Максимишина Ольга Брониславовна – педагог-психолог, МБДОУ детский сад №77 (Иркутск, Россия)
Актуальность использования современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), используемых в комфортных, здоровьесберегающих условиях педагогом-психологом, обусловлена социальной и практической потребностью. Старые формы работы уже не могут в полной мере обеспечить соответствие быстрому изменению общества и технологий. Повышение требований к качеству и количеству выполняемой педагогом-психологом работы приводит к необходимости совершенствования системы психологической службы. Современный педагог должен обладать ИКТ-компетентностью – способность решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.
ИКТ-компетентный педагог:
Использование информационно-коммуникационных технологий открывает широкие возможности в практической деятельности педагога-психолога, органично дополняя традиционные формы работы и расширяя возможности взаимодействия с другими участниками образовательного процесса (педагогами, родителями, детьми). Введение современных технологий позволяет более полно реализовывать личностный потенциал каждого ребенка и открывает психологам новые возможности для широкого внедрения в свою практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей, которые могут стать мощным техническим средством консультации и коррекции, необходимыми для совместного взаимодействия психолога, родителей и дошкольников. Использование ИКТ дает возможность доступа к различным информационным источникам и инструментам совместной деятельности, направленным на получение конкретного результата.
Качественная работа современного педагога-психолога невозможна без использования сети интернет. Сегодня из интернета можно узнать самые последние новости в сфере образования; скачать материалы для работы (презентации, видеоролики, музыку, литературу) и многое другое; принять участие в интернет-конкурсах, вебинарах; обмениваться опытом работы со своими коллегами в Сети, активно участвовать в сетевых профессиональных сообществах, пользоваться электронной библиотекой и т.п.
Информационно-коммуникационные технологии используются во всех видах деятельности педагога-психолога:
Работа психолога характеризуется целостностью и предусматривает взаимосвязь между различными видами деятельности, активно внедряет новые образовательные технологии в развивающий, образовательный процесс, такие как метод проектов, технологию портфолио, игровые технологии и т.д.
В период пандемии и самоизоляции всем пришлось столкнуться со многими вещами, которые поменяли обычный жизненный уклад: спад физической активности, ограничение в свободе, эмоциональные перемены. В такие дни, когда родители вынуждены были находиться дома вместе со своими детьми, возникало много сложностей, вопросов, непониманий, а с другой стороны, это то время, когда появлялась возможность узнать друг друга лучше, понаблюдать, кто как меняется и переживает эти изменения.
Качественно меняется отношение родителей, которые могут эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста и во взаимодействии детского сада и семьи. Информирование родителей воспитанников детского сада по созданию условий для гармонизации эмоционального фона и интенсивного развития детей в рамках семейного воспитания на сегодняшний момент является самым актуальным. Мероприятия предлагают варианты создания таких условий, чтобы, во-первых, помочь родителям найти точки соприкосновения со своими детьми, и, во-вторых, дать родителям большее понимание тех процессов, которые происходят в образовательной организации. В нашем понимании – нет лучшего средства профилактики негативных проявлений, чем позитивные и конструктивные отношения детей и родителей.
Информационно-коммуникационные технологии используются во всех видах деятельности педагога-психолога и позволяют успешно решать ряд общих и специальных задач:
1. Внедрение современных компьютерных технологий в психологическую практику ДОУ позволяет повысить продуктивность и эффективность деятельности педагога-психолога.
2. Психолого-педагогическая деятельность выстраивается в парадигме требований к современному образованию.
3. Возрастает интерес участников образовательного процесса (как детей, так и взрослых – педагогов и родителей) к предъявляемой педагогом-психологом информации. Происходит формирование психологической грамотности.
4. Использование ИКТ – это повышение уровня комфортности в обработке и предоставлении информации о результатах диагностики учащихся и педагогов. Значительно сокращается время, затраченное специалистом на обработку и наглядное представление результатов психодиагностики, подготовку аналитической и отчетной документации.
5. Упрощается взаимодействие с законными представителями детей (через использование ресурсов электронного дневника).
6. Становится возможным профессиональное общение с коллегами из других городов России и других государств.
7. Благодаря сетевым ресурсам фактически создается единое методическое пространство, внутри которого происходит активный обмен технологиями психолого-педагогического сопровождения.
Как правило, это создание справок, отчетов, протоколов, заключений и других текстовых документов в MS Word, обработка результатов в MS Excel и простых презентаций в MS PowerPoint. Иногда это поиск новых идей в Интернете.
Использование общеупотребительных офисных программ позволяет педагогу-психологу существенно увеличить эффективность своей деятельности. Специализированное программное обеспечение в основном создано для применения в психодиагностической и коррекционно-развивающей работе (продукция фирм Иматон, Алматея и др.). Зачастую такие программные комплексы узкоспециализированы, не ориентированы на работу в дошкольном учреждении, с трудом подстраиваются под нужды конкретного специалиста.
Текстовые редакторы и программы верстки (Word, Publisher, OpenOffice Writer, Corel Draw и др.) используются для подготовки стимульного материала и бланков для психодиагностики, отчетной документации, методических и просветительских материалов для педагогов, детей и родителей.
Электронные таблицы (Excel, OpenOffice Calc) – незаменимое и очень эффективное средство для автоматизации обработки результатов психодиагностики, первичного числового анализа полученных данных, наглядного представления их в виде графиков и диаграмм. С помощью электронных таблиц возможно создание психолого-педагогических карт детей с автоматическим их заполнением после очередной диагностики. Кроме того, электронные таблицы используются при планировании деятельности психолога и ведении текущей отчетности («Электронный журнал педагога-психолога»).
