ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Лунцова О.В. Развитие качества дошкольного образования в Калтанском городском округе

Полный текст

Развитие качества дошкольного образования в Калтанском городском округе

(Анализ эффективности принятых мер в 2021/2022 учебном году)

Лунцова Ольга Васильевна – заведующая сектором дошкольного образования, Управление образования администрации Калтанского городского округа, Кемеровская область

Выявление динамики

Обеспечение равных возможностей для получения современного качественного образования, отвечающего запросам населения и перспективным задачам инновационного социально ориентированного развития Калтанского городского округа, является приоритетным направлением муниципальной образовательной политики (муниципальная программа «Образование в Калтанском городском округе на 2019–2023 годы»).

Сеть дошкольных образовательных организаций

Образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в муниципалитете по состоянию на 01.09.2021 года осуществляют 11 дошкольных образовательных организаций. Для детей в возрасте от трех до семи лет, нуждающихся в дошкольном образовании, в муниципалитете обеспечена на 100% доступность.

По данным Росстата, численность детей в Калтанском городском округе в возрасте от 1 года до 6 лет в 2021 году составила 1982 ребенка, что на 179 (9,2%) детей меньше 2020 года.

В 2021/2022 учебном году в детских садах Калтанского городского округа численность детей составляла 1454 воспитанника, из них 259 детей в возрасте до 3 лет, что на 9,9 % ниже 2021 года в связи с демографической ситуацией.

Сегодня приоритетным является предоставление услуг дошкольного образования для детей в возрасте до полутора лет. Для этого оптимизированы условия дошкольных образовательных организаций. Дети в возрасте от 1,5-х до 3-х лет обеспечены местами в детских садах на 100%.

Актуальная очередь по состоянию 01.06.2022 – 118 детей.

В связи с низкой демографической ситуацией в Калтанском городском округе с 01.09.2021 учебного года три детских сада не набрали необходимое количество детей, в результате в МБДОУ Детский сад № 1 «Росинка» п. Малиновка закрыта еще 1 группа, тем самым из 6 групп функционирует только 3 группы. В МАДОУ Детский сад № 2 «Радуга» из 10 групп функционирует 9 групп, в МАДОУ ЦРР – Детский сад «Планета детства» из 9 групп функционирует 8 групп.

С 01.09.2021 учебного года в МБДОУ «Детский сад №24 «Белочка» функционирует 3 группы из 6 групп, группа для детей от 4–5 лет (средняя группа) переведена вместе с педагогами в МАДОУ ЦРР – Детский сад «Планета детства». Группы закрыты по причине предаварийного состояния здания детского сада. Педагогические работники перешли работать в другие образовательные организации как в пределах города, так и за его пределами. Тем самым численность педагогических работников в Калтанском городском округе сократилась на 8,7%.

Аттестация педагогических работников

В системе дошкольного образования с 01.09.2021 учебного года работают 124 педагогических работника, в том числе с высшим педагогическим образованием – 71(57%) человек, средним профессиональным – 53 (40%) человека.

Процедуру аттестации прошли 110 (89%) педагогов дошкольного образования, из них первую квалификационную категорию имеют 48 человек (39%), высшую квалификационную категорию – 62 человек (50%), что на 11% выше 2020 года.

Дошкольные образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования, осуществляют свою деятельность в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Во всех дошкольных образовательных организациях (100%) к основной образовательной программе разработана программа ВСОКО и инструментарий оценки качества дошкольного образования.

100% дошкольных образовательных организаций имеют лицензии на осуществление образовательной деятельности, 82% дошкольных образовательных организаций имеют лицензии на дополнительное образование детей и взрослых.

Для родителей детей, получающих дошкольное образование в семье, на базе всех ДОО (100%) с целью оказания методической и психолого-педагогической помощи организована работа консультационных пунктов.

Курсы повышения квалификации / переподготовка

В 2021 году О.В. Лунцова, заведующая сектором дошкольного образования МКУ УО, прошла курсы повышения квалификации в ФГБ ОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по дополнительной профессиональной программе «Государственная политика в сфере противодействия коррупции». Данное обучение позволило качественно подготовить МБДОУ «Детский сад №38 «Сказка» к плановой проверке Министерства образования Кузбасса, в части федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, которая прошла без замечаний.

В связи с тем, на территории Калтанского городского округа дошкольные образовательные организации посещает много детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей-инвалидов, О.В. Лунцова, являясь членом ТПМПК в качестве олигофренопедагога, для оказания помощи детям с нарушением слуха прошла переподготовку в 2021/2022 учебном году в ООО «Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки» по программе «Специальное (Дефектологическое) образование» по профилю «Сурдопедагогика и сурдопсихология». Присвоена квалификация сурдопедагог.

15 педагогов (12%) прошли курсы повышения квалификации «Коррекционная педагогика и особенности образования и воспитания детей с ОВЗ», в ООО «Центр инновационного образования и воспитания», что поможет педагогам организовать необходимую помощь детям с ОВЗ и детьми-инвалидами.

Повышение профессионального мастерства педагогов

Образовательная стратегия ФЗ «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО ориентируют дошкольных работников на освоение новых профессиональных компетенций, что, в свою очередь, провоцирует возникновение такого стратегического направления работы с педагогическими кадрами, как непрерывное совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов, являющегося одним из условий качества обучения и воспитания дошкольников.

