ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Клисова З.П. Осетинская художественная литература как средство формирования художественного образа у детей дошкольного возраста

Полный текст

Клисова Зарина Павловна – ГБОУ «Центр образования «Интеллект», г. Владикавказ, Республика Северная Осетия – Алания

Общеобразовательная программа, согласно ФГОС дошкольного образования, одними из главных задач считает речевое развитие и художественно-эстетическое развитие детей. Эти две области непосредственно связаны с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием детей, хотя нельзя обойти и другие образовательные области.

Художественная литература формирует нравственность, нормы поведения, воспитывает эстетическое восприятие. О.С. Ушакова пишет, что «художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы литературного языка».

Многие работы по обучению детей речевому развитию помогают нам научить ребенка характеризовать образы художественного произведения. Мы можем это увидеть в работах Гриценко З.А., Стародубовой Н.А., Боголюбской М.К. и др.

Осетинская художественная литература – одно из важнейших средств умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы осетинского литературного языка.

Педагог, помогая детям овладеть языком художественного произведения, выполняет и задачи воспитания. Достаточно большое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой.

В ДОУ РСО-Алания дети знакомятся с осетинской, русской и зарубежной классикой – с произведениями К.Л. Хетагурова, Пушкина А.С., Андерсена Г.Х. и др.

Знакомство дошкольников с детскими писателями Осетии мы начинаем с творчества Коста Левановича Хетагурова. В творчестве К.Л. Хетагурова тема детей занимает особое место. Рано лишившийся матери, не познавший счастья семейной жизни и радостей отцовства, поэт с глубокой нежностью относился к детям, находил счастье в общении с ними. С произведениями Коста осетинский ребенок встречается уже в раннем детстве. Еще не умея как следует говорить, малыш уже усваивает первые в жизни каждого осетина стихотворения: «Гино», «Скъолайы лæппу», «Лæгау», «Уасæг» и т.д.

С большой теплотой и нежностью написаны детям «Цъиу æмæ сывæллæттæ», «Зæрватыкк», «Дзывылдар». Даже в детском стихотворении («Зæрватыкк») поэт выражает свою боль по поводу того, что его народ несвободен, и дает это понять детям и одновременно учит их любить свободу и независимость:

«Хъæлдзæгæй, æвзыгъдæй
Фæхæтай фæрнæй
Нæ хæхты, нæ бæсты,
Æлдар кæмæн нæй!»

Одной из задач в формировании личности дошкольника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. В этом плане велика роль занятий по художественной литературе.

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения, сформировать нравственные представления и нравственный опыт, способствующий сообщению детям знаний о моральных качествах человека.

Одна из особенностей произведений Коста Хетагурова, написанных для детей, заключается в том, что в них умело обработаны и широко использованы элементы осетинской народной педагогики. В поэтической манере устных народных сказаний он разоблачает жадность, обман, лень, трусость и воспевает народную мудрость, смекалку, остроумие.

«Детских стихов у Коста немного, но они выделяются глубоким постижением детской души, его неповторимым восприятием окружающего мира. Чаще всего поэт как бы ведет непринужденный разговор с ребенком, ненавязчиво передавая ему краткие, емкие назидания-напутствия. Характерно в этом отношении стихотворение «Кæмæн цы?», в котором в шутливой форме Коста утверждает в сознании юного читателя нравственные правила, связанные с трудом, с народным представлением о чести и добродетели».

Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста помогают привить детям этические нормы поведения, учат делать выводы о характере поступков или поведении персонажей, учат дошкольников правилам вежливости, общению, культуре, анализировать и оценивать поступки героев. Например, беседы по стихотворениям «Уайдзæф», «Саг æмæ уызын», басням «Бирæгъ æмæ хърихъупп», «Рувас æмæ зыгъарæг», «Булкъ æмæ мыд» и др.

Нравственность и познавательность – необходимые качества детской литературы. Осетинские детские писатели затрагивают разные темы: дружбы, доброты, любви, верности и т.д. Мы объясняем детям на доступном им языке, что такое настоящая дружба, в чем смысл жизни и ради чего стоит жертвовать ею. Примером этому являются произведения К. Хетагурова, С. Бритаева, Д. Дарчиева, И. Джанаева (Нигера), М. Цагараева, Б. Муртазова, А. Царукаева, К. Джимиевой, А. Гучмазова, Т. Кокаева, З. Дауровой, А. Батырова, З. Дзуцевой и др. 

Знакомство с писателем Владимиром Царукаевым также представляется интересным для детей дошкольного возраста. Поэт создал около двадцати книг о детях и для детей.

Вниманию дошкольников мы представляем творчество Станислава Кадзаева, Зои Дауровой, Земфиры Бзыковой и др. Их стихи воспитывают в детях доброту и смелость, любовь к природе, уважение к старшим.

В нашем ДОУ имеются наборы сюжетных картин по развитию речи, разнообразный дидактический материал, библиотечка для детей, оформлен книжный уголок, где на полочках расположены книги по возрасту детей. Дети любят рассматривать иллюстрации и книги. Воспитатели старшей периодически организуют выставки книг.

Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий по развитию осетинской речи: упражнения для проведения артикуляционных упражнений, игрушки, тематические альбомы, картинки для обогащения словарного запаса и формирования связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

В ДОУ созданы хорошие условия для игр, имеется достаточное количество игрового оборудования, атрибутов. Воспитателями групп совместно с родителями проведена большая работа по оформлению игровых зон, изготовлению атрибутов. Атрибуты, пособия для игр изготовлены из экологически безопасных материалов.

