Статья посвящена возможности использования детской журналистики для развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста. Статья будет полезна педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.
Н.А. Короткова и П.Г. Нежнов определили сферы детской инициативности, которые, обеспечивают развитие психических новообразований старшего дошкольного возраста, эмоциональное благополучие ребёнка, его самореализацию, полноту «проживания» им дошкольного периода детства, включенность в те виды культурной практики, которые традиционно отведены обществом для образования дошкольника. В качестве одной из основных сфер детской инициативы выступает коммуникативная инициатива.
Коммуникативная инициатива – это включенность ребенка во взаимодействие, в котором развиваются эмпатия и коммуникативная функция речи.
Современным старшим дошкольникам очень близко телевидение и интернет: 100% воспитанников смотрят телевизионные программы, 82% – подписаны на каналы в интернете и регулярно просматривают блоги, которые ведут дети, в том числе и их сверстники. Принимая во внимание этот факт, педагогический коллектив разработал проект по созданию детского телевидения «Солнечный зайчик» как средства развития детской коммуникативной инициативы.
Перед реализацией проекта проводилась подготовительная работа. Педагоги вместе
с детьми просматривали отрывки из телевизионных передач и сюжетов в сети Интернет.
В ходе просмотра отмечались сюжеты программ, место съемок, манера общения ведущих со зрителями и собеседниками. Внимание детей также обращалось на использование оборудования, декораций, расстановку мебели в студии, профессиональную деятельность людей, принимающих как непосредственное участие в съемках, так и в их подготовке, и другие характерные детали.
Так как целью создания детского телевидения является развитие коммуникативной инициативы старших дошкольников, то дети становятся полноправными партнерами взрослых в работе над выпусками программ. Каждый выпуск состоит из нескольких репортажей о значимых событиях в жизни детского сада. Дети самостоятельно определяют те события, о которых они хотят рассказать, делают выбор, кто сегодня выступит в роли ведущего, репортера, оператора. Задача педагогического коллектива – помочь малоактивным, застенчивым воспитанникам примерить на себя ту или иную роль, замотивировать на участие в совместной деятельности. Если в начале проекта некоторые дети отказывались от роли ведущего или репортёра, а выступали только в роли наблюдателей, то по мере подготовки новых выпусков каждый из воспитанников проявлял желание участвовать в создании выпуска программы.
За время работы детского телевидения было освещено большое количество событий –
экскурсии на школьную линейку, в библиотеку, на почту, в банк, городской музей, выход в лес, выезд на каток, праздничные мероприятия, выставки и много другое. Дошкольники брали интервью у воспитанников и работников детского сада, родителей, работников учреждений образования и культуры.
Трансляция программ осуществляется на жк-экранах, установленных в раздевальных. Благодаря этому происходит достаточно большой охват аудитории – выпуски просматривали воспитанники других групп и взрослые, забирающие детей. Это позволило добиться ещё несколько внешних эффектов от реализации проекта – дошкольная организация стала более открытой для родительской общественности, воспитанники более младших групп тоже выразили желание принять участие в дальнейших съёмках.
В ходе работы детского телевидения постепенно реализуется главная цель – повышение уровня коммуникативной инициативы старших дошкольников. Большинство детей, участвующих в проекте, становятся инициаторами общения, способны организовать действия двух-трех сверстников, словесно рисуя исходный замысел, ставя цели, планируя начальные действия; умеют договариваться, не ущемляя интересы и желания других; могут встроиться в совместную деятельность других детей, подобрав подходящие по смыслу игровые роли, материалы; легко поддерживают диалог в конкретной деятельности; стремятся не только к реализации замысла, но и к взаимопониманию, поддержанию слаженного взаимодействия с партнёрами.
Таким образом, реализации технологии «Детская журналистика» способствует тому, что у старших дошкольников, погружённых в мир телевидения развиваются коммуникативные навыки, способности работать в команде и добиваться общей цели, умение высказывать свою точку.
1. Дейкина А.Ю. Возраст творчества. Содержание и организация практических занятий по детской журналистике: Метод. рекомендации. – Бийск: НИЦ Бийск. пед. гос. ун-та, 2001. – 40 с.
2. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. – М.: Линка-пресс, 2014.
коммуникативная инициатива, партнерство, дети старшего дошкольного возраста,
детская журналистика, детское телевидение
Ваша корзина пуста