Ольга Васильевна Лунцова, заведующая сектором дошкольного образования МКУ УО, приняла участие в конкурсе профессионального мастерства управленческих кадров в системе дошкольного образования, организованного ООО «МИК», Министерством просвещения Российской Федерации, который проходил в Москве 14–15 октября 2021 года (заочно) и вошла в число финалистов конкурса. Участие в данном конкурсе позволило поделиться опытом работы по оценке качества дошкольного образования Калтанского городского округа с участниками конкурса из различных субъектов РФ.

При поддержке Министерства цифрового развития и связи Кузбасса на цифровой платформе «Кузбасс онлайн» в марте 2022 года проходил конкурс лучшей воспитывающей среды дошкольных образовательных организаций. Конкурс состоял из 6 номинаций: «Лучшая воспитывающая среда патриотической направленности», «Лучшая воспитывающая среда социальной направленности», «Лучшая воспитывающая среда оздоровительной направленности», «Лучшая воспитывающая среда познавательной направленности», «Лучшая воспитывающая среда трудовой направленности», «Лучшая воспитывающая среда этико-эстетической направленности».

От Калтанского городского округа приняли участие 6 дошкольных образовательных организаций и стали лауреатами в четырех номинациях:

  • «Лучшая воспитывающая среда патриотической направленности» – МАДОУ «Детский сад №15 «Звездочка», МАДОУ ЦРР – Детский сад «Планета детства»;
  • «Лучшая воспитывающая среда социальной направленности» – МАДОУ «Детский сад №12 «Березка»;
  • «Лучшая воспитывающая среда оздоровительной направленности» – МБДОУ «Детский сад №1 «Росинка»;
  • «Лучшая воспитывающая среда познавательной направленности» – МАДОУ «Детский сад №2 «Радуга», МБДОУ «Детский сад №37 «Семицветик».

В рамках III Всероссийского баркемпа «Дошкольное образование: инновационные проекты и эффективные практики» проходили онлайн-мероприятия: методический нон-стоп, IT-вернисаж «Иннопрактики дошкольного образования КуZбасса».

В методическом нон-стопе «Эффективные практики дошкольного образования» от Калтанского городского округа приняли участие 3 дошкольные образовательные организации:

  • опыт работы «Маленькая ТОЧКА РОСТА как центр реализации программ дополнительного образования» представила Костенкова О.В., заведующая МБДОУ «Детский сад №38 «Сказка»;
  • мастер-класс «Использование нейромоторных игр и упражнений в коррекционной работе с детьми с ТНР» представили Шамсудинова М.П., учитель-логопед, и Андриенко С.Г., педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №38 «Сказка»;
  • мастер-класс «Схемотехника» представила Голбан А.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад №37 «Семицветик»;
  • опыт работы «Организация образовательной деятельности» представила Романова Е.А., воспитатель МБДОУ «Детский сад №37 «Семицветик»;
  • опыт работы «Организация работы с детьми в младшей группе» представила Феданина Л.П., воспитатель МАДОУ «Детский сад №15 «Звездочка»;
  • мастер-класс «Организация работы с детьми в центрах активности в подготовительной к школе группе» представила Чернева Ю.Г., воспитатель МАДОУ «Детский сад №15 «Звездочка».

В IT-вернисаже «Иннопрактики дошкольного образования КуZбасса» воспитатель МАДОУ «Детский сад № 12 «Березка» Панченко З.В. презентовала дополнительную общеразвивающую программу духовно-нравственных занятий «Ангелочек».

С декабря 2021 года в России стартовал Всероссийский профессиональный конкурс «Флагманы образования. Муниципалитет». Целью конкурса является поиск и поддержка перспективных руководителей муниципальных систем образования, обладающих высоким уровнем развития лидерских качеств и управленческих компетенций.

Участники конкурса должны пройти дистанционное тестирование, дистанционную образовательную программу, очные полуфиналы и финал.

От Кемеровской области – Кузбасса в конкурсе участвовала 41 команда из 34 муниципалитетов. Команду «Лидер плюс» Калтанского городского округа представляют Плюснина Н.В., начальник МКУ УО, Лунцова О.В., заведующая сектором дошкольного образования МКУ УО, Лехтина Л.П., директор МБОУ «СОШ №30», Сегиневич Н.А., заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ №30», Корчагина О.Н., заведующая МАДОУ ЦРР – Детский сад «Планета детства».

Качество дошкольного образования

В целях развития муниципальной системы оценки качества образования и совершенствования управления системой образования Калтанского городского округа в дошкольных образовательных организациях ежегодно проводится мониторинг оценки качества: образовательных программ дошкольного образования, образовательных условий, мониторинг взаимодействия с семьями воспитанников; мониторинг здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу.

Мониторинг качества дошкольного образования проводится специалистами управления образования совместно с заместителями заведующих дошкольных образовательных организаций, руководителями муниципальных методических объединений, педагогическими работниками, специалистами ДОО.

С 2018 года в дошкольных образовательных организациях для оценки качества образования используются шкалы ECERS-R.

Шкалы ECERS-R помогли выявить упущенные аспекты образовательной деятельности, что, как следствие, дает нам возможность реализовать целевые ориентиры на практике. Наметить точки профессионального роста, повысить педагогическую компетентность в соответствии с требованиями профстандарта.

В 2021/2022 учебном году в дошкольных образовательных организациях с целью определения качества образовательных программ с учетом ФГОС ДО и запросов основных потребителей образовательных услуг разработан учебно-методический комплект к основной образовательной программе. УМК включает в себя программу ВСОКО, инструментарий оценки качества дошкольного образования.

