Очень умный для своих лет, необычайно музыкальный или сильный? Талантливый ребенок! Одаренный, талантливый – что это значит? Как его учить, чтобы ему было интересно и полезно? В этой статье разберемся с важным для каждого педагога и родителя понятием «одаренность».
Российские психологи (Ларионова, Шадрикова и некоторые другие) дают такое определение одаренности:
Одаренный ребенок – это тот, кто выделяется яркими достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в какой-то деятельности.
Все дети одарены в той или иной степени от природы, но задатки для развития способностей у каждого свои. При этом на развитие ребенка кроме задатков влияют целый ряд факторов – нельзя исключать роли в этом ценностей среды, особенностей здоровья ребенка, материального достатка семьи и многого другого.
Национальная Ассоциация одаренных детей США так определяет одаренность детей:
Одаренные дети – это те, чьи способности значительно выше нормы.
Во всем мире уровень развитости способностей, темпы роста и развития ребенка принято определять, обращаясь к нормам, описанным Всемирной организацией здравоохранения. В документах этой организации отмечается, например, что для «умения говорить», и не просто говорить, а говорить связно, нормой является возраст 2,5 года, а в 3 года ребенок должен уметь считать как минимум до трех, знать названия геометрических фигур и различать их, сравнивать предметы по цвету и величине.
Ключ к пониманию одаренности – норма, а не, например, оценки в школе. Хорошая успеваемость – это лишь один из показателей способностей ребенка, но он не единственный, видов одаренности гораздо больше.
Творческая
Музыка, пластика, театральное искусство, рисование, танцы, лепка, конструирование –
если вы понимаете, что интерес к этим областям у ребенка выше, чем у сверстников, а результаты работы лучше, чем даже у иного взрослого, – это одаренность.
Физическая, или психомоторная
Когда 5-летние малыши без промаха бьют по воротам десять раз из десяти, осваивают велосипед, в то время как сверстники только делают первые шаги, - это она, одаренность.
Коммуникационная
Дети, которые рано начали говорить, легко и с удовольствием учат стихи, быстро запоминают и пересказывают услышанные или прочитанные, болтают без умолку обо всем, что узнали, – одаренность налицо.
Социальная
Если ваш ребенок моментально всех мирит, организовывает общую интересную игру, находит общий язык с каждым, если без него и праздник не праздник – он одарен.
Академическая
Пятерки стройными рядами, всегда готовое домашнее задание, победы во всевозможных олимпиадах – вот так она проявляется.
Интеллектуальная
Не путайте с академической. Ребенку интересно узнавать новое, он читает про динозавров, сам ставит химические опыты, но при этом не любит учиться в школе и не радует вас хорошими отметками? Не спешите ругать его или нанимать репетитора. Ваш ребенок, возможно, одарен.
Практическая
Ребенок быстро понял, почему не работает дверной звонок и починил его, открутил все ручки у кухонного гарнитура и построил космолет, приготовил салат буквально из ничего –
ваш ребенок одарен.
Первые признаки обычно замечают родители – ребенку гораздо больше интересны какие-то занятия или области знания, чем ровесникам, или ему дается что-то легче остальных. Если он схватывает информацию на лету, ведет себя, как взрослый, возможно, он одарен.
Дальше общество, то есть все те, кто ребенка окружает, – семья, воспитатели, учителя и врачи, или подтверждают его способности, или нет. В обществе действуют нормы, именно на них взрослые и ориентируются. Но здесь есть ряд важных оговорок. Во-первых, не все умения можно измерить. Во-вторых, норму можно неправильно понять. Это связано с тем, что часто указывают верхнюю границу. Если ребенок пошел не в 1,5 года, а 6 месяцев, это значит, он одаренный? И, если да, насколько он талантливее того, кто сделал первые шаги в возрасте 10 месяцев?
Для того чтобы понять, одарен ли ребенок, нужно за ним регулярно и системно наблюдать. Если вы постоянно видите, что ребенок лучше, сильнее, смекалистее и мастеровитее остальных – это повод говорить о том, что он особенный.
Что делать дальше? Продолжать наблюдать. Разговаривать. Заметив интерес, подкидывать то, что может его увлечь. Развивать, хвалить и поощрять.
А как себя вести, если ребенок ведет себя не так, как все, но в другом смысле? Если он отличается от остальных, но по-плохому: дерзит, ссорится, отказывается учиться?
Мы привыкли думать, что талант себя проявит. Это правда. Как правда и то, что он может проявить себя таким образом, который нам не приходил в голову. За одаренностью часто прячется плохое поведение, ужасные оценки в школе, конфликты с учителями и одноклассниками, замкнутость, тревожность, гиперактивность. Это все считается отклонением от нормы – социальной, психологической, педагогической. Но то, что обычно приписывают плохому воспитанию, может оказаться признаком одаренности.
