ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Кесслер Л.В. Использование технологии личностно-ориентированного обучения на занятиях

Полный текст

Кесслер Лидия Владимировна – МАДОУ «Детский сад №50» (Сыктывкар, Республика Коми)

В статье раскрывается технология личностно-ориентированного обучения в дошкольном образовании. Наиболее ярко представлены критерии личностно-ориентированного обучения у Якиманской И.С. Также приведены фрагменты занятий с применением личностно-ориентированной технологии.

Одной из основных формой организации учебной работы в дошкольном образовании является занятие. Можно подчеркнуть, что современные занятия стали очень гибкими, разнообразными по целям и задачам, вариативными по формам и методам преподавания, насыщенными по использованию новейших технических средств, и всё же далеко не всегда их можно назвать личностно-ориентированными. Многие считают, что если педагог на занятии проявляет гуманное, уважительное отношение к ученику, создает эмоционально-положительный настрой на работу – то это уже личностно-ориентированное занятие. С этим трудно согласиться, т.к. налицо проявление обшей педагогической культуры – не более того.

Технология личностно-ориентированного обучения привлекла тем, что на занятиях не просто создаётся творческая атмосфера, а происходит постоянное обращение к субъектному опыту ребенка, сотрудничество. Занятия направлены на удовлетворение интересов не столько родителей, сколько интересов ребенка, что позволяет учитывать индивидуальные возможности каждого ученика, тем самым развивая уникальность и неповторимость каждого.

Прежде чем включить личностно-ориентированную технологию в свои занятия, пришлось изучить много научной литературы по теме. Наиболее глубоко, на мой взгляд, данную технологию раскрывает Якиманская И.С., которая под личностно-ориентированным обучением считает такое обучение, у которого соблюдаются такие позиции:

  • личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ребенка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;
  • образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ребенку, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;
  • содержание воспитания, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ребенок мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме;
  • критериальная база личностно-ориентированного обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний, но и сформированность определенного интеллекта;
  • образованность как совокупность знаний, умений, индивидуальных способностей является важнейшим средством становления духовных и интеллектуальных качеств ребенка, что выступает основной целью современного образования;
  • значимыми являются те составляющие, которые развивают индивидуальность ребенка, создают все необходимые условия для его саморазвития, самовыражения;
  • личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, то есть признания разнообразия содержания и форм учебного процесса.

Критериев выделено много, но они все важны. Для того чтобы занятие действительно было личностно-ориентированным, приходится долго сидеть над партитурой каждого занятия, подбирая разнообразные формы деятельности (индивидуальная, групповая, парная, коллективная), приемы подачи материала (творческий, проблемно-диалоговый, поисковый или даже эвристический), приемы оценивания и рефлексии («волшебная линеечка», «смайлики», «светофор», «знаки согласия и несогласия»). Значимым моментом таких занятий является четкое целеполагание и планирование своей деятельности воспитанниками. Важно при этом помнить, что ребенок – Личность и прежде всего субъект образовательного процесса.

Следует помнить, что на каждом занятии реализуется несколько дидактических целей: по отношению к одному материалу ведется заблаговременная подготовительная работа, по отношению к другому – ознакомление с новым и его первичное закрепление, по отношению к третьему – ранее изученному материалу – проводится закрепление с целью обобщения и систематизации знаний, с целью выработки умений и навыков. Одновременно осуществляется контроль и учет знаний, умений и навыков.

Но как сочетать, а главное – как реализовывать столь разнонаправленные задачи: с одной стороны, сообщать, закреплять, проверять эффективность усвоения научных знаний, а с другой – находить пути включения каждого ученика в образовательный процесс, используя его индивидуальные особенности. Возможно ли это? И при каких условиях? Но как говорится в известном афоризме: чтобы достигнуть возможного, не забывай делать невозможное. Попробуем в этом разобраться, для этого приведу некоторые примеры из личной практики.

Занятие по математике. Тема «Число три, цифра три»

Прием подачи материала: проблемно-диалоговый.

Форма деятельности: групповая работа.

Прием оценивания: светофор.

На занятие приходит Тетушка Сова. Она приносит с собой три волшебных мешка, в которых геометрические тела: три шара, три куба, три цилиндра разных цветов и разных размеров. Дети работают в группах по четыре человека. Они по очереди достают из мешка геометрические тела и описывают остальным ребятам по принципу: название, размер, цвет. На столе у каждого появляются три шара, три куба и три цилиндра.

  • – Что лежит на ваших столах? (Геометрические тела)
  • – Что мы с ними уже сделали? (Мы назвали форму, цвет, размер)
  • – Какое задание своим товарищам вы можете предложить? (Разделить на группы: по цвету, по форме, по величине; сосчитать общее количество предметов)
  • – Попробуйте выполнить предложенные вами задания.
  • – Чему мы учились, выполняя все эти задания? (Мы закрепили счет, мы закрепили цвета, размер, форму)
  • – Шепните наиболее понравившееся задание своему соседу на ушко. Молодцы.
  • – А теперь Тетушка Сова хочет предложить вам свое задание. Кто хочет его узнать, хлопните в ладоши. Кто думает, что справится с ним, поднимите обе руки вверх. Кто с интересом примется за это задание, вытяните руки вперед.

Задание – «сосчитать количество геометрических тел в каждой группе».

  • – Какой у вас получился ответ, шепните мне на ушко.
  • – Молодцы, кто шепнул мне число три. А теперь с помощью светофора покажите мне, как вы справились с заданием Тетушки Совы.
  • – Может кто-то уже догадался, о чем мы будем сегодня говорить? (Мы будем говорить о числе «три»)
  • – Правильно, мы будем знакомиться с числом «три».
  • – А что вы хотите узнать об этом числе? (Сколько предметов обозначает число «три»? Как можно изобразить это число на письме? Как выглядит цифра у числа «три» и как её правильно писать? Как можно получить число «три»? Как решать примеры с числом «три»?).