Дошкольные образовательные организации Калтанского городского округа МБДОУ «Детский сад №1 «Росинка», МБДОУ «Детский сад №10 «Солнышко», МБДОУ «Детский сад №11 «Березка», МБДОУ «детский сад №37 «Семицветик» приняли участие в апробации федерального мониторинга качества дошкольного образования, который проходил с сентября по декабрь 2021 года (табл.). Результаты федерального мониторинга качества дошкольного образования приведены в таблице в сравнении с 2020 годом.

Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами в 2021 году показали низкий балл в связи с тем, из четырех ДОО, участвовавших в мониторинге, только в одном ДОО созданы условия для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. Показатель «Содержание образовательной деятельности» в 2021 году оказался на 0,35 балла ниже 2020 года, показатель «Образовательный процесс» в 2021 году соответствует 2,9 балла, что на 0,7 балла превышает уровень 2020 года, показатель «Здоровье, безопасность и повседневный уход» в 2021 году составил 3 балла, это базовый уровень, но он на 0,86 балла ниже 2020 года. Итого средний балл по муниципалитету в 2021 году составил 2,84 балла, что на 0,14 балла ниже 2020 года.
Данные по региону будут озвучены на августовском форуме 2022 года.

В декабре 2021 года в МКУ УО состоялась стратегическая сессия «Итоги федерального мониторинга качества дошкольного образования в 2021/2022 учебном году», на которой присутствовали специалисты управления образования, заведующие и заместители заведующих дошкольных образовательных организаций Калтанского городского округа.

На теоретической части стратегической сессии О.В. Лунцова, заведующая сектором дошкольного образования, подвела итоги федерального МКДО 2021, представив сводный анализ мониторинга по муниципалитету. Н.В. Ефимова, заведующая МБДОУ «Детский сад №10 «Солнышко», рассказала о внутренней и внешней оценке качества дошкольного образования. В практической части руководители дошкольных образовательных организаций выступали в роли экспертов и работали со шкалами МКДО. По итогам стратегической сессии принято решение – для устранения дефицитов и предотвращения их возникновения изучить детально образовательную область «Управление и развитие».

В период с 24 по 28 января 2021 года управлением образования проведена плановая проверка качества образования за 1 полугодие 2021/2022 учебного года в 5 дошкольных образовательных организациях Калтанского городского округа.

По итогам контроля качества дошкольного образования проведен анализ, в результате чего выявлен ряд проблем:

  • в методике проведения образовательного процесса в части организационного момента, создания интереса к деятельности;
  • развитие компонентов речи, педагогическая оценка деятельности детей, качество этой оценки в меньшей степени соответствует параметру «Умение педагога решать коррекционно-развивающие задачи»;
  • речевая активность детей, наличие у детей интереса к деятельности в меньшей степени соответствует параметру «Деятельность».

Для решения выявленных проблем управлением образования были приняты меры и мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений:

  • запланирован проблемно-ориентированный семинар по речевому развитию;
  • проведены консультации по организации утреннего сбора;
  • назначены наставники по оказанию методической помощи дошкольным образовательным организациям, оказавшимся в красной зоне: МБДОУ «Детский сад №11 «Березка», наставник – МАДОУ «Детский сад №2 «Радуга»; МБДОУ «Детский сад №10 «Солнышко», наставник – МАДОУ ЦРР – Детский сад «Планета детства».

22 сентября 2021 года в Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Общественное обсуждение новой примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования». От Калтанского городского округа в работе круглого стола приняла участие О.В. Лунцова, заведующая сектором дошкольного образования МКУ УО.

С сентября 2021 учебного года Управление образования администрации Калтанского городского округа и дошкольные образовательные организации включены в федеральный проект по оценке качества дошкольного образования «Звёзды дошкольного образования», который базируется на независимой общественной оценке качества и создании условий для широкого обмена передовым педагогическим опытом, что дает возможность перейти на качественно новый уровень российского дошкольного образования, повысить рейтинг дошкольных образовательных организаций не только на региональном, но и на федеральном и международном уровнях.

В проекте «Звезды дошкольного образования» предполагается пять уровней качества, при достижении первого уровня присваивается «Одна звезда». При достижении наивысшего, пятого уровня, присваивается «Пять звезд». На 01.06.2022 года МКУ УО и все дошкольные образовательные организации (100%) имеют сертификаты на присвоение второй звезды качества. Участие в проекте позволило дошкольным образовательным организациям используя специальную методику оценки качества провести самооценку и тем самым выявить и устранить дефициты по нескольким направлениям.

6 октября 2021 года в Москве состоялся Всероссийский форум «Воспитатели России», который проходил в дистанционном формате. От Калтанского городского округа в форуме приняли участие 20 человек (специалисты управления образования, заведующие и заместители заведующих дошкольных образовательных организаций, педагоги). Все педагоги получили сертификаты участников.

2–3 ноября 2021 года в Москве состоялся Всероссийский Форум работников дошкольного образования «ОРИЕНТИРЫ ДЕТСТВА 3.0». От Калтанского городского округа в форуме приняла участие О.В. Лунцова, заведующая сектором дошкольного образования. По итогам форума Э.М. Дорофеева, президент Ассоциации развития качества дошкольного образования (АРКАДО), выдвинула предложение создать «Независимый открытый общественный совет по дошкольному образованию» с целью учета специфики дошкольного образования в законодательстве Российской Федерации.

