ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Максимишина О.Б. Эффективное использование информационно-коммуникационных технологий в консультативной, коррекционно-развивающей работе педагога-психолога ДОУ

Полный текст

Максимишина Ольга Брониславовна – педагог-психолог, МБДОУ детский сад №77 (Иркутск, Россия)

Актуальность использования современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), используемых в комфортных, здоровьесберегающих условиях педагогом-психологом, обусловлена социальной и практической потребностью. Старые формы работы уже не могут в полной мере обеспечить соответствие быстрому изменению общества и технологий. Повышение требований к качеству и количеству выполняемой педагогом-психологом работы приводит к необходимости совершенствования системы психологической службы. Современный педагог должен обладать ИКТ-компетентностью – способность решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.

ИКТ-компетентный педагог:

  • определяет информацию – способен использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;
  • имеет доступ к информации – умеет искать, собирать и (или) извлекать информацию, используя средства и сервисы интернета и программное обеспечение;
  • управляет информацией – применяет схему организации или классификации, структурирует информацию;
  • критически оценивает информацию – умеет выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации, а также о достоверности, научности, адресной направленности;
  • создает информацию – интерпретирует и представляет информацию (обобщение, сравнение и противопоставление данных), генерирует информацию (адаптация, проектирование, разработка), оформляет информацию в электронном виде с помощью основных офисных программ;
  • умеет сообщать и обмениваться информацией – передает информацию в среде ИКТ (пользуется электронной почтой, службами коротких сообщений, средствами интернет-телефонии, пишет в блогах, общается на форумах…

Использование информационно-коммуникационных технологий открывает широкие возможности в практической деятельности педагога-психолога, органично дополняя традиционные формы работы и расширяя возможности взаимодействия с другими участниками образовательного процесса (педагогами, родителями, детьми). Введение современных технологий позволяет более полно реализовывать личностный потенциал каждого ребенка и открывает психологам новые возможности для широкого внедрения в свою практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей, которые могут стать мощным техническим средством консультации и коррекции, необходимыми для совместного взаимодействия психолога, родителей и дошкольников. Использование ИКТ дает возможность доступа к различным информационным источникам и инструментам совместной деятельности, направленным на получение конкретного результата.

Качественная работа современного педагога-психолога невозможна без использования сети интернет. Сегодня из интернета можно узнать самые последние новости в сфере образования; скачать материалы для работы (презентации, видеоролики, музыку, литературу) и многое другое; принять участие в интернет-конкурсах, вебинарах; обмениваться опытом работы со своими коллегами в Сети, активно участвовать в сетевых профессиональных сообществах, пользоваться электронной библиотекой и т.п.

Информационно-коммуникационные технологии используются во всех видах деятельности педагога-психолога:

  1. психодиагностика;
  2. коррекционно-развивающая работа;
  3. психологическое просвещение и профилактика;
  4. консультационная работа;
  5. организационно-методическая работа.

Работа психолога характеризуется целостностью и предусматривает взаимосвязь между различными видами деятельности, активно внедряет новые образовательные технологии в развивающий, образовательный процесс, такие как метод проектов, технологию портфолио, игровые технологии и т.д.

В период пандемии и самоизоляции всем пришлось столкнуться со многими вещами, которые поменяли обычный жизненный уклад: спад физической активности, ограничение в свободе, эмоциональные перемены. В такие дни, когда родители вынуждены были находиться дома вместе со своими детьми, возникало много сложностей, вопросов, непониманий, а с другой стороны, это то время, когда появлялась возможность узнать друг друга лучше, понаблюдать, кто как меняется и переживает эти изменения.

Качественно меняется отношение родителей, которые могут эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста и во взаимодействии детского сада и семьи. Информирование родителей воспитанников детского сада по созданию условий для гармонизации эмоционального фона и интенсивного развития детей в рамках семейного воспитания на сегодняшний момент является самым актуальным. Мероприятия предлагают варианты создания таких условий, чтобы, во-первых, помочь родителям найти точки соприкосновения со своими детьми, и, во-вторых, дать родителям большее понимание тех процессов, которые происходят в образовательной организации. В нашем понимании – нет лучшего средства профилактики негативных проявлений, чем позитивные и конструктивные отношения детей и родителей.

