ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

И.Ю. Шпикалова. Кондуктивное воспитание: эффективность и социальная значимость системы. Перспективы развития в России

№1 2018 И.Ю. Шпикалова. Кондуктивное воспитание: эффективность  и социальная значимость системы. Перспективы развития в России
Аннотация

Цель: рассказать читателям, как специалистам, так и родителям детей с заболеваниями центральной нервной системы, об эффективности, основных принципах и социальной значимости венгерской педагогической системы, разработанной для воспитания и реабилитации детей с различными заболевания центральной нервной системы и нарушениями движения. В статье приводится краткая история, методология, анализ эффективности и тенденций развития кондуктивной педагогики в мире и в России. Показаны основные принципы, которыми руководствуются специалисты в процессе обучения детей с заболеванием центральной нервной системы по методу кондуктивной педагогики. Введено определение «кондуктивное воспитание». Рассмотрен международный опыт проведения занятий. Особое внимание в статье уделено роли кондуктивного воспитания в социальном развитии детей с ДЦП, в аспекте развития таких навыков как: коммуникация и кооперация со взрослыми и детьми, внимательность и усидчивость, активность, освоение практических жизненных навыков, обучаемость, внутренняя мотивация и самостоятельность. Выявлены проблемы в развитии применения метода в современной системе реабилитации и специального образования в России.

Выводы: метод кондуктивного воспитания благодаря своему целостному подходу к развитию личности ребенка с заболеванием центральной нервной системы является высокоэффективным, с точки зрения как физического развития ребенка и овладения разнообразными практическими навыками, так и социального, умственного, личностного развития. Ключевым моментом в распространении и широкой доступности метода в России является признание места кондуктивной педагогики в существующей системе реабилитации и специального образования, выход из информационного вакуума, подготовка специалистов.

Полный текст

Введение

Войдя в зал, где проходят занятия по методу кондуктивной педагогики, мы увидим, что в небольшой группе дети (4–8 детей преимущественно с двигательными расстройствами)и кондуктолог играют, смеются, самостоятельно кушают, вместе выполняют разнообразные задания и физические упражнения, мастерят поделки, готовят, музицируют. В целом, в группе царит непринужденная и радостная атмосфера, слышен живой детский смех и пение; кондуктолог общается с детьми и не скупится на эмоциональное поощрение успехов и попыток ребенка. В зале много разнообразной деревянной мебели, игрушек, музыкальных инструментов и спортивных принадлежностей, а также предметов повседневного быта. Может возникнуть мысль, что кондуктивная педагогика – сомнительный метод реабилитации, и занятия похожи на группу кратковременного пребывания для детей с нарушениями движения и не более.

Определение метода и размышления на тему доказанной эффективности

Тем не менее, за кажущейся простотой кондуктивная педагогика представляет собой целостную образовательную систему, которая комбинирует физическую терапию, интеллектуальное, эмоциональное и социальное развитие, исходя из того, что с помощью активного процесса обучения возможно научить пациента с заболеванием ЦНС многим движениям и практическим навыкам (Финк,2003; Лильин, 2008). Мы используем в России название «кондуктивная педагогика» как прямой перевод венгерского названия метода. В западном мире закрепилось название «кондуктивное образование», что не является в полной мере корректным. На мой взгляд, название «кондуктивное воспитание» более полно отражает суть подхода и более понятно для нашего восприятия.

Я позволила себе использовать термин «кондуктивное воспитание» в качестве синонима.