13 октября 2021 года в г. Снежинск Челябинской области прошла Межрегиональная научно-практическая конференция «Векторы развития современного дошкольного образования. Территория инноваций». От Калтанского городского округа в конференции приняла участие О.В. Лунцова, заведующая сектором дошкольного образования.

16 сентября 2021 года на базе МАДОУ «Детский сад №2 «Радуга» состоялось методическое объединение учителей-логопедов и воспитателей речевых групп ДОО. Педагоги познакомились со шкалами МКДО, критериями и индикаторами области качества «Условия получения дошкольного образования лицами с ОВЗ и инвалидами». Работая с оценочными листами шкал МКДО, педагоги проанализировали организацию образования детей с ОВЗ в группе.

29 сентября 2021 года на базе МАДОУ «Детский сад №2 «Радуга» состоялось методическое объединение педагогов по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Педагоги познакомились со шкалами МКДО, критериями и индикаторами области качества «Социально-коммуникативное развитие». Работая с оценочными листами шкал МКДО, педагоги проработали документирование, образовательный процесс, предметно-пространственную среду.

30 сентября 2021 года в Управлении образования администрации Калтанского городского округа состоялся круглый стол «Качество дошкольного образования: основная образовательная программа дошкольного образования» с заместителями заведующих и руководителями дошкольных образовательных организаций. На нем были рассмотрены критерии и индикаторы образовательных областей шкал МКДО «Образовательные ориентиры», «Содержание образовательной деятельности», «Образовательный процесс».

16 декабря 2021 года на базе МБДОУ «Детский сад №38 «Сказка» состоялось методическое объединение педагогов по образовательной области «Речевое развитие» и учителей-логопедов. Педагоги попробовали себя в роли экспертов, оценивая видеосюжет образовательной деятельности с помощью карт анализа.

По результатам работы муниципальных методических объединений за 2021/2022 учебный год в дошкольных образовательных организациях педагоги смогли повысить свой профессиональный уровень, в образовательную программу внесены корректировки, созданы условия для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, по оценке экспертов развивающая предметно-пространственная среда приведена в соответствие с ФГОС ДО, что дало возможность занять призовые места в региональном конкурсе «Лучшая образовательная среда».

17–18 марта 2022 года в г. Кемерово в КРИПК и ПРО проходил III Всероссийский баркемп «Дошкольное образование: инновационные проекты и эффективные практики» на дайджест-сессии «Инновационные проекты дошкольного образования: проблемы, опыт, продукты» О.В. Лунцова, заведующая сектором дошкольного образования МКУ «Управление образования» в качестве спикера представила опыт работы «Организация и проведение муниципальной оценки качества дошкольного образования в Калтанском городском округе».

Доступная среда

В Калтанском городском округе 148 детей имеют статус ОВЗ (ТНР), из них 4 ребенка – детей-инвалидов, 7 – детей-инвалидов без ОВЗ. В связи с отсутствием в двух дошкольных образовательных организациях учителей-логопедов охват услугами коррекционной помощи снизился на 9,7% по сравнению с прошлым годом.

В 8 (73%) дошкольных образовательных организациях разработана и реализуется адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи, также реализуются адаптированные основные образовательные программы для детей с нарушением интеллектуального развития, слуха, опорно-двигательного аппарата.

В двух детских садах (№№ 2, 15) продолжается работа в ресурсных центрах по профилактике и коррекции речевых нарушений, в том числе для детей, не посещающих детские сады. Метод биологической обратной связи успешно применяется в работе с детьми, имеющими разные диагнозы: с ТНР, заиканием, ЗПР. В результате использования данного метода дети успешно овладели навыками диафрагмального дыхания, у них значительно улучшилась координация движений, повысился уровень зрительного восприятия и концентрация внимания.

В МАДОУ «Детский сад №12 «Березка» в целях повышения доступности детского сада для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в санитарно-гигиеническом помещении установлен поручень для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для организации образовательной деятельности закуплена азбука со шрифтом Брайля в картинках для детей с нарушением зрения.

Преемственность дошкольного и начального общего образования

Преемственность дошкольного и начального общего образования – одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Очень важным условием результативной работы по налаживанию преемственных связей между детским садом и школой является четкое понимание целей, задач содержания осуществления преемственности.

В декабре 2021 года в дошкольных образовательных организациях педагогами были проработаны карты самоанализа межличностного взаимодействия – добавлен раздел «Взаимодействие с социумом» и подраздел «Открытое взаимодействие ДОО и школы». По результатам самоанализа выявлены ряд проблем:

– отсутствует взаимопосещение педагогами и учителями начальных классов школьных уроков и образовательной деятельности в детском саду;

– не планируются встречи родителей с будущими учителями;

– отсутствует совместное проведение педагогических советов, семинаров, круглых столов для педагогов ДОО, учителей начальных классов и родителей по актуальным вопросам.

Для решения выявленных проблем управлением образования были приняты меры и мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений.

В дошкольных образовательных организациях Калтанского городского округа внесены корректировки в планы преемственности между детским садом и школой.

22 февраля 2022 года в Калтанском городском округе на базе дома детского творчества состоялся VI муниципальный психолого-педагогический форум «Коррекционно-развивающая работа с учащимися детьми-инвалидами и (или) детьми с ОВЗ различных нозологических групп: организация преемственности дошкольного и начального общего образования детей с ограниченными возможностями».

