ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Магола И.Н., Расновская Е.Р. Мониторинг качества дошкольного образования: опыт региона и пути совершенствования

Полный текст

Магола Инна Николаевна, главный специалист информационно-аналитического отдела оценки качества образования, i.magola@rcoko27.ru

Расновская Екатерина Рамильевна, главный специалист отдела сопровождения мониторинговых исследований и оценочных процедур, Краевое государственное казенное учреждение «Региональный центр оценки качества образования», г. Хабаровск, rasnovskaya@rcoko27.ru

 

В 2021 году «Национальный институт качества образования» проводил мониторинг качества дошкольного образования (далее – МКДО) в режиме опытной эксплуатации во всех регионах страны. МКДО осуществляется в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики РФ в сфере дошкольного образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования, повышения результативности функционирования образовательной системы за счет роста качества принимаемых для нее управленческих решений, а также в целях выявления нарушения требований законодательства об образовании.

Мониторинг осуществляется с использованием единой информационной платформы (далее – ЕИП). ЕИП позволяет организовать сбор, систематизацию и анализ данных на разных уровнях (детского сада, муниципалитета, региона, РФ); обеспечивает сбор информации в разрезе единой системы показателей качества. Для оценивания качества образования в процессе МКДО используются Шкалы МКДО.

Результаты мониторинга представляются в виде электронных форм: «Профиль ДОО», «Отчет учредителя о качестве дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО», «Итоговый отчет о качестве дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО в муниципалитете субъекта РФ», «Итоговый отчет о качестве дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками в субъекте РФ», «Итоговый отчет о качестве дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками в РФ».

В данной статье представлены результаты МКДО, проводившегося в Хабаровском крае. В мониторинге участвовали 49 ДОО, что составило 11% от общего числа дошкольных учреждений края. Организации-участники мониторинга были определены уполномоченным федеральным координатором МКДО-2021 путем репрезентативной выборки. Результаты проведенного мониторинга могут лечь в основу управленческих решений как на уровне отдельных ДОО, так и на уровне региона в целом.

Ключевые слова: мониторинг качества дошкольного образования, качество образования, дошкольное образование, дошкольники, детский сад, мониторинг, Хабаровский край.

Введение

Основа высоких результатов образования ребенка закладывается в дошкольном детстве. Именно в этот период формируются ценностные установки ребенка, основы его идентичности, отношение к миру, своей родине, обществу, семье и самому себе. Широкомасштабные исследования краткосрочных и долгосрочных эффектов образовательных программ для детей дошкольного возраста убедительно доказали значительное влияние на образовательную биографию ребенка качества его дошкольного образования. Программы высокого качества оказывают позитивное влияние на детское развитие в долгосрочной перспективе. Дошкольное образование низкого качества может привести к негативным последствиям для последующего обучения ребенка, для общества и экономики в целом. Сегодня в фокусе образовательной политики, наряду с обеспечением доступности дошкольного образования, стоят задачи обеспечения и повышения качества дошкольного образования. Это обусловило актуальность проводимого МКДО.

Инструментарий МКДО содержит следующие компоненты.

1. Для проведения внутреннего мониторинга качества дошкольного образования в ДОО необходимы:

Образцы электронных форм: «Профиль ДОО», «Анкета педагога ДОО», «Анкета руководителя ДОО», «Лист самооценки педагога ДОО», «Внутренняя оценка качества документации ДОО», «Внутренняя оценка качества образовательных программ ДОО», «Шкалы МКДО», «Оценочный лист Шкал МКДО» (также образец печатной формы), «Отчет о результатах внутренней оценки качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО».

2. Для проведения независимой оценки качества дошкольного образования путем опроса родителей / законных представителей обучающихся ДОО необходимы:

  • Образец формы для сбора информации о качестве дошкольного образования в ДОО на основе опроса родителей, опекунов и других законных представителей обучающегося «Анкета родителей / законных представителей воспитанника ДОО».
  • Образец электронной формы «Отчет о результатах независимой оценки качества дошкольного образования в ДОО».

3. Для проведения внешнего мониторинга качества дошкольного образования в ДОО необходимы:

Образцы электронных форм: «Шкалы МКДО», «Оценочный лист Шкал МКДО», «Профиль качества ДОО», «Экспертный отчет о качестве дошкольного образования в ДОО».

