ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

К.А. Некрасова, К.В. Гетте, Н.В. Чехова. Детское телевидение как средство развития коммуникативной инициативы старших дошкольников

Аннотация

Статья посвящена возможности использования детской журналистики для развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста. Статья будет полезна педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. 

Полный текст

Н.А. Короткова и П.Г. Нежнов определили сферы детской инициативности, которые, обеспечивают развитие психических новообразований старшего дошкольного возраста, эмоциональное благополучие ребёнка, его самореализацию, полноту «проживания» им дошкольного периода детства, включенность в те виды культурной практики, которые традиционно отведены обществом для образования дошкольника. В качестве одной из основных сфер детской инициативы выступает коммуникативная инициатива.

Коммуникативная инициатива – это включенность ребенка во взаимодействие, в котором развиваются эмпатия и коммуникативная функция речи.

Современным старшим дошкольникам очень близко телевидение и интернет: 100% воспитанников смотрят телевизионные программы, 82% – подписаны на каналы в интернете и регулярно просматривают блоги, которые ведут дети, в том числе и их сверстники. Принимая во внимание этот факт, педагогический коллектив разработал проект по созданию детского телевидения «Солнечный зайчик» как средства развития детской коммуникативной инициативы.

Перед реализацией проекта проводилась подготовительная работа. Педагоги вместе
с детьми просматривали отрывки из телевизионных передач и сюжетов в сети Интернет.
В ходе просмотра отмечались сюжеты программ, место съемок, манера общения ведущих со зрителями и собеседниками. Внимание детей также обращалось на использование оборудования, декораций, расстановку мебели в студии, профессиональную деятельность людей, принимающих как непосредственное участие в съемках, так и в их подготовке, и другие характерные детали.

Так как целью создания детского телевидения является развитие коммуникативной инициативы старших дошкольников, то дети становятся полноправными партнерами взрослых в работе над выпусками программ. Каждый выпуск состоит из нескольких репортажей о значимых событиях в жизни детского сада. Дети самостоятельно определяют те события, о которых они хотят рассказать, делают выбор, кто сегодня выступит в роли ведущего, репортера, оператора. Задача педагогического коллектива – помочь малоактивным, застенчивым воспитанникам примерить на себя ту или иную роль, замотивировать на участие в совместной деятельности. Если в начале проекта некоторые дети отказывались от роли ведущего или репортёра, а выступали только в роли наблюдателей, то по мере подготовки новых выпусков каждый из воспитанников проявлял желание участвовать в создании выпуска программы.

 

За время работы детского телевидения было освещено большое количество событий –
экскурсии на школьную линейку, в библиотеку, на почту, в банк, городской музей, выход в лес, выезд на каток, праздничные мероприятия, выставки и много другое. Дошкольники брали интервью у воспитанников и работников детского сада, родителей, работников учреждений образования и культуры.

Трансляция программ осуществляется на жк-экранах, установленных в раздевальных. Благодаря этому происходит достаточно большой охват аудитории – выпуски просматривали воспитанники других групп и взрослые, забирающие детей. Это позволило добиться ещё несколько внешних эффектов от реализации проекта – дошкольная организация стала более открытой для родительской общественности, воспитанники более младших групп тоже выразили желание принять участие в дальнейших съёмках.

В ходе работы детского телевидения постепенно реализуется главная цель – повышение уровня коммуникативной инициативы старших дошкольников. Большинство детей, участвующих в проекте, становятся инициаторами общения, способны организовать действия двух-трех сверстников, словесно рисуя исходный замысел, ставя цели, планируя начальные действия; умеют договариваться, не ущемляя интересы и желания других; могут встроиться в совместную деятельность других детей, подобрав подходящие по смыслу игровые роли, материалы; легко поддерживают диалог в конкретной деятельности; стремятся не только к реализации замысла, но и к взаимопониманию, поддержанию слаженного взаимодей­ствия с партнёрами.

Таким образом, реализации технологии «Детская журналистика» способствует тому, что у старших дошкольников, погружённых в мир телевидения развиваются коммуникативные навыки, способности работать в команде и добиваться общей цели, умение высказывать свою точку.

Список литературы

1. Дейкина А.Ю. Возраст творчества. Содержание и организация практических занятий по детской журналистике: Метод. рекомендации. – Бийск: НИЦ Бийск. пед. гос. ун-та, 2001. – 40 с.

2. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. – М.: Линка-пресс, 2014.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

коммуникативная инициатива, партнерство, дети старшего дошкольного возраста,
детская журналистика, детское телевидение