Ребенок плохо ведет себя на уроке, не выполняет домашние задания, а то и вообще прогуливает школу. Плохой ученик? Возможно.
А может быть причина в другом. Ему скучно на уроках, темп изучения материалов для него слишком медленный, ему просто нужны более сложные и интересные задания. А может быть ребенок сконцентрирован только на том, что ему интересно, он не может переключиться. Талант приносит своему обладателю и такое.
Талантливые дети часто очень требовательны к себе. Они не могут сидеть сложа руки, постоянно практикуются в том, что у них получается лучше всего, поэтому напряжены и беспокойны. Гуляйте вместе, освойте дыхание животом, выучите вместе несколько расслабляющих поз из йоги, на своем примере покажите, как иногда прекрасно просто побалбесничать.
У талантливых детей, как ни странно, полно страхов и комплексов. Они понимают, что отличаются от других, и часто их это не радует – ведь таким детям сложно вписаться в компанию сверстников. Старый добрый дневник или модный блог – это отличный способ высказать все, что творится в душе. Не хочет или не любит писать? Не беда: есть много других способов творческого самовыражения – танцы, спорт, рисование, музыка. Помогите ребенку найти то, что поможет ему раскрыться.
Талант – это не синоним дисциплине. Часто даже наоборот: чем одареннее ребенок, тем труднее ему заняться делом. Четкое расписание, понятные инструкции, здоровый распорядок дня, где есть место и учебе, и отдыху, точные сроки окончания выполнения заданий – все это очень нужно одаренным детям.
Школьные учителя не всегда являются авторитетом для талантливых детей: материал урока преподносят, на их взгляд, скучно, сам материал неполный и устаревший, да еще и за невнимательность на уроке учитель ругает.
Ребенку важно за кем-то тянуться. Одаренному – вдвойне: если его не вести за собой, от таланта ничего не останется. Найдите такого взрослого, который превратил свое увлечение в настоящее дело, открыл его с новаторской стороны, достиг в нем невероятных успехов. Будет ли это кто-то из окружения или лектор с канала на Youtube - не так уж и важно. Главное, чтобы, глядя на этого взрослого, ребенок вдохновлялся.
Выясните, что ему интересно. Разделять его интерес или перекраивать учебный план совсем необязательно. Но знать, чем увлекается одаренный ребенок, и использовать это знание в учебе – нужно. Только так педагог может найти подход к ребенку и правильно мотивировать его на обучение.
Позвольте ему выбирать дополнительные задания. Предложите ученику кроме подготовки ответов на вопросы из учебника сделать презентацию по изученной теме. Подберите сложные задачки, требующие нестандартного решения. Напишите вместе очерк или эссе по пройденному на уроках литературы произведению.
Не бойтесь отдавать материал на самостоятельное изучение. Одаренные дети интуитивно выбирают самый эффективный формат.
И самое главное, не забывайте хвалить одаренного ребенка и отмечать его особые старания и результаты.
Предложите ему стать вашим помощником. Одаренные дети любопытны, они часто смотрят на материал под необычным углом, задают много вопросов и могут объяснить его простыми словами. Лучшего помощника на уроке вам не найти.
Главное правило – никогда не занимать позицию «Ах, ты самый умный?» Задания не должны быть наказанием для ребенка или проверкой его умений. Они должны разжигать его любопытство, отвечать его интересами и соответствовать способностям.
Никаких занудных, одинаковых, повторяющихся заданий в больших объемах. Талантливый ребенок талантлив не потому, что делает больше, а потому что делает по-другому – эффективнее, изобретательнее, парадоксальнее.
Никаких заданий на скорость – одаренный не спринтер. Часто талантливые дети теряются и в ситуации стресса показывают результат ниже среднего.
Никаких заданий «для галочки». Меньше всего таланту нужно, чтобы его занимали какой-то ерундой только потому, что он раньше всех справился с заданием. Заранее и каждый раз будьте готовы дать материал, который по-настоящему его увлечет.
Никакого показательного отделения от остального класса. Не отсаживайте его. Даже самый талантливый ребенок – прежде всего, ребенок, и ему важна компания, чувство общности и локтя, командный дух и поддержка ровесников.
Никакой «обогащенной среды». «Хорошо играешь на скрипке, а сможешь ли так же, но стоя на голове?» – под таким девизом часто проходят уроки для одаренных детей. Для телевизионного шоу этот формат сгодится. Но он никак не скажется на самом даре, не разовьет его, ничему не научит – в лучшем случае. В худшем – смутит, расстроит или разозлит ребенка.
Самое важное в работе с одаренными детьми – быть внимательным и чутким, наладить контакт, понять, от чего у них горят глаза, поддерживать этот интерес. Проявляя такую чуткость, родители и педагоги всегда получают награду – доверие, эмоциональный взаимообмен и возможность наблюдать, как растет и крепнет талант ученика.
Ваша корзина пуста