4. Для проведения внешнего мониторинга качества дошкольного образования на уровне учредителя:

Образцы электронных форм: «Анкета учредителя ДОО», «Отчет учредителя о качестве дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО».

5. Для проведения внешнего мониторинга качества дошкольного образования на уровне органов муниципального управления:

Образцы электронных форм: «Анкета муниципального координатора МКДО», «Отчет о результатах независимой оценки качества дошкольного образования в муниципалитете субъекта РФ», «Итоговый отчет о качестве дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО в муниципалитете субъекта РФ», «Развитие качества дошкольного образования в муниципалитете субъекта РФ».

6. Для проведения внешнего мониторинга качества дошкольного образования на уровне органов управления образованием субъектов РФ:

Образцы электронных форм: «Анкета контекстных данных дошкольного образования субъекта РФ», «Профиль качества дошкольного образования субъекта РФ», «Отчет о результатах независимой оценки качества дошкольного образования в субъекте РФ», «Итоговый отчет о качестве дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО в субъекте РФ», «Развитие качества дошкольного образования в субъекте РФ».

7. Для проведения внешнего мониторинга качества дошкольного образования на уровне федеральных органов управления образованием:

Образцы электронных форм: «Итоговый отчет о качестве дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО в Российской Федерации», «Развитие качества дошкольного образования в Российской Федерации».

Организация мониторинга

Исследование проводилось в 49 дошкольных образовательных организациях края из 14 муниципалитетов. Среди организаций-участниц наряду с муниципальными учреждениями были федеральные, краевые и частные детские сады.

Организацию и проведение мониторинга в крае осуществляли региональный координатор, муниципальные координаторы, эксперты МКДО и координаторы ДОО.

Для оценивания качества образования в процессе МКДО использовалось сочетание внутренней и внешней моделей оценивания. Внутренняя оценка осуществлялась рабочей группой ДОО, внешняя – экспертом МКДО. Внутренняя и внешняя оценки качества образования и услуг по присмотру и уходу производилась с использованием единого инструментария - Шкал МКДО. Шкалы содержат показатели по 9 областям качества (рис. 1) [1].

Рис. 1. Области качества МКДО

В каждую из областей качества входит набор показателей, в отдельных областях качества показатели объединены в группы показателей (рис. 2).

Для оценки каждого показателя использовалась система уровневых индикаторов. Они переходят от одного уровня качества к другому, увеличивая требования. Индикаторы представлены в виде утверждения, описывающего определенный уровень качества образовательной деятельности по измеряемому показателю, с которым может согласиться или не согласиться оценивающий (поставить положительную или отрицательную отметку индикатору).

Рис. 2. Структура системы показателей качества МКДО

Шкала МКДО предусматривала 5-уровневую систему оценивания:

1 уровень (от 1 до 2 баллов): Требуется серьезная работа по повышению качества.

2 уровень (от 2 до 3 баллов): Качество стремится к базовому.

3 уровень (от 3 до 4 баллов): Базовый уровень.

4 уровень (от 4 до 5 баллов): Хорошее качество.

5 уровень (5 баллов): Превосходное качество.

При этом была предусмотрена возможность фиксации также нулевого уровня качества и неприменимости требований показателя к оценке отдельных ДОО [2].

Таким образом, отметка каждого показателя могла иметь 7 возможных состояний (рис. 3).

С учетом нулевого уровня качества каждая ДОО могла набрать от 0 до 5 баллов по каждому из показателей качества МКДО. Для достижения каждого уровня нужно было получить положительные оценки по индикаторам всех предыдущих уровней и всем индикаторам данного уровня.

Рис. 3. Шкала оценивания МКДО

После заполнения Шкал МКДО в ходе внутренней и внешней оценки в ЕИП были сформированы следующие отчеты: «Профиль ДОО», «Итоговый отчет о качестве дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО в муниципалитете субъекта РФ» и «Итоговый отчет о качестве дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками в субъекте РФ».

Этапы проведения мониторинга

МКДО проводился по четкому графику, который состоял из нескольких процедур, объединенных в 4 этапа [3].

Первый этап заключался в подготовке к проведению МКДО на федеральном и региональном уровнях. Первым шагом стало получение от федерального координатора результатов репрезентативной выборки участников МКДО 2021. Следующим шагом было назначение муниципальных координаторов и предоставление им перечня ДОО, включенных в состав участников МКДО. Был сформирован список координаторов мониторинга на уровне ДОО, а также информирование руководителей ДОО о включении в состав участников МКДО. Завершался первый этап обучением координаторов и экспертов МКДО.

