Кузьмина Вероника Владимировна – методолог дошкольного направления Rybakov PlaySchool, старший воспитатель детского сада №56, магистр, психолого-педагогическое образование (МГПУ программа «Проектирование и экспертиза дошкольного образования», 2021) (Москва, Россия)
Урсуленко Людмила Михайловна – куратор проектов команды экспертов Rybakov PlaySchool, методист Павловской гимназии, магистр, психолого-педагогическое образование (МГПУ, программа «Проектирование и экспертиза дошкольного образования», 2020) (Москва, Россия)
Развитие организации – важная управленческая задача. Развиваться можно только в том случае, если сформировано понимание, что именно уже есть, а чего пока недостаёт. Если управленец сфокусирует своё внимание на недостающем и направит на него ресурс, то результатом станет появление нового признака, который улучшит общее качество образования.
Когда руководитель описывает продукт, над которым работает вся команда, качество этого продукта является предметом особой гордости. С одной стороны, это показывает слаженную работу организации, а с другой – подтверждает успешность управленческой стратегии.
Если мы говорим об образовательной организации, то продуктом являются высокие показатели качества образования. В зависимости от управленческой стратегии, качество образования может быть выражено в следующих параметрах:
1. Результат. При таком подходе под качеством образования понимают систему знаний, умений и навыков обучающихся. Важно, чтобы они были востребованы.
2. Процесс. В этом случае качество образования – совокупность свойств и характеристик образовательного процесса, удовлетворяющего не только запросам заказчиков образовательных услуг, но и интересам самой организации.
Когда руководитель рассказывает о том, насколько хорош именно его детский сад, обозначенные параметры будут анализироваться следующим образом:
1. Какой процент выпускников демонстрирует определённый результат (пишет тексты, хорошо считает, знает животных Африки, умеет работать в подгруппах, научился планировать).
2. Какие условия созданы в детском саду и как организован образовательный процесс (педагоги создают ситуации, в которых ребёнку важно оставить сообщение, и он начинает писать, много интересных материалов, позволяющих научиться считать, есть книги про Африку и не только, на стене висит карта животного мира, образовательная деятельность с детьми организуется как со всей группой, так и подгруппами, применяются технологии, обучающие планированию деятельности).
Если для образовательной организации значимы показатели качества образования, она придёт к необходимости их отслеживания – организует мониторинг (экспертизу) качества, который будет сфокусирован на условиях или результатах (предметных или универсальных).
В зависимости от фокуса самой организации будет выбран и соответствующий инструмент. Это могут быть стандартизированные методики, которые используются в работе психолога для диагностики развития, или педагогический мониторинг реализации предметных задач по образовательным областям, в основу которого воспитатели и специалисты закладывают знания, умения, навыки. Чаще всего развитие ребёнка анализируется вне образовательной ситуации.
Если для образовательной организации значимы условия среды, в которой развивается ребёнок, она обратится к одному из инструментов семейства шкал ECERS, ELEAS (НОК ДО) или другим. В этом случае качество организации среды выступает условием образовательных результатов, но у нас не будет информации о каждом конкретном ребёнке: анализ условий проводится без учета результатов развития.
Как совместить оба фокуса: и оценку условий, и оценку развития? Разработать инструмент, с помощью которого эксперт проводит педагогическое наблюдение за тем, как педагог, опираясь на условия среды, создаёт образовательные ситуации, в которых проявляется детское развитие. В фокусе эксперта будет конкретный ребёнок – то, что он говорит и делает. Если педагог создаёт развивающую образовательную ситуацию, то у ребёнка есть возможность в большей степени проявить свои способности, а у эксперта – зафиксировать их развитие. Таким образом мы стремились преодолеть противоречие, при котором внешняя оценка результатов детского развития оказывается невостребованной педагогом. Для нас важным было сохранить формирующее качество оценивания, когда воспитатель умеет замечать дефициты и использовать их для выстраивания ситуаций развития ребенка.
Для детских садов и центров (в формате «Point») сети Rybakov PlaySchool мы искали возможность, позволяющую реализовать этот подход в мониторинге качества образования.
