ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Макаренко Э.Т. Проектная деятельность как одна из форм ранней профориентации дошкольников

Полный текст

Макаренко Элла Тагизовна – воспитатель, МБДОУ «Золотая рыбка» (Ноябрьск, ЯНАО)

В статье раскрывается опыт работы по ранней профориентации с воспитанниками дошкольных образовательных организаций, которая строится с учётом современных образовательных технологий, посредством вовлечения дошкольников в проектную деятельность. Интегрированный подход к организации образовательного процесса не только обогащает знания детей о профессиональной деятельности людей разных профессий, предоставляя возможность «погружения в профессию», но и развивает активную самостоятельную поисковую деятельность.

Ключевые слова: ранняя профориентация, профориентация дошкольников, проектная деятельность в ДОУ.

Прощаясь утром с родителями в детском саду, часто ребёнок слышит в обращении
к себе от родителей, что мама или папа опаздывают на работу, а вечером заберут его сразу после работы. После 4 лет дети начинают задавать вопросы: что это такое работа, почему туда спешат родители и не хотят опоздать и, что они делают на своей работе.

Психологи считают, что ранее знакомство с различными видами деятельности человека не только расширяет общий кругозор ребёнка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей.

Приобщение детей к трудовой деятельности, умение работать в коллективе и бережно относиться к труду – это качества, которые необходимо воспитывать уже в дошкольном возрасте. Важное значение в воспитании детей имеет знакомство с трудом взрослого человека. Получаемые знания о профессиях расширяют их кругозор, у них проявляется интерес к окружающему миру, воспитывается уважение к чужому труду [2].

Радость труда – одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развивать это чувство у маленьких детей – наша задача. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном возрасте, то в последующие годы это будет сделать труднее. Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. [2]

Так что необходимо знать дошкольнику о профессии?

Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания
и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы – условия труда – инструменты для работы – выполняемые трудовые операции – результат труда.

Формировать у детей представления об общественной значимости труда взрослых и вести эту работу, чтобы был положительный результат, необходимо последовательно и системно. Формирование значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего, четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат [3].

В работе детского сада имеются свои сложности при знакомстве детей с профессиями и профессиональной деятельностью взрослых: дети могут наблюдать за трудом взрослых, которые работают в дошкольном учреждении, часть труда работников детского сада протекает на их глазах, и они видят конкретные результаты труда помощника воспитателя, кухонных рабочих, работников прачки и других сотрудников. Деятельность людей, чьи профессии не связаны с детским садом, не доступна дошкольникам для практического изучения и наблюдения и не всегда понятна при объяснении и показе на слайдах или с помощью иллюстративного материала.

Поэтому для работы по ознакомлению детей с профессиями взрослых и ранней профориентации мы выбрали проектную деятельность как одну из форм приближения дошкольников к труду взрослых, осознания его общественной значимости, сущности трудовых действий, результатов труда и определения условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем.

Конечно, мы начали знакомство с профессий родителей воспитанников группы.

Вместе с детьми были сделаны коллажи ко Дню отца и Дню матери на тему «Папы разные нужны, папа разные важны» и «Мамы разные нужны, мамы разные важны» с использованием фотографий родителей на рабочем месте. После праздников коллажи со стенда в детской раздевалке были перенесены в групповую комнату в качестве учебного пособия. Дети рассказывали с опорой на коллаж о профессии своих родителей. Многие профессии детям были незнакомы, многие вызвали интерес. Этот детский интерес и определил темы проектов.

Согласно современной концепции ФГОС ДО, родители являются непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса, поэтому в работе по ознакомлению дошкольников с профессиями активно были задействованы родители дошкольников.

Над индивидуальным проектом работали два воспитанника, представляя сверстникам профессию своего папы – железнодорожника. В ходе проекта дети были на экскурсии на железнодорожном вокзале, в диспетчерском центре управления перевозками, собрали из конструктора лего железнодорожную станцию с пассажирским и товарным поездами и узнали, что профессия железнодорожник – собирательное название целого ряда профессий рабочих и служащих, чья работа связана с железнодорожной сетью.

В ходе проекта у дошкольников сформировалось обобщенное представление о значении труда железнодорожника на основе знаний большого количества его видов, разнообразия и ценности его результата для людей.

Следующий групповой проект был посвящен профессии пожарного. После чтения художественной литературы и бесед по теме проекта была поставлена сказка «Кошкин дом» на новый лад – «О правилах кошке расскажем немножко» с комментариями и правилами противопожарной безопасности к действиям героев сказки. На представление был приглашен папа воспитанницы – пожарный. Пожарный в форме принял участие в постановке, играя самого себя. После представления рассказал детям о своей профессии, сложностях, опасности и важности для людей нашего города. По приглашению дети побывали на экскурсии в пожарной части. Свои эмоции и впечатления дети передали в своих рисунках и творческих работах, которые были оформлены в выставку детских работ.

Очень ценны такие встречи и экскурсии, когда на вопросы детей отвечает представитель профессии и можно воочию увидеть, потрогать и померить каску, попробовать свернуть пожарный рукав и залезть в кабину пожарной машины. Информация из первых уст запоминается детьми гораздо лучше и воспринимается серьёзнее, чем иной раз наставления педагогов или родителей.

У детей развивается способность высказать более широкое суждение о значимости отдельных видов труда, обосновать их необходимость и свое отношение к ним, опираясь на конкретные знания о трудовых процессах и их результатах, углубляется интерес к труду взрослых. Это отражается в возникающем у детей желании принять участие в труде, появляются игры, отображающие этот труд [1].

На основе таких знаний дети способны усвоить обобщенное понимание необходимости разных видов труда, значение их для людей, необходимости труда вообще. Дети способны делать выводы об общественной значимости разных профессий. А в ходе сюжетно-ролевой игры, взяв на себя роль той или иной профессии, дошкольники могут оценить свои возможности и интерес к определенной трудовой деятельности [3].

Уже в ходе работы над первыми проектами мы увидели их успешность, так как был применен системно-деятельностный подход. Мы убеждены, что ранняя профориентация детей дошкольного возраста, основанная на развитии эмоционального отношения ребёнка к миру профессий, в дальнейшем приведёт к разумному выбору будущей профессии. На основе полученных знаний у дошкольника сформируется готовность к самостоятельному анализу и реализации своего профессионального пути развития.

Созданные условия для проектной деятельности не только обогатили воспитанников знаниями о профессиональной деятельности людей разных профессий, но и дали многим детям возможность самореализации в предпочтительном для каждого вида деятельности, с учётом их игровых предпочтений и интересов. Интегрированный характер проекта позволяет научить детей действовать самостоятельно и активно, творчески мыслить, находить знания разными способами и использовать их. Хочется подчеркнуть, что проектная деятельность является наиболее перспективной в решении задач социализации детей, когда родители ребёнка принимают активное участие в жизни группы ДОУ. Участие членов семьи в проекте по профессиональной ориентации своих детей даёт возможность сблизиться и лучше понять друг друга.

Литература и интернет-источники

  1. Русскова Л.В. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1984. – 95 с.
  2. http://babyart-dou.ru/meropriyatiya/2-uncategorised/216-metody-oznakomleniya-detej-doshkol-nogo-vozrasta-s-trudom-vzroslykh-v-sootvetstvii-s-fgos
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/04/06/konsultatsiya-metody-oznakomleniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-trudom
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.