В широко известном австралийском обзоре И. Новак и соавторов, целью которого стала оценка существующих известных методов реабилитации детей с ДЦП с точки зрения доказательной медицины, кондуктивная педагогика, как метод, удостоился сомнительной эффективности (желтый цвет) и вердикта «вероятно, не следует этим заниматься» (Novak, 2013). При этом остается непонятным, как оценивалась эффективность метода, как педагогической системы (Sutton, 2014). Также навряд ли возможно оценить социальное значение кондуктивной педагогики, руководствуясь критериями доказательной медицины. В то же самое время, подходы, направленные на решение задач, обучение движению, бимануальную тренировку, тренировку силы мышц верхних и нижних конечностей, домашние программы были отмечены в ряду методов с доказанной эффективностью (Семенова, 2018; Льовинг,2013; Дамиано,2013). При погружении в детали становится очевидным, что эти подходы как раз и являются неотъемлемой частью кондуктивного воспитания. Таким образом, приведенная оценка кондуктивной педагогики, на наш взгляд, не соответствует действительности.

Целостный подход и социальная значимость кондуктивной педагогики

Кондуктивная педагогика представляет собой педагогическую систему, которая воспитывает и требует большой степени участия от страдающего ДЦП, а также от его семьи и всех, кто вовлечен в его жизнь. Часто целью реабилитационных занятий с ребенком является улучшение физического состояния, при этом его самооценке, психологическому и социальному развитию не уделяется должного внимания. Кондуктивное образование, напротив, помогает ребенку преодолеть физическое несовершенство как данность, развить веру в себя, обрести социальную роль. Это главное, все остальное – лишь способы достижения цели.

Как писала одна из основоположников метода Мария Хари, в обращении с детьми и подростками неизменно соблюдается принцип «активность вместо пассивности». Однако активность отождествляется не с физическим движением, а формированием целей, интереса и планированием действий. Пассивным, или рефлекторным, движение считается не с точки зрения механики, а с точки зрения личности, если она совершает его не целенаправленно, а вынужденно (Хари, 1982; Hary, 1990).

Одним из основных вопросов, стоящим перед родителями и педагогами, является вопрос о том, каким образом люди с нарушениями опорно-двигательного ап­парата могут стать активными и восприниматься обществом…. Если ребенок хочет понимать происходящее, выражать свои мысли и чувства, общаться, решать проблемы, быть самостоятельным, то он активен, а эти желания являются основой для его обучения. В процессе занятия кондуктолог со­здает такие условия внутри группы, чтобы ребенок сам начал стремиться к выполнению практического задания (Финк, 2004). Тренажеры и медицинские методы, в основе которых лежит совершенствование тех или иных физических навыков, безусловно эффективны, но не развивают сознание, внутреннюю мотивацию, инициативность и активность человека. Кондуктивное воспитание – это бесспорно обучение жизненным навыкам – но вся наша жизнь как раз и состоит из разнообразных навыков. Умение быть активным и решать поставленные задачи – двигательные упражнения и практические задания – один из важнейших навыков, который предстоит освоить нашим детям (Саттон, 2008).

Групповое обучение как основа для обучения кооперации с другими членами общества

Занятия по системе кондуктивного образования проходят в группах; детей, особенно дошкольного возраста, часто сопровождают родители. Обучение родителей для кондуктологов не менее важно, чем занятия с самими детьми. Научиться можно очень многому и продолжать практиковать эту систему дома (игры, упражнения и манипуляции, кормление и самообслуживание, самостоятельность, а главное новое отношение к ребенку как к полноценной активной личности).

Группа – основа для освоения социальных навыков, и это активный процесс, то есть группа рассматривается как образовательная и социальная среда для ребенка, когда кондуктолог целенаправленно мотивирует детей на взаимодействие и выполнение движений и заданий, которые они не стали бы делать в другой обстановке (Hary,1990). «Занятия в группе – это положительный момент, – делится впечатлениями Елена, мама мальчика с тяжелой формой ДЦП, – кроме выполнения задания сын должен концентрироваться на взаимодействии с другими детьми и это совсем новая для него сфера активности». Коллективная игра и группа служат основой для социализации ребенка, учит его следовать правилам, кооперировать и примерять разные социальные роли. «Я долго не решалась на какие-либо коллективные занятия, так как я сомневалась, что сын будет выполнять задания в группе, – говорит Ольга, мама ребенка с тяжелой формой ДЦП, – и я очень рада, что в группе он поборол свое желание делать что-либо как захочет, когда захочет, и чтобы слушали только его».

