ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Марачёва Н.П., Соколова С.Н. Современные образовательные технологии как средство повышения качества дошкольного образования

Полный текст

Марачёва Наталья Павловна, Соколова Светлана Николаевна
методисты Краснояружского ММЦ ОГАОУ ДПО «БелИРО», п. Красная Яруга, Белгородская область

В статье подчеркивается значимость творческой самореализации дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях. Рассматривается понятие и характеристики современных образовательных технологий. Значительное внимание уделяется созданию оптимальных условий воспитания творческих личностей, развитию возможностей полноценного взаимодействия с окружающим миром в зависимости от возрастных особенностей и возможностей.

Ключевые слова: современные педагогические технологии, качество образования, познавательная активность.

В современных условиях ключевой вопрос модернизации образовательного процесса –
повышение качества образования и его соответствие мировым стандартам.

В последнее время достаточно часто и активно упоминается понятие «качество образования». Что это значит?

Качество образования – ряд свойств и характеристик, определяющих соответствие системы образования принятым требованиям, социальным нормативам, государственным образовательным стандартам. 

Вместе с тем само понятие «качество образовательного процесса» характеризуется различным образом по отношению к каждому его участнику:

Для детей – это обучение и развитие в интересной для них игровой форме.

Для родителей – это эффективное обучение и развитие детей:

  • обучение без утомления;
  • сохранение здоровья детей как психического, так и физического;
  • поддержание желания развиваться.

Для воспитателей – это положительная оценка их успешности руководителем ДОУ, коллегами и родителями воспитанников.

Таким образом, качество является комплексным понятием, характеризующим эффективность деятельности всех сторон, включая организацию воспитательного процесса, и охватывает все субъекты образования детей, родителей, педагогов.

Система образования дошкольного возраста на сегодняшний день ищет способы достижения высокого, стабильного результата в работе с детьми, создает новую систему воспитания и обучения детей.

Инновационный процесс затрагивает, прежде всего, систему дошкольного образования как уровень раскрытия потенциальных возможностей ребенка. Развитие детского образования и переход к новым качественным уровням невозможно без инновационной технологии.

Современное поколение детей значительно отличается от поколений детей 1990-х годов. В последние десятилетия произошел огромный прорыв в информационных технологиях. Часто мы наблюдаем подобную картину: ребёнок, который не умеет читать, рисовать, которому едва ли удалось пойти, уже использует различные гаджеты и другие новые технологии. Современный ребенок легко адаптируется к новейшим технологиям. Работая над улучшением качества дошкольного учреждения, необходимо без опасений применять инновации. Обновленный уровень требований к качеству образования дошкольников отражается и на педагогической работе. Умение выслушать и принять точку зрения каждого малыша; понять логику его рассуждений и вместе находить выходы из постоянно меняющейся ситуации; анализировать ответы, действия и предложения детей и незаметно вести их к решению проблемы.

Сейчас педагогические коллективы образовательных учреждений активно внедряют инновационные технологии в работу. Таким образом, основной задачей педагогов детского сада является выбор методов и форм организации работы с ребенком, инновационных педагогических технологий, которые максимально соответствуют поставленной цели развития ребёнка.

Инновационные технологии являются системой методов и приемов обучения и воспитательных средств, направленных на достижение положительного результата благодаря динамичным изменениям личностного развития ребенка в современной социокультурной среде. Инновационные технологии сочетают прогрессивные творческие технологии, которые доказали эффективность в педагогическом процессе.

Если говорить о дошкольном образовании, то речь идет о педагогических технологиях, которые помогают ЗУН стать средством развития личностных, интеллектуальных, физических качеств ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Обсуждая педагогические технологии и эффективное их использование в дошкольных учреждениях, вспомним о том, что означает термин «технология». Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв).

Основные критерии педагогической технологии:

  • концептуальность;
  • системность;
  • управляемость;
  • эффективность;
  • воспроизводимость.

