ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Людмила Дудова: Сегодня назрела необходимость пересмотра самого понятия кадрового обеспечения дошкольного образования»

№1 2018 Людмила Дудова: Сегодня назрела необходимость пересмотра самого понятия кадрового обеспечения дошкольного образования»
Аннотация

Людмила Дудова – первый заместитель председателя Комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты Российской Федерации, проректор МПГУ.

Полный текст

Людмила Дудова:

– В 2017 году было проведено три качественных исследования дошкольного образования. Озабоченность, которая вытекает из этих исследований, вполне обоснована. Беспокоит главная фигура в системе дошкольного образования – это воспитатель. К сожалению, показатели здесь не так хороши, как мы бы хотели. И в этом абсолютно точно не вина педагогов. Более ответственных и переживающих за то дело, которое они делают, людей в стране, чем дошкольники, трудно найти, но государство должно повернуться к ним лицом.

В дошкольном учреждении два главных человека – это ребенок и воспитатель, об этом говорят все исследования. 60% родителей по результатам социологический исследований говорят, что если есть педагог – профессионал, значит детский сад в порядке, и за своих детей они спокойны.

Сегодня назрела необходимость пересмотра самого понятия кадрового обеспечения дошкольного образования, только одного воспитателя в детском саду недостаточно.
Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования не только отнес дошкольное образование к первой ступени общего образования, но совершенно по-другому предлагает организовать всю профессиональную деятельность педагога, поскольку сегодня эта деятельность ориентирована на решение задач XXI века.

Каким сегодня должен быть педагог-дошкольник, нам более-менее понятно, потому что принят стандарт педагога-профессионала, который выделяет отдельные требования к педагогам дошкольного образования. Перечень компетенций, зафиксированный в стандарте, требует серьезного переосмысления вопросов подготовки педагога: его сопровождение в процессе профессиональной деятельности, повышение квалификации и переподготовки кадров.

Немногие дошкольные образовательные учреждения сегодня могут похвастаться наличием второго воспитателя в группе. Вопрос второго воспитателя, помощника воспитателя требует незамедлительного государственного решения.

Но даже если мы решим этот вопрос, сегодня усложнились условия работы. Практически нет ни одной группы, где бы не было детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование относится и к ступени дошкольного образования. Насколько сегодня педагог может справиться со всеми вопросами инклюзии.

Практически в считаных детских садах есть психологи. А сегодня в детском саду нужен психолог, нужен логопед, нужен специалист по коррекционной педагогике и психологии дошкольного образования. В штатном расписании в условиях подушевого финансирования, к сожалению, ставок на это нет. А их надо вводить. Нужно пересматривать вопрос, связанный с формированием кадрового состава педагогических работников именно на ступени дошкольного образования. Сегодня ни один родитель не будет удовлетворен тем, что просто выполняется Федеральный государственный стандарт. Среди родителей растет спрос на дополнительные образовательные услуги. А много ли у нас детских садов, где есть педагоги по дополнительному образованию, умеющие работать с маленькими детьми. К сожалению, не так много педагогов дополнительного образования, работающие с дошкольниками, это необходимая штатная единица в сегодняшнем дошкольном учреждении. Это только некоторые подходы, которые требуют срочного решения, потому что если будет качественный педагогический состав дошкольного учреждения, то и качество дошкольного образования будет замечательным. Потому что оборудование прекрасная, но оборудование – это мертвая оболочка, если оно не находится в умелых руках дошкольного педагога.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.