Второй этап оказался самым длительным и технически сложным. Он включал в себя внутренний мониторинг качества дошкольного образования в ДОО и состоял из следующих процедур:

  • ознакомление участников с инструментарием МКДО;
  • формирование рабочей группы руководителем ДОО. Заполнение формы «Профиль ДОО» в ЕИП МКДО;
  • заполнение формы «Лист самооценки педагога ДОО» в ЕИП МКДО педагогами ДОО;
  • внутренняя оценка качества реализуемых образовательных программ дошкольного образования в ДОО рабочей группой;
  • внутренняя оценка качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу в ДОО рабочей группой.

Завершился второй этап составлением отчетов «Качество дошкольного образования в ДОО», «Отчет о внутренней оценке качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу в ДОО» в ЕИП МКДО рабочей группой ДОО.

Третий этап МКДО предполагал проведение независимой оценки качества дошкольного образования с помощью опроса родителей (законных представителей) воспитанников ДОО и внешний мониторинг экспертами МКДО. Был проведен анализ результатов опроса в разрезе областей качества МКДО, сформирован отчет о результатах независимой оценки качества дошкольного образования в ДОО.

Четвертый этап заключался в экспертной оценке качества работы системы дошкольного образования на муниципальном и региональном уровнях. Сформирован итоговый отчет о качестве дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу в субъекте РФ.

Одно из самых важных в проведении мониторинговых исследований – это объективность. Для ее достижения необходим взгляд изнутри объекта исследования, как раз это дает нам внутренний мониторинг качества дошкольного образования. Также важен взгляд извне, то есть внешний мониторинг, который достигается не только через опрос родителей (законных представителей) воспитанников ДОО, но и через экспертную оценку.

Результаты

Анализ статистических данных позволил провести комплексную оценку качества дошкольного образования в регионе и показал, что итоговая оценка МКДО по всем показателям качества составляет 3,5 балла, что соответствует показателям базового уровня (рис. 4).

Рис. 4. Средние оценки ДОО по областям качества МКДО

Максимальное значение обеспечили родители дошкольников (законные представители), привлекаемые к мониторингу как независимые эксперты. Минимальное значение дает внешняя оценка экспертов МКДО (2,88 баллов) – специалистов органов управления образованием, сотрудников институтов развития образования и повышения квалификации, специалистов с опытом работы в сфере дошкольного образования не менее 3-х лет. Прослеживается расхождение внешней и внутренней оценки по шкалам МКДО, что можно объяснить субъективным подходом со стороны рабочей группы ДОО.

Более детальный анализ результатов по областям качества с позиции внешней оценки экспертов позволил выявить «проблемные зоны» дошкольного образования Хабаровского края. По областям «Образовательные ориентиры», «Образовательная программа», «Образовательный процесс», «Образовательные условия», «Условия получения дошкольного образования лицами с ОВЗ и инвалидами», «Управление и развитие» в ДОО края не обеспечивается полное выполнение требований ФГОС ДО, т.е. базовый уровень не достигнут.

Низкая оценка области «Образовательные ориентиры» обусловлена тем, что в ДОО края не предусмотрен учет ценностей и принципов образовательной деятельности, не обеспечено отражение современных мировых трендов в сфере дошкольного образования, современных научных подходов к развитию дошкольного образования и нацеленность на достижение лидерских позиций в образовании.

Причина низкой оценки области «Образовательная программа» (далее – ОП) в недостаточной подготовке специалистов к разработке и реализации стратегических планов, неумении педагогов качественно анализировать педагогический процесс. Содержание основной образовательной программы (далее – ООП) недостаточно полно отражает научные принципы и подходы, обозначенные ФГОС ДО. Для коррекционной работы с детьми с ОВЗ, осваивающими адаптированные образовательные программы (далее – АОП) дошкольного образования совместно с другими детьми в группах комбинированной направленности, в ДОО не в полной мере созданы условия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и недостаточный уровень мотивационной готовности педагогов к профессиональному росту.

Низкая оценка области «Образовательный процесс» обусловлена тем, что в ДОО края не в полной мере созданы условия для проектно-тематической, экспериментально-исследовательской и конструктивной деятельности воспитанников, отсутствует систематическая работа по поддержке инициативы дошкольников при реализации различных форм деятельности, редко используются возможности современного оборудования из-за низкого уровня владения информационно-коммуникационными технологиями педагогами.