Информационно-коммуникационные технологии используются во всех видах деятельности педагога-психолога и позволяют успешно решать ряд общих и специальных задач:

1. Внедрение современных компьютерных технологий в психологическую практику ДОУ позволяет повысить продуктивность и эффективность деятельности педагога-психолога.

2. Психолого-педагогическая деятельность выстраивается в парадигме требований к современному образованию.

3. Возрастает интерес участников образовательного процесса (как детей, так и взрослых – педагогов и родителей) к предъявляемой педагогом-психологом информации. Происходит формирование психологической грамотности.

4. Использование ИКТ – это повышение уровня комфортности в обработке и предоставлении информации о результатах диагностики учащихся и педагогов. Значительно сокращается время, затраченное специалистом на обработку и наглядное представление результатов психодиагностики, подготовку аналитической и отчетной документации.

5. Упрощается взаимодействие с законными представителями детей (через использование ресурсов электронного дневника).

6. Становится возможным профессиональное общение с коллегами из других городов России и других государств.

7. Благодаря сетевым ресурсам фактически создается единое методическое пространство, внутри которого происходит активный обмен технологиями психолого-педагогического сопровождения.

Инструменты ИКТ, применяемые в работе педагога-психолога

Как правило, это создание справок, отчетов, протоколов, заключений и других текстовых документов в MS Word, обработка результатов в MS Excel и простых презентаций в MS PowerPoint. Иногда это поиск новых идей в Интернете.

Использование общеупотребительных офисных программ позволяет педагогу-психологу существенно увеличить эффективность своей деятельности. Специализированное программное обеспечение в основном создано для применения в психодиагностической и коррекционно-развивающей работе (продукция фирм Иматон, Алматея и др.). Зачастую такие программные комплексы узкоспециализированы, не ориентированы на работу в дошкольном учреждении, с трудом подстраиваются под нужды конкретного специалиста.

Текстовые редакторы и программы верстки (Word, Publisher, OpenOffice Writer, Corel Draw и др.) используются для подготовки стимульного материала и бланков для психодиагностики, отчетной документации, методических и просветительских материалов для педагогов, детей и родителей.

Электронные таблицы (Excel, OpenOffice Calc) – незаменимое и очень эффективное средство для автоматизации обработки результатов психодиагностики, первичного числового анализа полученных данных, наглядного представления их в виде графиков и диаграмм. С помощью электронных таблиц возможно создание психолого-педагогических карт детей с автоматическим их заполнением после очередной диагностики. Кроме того, электронные таблицы используются при планировании деятельности психолога и ведении текущей отчетности («Электронный журнал педагога-психолога»).

Программы для создания презентаций (PowerPoint, OpenOffice…) широко используются в просветительской работе педагога-психолога. Выступление специалиста на педагогическом совете, родительском собрании, перед детской аудиторией, сопровождаемое презентацией, воспринимается с большим интересом, лучше запоминается.

Авторские материалы педагога-психолога могут стать достоянием профессионального сообщества с помощью коммуникационных технологий сети Интернет. Файловые хранилища позволяют получить доступ к загруженным материалам практически из любой точки земного шара («Облако» на mail.ru, Яндекс.Диск, Google Docs и т.д.). При желании автор документа может предоставить доступ к своим материалам всем заинтересованным.

Интернет предоставляет широчайшие возможности для общения педагога-психолога с коллегами: профессиональные блоги и форумы, сообщества в социальных сетях, специализированные рассылки на электронный адрес психолога, общение с помощью интернет-мессенджеров. Те же инструменты применимы для общения с родителями и учащимися – для просветительской деятельности и решения организационных вопросов. В настоящее время интернет-консультирование не признается полноценным методом, хотя отдельные специалисты его широко используют.

В качестве всемирного хранилища информации интернет используется практически с первых дней его существования. Научная и практическая ценность публикаций, достоверность информации могут быть как очень высокими, так и нулевыми. Используя интернет как библиотеку, необходимо критически относится к найденным материалам, ориентироваться на признанные профессиональным психологическим сообществом ресурсы.