Далее по ходу занятия мы ищем ответы на все вопросы, оцениваем свою деятельность с помощью «волшебной линеечки», а на дом дети получают карточки с индивидуальными заданиями: обвести цифру «три» по точкам, разделить предметы на группы по три, научить маму писать цифру «три» в клеточки, составить рассказ о цифре «три», нарисовать портрет цифры «три».)

Занятие по обучению грамоте. Тема «Многообразие слов. Деление слов на слоги»

Прием подачи материала: поисковый.

Форма деятельности: парная работа.

Прием оценивания: «знаки согласия и несогласия», «волшебная линеечка».

На доске представлены картинки: гусь, петух, утка, воробей, курица. У детей на партах расположены схемы слов, поделенные на слоги.

  • – Посмотрите на доску, как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить? (Назвать этих птиц, поделить на группы)
  • – Какие интересные задания. Давайте произнесем эти слова шепотом. Молодцы.
  • – А теперь с товарищем по парте попробуйте всех этих птиц разделить на группы. Какие группы у вас получились? (У нас получились две группы: домашние и дикие)
  • – Теперь мальчики назовут домашних птиц, а девочки внимательно послушают и оценят с помощью знаков согласия и несогласия.
  • – Какая птица в этом ряду лишняя и почему. Кто сможет нам это доказать?
  • – А теперь послушайте мое задание.
  • – Попробуйте к каждой картинке подобрать соответствующую схему слов, которые даны у вас на партах (работают в парах)
  • – Давайте проверим, что у вас получилось. (Отвечают несколько учеников)
  • – Что же вы заметили (Все сделали по-разному)
  • – Итак, задание было одно, а вариантов получилось несколько.
  • – Вы справились с моим заданием? (Нет)
  • – В чём затруднение? (Не знаем, как делить слова на слоги)
  • – Какой возникает вопрос? (Как делить слова на слоги)
  • – Какую цель мы сегодня перед собой поставим? (Я хочу научиться делить слова на слоги.)
  • – Как мы можем достигнуть поставленной цели? (Вы нам можете сказать. Мы можем спросить у родителей. Мы можем сами научится делить слова на слоги, выполнив какие-то задания)
  • – Давайте тогда попробуем вместе разобраться в этом вопросе.

Далее дети по очереди в парах называют еще раз эти слова, а товарищ внимательно смотрит за речевым аппаратом. И они делают вывод, что в слове столько слогов, сколько раз мы открываем рот. Учитель же знакомит их с другими вариантами определения слогов в слове: хлопки, шаги. Затем ребята повторно выполняют задание учителя – «Попробуйте к каждой картинке подобрать соответствующую схему слова» и сравнивают полученные результаты. Причем дается возможность каждому ребенку использовать наиболее понравившийся метод деления слов на слоги. Далее ребята открывают рабочие тетради Е.В. Колесниковой «От звука к слову» (занятие 6, стр. 12) и ведется работа по тетрадке.

  • – Какое задание вам хотелось бы выполнить первым? Почему?
  • – Какое задание выполните следующим? Чем заинтересовало вас это задание?
  • – Какие знания вы приобрели, выполняя это задание? Чему научились?
  • – А теперь оцените свою работу по «Волшебной линеечке»: аккуратность, правильность.

На дом ребятам дается задание найти слова с одним слогом, двумя-тремя слогами, а надо будет придумать одно интересное задание по новой теме для своего товарища.

Эти два примера лишь небольшая часть практического материала, который накапливается из занятия в занятие. Если у воспитателя есть желание построить занятие с позиции личностно-ориентированного обучения, то это обязательно получится, главное – не бояться использовать новые формы работы, приемы подачи материала, разнообразные методы, и, самое главное, четко продумывать структуру каждого занятия, не забывая о целеполагании, планирование и рефлексии.

Таким образом, мы видим, что личностно-ориентированная технология создает условия для каждого ребёнка, независимо от уровня его актуального развития. Это адаптационная многофункциональная технология, в которой через организацию единой для всех, но разнородной образовательной среды создаются условия для дифференциации каждого ученика на основе изучения его личностных проявлений; определения индивидуальной образовательной траектории, способствующей проявлению познавательных интересов и потребностей, личностно значимых ценностей и жизненных установок.

Очень важно, чтобы учитель ценил и берёг исключительность и неповторимость каждого ребёнка, ведь ребёнок не просто «новое издание» старого человечества, он – новая судьба человеческого рода. Используя личностно-ориентированный подход в процессе обучения, мы оказываем благоприятное воздействие не только на отдельного человека, но и на всё поколение в целом.

Литература

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. Кн. для учителей. 2е изд. – М.: 1985.
  2. Азаров Ю.П. Искусство любить детей. – М.: Молодая гвардия, 1987.
  3. Акимова М.К., Козлова. В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. – М.: Знание, 1992 (Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Педагогика и психология», №3).
  4. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Авт.-сост. Е.Н. Степанов; под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 123 с.
  5. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. – 2004. – №6. – С. 18–21.
  6. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М: Педагогика, 1990.
  7. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Пособие для учителей. – М.: Владос-Пресс, 2005 – 383 с.
  8. Цукерман Г.А., Гинзбук Д.В. Как учительская оценка влияет на детскую самооценку? // Вестник ассоциации «Развивающее обучение». – 1996. – №6. – С. 5–22.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.