ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Любовь Духанина: «Чем больше мы успеем развить способности ребенка, тем успешнее будет его будущее»

№1 2018 Любовь Духанина: «Чем больше  мы успеем развить способности ребенка, тем успешнее будет  его будущее»
Аннотация

Любовь Духанина – председатель Российского общества «Знание», заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке.

Полный текст

Любовь Духанина:

– Форум «Ориентиры детства» – очень важное и нужное мероприятие, это новый современный формат общения специалистов дошкольного образования. На форуме впервые собралось несколько тысяч воспитателей, чтобы обсудить, как идет развитие детей в Российской Федерации, что интересного есть в дошкольном образовании, чем мы можем поделиться со всем миром. И действительно важно найти решение всех проблем и задач, которые сегодня есть, – это задачи, связанные с современными вызовами. Сегодня быстро меняется экономическая ситуация, появляются инновационные технологии, дети быстрее осваивают девайсы, чем учатся читать и писать. Как работать в этих условиях воспитателю, чтобы он оставался человеком, который интересен детям, который по-прежнему сохраняет за собой позиции лидера, тьютора, друга. Это большой вопрос
и большой вызов воспитателям.

Современный педагог должен владеть не только технологиями, которые уже устоялось и дают результат, но и быть очень гибким, мобильным, реагировать на новые веяния, на все изменения и быстро осваивать новые технологии.

Дошкольный возраст – это особый возраст развития человека, именно в нем закладывается будущее жизни. Именно в детском возрасте велика способность мозга воспринимать все изменения и быстро меняться в соответствии с накапливаемые опытом. Трехлетний возраст – это период активного развития ребенка и чем больше мы успеем развить способности ребенка, тем успешнее будет его будущее.

Количество нейронных связей у трехлетнего ребенка, которые определяют активность мозга, определяется числом с 18 нулями, а у взрослого человека это число определяется цифрой всего с 11 нулями. Высокая пластичность мозга имеет две стороны медали. С одной стороны, это большое окно возможностей, и с другой – это серьезный источник уязвимости. И только реальные жизненные практики формируют реальную тропу развитие ребенка.

Последние пять лет лейтмотивом, основным двигателем развития дошкольного образования стал тезис обеспечения доступного качественного дошкольного образования.

Один из механизмов, через который работает государственная политика, – это механизм указов президента Российской Федерации. Мы фактически смогли действительно серьезно расширить инфраструктуру дошкольного образования и поставить себе следующую задачу, связанную с развитием детей от 0 до 3 лет.

Несмотря на достижения, нам есть над чем работать. Большим недостатком мы считаем несправедливую модель финансирования в системе дошкольного образования.

В настоящее время правительством разработан законопроект, который уже внесен на рассмотрение в Государственную Думу. В соответствии с этим законом, родители будут получать сертификат на обучение в дошкольном учреждении и приносить его в тот дет­ский сад, где они хотят, чтобы их ребенок был и развивался.

В Ханты-Мансийском автономном округе уже идет апробация такой модели, и я могу сказать, что отзывы на сегодня самые хорошие. Благодаря такому финансированию удалось снизить цену за пребывание ребенка в негосударственных детских садах. Фактически этот сертификат в данном регионе стоит 3 тысячи руб. в месяц, это достаточно существенная сумма для региона.

При этом мы понимаем, что цифры у нас получаются хорошие –практически 99% доступность дошкольного образования. Но мы видим, что некоторые механизмы, и методы, которые применяются для достижения этой цели, не должны существовать на практике. Большое беспокойство вызывает переполненность групп. Опрос Всероссийского народного фронта показывает, что в дет­ских садах есть группы по 40–45 человек. Конечно, в таких условиях нет возможности сделать взаимодействие педагога с ребенком эффективным.

Мы также проанализировали оснащение детских садов. Достаточность оборудование фиксируют только половина детских садов. Мы получаем большое количество жалоб от родителей, что очень многое приходится покупать. Покупают не только родители, но и воспитатели детских садов и покупают на собственные деньги. Мы провели опрос воспитателей детских садов. Только 8% воспитателей говорят о том, что у них нет необходимости что-либо покупать, 49% покупают постоянно, а 43% покупают иногда – это колоссальная сумма при низком уровне заработной платы педагога.

Уровень зарплаты воспитателя детского сада и учителя школы – это две позиции которые Общероссийский Народный фронт мониторит каждые полгода. У нас до сих пор частично или полностью не выплачена в некоторых регионах заработная плата педагогам. Разброс заработной платы по уровню колоссальный, три четверти педагогов работают сегодня более чем на одну ставку, сами красят, моют, убирают, тем самым отнимают у себя возможность уделить внимание ребенку, понять, услышать, побеседовать с коллегами. Это та позиция, над которой мы будем продолжать работать.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.