ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Л.М. Крамник, О.В. Удова, И.В. Михайлова. Детская мультипликация как современный вид творчества старшего дошкольника

Аннотация

В статье раскрывается технология создания мультфильмов старшими дошкольниками в разных техниках анимации. Авторы статьи рассказывают о том, как старшие дошкольники пошагово осваивают процесс производства собственного мультфильма от придумывания сценария до его съёмки. Акцентируется внимание на том, что у старшего дошкольника появляется возможность для самовыражения и успешности, развивается творческое воображение, изобразительные способности, образное и пространственное мышление, раскрывается технический потенциал через создание собственного творческого продукта.

Полный текст

Современный дошкольник не мыслит себя без компьютерных игр, смартфона, планшета или айпада. Поэтому сегодня как никогда актуален вопрос: как включить в жизнь старшего дошкольника информационно-коммуникационные технологии с наибольшей пользой и наименьшими рисками, как научить владеть компьютерными техниками и технологиями так, чтобы это могло стать полезным для технического и творческого развития ребенка?

В поисках нестандартного подхода к развитию творческого и информационного потенциала старшего дошкольника мы обратились к мультипликации – технологии создания детьми собственных мультфильмов с применением компьютерных программ. Мультипликация по своей сути близка детскому миру, потому что здесь всегда есть место игре, и абсолютно нет ничего невозможного.

Целью нашей работы со старшими дошкольниками стало создание условий для развития художественного и технического творчества детей в процессе производства собственных (авторских) детских мультфильмов в разных техниках анимации.

В зависимости от освоения детьми различных техник используется разное оборудование и материалы.

Перекладка – бумажная анимация: универсальный легкий штатив для фотоаппарата, цифровой фотоаппарат, скотч для приклеивания фонов, материал для создания мультипликационных героев: пластилин, бумага, карандаши, краски, ножницы и прочее, бумага формата А3 для создания фонов, микрофон для компьютера.

Объемная пластилиновая анимация. Образовательный модуль парциальной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» «Мультстудия «Я творю Мир» (авторы: Т.В. Волосовец, С.А. Аверин, В.А. Маркова): ширма настольная из фанеры сборно-разборная с магнитными стенками-сторонами, web-камера на гибкой основе (или штатив для смартфона, смартфон), программа, программа для анимации АnimaShooter Junior или программа HUE Animation Studio, программа для монтажа Киностудия Windows Live (Windows Live Movie Maker), набор вертикальных магнитных фонов, элементы декораций: деревья, облака, солнце и др., самоклеющиеся магниты, с помощью которых декорации крепятся к фонам, матовое антибликовое оргстекло, ноутбук с дисководом, компьютерная мышь, настольная лампа для выставления света, материал для создания мультипликационных героев: пластилин, бумага, карандаши, краски, ножницы и пр., микрофон для компьютера, большая самодельная настольная ширма из пластика.

Предметная анимация: большая самодельная настольная ширма из пластика, web-камера на гибкой основе (или штатив для смартфона, смартфон), программа для анимации АnimaShooter Junior или программа HUE Animation Studio, программа для монтажа Киностудия Windows Live (Windows Live Movie Maker), самодельный набор вертикальных и горизонтальных фонов, ноутбук с дисководом, компьютерная мышь, настольная лампа для выставления света, мультипликационные герои из пластмассы, Lego и пр., предметы мебели, декорации и др., микрофон для компьютера.

Компьютерная анимация: Apple iPad – планшетный компьютер с сенсорным экраном, стилус – Apple Pencil; программное обеспечение «Объясняшки» (формат видеоскрайбинга).

Первыми шагами погружения детей старшего дошкольного возраста в мир мультипликации становится их знакомство с историей мультипликации, а также с профессиями людей, создающих мультфильмы.