Сеть детских садов и центров Rybakov PlaySchool начала свою работу в 2021 году. Детский сад предполагает посещение на целый день, в центр (пойнт) можно прийти на любое количество часов по абонементу, включая выходные и праздничные дни. В пойнтах нет режима дня и тихого часа, развивающее пространство доступно для продуктивных замыслов детей весь день, без перерыва на занятия со специалистами и режимные моменты. Оно имеет продуманную организацию – с центрами активности, насыщенными нужными материалами, которые подобраны по принципу многофункциональности. Центр посещают дети от 2 до 12 лет, с ними работает педагог, умеющий организовать деятельность не только разновозрастной группы, но и группы с разными интересами и неодинаковой продолжительностью пребывания детей в центре. У ребёнка есть возможность попробовать себя в самых разных видах деятельности и объединяться в команды, в которых состав может сильно отличаться в зависимости от дня. Эти условия, в некотором смысле, вызов для педагогического мастерства, и в то же время – пространство возможностей (рис. 1). В этом пространстве и проходит апробацию наш инструмент мониторинга качества образования.
Рис. 1. Развивающее пространство центров Rybakov PlaySchool в формате «Point»
Задуманный инструмент позволил проводить педагогическую диагностику на основе наблюдений за детским развитием. В качестве теоретической основы мы выбрали «Универсальные целевые ориентиры дошкольного образования», опубликованные под редакцией О.А. Шиян в издательстве «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» в 2021 году. В книге описаны показатели, позволяющие увидеть развитие универсальных способностей – коммуникации, саморегуляции, познавательных способностей и детской инициативности, а также образовательные ситуации, как некоторые условия для их развития.
Как только теоретическая основа была определена, перед нами встала вторая задача: разработать собственную модель представления результатов наблюдения. Созданная модель соответствует следующим параметрам:
1. Отражает реальную деятельность ребёнка. Взрослый наблюдает и фиксирует, в какую деятельность ребёнок включается, часто предпочитая её другим.
2. Имеет единые уровни развития показателей. Уровней три, они соответствуют возрастным периодам 3–4 года, 4–5 лет, 5–7 лет.
3. Демонстрирует изменения точно и наглядно. Каждая универсальная способность выделена в шкалу, шкале присвоен отдельный цвет. При проявлении индикатора его ячейка на шкале окрашивается. Так каждый шаг в развитии становится видимым (об этом более подробно – ниже).
4. Открывает разные возможности для развития ребёнка. Наличие нескольких шкал и возрастных уровней задаёт вариативность траекторий педагогической деятельности: можно создавать образовательные ситуации для развития тех универсальных способностей, где проявлений недостаточно (движение по горизонтали), или выводить проявление способностей на более высокий уровень (движение по вертикали). Есть и третий вариант – собирать конструкт, в котором развитие одних способностей активирует развитие других (движение по точкам пересечения).
5. Стремится быть ясной и доступной для понимания при всей своей сложности. Многозадачный инструмент всегда непрост: если мы не видим проявлений ребёнка по выделенному показателю, где искать причину? Какие действия должен предпринять взрослый: управленец, педагог, родитель?
Модель представления результатов продумана таким образом, чтобы структура и содержание документа проясняли не только имеющиеся способности ребёнка, но и стратегии взрослых. Увидеть образовательный результат и пути его достижения становится проще.
Разработанная модель стала основой «Карты развития» – инструмента, позволяющего решать задачи оценки детского развития по результатам педагогического наблюдения.
Инструмент оценивает:
Первые пять групп представляют собой бланки наблюдений, в которых отражены наблюдаемые индикаторы. Эксперт или педагог наблюдают за деятельностью детей в определённый отрезок времени и соотносят образовательные ситуации и проявления детей с индикаторами. В случае, если индикатор соответствует наблюдаемой ситуации, эксперт отмечает проявление и описывает действия педагога и ребёнка.
Например, при проявлении когнитивных способностей показателя «восприятие» эксперт зафиксировал следующий индикатор: «Ребёнок может назвать цвет (базовые цвета, не оттенки)». В «Карте развития» отразится подобная запись «Педагог показывает условные обозначения на схеме: «Первый «Ж» – жёлтый, дальше какой будет?». Мария: «Зелёный». Затем предлагает: «Красный». Далее продолжает называть цвета, которые педагог отмечает за ней на схеме». Если условия были созданы педагогом, как в данном случае, эксперт сделает специальную пометку.