Причина низкой оценки области «Образовательные условия» связана с нагрузкой педагогических работников, которая в некоторых ДОО превышает нормативы, с низким уровнем материально-технического, информационного и финансового обеспечения, с недостаточным уровнем владения информационно-коммуникационными технологиями педагогами.

Низкая экспертная оценка области «Условия получения дошкольного образования лицами с ОВЗ и инвалидами» обусловлена отсутствием условий для образовательной деятельности этой группы дошкольников и узких специалистов по коррекции развития детей в ДОО края.

Причина низкой оценки области «Управление и развитие» обусловлена бессистемным планированием, мониторингом образовательного процесса и потребностей, возможностей, интересов, инициатив воспитанников групп, ожиданий семей, непланомерным управлением организационными процессами ДОО и качеством дошкольного образования.

Выводы

Процедура мониторинга дала толчок для совершенствования качества дошкольного образования в Хабаровском крае. ДОО, которые приняли участие в мониторинге, получили результаты, на основании которых могут планировать направления дальнейшего развития своей образовательной организации.

МКДО создает информационные условия для управления качеством образования; выполнения требований нормативно-правовых актов РФ; а также удовлетворения потребностей физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность. Дает возможность выявить дефициты и сформировать основу на устойчивое развитие ДОО и системы дошкольного образования Хабаровского края.

С целью повышения эффективности управления качеством образования в ДОО по результатам мониторинга рекомендуется:

1. Педагогическим работникам ДОО:

  • в процессе реализации профессиональной деятельности руководствоваться современными подходами к развитию образования;
  • владеть содержанием реализуемой ОП, четко знать ее специфику, основные принципы реализации ОП;
  • систематически фиксировать образовательные запросы, инициативы и интересы воспитанников и их семей, адаптировать образовательную деятельность с учетом зафиксированных сведений;
  • фиксировать индивидуальную динамику развития ребенка в рамках реализуемой ОП и на ее основе организовывать мероприятия по сопровождению и консультированию родителей (законных представителей) воспитанников;
  • проанализировать систему работы по каждому направлению развития дошкольников и внести корректировки, позволяющие обеспечивать более высокий уровень качества образовательных услуг;
  • своевременно повышать профессиональный уровень, в том числе с использованием дистанционных форм повышения квалификации (в том числе в области информационно-коммуникационных технологий);
  • предусмотреть создание условий для проектно-тематической, экспериментально-исследовательской и конструктивной деятельности воспитанников.

2. Руководителям, администрации ДОО:

  • ознакомиться с результатами мониторинга и использовать полученные данные для принятия решений по проблемным областям качества образования;
  • внести корректировки в содержание ООП (в том числе АОП) для улучшения качества предоставляемых услуг дошкольного образования и доведения в ближайшей перспективе качества дошкольного образования в образовательной организации до базового уровня и более;
  • адаптировать содержание образовательной деятельности с учетом способностей, возможностей, интересов и инициатив воспитанников, а также фиксации индивидуальной динамики развития воспитанников во всех образовательных областях;
  • предусмотреть возможность минимизации нагрузки педагогов и расширения штата путем привлечения новых сотрудников (включая узких специалистов).

3. Руководителям отделов дошкольного образования муниципальных органов управления Хабаровского края:

  • разработать рекомендации для организаций, реализующих дополнительные программы профессионального образования, по разработке программ повышения квалификации и проведению методических мероприятий на основе показателей областей качества, получившим наиболее низкие баллы по результатам МКДО.

4. Сотрудникам Хабаровского краевого института развития образования:

  • изучить аналитические материалы и использовать результаты МКДО 2021 года для обеспечения условий ликвидации профессиональных дефицитов педагогов через систему повышения квалификации.

Список литературы

  1. Концепция мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации / И.Е. Федосова. – М.: Национальное образование, 2021. – 46 с.
  2. Методические рекомендации по проведению МКДО 0-7 в субъектах Российской Федерации в 2021 году. – URL: https://rcoko27.ru/files/uploads/oko/do/quality/Metodicheskie_MKDO_2021.pdf – (дата обращения: 04.07.2022).
  3. Описание порядка проведения мониторинга качества дошкольного образования в 2021 году. – URL: https://rcoko27.ru/files/uploads/oko/do/quality/Poryadok_MKDO_2021.pdf – (дата обращения: 04.07.2022).
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.