На Форуме был представлен опыт работы педагогов по вопросу организации преемственности дошкольного и начального общего образования детей с ограниченными возможностями: педагоги МБДОУ «Детский сад №38 «Сказка», Андриенко Снежана Геннадьевна и Шамсудинова Марина Петровна представили мастер-класс по использованию нейромоторных упражнений в работе с детьми с ОВЗ.

Заместитель заведующей МАДОУ ЦРР Детский сад «Планета детства» Шацкая Юлия Сергеевна и педагог-психолог Бирюкова Ирина Владимировна обозначили проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием в работе с детьми с ОВЗ.

Педагоги МБОУ «СОШ №1» Казарцева Елена Геннадьевна, Рубцова Татьяна Владимировна представили опыт работы в ресурсном классе с обучающимися с ТНР, Халтурина Екатерина Александровна поделилась опытом работы по организация логопедической помощи детям с ОВЗ. Черкашина Оксана Сергеевна, заместитель директора МАОУ «СОШ №2», представила опыт работы по организации преемственности в обучении детей с ОВЗ при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию; педагог-психолог Сакина Татьяна Александровна, раскрыла особенности работы по психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей с ОВЗ: от детского сада до школы; учитель начальных классов Журавлёва Марина Валерьевна представила мастер-класс по использованию мнемотехники в обучении слабовидящих учащихся.

С 21.03.2022 по 17.04.2022 приказом управления образования (от 24.02.2022 №185) в дошкольных образовательных организациях в рамках преемственности были созданы условия для посещения учителями общеобразовательных организаций образовательной деятельности в подготовительных группах.

В целях обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования в марте 2022 года в Калтанском городском округе в МКУ УО для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, заместителей заведующих дошкольных образовательных организаций, учителей начальных классов, воспитателей подготовительных групп, педагогов-психологов, учителей-логопедов состоялась образовательная коллаборация «Повышение качества образования в муниципалитете».

В теоретической части образовательной коллаборации по актуальным вопросам преемственности ДОО и НОО в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО выступила О.В. Лунцова, заведующая сектором дошкольного образования МКУ УО. О деятельностном подходе с позиции ФГОС НОО в рамках преемственности начального общего и дошкольного образования рассказала О.Э. Чернышева, заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №1», итоги посещения образовательной деятельности в подготовительных группах дошкольных образовательных организаций учителями начальных классов подвела Т.Н. Пенькова, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1». Н.Н. Гееб, заведующая сектором инклюзивного образования МКУ УО представила прогностический анализ нозологических групп и количества детей с ОВЗ на 2022/2023 учебный год в рамках преемственности детского сада и школы.

В практической части образовательной коллаборации М.П. Шамсудинова, учитель-логопед МБДОУ Детский сад №38 «Сказка» и И.В. Бирюкова, педагог-психолог МАДОУ ЦРР-Детский сад «Планета детства» презентовали образовательную систему по подготовке детей к школе портала «Пять+».

По итогам образовательной коллаборации создана творческая группа по разработке муниципальной программы по преемственности между детским садом и школой; с целью преемственности дошкольного и начального общего образования, выявления и поддержки талантливых педагогов, популяризации дошкольного образования, открытости дошкольного и начального общего образования для родительской общественности создан муниципальный проект «Из детского сада в школу». Проект реализуется на площадке в социальной сети в ВК: https://vk.com/public212307323

С 14 марта 2022 года по 16 мая 2022 года по рекомендации Министерства образования Кузбасса дошкольные образовательные организации Калтанского городского округа совместно с управлением образования (МКУ УО, МАДОУ «Детский сад №2 «Радуга», МБДОУ «Детский сад № 38 «Сказка», МАДОУ ЦРР-Детский сад «Планета детства») включены в творческую лабораторию «Пять +» издательства Академкнига/Учебник г. Москва для подготовки детей к школе.

Участники творческой лаборатории при персональном сопровождении разработчиков (авторов портала «Пять+») познакомились с современной технологией онлайн-сервисов и ресурсов по подготовке детей к школе и получили опыт работы с уникальным ресурсом. На портале 5000 коротких занятий по разным направлениям («Математика», «Обучение грамоте», «Окружающий мир», «Внимание и память») включают: разные уровни сложности, озвученные тексты задач и упражнения, моментальную автоматическую проверку результатов, иллюстрации, помогающие понять смысл заданий.

Бережливые технологии

С 2018 года специалисты управления образования и заместители заведующих дошкольных образовательных организаций работают над методической составляющей применения бережливых технологий в практике дошкольных образовательных организаций. ФГОС ДО сформулировал требования к качеству дошкольного образования, которые фокусируются на создании образовательной среды высокого качества, позволяющей каждому воспитаннику достичь лучших для себя образовательных результатов.

В целях оптимизации проведения мониторинга качества дошкольного образования управлением образования был инициирован и реализован проект «Создание единого банка инструментария оценки качества дошкольного образования».

В декабре 2021 года на онлайн-этапе «Эффективные практики бережливой среды в образовательной организации» в КРИПК и ПРО О.В. Лунцова, заведующая сектором дошкольного образования МКУ УО, презентовала опыт работы «Создание единого банка данных инструментария оценки качества дошкольного образования», Т.В. Белоусова, заместитель заведующей МБДОУ «Детский сад №38 «Сказка», презентовала опыт «Оптимизация процесса подготовки педагогов к образовательной деятельности».

Для дальнейшей работы мы использовали одну из наиболее эффективных технологий бережливого производства – систему 5S, которая нацелена на оптимизацию всех производственных процессов, снижение потерь, повышение производительности труда за счет рациональной организации рабочей зоны.