Родители видят «Карту развития» как документ в личном кабинете – все карты собраны на платформе и «привязаны» к детям. Родителю предоставляется возможность просмотреть данные за весь период посещения ребёнком любого детского сада или детского центра сети. Пролистав уже две-три карты, можно понять, в каких показателях универсальных способностей есть сложности, а в каких – в пределах границ возраста. Доступ к этой информации есть и у педагога.
Анализируя «Карту развития» ребёнка, педагог намечает возможные траектории для своих действий, а также видит, какие образовательные ситуации «сработали» на проявление конкретных индикаторов. Причём в карту попадают действия всех педагогов, работающих с ребёнком. Так можно «заглянуть» в рабочий процесс коллеги. Другая возможность, которую даёт карта, зафиксировать: «Я мало работаю на развитие коммуникации, а вот развитие саморегуляции находится в моём фокусе – организую много образовательных ситуаций». Обладая такой информацией, педагог может поставить задачу профессионального развития: направить внимание на те индикаторы, которые редко попадают в его фокус, и чаще проектировать образовательные ситуации. Таким образом, педагог может оценить себя и работать над развитием педагогических компетенций. Это становится возможным благодаря внешней экспертной оценке.
В Rybakov PlaySchool мониторинг качества образования с применением «Карты развития» проводит внешняя команда экспертов, которая работает с данными, собранными с помощью видеозаписывающего оборудования.
Экспертиза включена в пакет (количество зависит от абонемента), также может проводиться по заявке родителя, данные просматриваются, размечаются в «Карте развития» и на их основе формируется профиль.
В карте более 270 индикаторов. Как эксперт успевает их «отсмотреть», работая с видеозаписью? Карта – не опросный лист. Эксперту не нужно перебирать каждый индикатор, чтобы отметить его проявление. Для эксперта «Карта развития» – навигатор, в котором он хорошо ориентируются. При просмотре видео фиксируются все ситуации, в которых ребёнок обнаруживает проявление (совершает действия или включается в деятельность). Отметки соотносят с цветной шкалой и её вертикальными уровнями, указывающими соответствие возрасту.
Не все проявления ребёнка имеют отношение к универсальным способностям. Например, мы наблюдаем, что ребёнок говорит – что-то рассказывает или общается с окружающими. Но можем не зафиксировать проявление развития речи (показатель когнитивных способностей) или овладение коммуникативными средствами (показатель коммуникации). Универсальные способности потому и универсальны, что имеют более сложную природу. Для большинства из них нужны специальные условия и педагог, который умеет разворачивать эти условия к ребёнку.
Недавно мы наблюдали интереснейший педагогический ход! Дети строили из больших мягких модулей, вокруг которых развернулась игра. В конце концов, строение было разобрано до основания – вся комната в кубиках, а дети увлеклись настольными играми. Стало интересно, что сделает педагог? Педагог мог вернуть их убрать всё на место, но для этого пришлось бы отвлечь от новой деятельности. А там фигуры разных форм, цвета, сбор рисунка по схеме, работа в мини-группе (восприятие, мышление и сотрудничество) – это точно важнее на данном этапе. Можно убрать модули самому – пространство станет прибранным. И вместе с тем – лишённым каких-то стимулов. Но ход педагога оказался гораздо интереснее: педагог наметила мягкими модулями основание некоего строения. Собрала квадрат в центре комнаты, остальные модули оставила на своих местах. Когда дети наигрались и вернулись в пространство, оно в буквальном смысле звало их достроить. Достроили и развернули новую игру. Если бы модули просто убрали на место, потребовалось бы время, пока дети примерятся к имеющимся возможностям.
Такие ситуации попадают не только в фокус внимания эксперта, но и в «Карту развития». А это означает, что родители их тоже видят.
«Карта развития» включает в себя графическую и текстовую части. Графическая часть карты – это цветной пентагон, состоящий из пяти секторов: когнитивные способности, коммуникация, саморегуляция, инициатива и интересы. Сектор интересов был добавлен командой методистов Rybakov PlaySchool по результатам наблюдений и позволяет видеть, какая деятельность увлекает ребёнка (чаще всего выбирает или увлечённо рассказывает о ней).