Вышеперечисленные возможности применения ИКТ в работе педагога-психолога не требуют специального образования в области IT-технологий и доступны любому пользователю персонального компьютера.

Информационная безопасность ребенка – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

В организации деятельности ИКТ психологом можно выделить три основных проблемных зоны:

1. Как организовать работу с ребенком по разным направлениям работы?

2. Как организовать поддержку дистанционного образования с помощью родителей?

3. Как правильно оформить документальное подтверждение работы, соблюдая законодательство?

В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом», и «помощником», и «воспитателем», и даже – «учителем». Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с интернетом, негативно влияющих на подрастающее поколение, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых детей, представляющих для них угрозу. В интернете представлены сайты, где можно встретить: информацию, возбуждающую социальную, расовую или религиозную ненависть и вражду; призыв к войне; распространение порнографии; посягательство на честь и репутацию людей; рекламу; информацию, оказывающую деструктивное воздействие на психику детей.

Согласно российскому законодательству (Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию») информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.

Возникает достаточно сложная проблема: неумение разобраться в потоках информации, выявить информационные угрозы и защититься от них – всё это делает ребенка уязвимым для различного рода манипуляций его сознанием, способствует социальной и личностной дезадаптации, уходу в виртуальную действительность. Таким образом, на сегодняшний день вопрос об обеспечении информационной безопасности стоит наиболее остро. В связи с этим необходимо направить все усилия на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Просвещение подрастающего поколения, знание ребенком элементарных правил отбора информации, а также умение ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей. С ростом доступности интернет-технологий должен повышаться и уровень требований к безопасности информации в интернете. Только грамотная и слаженная работа всех социальных институтов способна воспитать личность безопасного типа. При организации дистанционной работы, в частности, коррекционных мероприятий, поддерживающих процесс развития личности, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, должен быть осуществлен учет их особых образовательных потребностей.

Использование возможностей ИКТ позволяет педагогу-психологу учесть индивидуальный темп работы над заданиями данных воспитанников, предусмотреть дозирование заданий с учетом зоны ближайшего развития.

Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста.

Использование ИКТ педагогом-психологом ДОУ позволяет:

1. Повысить эффективность психологической работы за счёт высокой степени наглядности.

2. Повысить мотивацию, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов.

3. Облегчить процесс развития и коррекции, обогащает занятия эмоциональной окрашенностью.

4. Использовать широкие мультимедийные возможности (графика, звук, трехмерное изображение); виртуальное общение во многом повторяет реальное, здесь действует принцип переноса, т.к. взаимодействие протекает в системе «человек-человек».

5. Моделировать продуктивные виды деятельности детей (классификация, конструирование, экспериментирование, прогнозирование), необходимые для освоения развивающих и коррекционных задач.

6. Выбирать индивидуальный темп, объем получаемой информации и время обучения, направлений деятельности психолога.

Использование информационно-коммуникационных технологий становится неотъемлемой частью психолого-педагогического процесса, открывает широкие возможности в практической деятельности и органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности взаимодействия с участниками образовательного процесса. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Введение современных технологий обучения и развития детей позволяет более полно реализовывать личностный потенциал каждого, а работу психолога делает более продуктивной и эффективной.

Опыт партнерского взаимодействия педагогов, детей и родителей в учреждении посредством инноваций происходит системно и последовательно. Как показывает практика, тесное сотрудничество участников образовательных отношений в процессе гармонизации личности ребенка и его развития, а также активное применение разнообразных методов способствуют повышению уровня освоения компетенций, как у детей, так и у взрослых. Из всего вышеперечисленного можно сделать следующий вывод:

1. Компьютер является надежным помощником психолога на всех этапах образовательного процесса и активно используется в течение всего периода времени.

2. Применение современных информационных технологий в работе психолога, помимо решения психологических задач, способствует повышению информационной культуры детей, родителей и педагогов.

3. Развитие и закрепление информационных компьютерных технологий в деятельности педагога-психолога зависит от его активности, компетентности и жизненной позиции.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.