Для формирования бережливого сознания воспитанников мы приняли решение разработать лин-проект «Оптимизация процесса организации режимных моментов в дошкольной образовательной организации». В декабре 2021 года в управлении образования состоялось заседание рабочей группы по бережливым технологиям «Формирование бережливой личности участников образовательных отношений в дошкольной образовательной организации». Результатом работы творческой группы стал сборник дидактических материалов «Алгоритмы режимных моментов в детском саду».

Дидактические материалы (утверждены методическим советом МКУ УО) представляют собой алгоритмы режимных моментов по трем направлениям: развитие культурно-гигиенических навыков, организация образовательной и самостоятельной деятельности детей.

Титульный лист – авторское оформление Н.С. Фальдиной, воспитателя МАДОУ «Детский сад №2 «Радуга».

Алгоритмы по развитию культурно-гигиенических навыков состоят из 4 красочных картинок: мытья рук, последовательности одевания зимой, посещения туалета для девочек, посещения туалета для мальчиков. При использовании алгоритма мытья рук дети с младшего возраста умеют заворачивать рукава, правильно намыливать руки мылом, смывать мыло, пользоваться полотенцем. При одевании на прогулку последовательно брать и надевать вещи из шкафчика.

Алгоритмы по организации самостоятельной деятельности состоят из 7 картинок: ремонт книг, моделирование сюжетно-ролевой игры, техника безопасности при работе с клеем, правила поведения в центре конструирования, техника безопасности при работе с ножницами, приемы работы с пластилином, правила обращения с книгой. Данные алгоритмы размещены в центрах активности (центре книги, центре конструирования, центре изодеятельности), что помогает детям самостоятельно пользоваться ножницами, клеем, правильно работать с пластилином. При помощи алгоритмов дети самостоятельно могут заниматься и ремонтом книг, и организовывать сюжетно-ролевую игру.

Алгоритмы по организации образовательной деятельности детей состоят из 5 картинок: дежурство по столовой, мытье игрушек, сервировка стола, уход за комнатными растениями. Используя алгоритмы дежурства по столовой и сервировке стола, дети самостоятельно учатся сервировать стол. Используя алгоритм мытья игрушек, дети учатся мыть игрушки из различных материалов (резины, пластика) при помощи моющих средств.

Дидактические материалы «Алгоритмы режимных моментов в детском саду» апробированы педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций Калтанского городского округа при организации режимных моментов с детьми в возрасте от 3 до 7 лет.

В мае 2022 года на заседании Регионального клуба «Бережливое образование Кузбасса» в КРИПК и ПРО обсуждался вопрос о тиражировании опыта Калтанского городского округа по внедрению бережливых технологий в дошкольных образовательных организациях.

В научно-методическом журнале «Учитель Кузбасса» (№2 (57), 2021) опубликована статья «Внедрение бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций», автором которой являются О.В. Лунцова, заведующая сектором дошкольного образования, С.В. Батаева, заведующая МБДОУ «Детский сад №11 «Березка», О.В. Лобаева, заведующая МБДОУ «Детский сад №7 «Солнышко».

25 февраля 2022 года на межрегиональной научно-практической конференции «Бережливое управление в образовании: человеческий капитал» заведующая сектором дошкольного образования МКУ УО О.В. Лунцова представила опыт работы системы дошкольного образования Калтанского городского округа по реализации бережливых технологий. За личный вклад и неоценимую помощь в подготовке и проведении конференции, которые способствовали эффективной работе участников и укреплению деловых контактов руководящих и педагогических работников образовательных организаций региона, награждена Благодарственным письмом КРИПКиПРО.

Дополнительное образование

21 октября 2021 года в МБДОУ «Детский сад №38 «Сказка» состоялось открытие Центра дошкольного образования «Маленькая ТОЧКА РОСТА». Центр создан как начальная ступень центров «Точка роста» в школах Калтанского городского округа и предполагает реализацию дополнительного образования воспитанников по программам: «Шахматы», «Лего-конструирование», «Юный гений», «Маленький исследователь».

23 декабря 2021 года в МБДОУ «Детский сад №11 «Березка» начал свою работу новый центр «Кулинарная академия здорового питания». Дошкольники учатся готовить блюда из полезных продуктов по рецептам, которые они собрали вместе с родителями в большую книгу. Воспитанники учатся аккуратно выкладывать на тарелки приготовленные продукты, сервировать стол и украшать блюда зеленью: петрушкой, шпинатом, редисом, зеленым луком, микрозеленью, выращенными в специально организованном образовательном пространстве «Эко-стена».

Контроль (надзор) в сфере образования

В 2021 году в МБДОУ «Детский сад №38 «Сказка» проведена проверка Министерством образования Кузбасса в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (приказ от 26.08.2021 №2373). При подготовке к проведению проверки в соответствие приведен сайт детского сада, локальные нормативные акты, личные дела воспитанников, документы, подтверждающие предоставление психолого-педагогической помощи. В итоге проверка проведена без замечаний.

На основании решения Министерства образования Кузбасса от 24.01.2022 №145 в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в качестве эксперта (приказ Министерства образования Кузбасса от 16.06.2021 №1618 «Об аттестации заявителей, претендующих на получение аттестации эксперта, привлекаемого к проведению мероприятий по контролю») О.В. Лунцова, заведующая сектором дошкольного образования МКУ УО, привлекалась к проведению проверки (дистанционно) по адресу: г. Тайга, Кемеровская область, улица Щетинкина, 61к, МАДОУ «Детский сад №3 Тайгинского городского округа».