Следует отметить, что для организации различных форм речевой деятельности в группах выделяется театральная деятельность: организуются игры-драматизации по литературным произведениям, есть материалы для чтения и заучивания стихотворений.

Имеется методическая литература и пособия по речевому развитию воспитанников.

После прочтения осетинских литературных произведений мы учим детей анализировать, оценивать прочитанное, причём не только сюжет, но и героев, замысел автора, идеи.

Работу с детьми мы начинаем с выявления их читательских интересов. В индивидуальной беседе детям задаем следующие вопросы: «Хæдзары дын чингуытæ фæкæсынц? Цавæр чингуытæ уарзыс? Цæмæн? Цавæр чингуытæ нæ уарзыс? Цæмæн?».

Кроме того, мы помогали детям учиться различать жанры литературного произведения. С этой целью во время чтения произведения мы называем его литературный жанр, например: «Ныртæккæ уын æз радзурдзынæн аргъау..; бакæсдзынæн æмдзæвгæ».

С целью формирования у детей осмысленного восприятия прочитанного перед чтением книг мы предлагаем определённые задания. Например, оценить иллюстрации к книге, описать главных персонажей. Затем мы усложняем задания, например, предлагаем составить устный отзыв на прочитанное по вопросам: «Куыд хуыйны радзырд? Чи у йæ автор? Уæ зæрдæмæ фæцыдис? Цæмæн?».

Часто мы проводим повторное чтение. Читая произведение первый раз, дети следят, прежде всего, за сюжетом. Повторное чтение помогает им извлечь новый смысл, они лучше запоминают текст, усваивают смысл прочитанного, утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Некоторые произведения мы читаем первый раз, затем беседуем о прочитанном. Затем вновь читаем произведение и задаем детям следующие вопросы: Цы «федтат» ногæй уацмысы?

Обычно понравившееся произведение дети и сами просят прочитать заново. В этом случае мы просим их рассказать о том, как меняется их восприятие при повторном чтении.

Часто чтение осетинских литературных произведений сопровождаем игровыми действиями и игровыми приемами.

Мы приучаем детей к самостоятельному общению с книгой. Для этого сначала совместно с детьми рассматриваем иллюстрации, в свободной форме читаем текст, рассказываем о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками и т.д.). Затем предлагаем детям самостоятельно пользоваться книжным уголком.

Кроме того, с целью формирования интереса к осетинской книге и чтению у детей дошкольного возраста мы проводим инсценировку детских произведений.

Восприятие художественного произведения – это сложный психический процесс. Оно предполагает способность узнать, понять изображенное; но это только познавательный акт. Необходимым условием художественного восприятия является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему. Восприятие художественных произведений бывает более глубоким, если ребенок видит элементарные средства выразительности, применяемые автором для характеристики изображаемой действительности (цвет, цветовые сочетания, форма, композиция и др.).

Исходя из этого, мы применяем в своей работе и следующие методы:

  • беседа, предваряющая знакомство ребенка с прозой, поэзией, фольклором;
  • тематические экскурсии, подготавливающие детей к восприятию произведения;
  • выразительное чтение или рассказывание, создающее эмоциональный контакт воспитателя с детьми, вызывающее у них сопереживание чувств героев, заставляющее активно работать мысль, развивающее эмоции;
  • беседа, помогающая эстетически воспринять произведение в единстве его содержания и формы, и анализ;
  • творческие задания, развивающие поэтический слух, способствующие пониманию образных слов и выражений осетинского языка;
  • упражнения для совершенствования грамматической правильности и выразительности речи;
  • применение сюжетных репродукций, книжных иллюстраций, технических средств, дополняющих и усиливающих воздействие слова на дошкольников.

К инновационным методам работы с осетинскими литературными произведениями можно отнести интегрированные занятия, объединяющие содержание разных образовательных областей, например, театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам рассказов.

Силой и обаянием ритма, своей мелодикой влияют на восприятие детей стихотворные произведения, их привлекает к себе мир звуков.

Практически на каждом занятии мы проводим звуковые «зарядки», знакомим детей с красочностью и образностью осетинского литературного языка, демонстрируем образцы ритмической речи на примере небольших стихотворных текстов.

При заучивании стихотворений с детьми мы ставим перед собой сразу несколько задач: вызвать интерес к стихотворению и желание знать его, помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов, обеспечить запоминание, научить выразительно читать перед слушателями, воспитывать любовь к поэзии.

Заученное стихотворение мы читаем по частям, в лицах, включаем в игру «Базон-ма йæ, чи дзуры?»; в дальнейшем его повторяем при подходящих обстоятельствах (например, на других занятиях, в игре).

Мы заметили, что у некоторых детей заучивание стихов вызывает большие трудности. Чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов, используем разные средства, например, мнемотаблицы, т.е. дополнительные ассоциации. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений повышает интерес ребенка к произведению, превращает занятие в игру, а также облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Подводя итог нашей исследовательской работы, можем сказать следующее.

Умение воспринимать художественное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности к ребенку не приходит само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.

Велико значение осетинской художественной литературы для усвоения грамматики родного языка. Еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной лексикой. При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.