ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Марачёва Н.П., Здоровцова Г.И., Галузо О.А. Дополнительное образование как эффективная форма индивидуального развития детей дошкольного возраста

Полный текст

Марачёва Наталья Павловна, Здоровцова Галина Ивановна – методисты Краснояружского ММЦ ОГАОУ ДПО «БелИРО» (п. Красная Яруга, Белгородская область, Россия)

Галузо Оксана Алексеевна – воспитатель ОГБОУ «Пролетарская СОШ №1» (пос. Пролетарский, Белгородская область, Россия)

В концепции модернизации образования Российской Федерации подчеркивается главная роль дополнительных образовательных программ в качестве одного из факторов, определяющих развитие личностных, социальных и профессиональных склонностей детей и юношества. Особенностью системы дополнительного обучения является возможность добровольного выбора ребенка и семьи по направлению и видам деятельности, педагогу, организационным формам реализации дополнительной программы, периодам и темпам ее освоения в различных видах деятельности. Это осуществляется с учетом интересов и желаний, способностей, потребностей ребенка, применяя системный подход к организации учебного процесса, который активно содействует творческому росту личности, формированию мотивации знания, саморазвитию и самоопределению ребенка. Кроме того, дополнительное образование, помимо образования, воспитания, творчества личности, позволяет решить ряд других социально значимых проблем: обеспечение образования детей, самореализации, ранней профориентации и социальной адаптации, формирование здорового образа жизни. Благодаря дополнительному образованию детей решаются задачи предоставления качественных образовательных услуг по выбору и, в будущем, социально-экономических проблем детей и их семьи и оздоровления всего общества России.

В успешной реализации цели «воспитание творческих личностей» и предполагается участие системы дополнительных образовательных учреждений. Она имеет огромный и незаменимый педагогический потенциал: компенсирует недостаток в основном образовании того или иного вида и направления деятельности, интересующего ребенка, обеспечивает комфортное эмоциональное окружение ребенка, помогает выбрать индивидуальный маршрут и темп его освоения.

В современном учебном процессе огромное значение уделяют таким явлениям, как инициатива ребенка и его самостоятельность, индивидуальные подходы к интересам ребенка и его стремлениям. Согласно исследованиям нейрофизиологов, чтобы активизировать процессы развития мозга ребенка, очень важно создать условия для его самостоятельной деятельности, что характерно для дополнительного обучения. При этом навязывать нежелательные занятия для ускорения развития детей всегда неэффективно и часто даже вредно.

Индивидуальные отличия у дошкольников, даже одного возраста, очень велики, поэтому нужно внимательно следить за тем, что интересует каждого ребенка, что радует его, что приводит к самостоятельным действиям. Поэтому выбор направления дополнительного образования в первую очередь должен опираться на интерес ребенка, поскольку только при этом условии дошкольник включит мотивацию и сможет проявить выдержку и концентрацию. Дальнейшие успехи напрямую зависят от взрослого: родителей, педагогов, их внимательных и чутких действий.

Несомненно, каждый человек уникален в своей индивидуальности. Также ясно, что и воспитание, и образование должны опираться максимально на личность. Необходимость индивидуальных подходов возникает из-за того, что любая реакция на ребенка переходит через индивидуальные черты, через «внутренние ориентиры», без которых сформировать действительно полноценную личность невозможно. Ребенок уже с дошкольного возраста должен иметь уверенность, что его индивидуальные черты уважают другие, что его инициативы и активности будут положительно оценены и одобрены. Это приводит к необходимости поддерживать потенциал каждого ребенка без четкого осмысления программ, условий, запросов и требований взрослого.

Особенностью дополнительного обучения является то, что творчество ребенка для него первично. Дополнительная подготовка позволяет ребенку накопить опыт индивидуального и коллективного творчества по свободному выбору.

Для современного человека значение творческих возможностей определяет необходимость развития их как одной из главных задач воспитания подрастающего поколения. Также современные дошкольные и, соответственно, дополнительные образовательные программы направлены на развитие базовых или ключевых компетенций у детей. Именно они создают крепкий фундамент для физического и психического здоровья ребенка, упрощает совместную работу и взаимодействие детей в группе. Кроме того, это предпосылки для социальной стабильности ребенка в семье, школе и дальнейшем профессиональном творчестве. Человек ощущает компетентность в том случае, если может самостоятельно, с помощью собственных сил справиться с возникшей задачей или проблемой. Особое значение в последнее время приобретает компетентность учения, то есть умение учить, а также умение справиться с психологической нагрузкой, то есть стрессоустойчивость. [14; с. 56-57].

