Маркелова Елена Львовна – заместитель директора по УВР, МБОУ СШ № 36
(Тверь, Россия), ppsosh36@yandex.ru
В статье рассматривается развитие художественно-творческих способностей детей в различных видах художественной деятельности, формирование интереса к музыке, живописи, литературе, народному искусству через симбиоз данных видов искусств, на примере произведений тверских авторов XVIII–XXII вв., в части программы, реализуемой участниками образовательных отношений.
Ключевые слова: симбиоз, региональный компонент, часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, виды искусства, жанры искусства.
Содержательный раздел образовательной области «Художественно – эстетическое развитие. Приобщение к искусству» инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой [1, с.178, 215, 258, 306] предполагает развитие художественно-творческих способностей детей в различных видах художественной деятельности, формирование интереса к музыке, живописи, литературе, народному искусству через симбиоз данных видов искусств.
Авторы программы предлагают для работы с детьми примерный музыкальный репертуар, произведения изобразительного искусства, а также поэтические произведения и прозу. Конечно, в большей степени, это ссылка на общепризнанные материалы и авторов, как русских (советских), так и зарубежных.
Наш опыт работы раскрывает содержание части программы, формируемой участниками образовательных отношений и базируется на произведениях наших тверских художников, писателей и музыкантов, тем самым расширяя эстетическое восприятие окружающего мира через знакомство с творчеством авторов родного края.
Девиз нашей деятельности «Учим дошкольника смотреть и видеть, слушать и слышать, воспринимать и выражать». Деятельность педагогов направлена на воспитание маленького читателя, слушателя, способного общаться по поводу произведений разных видов искусства, в том числе и тверских авторов.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлена система работы «Уроки искусства в детском саду», разработанная педагогическим коллективом ОУ. Базовым компонентом системы является программа «Мы входим в мир прекрасного» (ступень дошкольного образования) многоуровневой музейно-педагогической программы «Здравствуй музей», разработанной специалистами Российского центра музейной педагогики и детского творчества «Русского музея». Указанная программа переработана коллективом ОУ в систему работы с включением регионального материала.
При условии сохранения глобальных научных подходов и методологии программы Русского музея, педагогических коллектив реализует систему с учетом интересов детей, возможностей партнеров и запросов родителей.
Образовательная деятельность по приобщению детей к искусству в его симбиозе по вышеуказанной программе проводятся с детьми всех возрастов групп дошкольного образования через совместную деятельность взрослого и детей, непрерывную образовательную деятельность в старших группах на базе Учреждения, а также с использованием образовательного потенциала Тверской областной картинной галереи, Музейно-выставочного центра, Библиотеки №29, через сетевое взаимодействие с указанными социальными институтами.
Разработанная система предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями художественной культуры Тверской области. Особенностью системы является то, что приобщение ребенка к музейной среде, формирование маленького читателя, знакомство с азами изобразительного, как декоративно-прикладного, так и музыкального, художественного искусства происходит в большей части на материале Тверской области.
Системное включение такого материала расширяет возможности педагога, обогащает знания ребенка, формирует чувство патриотизма, любви, уважения к малой родине, бережного отношения к памятникам истории своего народа. Обращение к отческому наследию помогает детям точнее, ярче понять и прочувствовать свою самобытность, прелесть, значимость, индивидуальность и богатство художественной культуры Родного края. Реальная культурная среда – то пространство, в котором ребенок получает возможность максимально реализовать свой природный личностный потенциал.
Разрабатывая свою концепцию деятельности, в части программы, формируемой участниками образовательных отношений, педагогический коллектив ставил своей целью избежать некоторых перегибов в данном направлении, а именно:
А также определил задачи работы, ориентируясь на базовую программу «Мы входим в мир прекрасного» [2, с.5], но на тверском материале:
В основу системы вошли принципы, сформулированные в образовательной программе «Мы входим в мир прекрасного» и доработанные коллективом с учетом регионального компонента:
Таким образом, мы выделяем планируемые результаты, как ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в части, формируемой участниками образовательных отношений:
Ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения искусства: музыку, живопись, умеет выразить свое мнения по поводу услышанного, увиденного, прочитанного.
В проявлении эстетического отношения к окружающему миру:
– любит рассматривать эстетически привлекательные объекты: природные объекты, репродукции картин, привлекательные игрушки, предметы народных промыслов;
– продолжительно рассматривает эстетически привлекательные объекты – созерцание, повторное рассматривание;
– задает вопросы эстетической направленности (об искусстве, музыке, эстетических объектах, эстетических и художественных терминах);
– проявляет позитивные эмоциональные состояния в процессе общения с произведениями искусства, музыки, художественной литературы;
– использует в речи эстетические категории, высказывает эстетические оценки, формулирует эстетические суждения;
– использует образные и интересные сравнения при описании произведений музыки, живописи, литературы;
– выражает собственное мнение и проявляет отношение к произведению искусства;
– имеет хобби, любимые домашние занятия эстетической направленности (коллекционирование, эстетически привлекательных объектов – открыток, красочных календарей, фотографий с пейзажами и т.д.); совместное с родителями рукоделие (вышивка, плетение и др.);
– проявляет активность, быстрое включение в предлагаемые задания эстетической направленности, задает вопросы по содержанию;
– выражает желание посещать музеи, библиотеку, учреждения культуры, предлагает посмотреть новые объекты, делится впечатлениями от увиденного вне сада.
Система работы предполагает формирование интереса к музыке, живописи, литературе, народному искусству на примере доступных для детского восприятия произведений.
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечена учебно-методическим комплексом, приложение к программе: https://disk.yandex.ru/d/bjAwBmtRvTr7FQ
Ваша корзина пуста