Дети учатся играть и учатся, играя: игра как творчество; игра как развитие речи и коммуникации; интеллекта, логики, внимания; игра как дисциплина; как двигательное развитие, так как в игровые движения заложены и базовые физические упражнения; игра как дружба и веселье. «Дочь раскрепощена во время занятий, так как она взаимодействует с другими детьми. Она учится играть, – отмечает Ольга, мама девочки с легкой формой ДЦП.

Кондуктолог учит детей быть более собранными и сконцентрированными на выполнении задания, последовательными и уверенными в себе, развивать умение слушать и выполнять вербальные инструкции (без демонстрации). Без должной степени понимания и внимания у ребенка затруднительно обучение более сложным двигательным навыкам. «Мне очень нравится формат занятий, – говорит Елена, мама мальчика с тяжелой формой ДЦП, – который включает все обычные индивидуальные занятия ребенка с ДЦП. Комплексный подход дает эффективность. Обучение бытовым навыкам очень полезно, но я бы не выделяла их преимущество перед другими разделами программы».

Обучение движению и активность – доказанная эффективность подхода

Дети на самом деле могут больше, чем от них привыкли ждать. Родители часто слышат эти слова от различных специалистов, но не всегда получается разрешить эту проблему. Кондуктивное воспитание предлагает ребенку стать активным участником занятий и самостоятельно решать поставленные перед ним задачи, будь то передача кольца от одного ребенка к другому, самостоятельный прием пищи, контролирование положения стоп и ног при ходьбе, или самостоятельное вдумчивое планирование своих движений с целью достижения конечного результата, например самостоятельно сесть в коляску (подойти к коляске с ходунками, развернуться, сделать шаг назад, перехватить опору, сесть и разместиться поудобнее).

На первый взгляд скромное, но функциональная и действительно эффективное учебное оборудование для занятий – решетчатые столы, стулья с лестничными спинками, табуреты, вертикальные и горизонтальные лестницы, поручни, параллельные брусья, подставки под ноги, лестницы и горки, кольца, палочки – помогает детям быть максимально активными в группе, проявить и развить свои навыки: брать, держать и передавать предметы, самостоятельно сидеть, вставать и стоять у опоры или без опоры, ходить, держаться, принимать решения и ориентироваться в окружающей обстановке (Акош, 1994).

Кондуктолог методично учит ребенка движению, правильной скорости, ритму и последовательности выполнения движений (как самостоятельных, так и с помощью взрослого), а также навыкам правильно распределять вес тела и нагружать конечности, опираться на них, стоять и сидеть правильно. Упражнения направлены на обучение ребенка движению в повседневной жизни (ползать, сидеть, стоять, ходить) и окружающей обстановке (преодоление препятствий, лестниц, склонов, необходимость подойти поближе или дотянуться, развернуться или изменить направление движения и прочее). Разнообразные упражнения выполняются последовательно в положении лежа, сидя и стоя, тем самым усложняется задача по их выполнению, балансу и координации. Кондуктолог формирует реальные цели для каждого участника занятий, вовлекая в этот процесс самих участников (Льовинг,2013).

Есть мнение, что метод не эффективен для детей с тяжелой формой ДЦП (GMFСS IV). Однако, опыт говорит об обратном. Во-первых, все вышеописанные подходы чрезвычайно важны в обучении родителей такого ребенка; во-вторых он также может научиться ровно сидеть, держась за поручень, улучшить функцию рук, включая навыки захвата и передачи предметов, а также освоить такие навыки, как опора на руки и ноги. Комплекс простых, но очень важных и жизненных упражнений для укрепления мышц спины и шеи поможет уверенней держать голову и ровнее спину. Подобные результаты могут значительно облегчить уход за таким ребенком, и особенно за взрослым, когда вес будет большой. Так ребенок может научиться уверенней сидеть, сможет ровно стоять, держась за опору, когда, например, надевают и подтягивают брюки, сможет пользоваться туалетом, держать предметы, удобнее разместиться в инвалидном кресле и прочее, будет развит эмоционально. Это колоссально!

