ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Маркелова Е.Л. Формирование у дошкольников начальных представлений об азах искусства в синтезе: литература, музыка, живопись на примере произведений тверских авторов

Полный текст

Маркелова Елена Львовна – заместитель директора по УВР, МБОУ СШ № 36
(Тверь, Россия), ppsosh36@yandex.ru

В статье рассматривается развитие художественно-творческих способностей детей в различных видах художественной деятельности, формирование интереса к музыке, живописи, литературе, народному искусству через симбиоз данных видов искусств, на примере произведений тверских авторов XVIII–XXII вв., в части программы, реализуемой участниками образовательных отношений.

Ключевые слова: симбиоз, региональный компонент, часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, виды искусства, жанры искусства.

Содержательный раздел образовательной области «Художественно – эстетическое развитие. Приобщение к искусству» инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой [1, с.178, 215, 258, 306] предполагает развитие художественно-творческих способностей детей в различных видах художественной деятельности, формирование интереса к музыке, живописи, литературе, народному искусству через симбиоз данных видов искусств.

Авторы программы предлагают для работы с детьми примерный музыкальный репертуар, произведения изобразительного искусства, а также поэтические произведения и прозу. Конечно, в большей степени, это ссылка на общепризнанные материалы и авторов, как русских (советских), так и зарубежных.

Наш опыт работы раскрывает содержание части программы, формируемой участниками образовательных отношений и базируется на произведениях наших тверских художников, писателей и музыкантов, тем самым расширяя эстетическое восприятие окружающего мира через знакомство с творчеством авторов родного края.

Девиз нашей деятельности «Учим дошкольника смотреть и видеть, слушать и слышать, воспринимать и выражать». Деятельность педагогов направлена на воспитание маленького читателя, слушателя, способного общаться по поводу произведений разных видов искусства, в том числе и тверских авторов.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлена система работы «Уроки искусства в детском саду», разработанная педагогическим коллективом ОУ. Базовым компонентом системы является программа «Мы входим в мир прекрасного» (ступень дошкольного образования) многоуровневой музейно-педагогической программы «Здравствуй музей», разработанной специалистами Российского центра музейной педагогики и детского творчества «Русского музея». Указанная программа переработана коллективом ОУ в систему работы с включением регионального материала.

При условии сохранения глобальных научных подходов и методологии программы Русского музея, педагогических коллектив реализует систему с учетом интересов детей, возможностей партнеров и запросов родителей.

Образовательная деятельность по приобщению детей к искусству в его симбиозе по вышеуказанной программе проводятся с детьми всех возрастов групп дошкольного образования через совместную деятельность взрослого и детей, непрерывную образовательную деятельность в старших группах на базе Учреждения, а также с использованием образовательного потенциала Тверской областной картинной галереи, Музейно-выставочного центра, Библиотеки №29, через сетевое взаимодействие с указанными социальными институтами.

Разработанная система предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями художественной культуры Тверской области. Особенностью системы является то, что приобщение ребенка к музейной среде, формирование маленького читателя, знакомство с азами изобразительного, как декоративно-прикладного, так и музыкального, художественного искусства происходит в большей части на материале Тверской области.

Системное включение такого материала расширяет возможности педагога, обогащает знания ребенка, формирует чувство патриотизма, любви, уважения к малой родине, бережного отношения к памятникам истории своего народа. Обращение к отческому наследию помогает детям точнее, ярче понять и прочувствовать свою самобытность, прелесть, значимость, индивидуальность и богатство художественной культуры Родного края. Реальная культурная среда – то пространство, в котором ребенок получает возможность максимально реализовать свой природный личностный потенциал.

Разрабатывая свою концепцию деятельности, в части программы, формируемой участниками образовательных отношений, педагогический коллектив ставил своей целью избежать некоторых перегибов в данном направлении, а именно:

  • преобладание учебно-познавательной деятельности над игровой;
  • преобладание пропедевтического компонента над музейными занятиями, что ведет к замещению подлинников репродукциями;
  • отсутствие должного методического сопровождения занятий;
  • недооценка роли родителей в развитии художественных предпочтений, художественного вкуса у детей;
  • недостаточное использование в ОУ и в домашних условиях развивающих и познавательных возможностей мультимедийных технологий;
  • недостаточность знаний у педагогических работников тверских поэтов, писателей, музыкантов, художников.

