ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Коренева Е.Л. Привлечение родителей к обучению детей игре в шахматы

Полный текст

Коренева Елена Леонидовна – воспитатель первой квалификационной категории, Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Каракулинский детский сад №1» (с. Каракулино, Удмуртская Республика, Россия)

Что такое шахматы? Чем они полезны для детей дошкольного возраста? Как интересно и быстро обучить этой игре? Эти и другие вопросы рассматриваются в этой статье.

Шахматы – старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Если ребёнок плохо запоминает стишки, невнимателен, не умеет сосредотачиваться и ясно излагать свои мысли, справиться с этими сложностями вам помогут шахматы [2].

В 2019 году на базе нашего детского сада была открыта районная инновационная площадка по шахматам «Шахматная азбука». Программа рассчитана на 3 года, реализация длится третий год.

Есть первые выпускники, которые продолжают заниматься шахматами в школе, участвовать в республиканских турнирах и занимать призовые места.

Эффективность педагогической деятельности напрямую зависит от взаимодействия с родителями воспитанников. Не секрет, что дети копируют манеру поведения взрослых. Поэтому если малыш увидит, что папа или дедушка играют в шахматы, то он однозначно захочет поиграть с ними. Дети лучше всего учатся у своих родителей – это непреложная истина, доказанная столетиями [3].

В процессе вовлеченности в общее дело родители убедились, насколько многому дети учатся через игру. Родители принимали активное участие в пополнении развивающей среды: изготовили дидактические пособия, сделали шапочки с шахматными фигурами, шахматное поле для подвижных игр, полифункциональные накидки и многое другое.

Традиционным стало ежегодное проведение шахматных турниров для родителей. Проводимые мероприятия помогают им быть всегда в курсе событий, посвящённых обучению шахматной игре.

Так как родители являются участниками образовательных отношений, с ними была проведена ознакомительная работа с целью популяризации шахматного образования:

  • родительское собрание о реализации инновационной площадки;
  • родительское собрание «Нужно ли обучать ребенка игре в шахматы»;
  • мастер-класс «Учимся играть в шахматы, игровые ситуации для дошкольников», где родители познакомились с правилами игры в шахматы.
  • консультации: «Шахматы в дошкольном возрасте», «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» [1].

К оформлению уголков для родителей привлекаются творчески активные родители. По поручению воспитателей они готовят необходимую информацию для папок-передвижек «Шахматное образование».


Педагогом дополнительного образования, кандидатом в мастера спорта, судьей районных соревнований по шахматам П.Н. Наговицыным была разработана памятка «Ребенку о шахматах».

Родители принимают активное участие в акциях, например, «Шахматы детям» (было подарено 6 наборов шахмат), в конкурсе поделок «В шахматном королевстве», оказывают помощь в подготовке развлечений.

Реализация инновационной площадки «Шахматная азбука» позволила:

1) дать родителям начальные представления об игре «шахматы»;

2) увеличить количество родителей, вовлеченных в совместные мероприятия по шахматной деятельности на 40%;

3) ежегодно привлекать родителей к шахматному турниру и занимать призовые места.

Таким образом, организация взаимодействия инновационной площадки «Шахматная азбука» и семьи представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.

В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что способствует раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

Литература

  1. Весела И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
  3. Карпов А. Учитесь шахматам. – М.: Эгмонт, 1997.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.