ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Котова Г.В. Особенности стилей воспитания детей 4–5 лет в семье

Полный текст

Котова Галина Васильевна, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чебоксары, Чувашская Республика

В статье рассматриваются особенности стилей воспитания детей 4–5 лет, а также детско-родительские отношения, влияющие на взаимодействие родителя и ребенка. Особое внимание уделяется современной семье как одному из решающих и влияющих факторов для воспитания и развития ребенка.

Ключевые слова: семья, воспитание, особенности ребенка, стили воспитания ребенка, классификация стилей.

 

Семья – микромодель общества для ребенка, которая является фундаментальной базой для развития личности, его отношению к себе и к окружающим. То, какой тип детско-родительских отношений сформировался в семье, оказывает важное влияние на формирование характера ребенка, особенности его поведения, личности в целом. Этот вопрос широко обсуждается в современной педагогической литературе. Классификаций стилей родительского поведения существует очень много.

Выделяются четыре основных стилей поведения родителей и анализируется их влияние на ребенка:

Первый стиль АВТОРИТЕТНЫЙ (демократический). Высокий уровень контроля, теплые отношения строятся на взаимоуважении и доверии. Родители являются примером для ребенка, они открыты для общения. Идут на диалог, способны объяснить ребенку те или иные свои требования. Идут на уступки в разумных пределах. Дети в таких семьях уверены в себе, в меру самокритичны. У них развит самоконтроль и социальные навыки. Высокий уровень ответственности, самодисциплины. Они хорошо учатся, имеют адекватно высокую самооценку. Во взрослом возрасте ведут себя разумно, ответственно, в меру независимо.

Второй стиль АВТОРИТАРНЫЙ. Высокий уровень контроля. Холодные отношения, родители жестоки и суровы по отношению к своим детям. Они устанавливают жесткие требования и правила и не допускают их обсуждение. Не позволяют детям иметь личное пространство и свободное время. Все регламентировано и не поддается обсуждению. Ребенок может лишь в незначительной степени быть независимым от них. Дети в таких семьях, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, имеют низкую самооценку, непритязательны и раздражительны. В подростковом возрасте часто демонстративны, ведут себя вызывающе. Пытаются скрыть за маской развязности свою зависимость, неуверенность и тревожность.

Третий стиль ЛИБЕРАЛЬНЫЙ (заигрывающий). Низкий уровень контроля, теплые отношения, родители слабо регламентируют или совсем не регламентируют поведение ребенка. Здесь преобладает безусловная родительская любовь. Детям в такой семье предоставлена полная свобода действий. Они имеют переизбыток свободы. Нет каких-либо ограничений. Ребенок – всегда прав. К критике со стороны педагога относятся с негативом. Видят в ребенке таланты даже там, где их нет. Не способны к здравой оценке своих детей. В юношеском возрасте дети склонны к непослушанию и агрессивности. Выходя за пределы своей семьи, в взрослом возрасте, от общества они не получают такого же принятия и восхищения, к которому привыкли в своей семьи. В результате испытывают дискомфорт, крушение надежд. Чувствуют себя непризнанными гениями. В результате чаще других страдают алкоголизмом, игроманией и другими способами ухода от реальности.

В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. В основном же игнорируют нормы и правила, которые приняты в обществе, у них не развит самоконтроль, они не самодисциплинированы, страдают от комплекса неполноценности.

Четвёртый стиль поведения БЕЗРАЗЛИЧНЫЙ (попустительский). Низкий уровень контроля, холодные отношения. Родители безразличны к собственным детям. Они не устанавливают для детей никаких ограничений, не обращают внимание на то, как они развиваются. Родитель считает, что его обязанности состоят в том, чтобы предоставить ребенку кров и еду. Для общения такие родители закрыты. Иногда, от усталости, они даже враждебны по отношению к собственным детям. Ребенок в такой семье растет неуверенным в себе, имеет проблемы со здоровьем и лишним весом. Обрастает комплексами и чувством одиночества.

Все научные труды различных авторов единогласно сходятся во мнении, что Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье является самым положительным для правильного эмоционального развития личности. Он предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются с детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Ребенок 4–5 лет начинает осознавать себя в этом мире и начинает более чутко воспринимать отношение к себе окружающих. В период 4–5 лет у ребенка формируется такая важная черта, как самооценка. Это один из важных показателей развития личности. Процесс формирования самооценки зависит от активного общения с окружающим его миром и в первую очередь – со взрослыми. Ребенок копирует поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно поведение, которое получает положительные отклики у окружающих.

Каждый ребенок по природе своей хочет быть хорошим, чтобы заслужить похвалу и высокую оценку. Поэтому важно как со стороны родителей, так и со стороны педагогов поощрять подобные стремления. Если ребенок поступает хорошо, его необходимо поддержать похвалой, обязательно указав за что именно его хвалят.

Однако ребенку 4– 5 лет очень трудно оценивать себя критически. Он может сомневаться в своих силах, но признавать свою вину ему пока трудно.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие – отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.

Большое значение имеет согласованность родительских взглядов на воспитание. Если родители не достигли согласия по вопросам воспитания, то процесс воспитания напоминает известную басню И. Крылова «Лебедь, рак и щука». Результаты воспитания, что вполне естественно, соответствующие. Еще более важно, чем согласие в методах воспитания, чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда и прийти к согласию по вопросам воспитания гораздо легче. Если между родителями нет согласия, то они по-разному оценивают один и тот же поступок, а мама может похвалить за то, за что папа отругает, и наоборот. Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно и что нет, он ни в чем не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Не понимая предъявляемых к нему требований, ребенок не может нормально развиваться, живет в состоянии психологического стресса. Дети, которые растут в таких условиях, составляют группу риска по развитию неврозов.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья является фундаментальной для эмоционального развития ребенка. Она закладывает основы восприятия мира, дает понятия о добре и зле, справедливости и гуманности. Свои эмоциональные ресурсы ребенок черпает из семьи. И если в семье отсутствует положительный микроклимат, если отношение к ребенку и друг к другу у членов семьи неуважительное, то ребенок переменяет эту модель поведения. Это проявляется в его агрессивном поведении по отношению к своим сверстникам, во внутреннем тревожном состоянии.

В 4–5 лет ребенок способен говорить сложными предложениями, использовать разное время в речи. Также в этом возрасте дети учатся считать, писать, читать. становятся весьма любознательными, они засыпают взрослых вопросами «почему и зачем». Это период жизни ребенка можно обозначить как переход от раннего детства к дошкольному. Малыш активно развивается, познает окружающий мир и открывает его для себя с помощью общения со взрослыми и сверстниками.

Список литературы

  1. Берулава Г.А. Методология современной психологии. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2017. – 286с.
  2. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. – Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. – 256 с.
  3. Варга А.Я. Влияние некоторых особенностей родительского воспитания на развитие личности ребенка // Детский психолог. – 2011.
  4. Аптикиева Л.Р., Аптикиев А.Х., Бурсакова М.С. Семья как фактор личностного развития ребенка // Вестник ОГУ. – 2014.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.