А также определил задачи работы, ориентируясь на базовую программу «Мы входим в мир прекрасного» [2, с.5], но на тверском материале:

  1. Воспитать у детей любовь и интерес к искусству, развивать способности к художественно-эстетическому восприятию искусства через обогащение эмоциональной сферы.
  2. Приобщать детей к красоте природы, параллельно с этим давая им элементарные представления о красоте «второй природы» – искусства, создаваемой рукой мастера.
  3. Обогащать опыт познавательной деятельности, направленной на освоение окружающей среды.
  4. Формировать нравственные качества личности: доброту, гуманность, отзывчивость, способность к сопереживанию.
  5. Развивать визуальную грамотность: формирование навыков смотрения, слушания, видения главного, обобщение увиденного, навыки индивидуальных самостоятельных суждений.
  6. Приобщать детей и родителей к музейной среде, возродить традиции семейных посещений музея, формировать навыки взаимного общения по поводу искусства.
  7. Ориентировать родителей на эстетическое, нравственно-патриотическое воспитание в семье, путем приобщения к произведениям искусства мастеров родного края.
  8. Формировать у детей знания культурных традиций родного города, края, на основе знакомства с творчеством тверских авторов.
  9. Вести активную пропаганду знаний по истории и художественной культуре родного края, освещать через наглядную агитацию.
  10. Наполнить жизнь детей радостью и положительными эмоциями от общения с подлинными произведениями искусства, формировать чувство гордости за родной край.
  11. Формировать у детей, родителей и педагогов художественно-эстетическую компетентность.

В основу системы вошли принципы, сформулированные в образовательной программе «Мы входим в мир прекрасного» и доработанные коллективом с учетом регионального компонента:

  • культурологическая направленность – искусство рассматривается как неотъемлемая часть духовной и материальной культуры;
  • культуросообразность – учет национальных и региональных ценностей и традиций;
  • сочетание лучших достижений музейной и дошкольной педагогики, через организацию сетевого взаимодействия через заключение договора о сетевом взаимодействии;
  • технологичность и уникальность программы за счет использования образовательного потенциала художественного музея, библиотеки, организаций культуры для комплексного решения задач по развитию эмоционально-эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей;
  • опора на данные современных исследований по возрастной психологии при определении целей, методов, форм и содержания художественно-эстетического воспитания детей;
  • комплексность в познании искусств;
  • опора художественного восприятия на подготовленное общение с художественным подлинником;
  • ориентация на освоение детьми лучших образцов отечественного искусства на материале коллекций тверских музеев;
  • патриотическая направленность на основе обогащения знаний детей о традициях тверского края;
  • охват всех возрастных периодов с учетом «уровня актуального развития»;
  • создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей самореализацию ребенка в социальном пространстве, в системе социальных отношений в «пространстве детской реализации»;
  • включение семьи в процесс эстетического и патриотического воспитания детей.

Таким образом, мы выделяем планируемые результаты, как ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в части, формируемой участниками образовательных отношений:

Ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения искусства: музыку, живопись, умеет выразить свое мнения по поводу услышанного, увиденного, прочитанного.

В проявлении эстетического отношения к окружающему миру:

– любит рассматривать эстетически привлекательные объекты: природные объекты, репродукции картин, привлекательные игрушки, предметы народных промыслов;

– продолжительно рассматривает эстетически привлекательные объекты – созерцание, повторное рассматривание;

– задает вопросы эстетической направленности (об искусстве, музыке, эстетических объектах, эстетических и художественных терминах);

– проявляет позитивные эмоциональные состояния в процессе общения с произведениями искусства, музыки, художественной литературы;

– использует в речи эстетические категории, высказывает эстетические оценки, формулирует эстетические суждения;

– использует образные и интересные сравнения при описании произведений музыки, живописи, литературы;

– выражает собственное мнение и проявляет отношение к произведению искусства;

– имеет хобби, любимые домашние занятия эстетической направленности (коллекционирование, эстетически привлекательных объектов – открыток, красочных календарей, фотографий с пейзажами и т.д.); совместное с родителями рукоделие (вышивка, плетение и др.);

– проявляет активность, быстрое включение в предлагаемые задания эстетической направленности, задает вопросы по содержанию;

– выражает желание посещать музеи, библиотеку, учреждения культуры, предлагает посмотреть новые объекты, делится впечатлениями от увиденного вне сада.

Система работы предполагает формирование интереса к музыке, живописи, литературе, народному искусству на примере доступных для детского восприятия произведений.

Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечена учебно-методическим комплексом, приложение к программе: https://disk.yandex.ru/d/bjAwBmtRvTr7FQ

Литература

  1. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Инновационная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.: МОЗАИКА–СИНТЕЗ, 2020. – 368 с.
  2. «Мы входим в мир прекрасного»: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов / Авт. кол.: А.М. Вербенец, Б.А. Столяров, А.В. Зуева, М.А. Зудина, О.А. Коршунова. – СПб., 2008. – 208 с.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.