Схема «Карты развития» – это не рисунок, а интерактивная модель, которая даёт следующие возможности:
В итоге взрослый, изучающий карту развития ребёнка, видит перед собой настоящую палитру проявления универсальных способностей (рис. 2).
Рис. 2. Графическое отображение развития ребёнка в виде «Палитры проявления способностей»
Но для понимания процесса развития одной палитры будет недостаточно. Все данные представлены также и текстом (рис. 3).
Рис. 3. Текстовая часть «Карты развития» (фрагмент)
Мы убеждены, что родителям важно быть компетентными в развитии их ребёнка. С одной стороны, родители заинтересованы в понятных основаниях – моделях, на которые можно опереться. С другой стороны, они готовы прояснять собственные представления, достраивать их в диалоге с педагогической командой. Родителям важно убедиться, что предложение образовательной организации соответствует их запросу и в развитии их ребенка видны конкретные шаги.
Для пользователей инструмента доступен отдельный блок «О карте развития», который создан в ответ на вопросы родителей. В нём рассказывается, какие универсальные способности мы наблюдаем, есть ли у данных способностей «возрастная норма», как составляется карта, кому она адресована (родителям, педагогам, управленцам).
Родителям важно и интересно, как педагогическая команда работает с результатами наблюдений. Сопровождающий текст к карте развития как бы приоткрывает кулисы и показывает, как педагог продумывает образовательную ситуацию (рис. 4).
Рис. 4. Дополнительная опция «Карты развития»
Можно ли планировать развитие ребёнка в детском саду или центре без подобной карты? И да, и нет. Если вы хотите развивать ребёнка, вам нужно понимать, что вы развиваете и как планируете наблюдать развитие. Имея в руках нужный инструмент, вы сможете зафиксировать, что именно уже сформировано, а над чем нужно работать. В этом случае можно помочь ребёнку сделать шаг в развитии и утверждать вслед за Л.С. Выготским, что «обучение ведёт за собой развитие». Это справедливо не только в отношении детей, но и в отношении педагогов – пользуясь инструментом, можно точно зафиксировать, какие педагогические умения важно совершенствовать.
Вместе с тем инструмент является отражением образовательной программы – важно поддержать педагога, оснащая среду с учётом показателей детского развития и научить его в этой среде действовать.
Мы убеждены, что данный инструмент меняет качество образовательной деятельности и, в конечном счёте, необходим каждому его участнику:
1) Ребёнку. Его дошкольное детство насыщено такими событиями и занятиями, которые позволяют проявлять свои возможности и способности, чувствовать себя умелым и продуктивным, делать открытия и воплощать замыслы.
2) Родителям. Их инвестиции в образование ребёнка подкреплены пониманием, на что нацелена педагогическая команда, какие условия создаёт для развития ребёнка и как в этих условиях проявляет себя сам ребёнок.
3) Педагогу. Ежедневная работа имеет понятные основания и позволяет проектировать педагогическую практику с учётом реальной группы детей, их интересов и возможностей.
4) Управленцу. Инструмент позволяет мотивировать педагогическую команду на регулярное профессиональное развитие, по понятным траекториям повышения мастерства.
Таким образом, «Карта развития» – инструмент, разработанный командой Rybakov PlaySchool, который позволяет педагогам и родителям понять дефициты развития ребёнка, а педагогической команде – управлять качеством, собирая данные для анализа и дальнейшего педагогического проектирования.
Сейчас апробация «Карты развития» завершена. Инструмент универсален и может применяться для мониторинга качества образования в любом детском саду или центре. Поэтому команда Rybakov PlaySchool работает над его доступностью для внешних партнёров. Уже есть:
– возможность приобрести доступ к платформе, позволяющей вести «Карты развития» на каждого ребёнка (с экспертным сопровождением);
– доступ к «Распределённой методической сети», где любой человек может оформить подписку на методическую поддержку (адрес «распределенной методической сети» https://rms.playschool.ru/).
Также мы работаем над книгой, в которую войдут все материалы о том, как создавалась и применяется «Карта развития» – командой Rybakov PlaySchool уже накоплен достаточный опыт.
Ваша корзина пуста