В раннем возрасте заложены общие условия развития творческого потенциала. Потребность в их развитии с дошкольного возраста объясняется тем, что в этом сознательном периоде закладываются основные направления в развитии личности. Таким образом, для дошкольников необходимо создать оптимальные условия воспитания творческих личностей, развития возможностей полноценного взаимодействия с окружающим миром в зависимости от возрастных особенностей и возможностей.

В исследовании О.М. Дьяченко выявлены следующие черты развития творческого потенциала в дошкольном возрасте: 3–5-летние дети строят новую картину на основе какого-либо элемента реальности, а этот элемент реальности является центральным элементом нового образа. В возрасте от 4–5 лет характерно снижение продуктивного мышления, связанное с направленностью ребенка на овладение нормами, правилами и образцами деятельности. Дети 6 лет начинают использовать новый вид построения образов: элементы реальности занимают второе место в новом образе, обеспечивая своеобразность и эффективность решений. Актуальность этого исследования состоит в следующем: творчество представляет собой образование, под которым можно предполагать преобразование сознания и поведения человека, а также порождаемые им продукты, которые он дает другим. Объективное значение детского творчества – это то, что ребенок в процессе этой деятельности и ее результатах получает разнообразное развитие, имеющее большое значение для жизни.

При рассмотрении вопроса развития и творческого потенциала следует раскрывать потенциал старших дошкольников. Исследования показывают, что к окончанию старшего детского возраста у детей формируется ряд особенностей, которые характеризуют наличие творческого начала в деятельности:

– поиск новых методов решения задач и эмоциональное выражение эмоций словами, различными выразительными средствами и материалами;

– проявление интеллектуальной активности, самостоятельности, инициативы в использовании осваиваемых способов деятельности в новом содержании.

Поэтому, обобщив вышеуказанное, мы можем сделать следующие выводы:

– творческие способности различно проявляются в каждом возрастном периоде, имеют свою специфику и свидетельствуют о том, что используются специальные технологии в разработке составляющих компонентов, входящих в состав их структуры;

– в основном уделяется внимание ведущим характеристикам возраста как основных психофизиологических основ развития способности;

– механизм детского творчества непосредственно связан с фантазией, которая зависима от прежнего накопленного опыта;

– возраст старшего дошкольника является стимулом развития творческого потенциала в процессе творческой деятельности, поскольку в этом возрасте активно развиваются воображение и образное мышление, которые являются основой художественной и творческой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что дошкольный возраст является, в первую очередь, периодом активного накопления основных компетенций. Успешное проживание ребенком этого важного периода благоприятствует доверчивому подчинению авторитету взрослого и повышению восприимчивости самого ребёнка, впечатлительному и чувственному характеру детской мысли, тандему творческой и сотворческой деятельности. 

Литература

  1. Брутова М.А Педагогика дополнительного образования: учебное пособие / М.А Брутова. – Архангельск: САФУ, 2014. – 218 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436289
  2. Васильева Г.А. Инновации в системе ДОД: опыт, проблемы, поиски // Дополнительное образование и воспитание. – 2013. – №8.
  3. Дейч Б.А., Кучеревская М.О. Дополнительное образование детей как профессиональная педагогическая деятельность: монография. – Новосибирск: НГПУ, 2014. – 148 с.
  4. Дополнительное образование детей. Психолого-педагогическое сопровождение: Учебник / Отв. ред. Л.В. Байбородова. – 2-е изд., стер. – М.: Юрайт, 2016. – 413 с.
  5. Дополнительное образование детей: история и современность: учеб. пособие / Под ред. Б.А. Дейч. – 2-е изд., стер. – М.: Юрайт, 2017. – 335 с.
  6. Иванова Н.А. Условия развития творческих способностей старших дошкольников // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен: Материалы II Международной научной конференции. Самара, 25–26 марта 2016 года. В рамках проекта А.З.Б.У.К.А. детства. Часть 1. – Самара: СГСПУ; ООО Научно-технический центр, 2016 – С. 364–370.
  7. История и теория дополнительного образования: учеб. пособие / Под ред. Б.А. Дейч. – 2-е изд., стер. – М.: Юрайт, 2016. – 335 с.
  8. Кривошеева А.Ю., Муханова Л.Л. Роль педагога дошкольного образовательного учреждения в развитии творческих способностей детей // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. Т.2. – 2015. – №4(6). – С. 91–93.
  9. Мулюкина Е.И. Особенности организации дополнительных образовательных услуг в системе дошкольного образования // Молодой ученый. – 2019. – №9 (247). – С. 196–198. – URL: https://moluch.ru/archive/247/56904/ (дата обращения: 31.01.2022).
  10. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / Под ред. В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой. – М.: Национальное образование, 2019. – 336 с.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.