Кесслер Лидия Владимировна – МАДОУ «Детский сад №50» (Сыктывкар, Республика Коми)
В статье раскрывается технология личностно-ориентированного обучения в дошкольном образовании. Наиболее ярко представлены критерии личностно-ориентированного обучения у Якиманской И.С. Также приведены фрагменты занятий с применением личностно-ориентированной технологии.
Одной из основных формой организации учебной работы в дошкольном образовании является занятие. Можно подчеркнуть, что современные занятия стали очень гибкими, разнообразными по целям и задачам, вариативными по формам и методам преподавания, насыщенными по использованию новейших технических средств, и всё же далеко не всегда их можно назвать личностно-ориентированными. Многие считают, что если педагог на занятии проявляет гуманное, уважительное отношение к ученику, создает эмоционально-положительный настрой на работу – то это уже личностно-ориентированное занятие. С этим трудно согласиться, т.к. налицо проявление обшей педагогической культуры – не более того.
Технология личностно-ориентированного обучения привлекла тем, что на занятиях не просто создаётся творческая атмосфера, а происходит постоянное обращение к субъектному опыту ребенка, сотрудничество. Занятия направлены на удовлетворение интересов не столько родителей, сколько интересов ребенка, что позволяет учитывать индивидуальные возможности каждого ученика, тем самым развивая уникальность и неповторимость каждого.
Прежде чем включить личностно-ориентированную технологию в свои занятия, пришлось изучить много научной литературы по теме. Наиболее глубоко, на мой взгляд, данную технологию раскрывает Якиманская И.С., которая под личностно-ориентированным обучением считает такое обучение, у которого соблюдаются такие позиции:
Критериев выделено много, но они все важны. Для того чтобы занятие действительно было личностно-ориентированным, приходится долго сидеть над партитурой каждого занятия, подбирая разнообразные формы деятельности (индивидуальная, групповая, парная, коллективная), приемы подачи материала (творческий, проблемно-диалоговый, поисковый или даже эвристический), приемы оценивания и рефлексии («волшебная линеечка», «смайлики», «светофор», «знаки согласия и несогласия»). Значимым моментом таких занятий является четкое целеполагание и планирование своей деятельности воспитанниками. Важно при этом помнить, что ребенок – Личность и прежде всего субъект образовательного процесса.
Следует помнить, что на каждом занятии реализуется несколько дидактических целей: по отношению к одному материалу ведется заблаговременная подготовительная работа, по отношению к другому – ознакомление с новым и его первичное закрепление, по отношению к третьему – ранее изученному материалу – проводится закрепление с целью обобщения и систематизации знаний, с целью выработки умений и навыков. Одновременно осуществляется контроль и учет знаний, умений и навыков.
Но как сочетать, а главное – как реализовывать столь разнонаправленные задачи: с одной стороны, сообщать, закреплять, проверять эффективность усвоения научных знаний, а с другой – находить пути включения каждого ученика в образовательный процесс, используя его индивидуальные особенности. Возможно ли это? И при каких условиях? Но как говорится в известном афоризме: чтобы достигнуть возможного, не забывай делать невозможное. Попробуем в этом разобраться, для этого приведу некоторые примеры из личной практики.
Прием подачи материала: проблемно-диалоговый.
Форма деятельности: групповая работа.
Прием оценивания: светофор.
На занятие приходит Тетушка Сова. Она приносит с собой три волшебных мешка, в которых геометрические тела: три шара, три куба, три цилиндра разных цветов и разных размеров. Дети работают в группах по четыре человека. Они по очереди достают из мешка геометрические тела и описывают остальным ребятам по принципу: название, размер, цвет. На столе у каждого появляются три шара, три куба и три цилиндра.
Задание – «сосчитать количество геометрических тел в каждой группе».
Далее по ходу занятия мы ищем ответы на все вопросы, оцениваем свою деятельность с помощью «волшебной линеечки», а на дом дети получают карточки с индивидуальными заданиями: обвести цифру «три» по точкам, разделить предметы на группы по три, научить маму писать цифру «три» в клеточки, составить рассказ о цифре «три», нарисовать портрет цифры «три».)
Прием подачи материала: поисковый.
Форма деятельности: парная работа.
Прием оценивания: «знаки согласия и несогласия», «волшебная линеечка».
На доске представлены картинки: гусь, петух, утка, воробей, курица. У детей на партах расположены схемы слов, поделенные на слоги.
Далее дети по очереди в парах называют еще раз эти слова, а товарищ внимательно смотрит за речевым аппаратом. И они делают вывод, что в слове столько слогов, сколько раз мы открываем рот. Учитель же знакомит их с другими вариантами определения слогов в слове: хлопки, шаги. Затем ребята повторно выполняют задание учителя – «Попробуйте к каждой картинке подобрать соответствующую схему слова» и сравнивают полученные результаты. Причем дается возможность каждому ребенку использовать наиболее понравившийся метод деления слов на слоги. Далее ребята открывают рабочие тетради Е.В. Колесниковой «От звука к слову» (занятие 6, стр. 12) и ведется работа по тетрадке.
На дом ребятам дается задание найти слова с одним слогом, двумя-тремя слогами, а надо будет придумать одно интересное задание по новой теме для своего товарища.
Эти два примера лишь небольшая часть практического материала, который накапливается из занятия в занятие. Если у воспитателя есть желание построить занятие с позиции личностно-ориентированного обучения, то это обязательно получится, главное – не бояться использовать новые формы работы, приемы подачи материала, разнообразные методы, и, самое главное, четко продумывать структуру каждого занятия, не забывая о целеполагании, планирование и рефлексии.
Таким образом, мы видим, что личностно-ориентированная технология создает условия для каждого ребёнка, независимо от уровня его актуального развития. Это адаптационная многофункциональная технология, в которой через организацию единой для всех, но разнородной образовательной среды создаются условия для дифференциации каждого ученика на основе изучения его личностных проявлений; определения индивидуальной образовательной траектории, способствующей проявлению познавательных интересов и потребностей, личностно значимых ценностей и жизненных установок.
Очень важно, чтобы учитель ценил и берёг исключительность и неповторимость каждого ребёнка, ведь ребёнок не просто «новое издание» старого человечества, он – новая судьба человеческого рода. Используя личностно-ориентированный подход в процессе обучения, мы оказываем благоприятное воздействие не только на отдельного человека, но и на всё поколение в целом.
Ваша корзина пуста