Изготовление таумотропа

Мы знакомим детей с театром теней и волшебным фонарем, фенакистископом (прибором – «обманщиком зрения», который крутится на ручке), таумотропом и зоотропом – первыми анимационными игрушками. Дошкольники узнают о первых мультипликационных фильмах, профессиях людей, которые делают мультфильмы. Кроме того, на занятиях ребята вместе с педагогом с удовольствием изготавливают первые анимационные игрушки и рисуют анимационные ленты для зоотропа.

Рисование анимационной ленты

Игра детей с зоотропом

Этапы создания мультфильма со старшими дошкольниками

1. Работа над мультфильмом начинается с создания сценария для мультистории. Это стимулирует детей рассказывать, придумывать, наблюдать за событиями и людьми, задумываться над тем, какие чувства и переживания испытывают окружающие. Наша практическая деятельность показывает, что для ребенка-дошкольника не составляет труда придумать идею мультфильма, поскольку на этапе старшего дошкольного возраста в его голове много прекрасных идей. Кроме того, старший дошкольник легко удерживает свой замысел и реализует его в рисунке или поделке из пластилина, а в дальнейшем и в своём мультипликационном фильме. Мы же сопровождаем детей в трудоёмкой работе от идеи до создания конечного творческого продукта на всех этапах производства мультфильма. Литературное произведение (сказка, рассказ, стихотворение, новая версия известной сказки и т.п.) тоже бывают сюжетом для детского мультфильма.

2. На основании сценария мы совместно с детьми делаем раскадровку – серию рисунков, которые отражают все, что будет происходить в кадре от начала до конца мультистории. Дошкольникам сложно рисовать маленькие рисунки, поэтому в работе с ними мы используем большие листы бумаги, ватман или рулон обоев. Попутно мы объясняем правила расположения персонажей в кадре. После того, как получилась наглядная схема мультфильма, мы проигрываем с детьми каждую сцену, чтобы наглядно представить, что будет происходить в ней, как передвигаются герои, дети передают мимику и движения персонажей. В этот момент приходит видение, как лучше показать ту или иную сцену.

3. Следующим этапом работы является создание мультипликационных персонажей и декораций. На занятиях дошкольникам предоставляется возможность использовать свои изобразительные способности: придумать внешний вид и создать персонажей мультфильма, с помощью которых можно передать мультисторию, а также нарисовать декорации. Их мы выполняем с детьми в той технике, которая выбрана для создания мультфильма.

Рисование героев мультфильма

Изготовление декораций и фонов мультфильма – это не только очень занимательный творческий процесс, но и исследовательская деятельность. Вместе с детьми и родителями мы подбираем книги, картинки, ищем ссылки нас сайты, содержащие информацию о том, где будут происходить события нашей мультистории, как могут выглядеть герои. Процесс выбора, анализа того, что нашли, разработка образов персонажей, декораций, фонов, отдельных деталей способствует интеллектуальному развитию наших воспитанников.

Рисование фонов героев мультфильма

Помимо вышесказанного мы решаем множество технических вопросов. Например, совместно обсуждаем, что траву лучше сделать из шерстяных ниток, дорожку из камешков, снег из ваты. Решая такие вопросы, дети узнают о свойствах предметов, учатся находить различные инженерные решения, в ходе которых решаются задачи познавательного развития дошкольников.

Герой мультистории

Чем больше у детей накапливается информации о процессе решения различных задач в ходе производства своего мультфильма, тем активнее происходит обратный процесс: узнавая много нового, у детей возникают новые творческие идеи, замысел для создания нового сюжета или сцены.

4. Съёмка – это самый интересный этап для детей в работе над собственным мультфильмом.

Съёмка мультфильма

Во время съёмки персонажи оживают и начинают двигаться с помощью детей-аниматоров, которые создают маленькие движения персонажей. Ребенок-оператор, используя цифровой фотоаппарат или вебкамеру, фиксирует эти движения (фотографирует в технологии stop-motion).