Программы для создания презентаций (PowerPoint, OpenOffice…) широко используются в просветительской работе педагога-психолога. Выступление специалиста на педагогическом совете, родительском собрании, перед детской аудиторией, сопровождаемое презентацией, воспринимается с большим интересом, лучше запоминается.
Авторские материалы педагога-психолога могут стать достоянием профессионального сообщества с помощью коммуникационных технологий сети Интернет. Файловые хранилища позволяют получить доступ к загруженным материалам практически из любой точки земного шара («Облако» на mail.ru, Яндекс.Диск, Google Docs и т.д.). При желании автор документа может предоставить доступ к своим материалам всем заинтересованным.
Интернет предоставляет широчайшие возможности для общения педагога-психолога с коллегами: профессиональные блоги и форумы, сообщества в социальных сетях, специализированные рассылки на электронный адрес психолога, общение с помощью интернет-мессенджеров. Те же инструменты применимы для общения с родителями и учащимися – для просветительской деятельности и решения организационных вопросов. В настоящее время интернет-консультирование не признается полноценным методом, хотя отдельные специалисты его широко используют.
В качестве всемирного хранилища информации интернет используется практически с первых дней его существования. Научная и практическая ценность публикаций, достоверность информации могут быть как очень высокими, так и нулевыми. Используя интернет как библиотеку, необходимо критически относится к найденным материалам, ориентироваться на признанные профессиональным психологическим сообществом ресурсы.
Вышеперечисленные возможности применения ИКТ в работе педагога-психолога не требуют специального образования в области IT-технологий и доступны любому пользователю персонального компьютера.
Информационная безопасность ребенка – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
В организации деятельности ИКТ психологом можно выделить три основных проблемных зоны:
1. Как организовать работу с ребенком по разным направлениям работы?
2. Как организовать поддержку дистанционного образования с помощью родителей?
3. Как правильно оформить документальное подтверждение работы, соблюдая законодательство?
В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом», и «помощником», и «воспитателем», и даже – «учителем». Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с интернетом, негативно влияющих на подрастающее поколение, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых детей, представляющих для них угрозу. В интернете представлены сайты, где можно встретить: информацию, возбуждающую социальную, расовую или религиозную ненависть и вражду; призыв к войне; распространение порнографии; посягательство на честь и репутацию людей; рекламу; информацию, оказывающую деструктивное воздействие на психику детей.
Согласно российскому законодательству (Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию») информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.
Возникает достаточно сложная проблема: неумение разобраться в потоках информации, выявить информационные угрозы и защититься от них – всё это делает ребенка уязвимым для различного рода манипуляций его сознанием, способствует социальной и личностной дезадаптации, уходу в виртуальную действительность. Таким образом, на сегодняшний день вопрос об обеспечении информационной безопасности стоит наиболее остро. В связи с этим необходимо направить все усилия на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Просвещение подрастающего поколения, знание ребенком элементарных правил отбора информации, а также умение ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей. С ростом доступности интернет-технологий должен повышаться и уровень требований к безопасности информации в интернете. Только грамотная и слаженная работа всех социальных институтов способна воспитать личность безопасного типа. При организации дистанционной работы, в частности, коррекционных мероприятий, поддерживающих процесс развития личности, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, должен быть осуществлен учет их особых образовательных потребностей.
Использование возможностей ИКТ позволяет педагогу-психологу учесть индивидуальный темп работы над заданиями данных воспитанников, предусмотреть дозирование заданий с учетом зоны ближайшего развития.
Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста.
Использование ИКТ педагогом-психологом ДОУ позволяет:
1. Повысить эффективность психологической работы за счёт высокой степени наглядности.
2. Повысить мотивацию, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов.
3. Облегчить процесс развития и коррекции, обогащает занятия эмоциональной окрашенностью.
4. Использовать широкие мультимедийные возможности (графика, звук, трехмерное изображение); виртуальное общение во многом повторяет реальное, здесь действует принцип переноса, т.к. взаимодействие протекает в системе «человек-человек».
5. Моделировать продуктивные виды деятельности детей (классификация, конструирование, экспериментирование, прогнозирование), необходимые для освоения развивающих и коррекционных задач.
6. Выбирать индивидуальный темп, объем получаемой информации и время обучения, направлений деятельности психолога.
Использование информационно-коммуникационных технологий становится неотъемлемой частью психолого-педагогического процесса, открывает широкие возможности в практической деятельности и органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности взаимодействия с участниками образовательного процесса. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Введение современных технологий обучения и развития детей позволяет более полно реализовывать личностный потенциал каждого, а работу психолога делает более продуктивной и эффективной.
Опыт партнерского взаимодействия педагогов, детей и родителей в учреждении посредством инноваций происходит системно и последовательно. Как показывает практика, тесное сотрудничество участников образовательных отношений в процессе гармонизации личности ребенка и его развития, а также активное применение разнообразных методов способствуют повышению уровня освоения компетенций, как у детей, так и у взрослых. Из всего вышеперечисленного можно сделать следующий вывод:
1. Компьютер является надежным помощником психолога на всех этапах образовательного процесса и активно используется в течение всего периода времени.
2. Применение современных информационных технологий в работе психолога, помимо решения психологических задач, способствует повышению информационной культуры детей, родителей и педагогов.
3. Развитие и закрепление информационных компьютерных технологий в деятельности педагога-психолога зависит от его активности, компетентности и жизненной позиции.
Ваша корзина пуста