Выводы. Сильные стороны

– Питание воспитанников организовано в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и осуществляется по примерному десятидневному меню.

– Ежемесячно проводится анализ питания по натуральным нормам.

– Позитивные результаты получены для показателей – встреча/прощание, прием пищи, гигиена, безопасность. Подтверждается благожелательное отношение к большинству детей при встрече, детей называют по имени.

– Непринужденная приятная атмосфера наблюдается во время приёмов пищи и во время укладывания детей на дневной сон.

– Положительный результат для развития имеет показатель «пользование туалетом», необходимо уделить внимание формированию навыка у детей мытья рук с мылом в свободном режиме.

– Осуществляется профилактика заболеваемости через вакцинацию детей и сотрудников, диспансерного наблюдения и профилактических мероприятий.

– Основная образовательная программа дошкольных образовательных организаций содержит сформулированную философию, миссию и задачи образования ДОО и направлена на обучение и развитие детей.

– В дошкольных образовательных организациях во всех группах организованы центры активности для реализации основной образовательной программы.

– В дошкольных образовательных организациях в помещениях созданы дополнительные образовательные пространства.

– На территории дошкольных образовательных организаций имеются теплицы и эко-грядки.

Поддерживаются связи с организациями и местным сообществом:

– с государственными структурами и органами местного самоуправления, образовательными учреждения (ДОО, школа), культурно-общественными учреждениями (МУ Центральная библиотечная система г. Калтан Детская библиотека; МУ Выставочный зал, ДК «Энергетик»), медико-оздоровительными организациями (поликлиника, ПМПК и др.), научно-исследовательскими организациями (КРИПК и ПРО, МАОУ ИПК, ФГБОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия», образовательными организациями.

– Для родителей создан дистанционный детский сад в аккаунте социальной сети ВК: https://vk.com/public211639399.

– Реализация основной образовательной программы ДОО обеспечивается руководящими, педагогическими работниками. Укомплектованность педагогических кадров по муниципалитету оставляет 100% от численности педагогов, предусмотренным штатными расписаниями ДОО.

– Всего аттестовано 89% педагогических работников, из них 50% имеют высшую категорию, 39% первую категорию. Во всех ДОО созданы условия для профессионального роста педагогических работников:

– существует план повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, план аттестации педагогических кадров.

– ежегодно педагоги повышают уровень своего профессионального мастерства посредством самообразования и повышения квалификации.

– 55% педагогов имеют высшее педагогическое образование. Количество и соотношение возрастных групп детей в ДОО определено исходя из их предельной наполняемости и норматива площади на одного ребенка в соответствии с требованиями санитарных правил.

– Педагогические работники дошкольных образовательных организаций Калтанского городского округа создают необходимые психолого-педагогические условиях для комфортного пребывания детей в детском саду и успешной реализации основной образовательной программы.

– В дошкольных образовательных организациях Калтанского городского округа созданы условия для развития любознательности, стимулирования речи и мышления детей.

– Семьи удовлетворены условиями получения дошкольного образования (соответствие распорядка дня дошкольников его возрастным и индивидуальным особенностям), разнообразием, сбалансированностью и витаминизацией питания в дошкольных образовательных организациях, созданием благоприятной атмосферы во время приема пищи, профессионализмом педагогов.

– В 100% дошкольных образовательных организациях Калтанского городского округа требование и содержание нормативных документов полностью соответствует ФГОС ДО и другим нормативным правовым требованиям в сфере дошкольного образования РФ.

– Во всех ДОО 100% имеется лицензия на осуществление образовательной деятельности.

– Предусмотрено выявление и документирование ключевых процессов ДОО, обеспечивающих качество дошкольного образования, присмотра и ухода за воспитанниками и имеется описание требований к данным процессам, установлен набор необходимых записей, инструкций и форм планирования, связанных с ключевыми процессами.

– В дошкольных образовательных организациях Калтанского городского округа (100%) проводится анализ эффективности деятельности ДОО и составляются отчеты (отчет о саообследовании).

– Во всех ДОО (100%) разработана программа ВСОКО.

– Во всех ДОО (100%) разработана Программа развития.

Слабые стороны

– Не во всех ДОО имеется медицинский персонал.

– Не во всех ДОО имеются спальни.

– на участках дошкольных образовательных организаций отсутствуют:

  1. Информационные стенды с указанием экстренных служб и описанием правил поведения в экстренных ситуациях.
  2. Средства реагирования на чрезвычайные ситуации (аптечка, инструкции по реагированию и т.д.).