На занятиях по мультипликации дошкольники узнают о различных схемах движения персонажей мультфильма: появление-исчезновение, простое линейное движение, сворачивание-разворачивание, увеличение-уменьшение, приближение-удаление и другие.

5. Актерские способности старших дошкольников позволяют персонажам мультфильма обрести собственные голоса в ходе озвучивания мультфильма. Ребятам очень нравится слышать свой голос в кадре.

Озвучивание мультфильма

Мы учимся с детьми использовать голос, интонацию, тембр как инструмент для передачи художественного образа. Обращаем внимание детей на интонацию, громкость, скорость, паузы, другие характеристики, которые помогают передать выразительность образа героя и смысла содержания. На этом этапе работы мы играем с ребятами в игры на изображение эмоций, даем им возможность попрактиковаться в произнесении тех или иных фраз мультфильма.

6. На этапе монтажа дошкольники воспроизводят обработку фото– аудиоматериала, в совместной с педагогом работе соединяют его в специальной программе для анимации. На этом этапе мы вместе с детьми подбираем музыкальное сопровождение мультфильма. Педагог оформляет название и титры.

Техники детской мультипликации, используемые в работе со старшими дошкольниками

1. Перекладка – бумажная анимация

Перекладка – бумажная анимация

Это самая доступная техника для детей любого возраста, любых возможностей, позволяет дошкольникам найти применение своих индивидуальных возможностей. Наши воспитанники рисуют декорации и героев на бумаге, вырезают детали. В ходе производ­ства своего мультфильма дети передвигают нарисованных персонажей на фоне, создавая движение.

2. Объёмная пластилиновая анимация

Объёмная пластилиновая анимация

Этот вид анимации самый любимый у наших детей. Они очень любят лепить объёмных героев и рисовать декорации для сцен. Персонажей своего мультфильма ребята передвигают по ширме (макету-сцене).

Объёмная пластилиновая анимация

3. Предметная анимация

Наш опыт показывает, что этот вид анимации интересен для тех детей, которые любят стоить и конструировать и не очень любят рисовать. При съёмке мультфильма ребята используют небольшие готовые игрушки: человечки, животные, машинки и др. Персонажи мультистории передвигаются по готовой или самодельной ширме (макету-сцене).

Предметная анимация

4. Компьютерная анимация

Компьютерная анимация

Для внедрения в детском саду этого вида анимации мы используем программу «Объясняшки», которая работает в операционной системе IOS на IPADe (планшетном компьютере компании Apple). Данное приложение имеет дружественный на русском языке интерфейс, понятный дошкольнику. Ребята сначала озвучивают мультфильм, рисуют стилусом каждую сцену. За 30–35 минут дошкольники могут нарисовать небольшой мультфильм и сразу же его посмотреть, показать сверстникам в группе. Этот вид анимации нравится детям, которые любят рисовать и экспериментировать, ребята получают массу положительных эмоций в ходе производства и просмотра такой мультистории.

Выбор тем и сюжетов мультфильмов, созданных старшими дошкольниками

Подбирая с детьми сюжеты будущих мультфильмов, мы опираемся на их интересы, замысел и воображение. В последнее время наиболее востребованной стала тема безопасности на железной дороге, ранней профориентации на профессии железнодорожного транспорта, т.к. в нашем дошкольном учреждении воспитываются будущие железнодорожники. Особое внимание мы уделяем здоровьесбережению и ЗОЖ детей, поэтому эта тема тоже очень актуальна в ходе производства собственных мультфильмов дошкольников.

В рамках совместного просмотра наши ребята представляют вниманию следующие мультфильмы детям друг групп: «Правила дорожного движения на железной дороге для детей», «Смешарики. Железная дорога», «Сказка про умное здоровье», «Везучий микроб», серию мультфильмов по образовательной стоматологии «В гостях у зубной феи», «Как беречь электроэнергию», «С точки зрения кота» и другие.

