven Revolutions // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу: https://www.csis.org/programs/seven-revolutions
44. Shore, R. (1997) ‘What have we learned?’ in ‘Rethinking the brain’. New York: Families and Work Institute, pp. 15-27
45. Silverman L.K. (1992). How parents can support gifted children. (ERIC Document Reproduction Service No ED 352 766).
46. Silverman Linda // HTTP://WWW.GIFTEDDEVELOPMENT.COM/STAFF/LINDA-SILVERMAN; Gagne F. Constructs and models pertaining to exceptional human abilities // K. A. Heller, F. J. Monks, & A. H. Passow (Eds.), International handbook of research and development of giftedness and talent. Oxford: Pergamon, 1993. pp. 69-87
47. Smith Adrian/ Catering for the learning needs of gifted and talented students in a New Zealand context // HTTP://APPA.ORG.NZ/WP-CONTENT/UPLOADS/2014/11/A-SMITH-CATERING-FOR-THE-LEARNING-NEEDS-OF-GIFTED-AND-TALENTED-STUDENTS-IN-A-NEW-ZEALAND-CONTEXT.PDF
48. State of the states in gifted education. Policy and practice data. 2014-2015 // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу: HTTPS://WWW.NAGC.ORG/SITES/DEFAULT/FILES/KEY%20REPORTS/2014-2015%20STATE%20OF%20THE%20STATES%20(FINAL).PDF
49. The mobility manifesto: The Sutton trust, March, 2010
50. The right to education: towards education for all throughout life/ UNESCO Publishing, 2000.
51. White Paper Promoting Talent and Excellence // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу: http://www.oezbf.at/cms/tl_files/Publikationen/Veroeffentlichungen/weissbuch_E_fertig_interaktiv.pdf
52. Weilguny W.M., Resch, C., Samhaber, E., & Hartel, B. (2013). White Paper Promoting Talent and Exellence. Salzburg: ÖZBF.
53. Weilguny, W., Resch, C., Samhaber, E. & Hartel, B. (2011). Weißbuch. Begabungs- und Exzellenzförderung. Salzburg: ÖZBF., 2013.
54. Winner E. Gifted Children: Myths and Realities // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу: HTTPS://WWW.QUESTIA.COM/LIBRARY/4559144/GIFTED-CHILDREN-MYTHS-AND-REALITIES
55. World declaration on higher education for the twenty-first century: vision and action // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу: http://www.unesco.org/education/educprog/wche/declaration_eng.htm
56. 5 Definitions of Giftedness // [Элект­ронный ресурс]. Доступен по адресу: https://educationaladvancement.wordpress.com/2012/05/01
/5-definitions-of-giftedness/

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

способности, одарённость, развитие способностей и одарённости, дошкольник, дошкольное образование, система выявления талантов