При проведении внутренней оценке качества дошкольного образования выявлено:

– отсутствие готового инструментария в нужный момент;

– увеличение трудозатрат на разработку инструментария;

– увеличение сроков разработки новых оценочных материалов;

– временные затраты на работу с нормативными правовыми документами;

– формальное отношение к проведению мониторинга;

– недостаточный профессиональный инструментария руководящими кадрами;

– отсутствуют дополнительные программы по физкультурно-спортивному, туристско-краеведческому, техническому робототехнику, естественнонаучному, включая эколого-биологическому направлениях;

– не проводятся мероприятия, авторами которых являются дети;

– при организации режимных моментов дети испытывают затруднения при работе в центрах активности, в самостоятельной деятельности;

– слабая вовлеченность семей в образовательный процесс;

– не прослеживается построение единой содержательной линии между дошкольными образовательными организациями и начальным общим образованием;

– в МБДОУ «Детский сад №12 «Березка» в младшей группе отсутствует уголок уединения;

– в ДОО №№ 7, 38, 10, ЦРР, 11 в центрах активности для детей отсутствуют алгоритмы выполнения последовательных действий;

– в старших группах ДОО недостаточно материалов для развития естественно-научных знаний воспитанников: микроскопов, измерительных приборов, современных материалов для организации опытов;

– в группах ДОО отсутствуют материальные свидетельства документирования детских высказываний;

– центры театрализованной деятельности в недостаточной степени обогащены различными видами театров, костюмами, воспитанники не регулярно принимают участие в изготовлении атрибутов для театрализации;

– в дошкольных образовательных организациях Калтанского городского округа предоставляется не полный спектр дополнительных образовательных услуг по разным направлениям развития ребенка;

– не в полной мере учитываются желания и запросы семей;

– в 90% ДОО семьям не предоставляется возможность вносить предложения о совершенствовании ЛНА ДОО, регулирующих образовательную деятельность ДО и связанных с обучающимися и их родителями;

– отсутствие готового инструментария оценки качества в нужный момент.

Рекомендации:

1. Руководителям дошкольных образовательных организаций разместить на территории дошкольных образовательных организаций:

1.1 – информационные стенды с указанием экстренных служб и описанием правил поведения в экстренных ситуациях;

1.2 – средства реагирования на чрезвычайные ситуации (аптечка, инструкции по реагированию;

1.3 – разработать положение о создании условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в дошкольных образовательных организациях.

2. Разработать единый инструментарий оценки качества основной образовательной программы дошкольного образования.

3. Разработать дополнительные программы по физкультурно-спортивному, туристско-краеведческому, техническому творчеству, робототехнику, естественнонаучному, включая эколого-биологическому направлениях.

4. Предоставить детям возможность самостоятельно организовывать мероприятия и участвовать в них.

5. Организовать мероприятия по вопросу преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

6. Для успешной организации работы в центрах активности, самостоятельной деятельности детей в дошкольных образовательных организациях разработать дидактический материал «Алгоритмы режимных моментов в детском саду».

7. Предусмотреть места для уединения детей.

8. Провести с педагогами педагогический совет по выстраиванию партнерских отношений с семьями воспитанников.

9. Дошкольным образовательным организациям организовать взаимодействие с учителями начальных классов для построения дальнейшей работы в рамках преемственности.

10. ДОО №№ 24, 2, 10 адаптировать развивающую предметно– пространственную среду с учетом ожиданий и потребностей заинтересованных сторон.

11. ДОО №№ 7,15, ЦРР, 38,2,37,1,12 продумать и использовать на практике способы документирования детских высказываний.

12. МАДОУ №12 «Березка» для развития естественно-научных знаний воспитанников приобрести микроскопы, измерительные приборы, современные материалы для организации опытов.

13. ДОО №№ 1, 38, 24, 7, ЦРР разместить в группах ДОО материалы, изготовленные руками детей.

14. Продолжать работу по созданию соответствующих психолого-педагогических условий реализации основной программы дошкольного образования.

15. Повышать качество образовательной работы с детьми организованной в группах развивающей предметно-пространственной среды, создающей условия для совместной деятельности детей и педагогов и позволяющей варьировать способы и формы организации их жизнедеятельности.

16. Разработать алгоритмы выполнения действий детей при работе в центрах активности, свободной деятельности детей и режимных моментах.

17. Предоставлять семьям полный спектр дополнительных образовательных услуг по разным направлениям развития ребенка.

18. При планировании образовательной деятельной учитывать желания и запросы семей.

19. Руководителям дошкольных образовательных организаций учитывать мнение родителей (законных представителей) при разработке локальных нормативных актов, регулирующих образовательную деятельность.

Таким образом, все недостатки, выявленные в процессе проведения МКДО, проработаны специалистами управления образования совместно с руководителями образовательных организаций, а также с педагогическим сообществом Калтанского городского округа, проведены мероприятия направленные на повышения качества дошкольного образования Калтанского городского округа и Кузбасса.

Для повышения качества образовательной среды в ДОО в 2022/2023 учебном году необходимо:

  1. Повысить качество управленческой деятельности за счет ее адресности и целенаправленности.
  2. Повысить качество предоставления образовательных услуг.
  3. Выявить лучшие управленческие практики для транслирования.
  4. Для устранения дефицитов и предотвращения их возникновения руководителям дошкольных образовательных организаций изучить детально образовательную область шкал МКДО «Управление и развитие».

Задачи развития системы образования на 2022 год

  1. Реализация комплекса мероприятий по достижению целевых показателей региональных проектов «Дошкольное образование», «Эффективный менеджмент».
  2. Обеспечение роста профессионального мастерства педагогических и руководящих кадров путем повышения мотивации работников дошкольного образования к прохождению добровольной сертификации.
  3. Выявление и распространение лучших моделей управления, обеспечивающих доступность и качество образования средствами бережливых технологий.
  4. Проведение независимой оценки качества образования (МКДО) и предоставляемых услуг 25% дошкольных образовательных организаций городского округа.
  5. Обеспечение выполнения мероприятий антитеррористической защищенности объектов дошкольного образования.
  6. Проведение мероприятий по включению ограниченно-работоспособных дошкольных образовательных организаций в программу капитального ремонта.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.