Работа с родителями старших дошкольников по созданию собственных мультфильмов

Родители наших воспитанников становятся благодарными зрителями. Новые серии мультфильмов выкладываются в видеохостинг, где родители ставят лайки, что повышает самооценку дошкольника, развивает его позитивный образ «Я».

Совместная деятельность родителей и детей по созданию мультипликационных персонажей и декораций

Традиционно в конце каждого мультфильма мы размещаем небольшие фотоистории о том, как он создавался, чтобы показать, насколько трудно производство собственной мультистории. Мы организуем встречи с родителями и ребятами в студии мультипликации или группе детского сада, где и те, и другие имеют возможность поучаствовать в создании своего собственного творческого шедевра.

Заключение

Детская мультипликация – это новый, уникальный вид искусства, самодостаточный и самоценный. Это возможность для самовыражения и успешности дошкольника, как перед сверстниками, так и перед взрослыми. У детей есть возможность сделать реальностью персонажей, созданных своей фантазией, и прожить жизнь вместе с героями мультфильма, приобретая бесценный опыт.

Это особый вид творчества, который способствует сохранению и развитию фантазии, творческого воображения, изобразительных способностей, образного и пространственного мышления, раскрытию творческого и технического потенциала ребенка через создание собственного творческого продукта, развития навыков взаимодействия в группе, таких личностных качеств, как инициативность, ответственность, самостоятельность.

Детская мультипликация – это увлекательная игра, в которой дошкольник может придумывать и оживлять своих героев, наделять их определенными качествами, проигрывать жизненные и сказочные ситуации. Она способ­ствует эмоциональному развитию ребенка, так как учит осознавать свои эмоциональные состояния, распознавать эмоции других, передавать их с помощью мультипликационных героев, реплик, выражений лица.

Во время создания мультфильма ребенок может почувствовать себя героем, который побеждает все трудности, всех спасает. Большинство мальчиков реализует в своих мультфильмах именно эту тему, а это значит, что примерить роль героя – важная жизненная потребность старшего дошкольника, будущего мужчины. У девочек же часто встречается тема дома, безопасности, защищенности, которая поможет принять и прожить ситуацию, найти для нее наилучшее решение. В этом проявляются психотерапевтические возможности использования детского мультипликационного творчества. Педагог помогает ребенку придумывать и создавать героя, с помощью которого он может выразить свои интересы, потребности и реализовать их, отразить эмоциональное состояние, прожить волнующие ситуации.

Детская мультипликация уникальна еще и тем, что включает в себя огромное число различных видов детской деятельности. Работа над созданием собственных мультфильмов стимулирует старших дошкольников придумывать сюжеты для сценариев (художественное и литературное творчество), создавать декорации персонажей мультфильмов, озвучивать роли. Дети пробуют себя в качестве аниматоров, операторов, изучают специальные программы для анимации (оживления персонажей).

Список литературы

1. Иванова Ю. Мультфильмы. Секреты анимации. – М.: Настя и Никита, 2017.
2. Муродходжаева Н.С., Амочаева И.В. Мультстудия «Я творю Мир»: Методическое пособие. – М., 2017.
3. Почивалов А, Сергеева Ю. Пласти­линовый мультфильм своими руками. – М.: Эксмо, 2015.
4. Пунько Н.П. Секреты детской мультипликации: Методическое пособие. – М.: Линка-Пресс, 2017.

Электронные ресурсы

1. РЖД ТВ [сайт]. Новости. Воспитанники ж/д детского сада в Иркутске рисуют мультфильмы. Режим доступа: http://www.rzdtv.ru/2019/09/27/vospitanniki-zh-d-detskogo-sada-v-irkutske-risuyut-multfilmy/
2. «Солнышко». Детский сад №220 ОАО «РЖД». Блог «Дополнительные услуги: Мультипликация» [сайт]. Режим доступа: https://220ds.ru/multiplikacija.html

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

детская мультипликация, виды анимации, творчество, старшие дошкольники, мультфильм, мультистория