Концептуальность – каждая технология опирается на определенную научную концепцию, включающую психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

  • логикой процесса;
  • взаимосвязью его частей;
  • целостностью.

Управляемость – возможность целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость – технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше критериям.

В ходе проектирования педагогической технологии важно учитывать принципы её построения:

  • принцип деятельной активности (Воспитанники становятся субъектом деятельности благодаря включению их в различные виды деятельности, в решение проблемных ситуаций, в совместный коллективный поиск решений практических задач);
  • принцип индивидуализации (направлен на создание наиболее благоприятных условий реализации каждым ребёнком целей обучения и воспитания);
  • принцип партнерского взаимодействия является принципиально важным элементом педагогической техники – позицией ребенка в процессе воспитания и образования, отношением ребенка к взрослым. Взрослый, общаясь с детьми, придерживается принципа: «Не рядом с ним, не над ним, а совместно!» Его цель – содействовать становлению ребенка как личности. При систематическом применении инновационных технологий роль педагога принципиально меняется. Он становится наставником и старшим партнёром, который принципиально изменяет отношение воспитанников к нему: из «контролируемого органа» воспитатель становится опытным товарищем, играющим в команде с учеником;
  • принцип рефлексивности;
  • принцип свободы личного выбора определяет условия для творчества в организации взаимоотношений. Ценность технологий в том, что дети учатся в насыщенном образовательном процессе без принуждения, по собственному желанию.

Процесс приобретает статус технологии тогда, когда его предварительно прогнозируют, определяют конечный результат, средства его достижения, формируются необходимые условия.

В процессе изучения инновационных технологий можно убедиться, что образовательный процесс всем своим содержанием, организацией, характером деятельности педагога направлен не столько на вооружение детей знаниями, сколько на приобретение специфичных для дошкольного возраста видов детской деятельности.

Основным приоритетом выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Взрослым нужно постоянно поддерживать каждого ребенка в различных ситуациях – как успеха, так и неудач. Иными словами, взрослым нужно помочь ребенку поверить в силу.

Уверенность в себе – важнейшее качество личности. Она позволяет обладать и отстаивать собственное мнение, верить в себя. Важно, чтобы с раннего детства складывалась уверенность в себе.

Таким образом, современные технологии представляют собой новый этап развития дошкольного образования и считаются перспективным направлением для того, чтобы повысить качество воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Инновационная технология помогает организовать воспитательно-образовательный процесс, создавая оптимальные условия для непрерывного образования и обучения детей, поскольку формирует позитивный микроклимат при кризисе перехода одного возраста в другой, способствует развитию уникальных способностей ребенка и вовлечению семьи в образовательный процесс, подготовке ребенка к жизни в меняющемся мире, формирует у него устойчивое стремление и умение учиться самостоятельно, обеспечивает сохранение индивидуальности.

При использовании инновационных технологий вместе с традиционными методами, не заменяя их, а дополняя, включая их в структуру, учебно-воспитательный процесс обогащается новыми возможностями.

Безусловно, движущей силой развития образовательного учреждения является творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, способность выявить потенциальные возможности своих воспитанников. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все это характеризует творческого педагога.

Список литературы

  1. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство Пресс, 2012. – 112 c.
  2. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебник. – М.: Academia, 2018. – 672 c.
  3. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение. – М.: Academia, 2018. – 256 c.
  4. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учебное пособие. – М.: Академия, 2018. – 224 c.
  5. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.– С. 269.
  6. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: Учебное пособие. – М.: Академия, 2013. – 208 c.
  7. Патракеев В.Г. Педагогические технологии коррекционно-развивающего обучения школьников со сниженными учебными возможностями: Научное издание. – М.: УЦ Перспектива, 2013. – 164 c.
  8. Эрганова Н.Е. Педагогические технологии в профессиональном обучении: Учебник. – М.: Академия, 2018. – 224 c.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.