Краткая история и современное положение в России

История применения метода для улучшения состояния как детей, так и взрослых
с различными нарушениями движения в след­ствие заболевания ЦНС насчитывает почти 70 лет. Основателем метода был венгерский врач Андраш Пете, но кроме него огромную роль в развитии, обосновании и распространении метода сыграла Мария Хари – удивительная женщина, которая на протяжении 20 лет возглавляла Институт кондуктивной педагогики и восстановительной двигательной терапии в Будапеште после смерти А. Пете. Именно благодаря ее преподавательской и просветительской деятельности, пронзительным и точным определениям, метод вышел за границы Венгрии.

Традиционно (в Венгрии) дети имели возможность заниматься по программе кондуктивной педагогики, во время пребывания в детском саду или школе. Возможно, эта форма наиболее оптимальна для ребенка и его семьи, но пока остается самой сложной с точки зрения организации и привлечения специалистов (для России). Тем не менее занятия могут иметь и курсовую форму: 1-4-х недельные курсы с ежедневной или индивидуальной посещаемостью (2–3 раза в неделю). Трехнедельные курсы, на протяжении которых дети занимаются по 3-6 часов в день по методу кондуктивного воспитания, являются стандартным протоколом, принятом как в Институте имени А.Пете, так и во многих европейских и американских центрах.

В настоящее время нужно признать, что кондуктивная педагогика вышла за границы Института им. А. Пете (с недавних пор Факультет Андраша Пете Медицинского Университета имени Земмелвейса) и стала доступной во многих странах. Небольшие центры и школы кондуктивного воспитания (на сегодняшний день их количество приближается к 400) являются проводниками системы во всем мире (Sutton, 2016). Сегодня получить образование кондуктолога возможно не только в Венгрии, но и в Англии.

К сожалению, в России нет единого централизованного источника информации о развитии метода в нашей стране, так же как нет и профессионального сообщества кондуктологов, практикующих в России. Нет понимания роли кондуктивной педагогики в системе реабилитации либо специального образования, существующего в России. Интерес к методу менялся в нашей стране в разные годы, от программ направления российских студентов для обучения в Институт им. А. Пете в 1990-х годах, государственной поддержки реабилитации детей, страдающих ДЦП, в Венгрии и приглашения венгерских специалистов в российские центры в начале 2000-х и практически полного забвения и информационного вакуума в настоящее время. Сегодня получить услуги дипломированных кондуктологов на постоянной основе возможно всего в двух городах России: Тольятти (ГБУЗ СО Тольяттинский лечебно-реабилитационный центр «Ариадна») и Москве (ГБУ РЦ «Текстильщики», ЦКП «Жизнь в радость»). Попытки включить кондуктивную педагогику в систему помощи детям с ДЦП также предпринимались в Сыктывкаре (санаторий Лозым), Екатеринбурге (Детский дом-интернат для умственно отсталых детей и Областной центр реабилитации инвалидов), Московской области (Клинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Родник»).

Кроме того, в нашей стране необходимо признание кондуктивной педагогики как эффективного метода социально-педагогической реабилитации на уровне нормативного регулирования, включая упрощение процедуры привлечения иностранных специалистов-кондуктологов, разработку мер государственной поддержки центров, применяющих ее в России. Чрезвычайно важно стремиться к тому, чтобы получение специальности кондуктолога, а также повышение квалификации по этой специальности было доступно и в России.

 

Список литературы

1. Батышева Т.Т. Современные методики реабилитации детей с Церебральным параличом. Режим доступа: http://federalbook.ru/files/FSZ/soderghanie/Z_16/Z16-2015-Batisheva.pdf
2. Войцель Н.В. Кондуктивная педагогика А.Пете. Основные положения метода по реабилитации детей с ДЦП на примере польского опыта// Детская и подростковая реабилитация. – 2013. – №1(20). – С. 38–42.
3. Дамиано Д. Принципы функционального лечения для нижних конечностей и стратегии их применения в разных местах//Детская и подростковая реабилитация. – 2013. – С38-42.
4. Золотарева В. Свердловская делегация вернулась из Венгрии после обучения методу кондуктивной педагогики Андраша Пете. 2018. Режим доступа: http://ocri.ru
5. Кондуктивная педагогика А.Пете: развитие детей с нарушением опорно-двигательного аппарата/ А.Финк., перевод с немецкого под редакцией проф. Н.М.Назаровой. – М.: Академия, 2003. – 136 с.
6. Детская реабилитология/ Лильин Е.Т., Доскин В.А. – М.: Медкнига, 2008.
7. Льовинг К. Принципы постановки целей при целенаправленном лечении на основании активности у детей//Детская и подростковая реабилитация. – 2013. – С. 47–50.
8. Помощь детям с церебральным параличом – Кондуктивная педагогика. Книга для родителей / К. Акош, М. Акош. – М.: Улисс, 1994. – 196 с.
9. Психология развития ребенка/Л.С.Выготский. – М.: Эксмо, 2004. – 512с.
10. Реабилитация детей с ДЦП: обзор современных подходов в помощь реабилитационным центрам/ Е.В.Семенова, Е.В.Клочкова, А.Е.Коршикова-Морозова, А.В.Трухачева, Е.Ю.Заболоцкис. М.:Лепта Книга, 2018. 584 с.
11. Специалистов из Венгрии пригласили в область для помощи детям с ДЦП. Режим доступа:https://riamo.ru/article/28613/spetsialistov-iz-vengrii-priglasili-v-oblast-dlya-pomoschi-detyam-s-dtsp.xl
12. Xapи M. Meтoд кондyтивнoгo воспитания и eгo poль в coцильной адипций детей c церебрльными праличaми// Журнал невропaтологии и псхиаитpии им. Корсаковa. – 1982. –
C. 1507–1510.
13. Центр кондуктивной педагогики. 2016. Режим доступа: http://fond-siladobra.ru/content/centr-konduktivnoy-pedagogiki
17. Caттoн Э. Кондуктивное воспитание: революция для семей с детьми, страдающими церебральным параличом // Современное дошкольное образование. – 2008. – №4. –
С. 93–95.
14. Conductive education/Maria Hary, Karoy Akos. London.:Tavistock / Routledge, 1990.375 с.
15. Internationalising Conductive Education: Reports from Recent Advances in Conductive Education – Library of Conductive Education (Paperback)/Andrew Sutton (editor), Gillian Maguire (editor).Conductive Education Press, 2010.
16. Maria Hari on Conductive Pedagogy: An Introduction to the Philosophy of Conductive Education (Paperback)/ Andrew Sutton (editor), Gillian Maguire (editor).Conductive Education Press, 2004.
17. Novak I., McIntyre S., Morgan C., Campbell L., Dark L., Morton N., Stumbles E., Wilson S.A., Goldsmith S. A. A systematic review of interventions for children with cerebral palsy: state of the evidence// Developmental Medicine & Child Neurology. – 2013, October; 55(10). – P. 885-910
18. NICE. Why become a conductor. Режим доступа: https://conductive-education.org.uk/training/become-a-conductor/
19. Peto Andras Kar Semmelweis Egyetem.Режим доступа: semmelweis.hu/pak.
20. Sutton A. Cоnductive education: the unfinished story//Special world. – 2016, April. Режим доступа: http://www.specialworld.net/2016/04/05/conductive-education-the-unfinished-story/
21. Sutton A. Schenker R., Researching conductive education. Letter to the editor// Developmental medicine&Child Neurology. – 2014, March. Режим доступа: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/dmcn.12363

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

кондуктивная педагогика, кондуктолог, реабилитация, ДЦП, нарушения движения, обучение