ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

М.Л. Прокопьева, О.Н. Степанова. Основная образовательная программа открытого образовательного пространства в детском саду

Аннотация

В статье описывается опыт работы по созданию и реализации программы открытого образовательного пространства в условиях детского сада, которая обеспечивает педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста.

Полный текст

Наша основная образовательная программа является документом, представляющим модель образовательного процесса муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №18 «Прометейчик» ГО «город Якутск». Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по пяти образовательным областям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.

Содержание психолого-педагогической работы представлено по возрастным группам. Программа охватывает три возрастных периода физического и психического развития детей: младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет (вторые младшие группы), средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

Программа разработана в соответствии с современной деятельностно-ценностной парадигмой образования, нормативными документами, определяющими содержание дошкольного образования и базируется на фундаментальных исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов о закономерностях и особенностях развития детей дошкольного возраста; на практических разработках педагогов по теме «Открытое образовательное пространство «Чудеса вокруг нас»; на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении и научном положении Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие.

В основу данной Программы легли три федеральные программы дошкольного образования: примерная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования «Шаг за шагом» и примерная образовательная программа дошкольного образования «Образование для процветания» под ред. С.М. Авдеевой, И.И. Ко­маровой, Т.С. Комаровой, С.С. Славина.

Выбор этих программ не случаен: он стал нашим ответом на стремление Министерства образования и науки РФ и группы экспертов модернизировать дошкольное образование в России, сделать его современным и повернуть лицом к ребенку и его семье. В данных программах нам нравится подход авторов, который обеспечивает ее возрастную адресованность, опору на закономерности дошкольного возраста, в котором неприемлема подмена специфических задач этого периода задачами более старших возрастов.

Мы считаем, что в новых социальных условиях, с изменением социального статуса дошкольного детства, успешная социализация зависит от взрослых, в стенах детского сада, где дети получают первый опыт широкого эмоционального и практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способствующей раскрытию детской индивидуальности и одаренности, развитию социальных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, успешной подготовке к обучению к школе, а в дальнейшем и к взрослой жизни.

Для этого нами создан комплекс различных взаимосвязанных развивающих сред: Центров активности и детско-взрослых сообществ. Содержательная работа детей в Центрах активности – это и есть обучение через игру и целенаправленное познание. В работе с детьми мы придерживаемся главного принципа программы «Шаг за шагом»: играя, дети открывают для себя что-то новое, через игру и поисковую деятельность они учатся, ведь ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром – через игру и открытия.

Групповые помещения мы разделили на небольшие субпространства – так называемые Центры активности (далее – Центры). У нас оборудованы:

  • «Центр искусств»;
  • «Центр строительства»;
  • «Литературный центр. Центр грамотности и письма»;
  • «Центр сюжетно-ролевых (драматических) игр»;
  • «Центр песка и воды»;
  • «Центр математики и манипулятивных игр»;
  • «Центр науки»;
  • «Центр кулинарии».

Организация и количество Центров на день варьируются в зависимости от возможностей помещения, возраста детей и темы запускаемого проекта. Родители и педагоги могут смело рассчитывать на развитие детей во всех основных образовательных областях.

Наши педагоги соблюдают обязательные принципы открытого образовательного пространства: научились заменять традиционные занятия по учебно-дисциплинарной модели на образовательные технологии Утреннего и Вечернего сбора, работать с детьми в Центрах активности, запускать, презентовать и обобщать совместные детско-взрослые проекты. Научились создавать новую индивидуализацию – процесс, позволяющей максимально развивать сильные и усиливать слабые стороны ребенка. Наши педагоги ценят своеобразие детей группы и учитывают уникальные потребности и потенциальные возможности каждого ребенка. Они деликатно и ненавязчиво ведут каждого ребенка в том направлении, которое соответствует его собственной траектории развития. Ведь только при таком подходе ребенок растет и развивается в собственном темпе, создаются условия для формирования позитивного «Я» у ребенка, для развития личностных и интеллектуальных качеств на основе наблюдений за развитием ребенка.

Педагоги научились по-новому организовывать и создавать в Центрах активности содержательно-насыщенную предметно-пространственную развивающую среду по темам запущенных проектов.

Научились планировать образовательный процесс в группе, исходя из инициативы каждого ребенка. Так, в начале учебного года с детьми проводится занятие «Я хочу знать», где сами дети предлагают интересующие их темы. Далее перечень тем, предложенных детьми, корректируется с учетом возраста детей, их вопросов и интеграции образовательных областей и составляется перспективный план на учебный год, который является составной частью перспективного планирования образовательного процесса в группе. Корректировка темы, заданной ребенком должна обязательно пройти сквозь призму пяти образовательных областей, объединять все виды детской деятельности.

Перспективное и проектно-тематическое планирование (это рабочие программы воспитателей) носят примерный характер и могу изменяться, исходя из потребностей и интересов детей каждой группы. Главная задача планирования – это целенаправленное и систематическое распределение задач и содержания годового планирования по времени и в соответствии с логикой их освоения детьми. В сущности, перспективное и проектно-тематическое планирование в нашей модели – это организуемая и координируемая воспитателями процедура, основанная на балансе инициатив взрослого и ребенка в совместной деятельности. Продолжительность тем перспективного планирования не может быть строго регламентирована: зависит от интересов детей, поэтому может, как продлена, так и свернута. За год можно пройти от 7 до 10 тем.

Нашим коллективом разработаны шаблоны написания перспективного и проектно-тематического планирования работы воспитателя в группе. В данное время, мы работаем над тем, чтобы запустить в детском саду программное обеспечение по написанию перспективных, проектно-тематических планов воспитателей, рабочих программ специалистов ДОО и руководителей детско-взрослых сообществ в электронном виде

В вариативную часть нашей программы входят организация творческих занятий в детско-взрослых сообществах, реализация республиканских инновационных проектов «Одаренный ребенок» и «Шахматы – детям», «Виртуальный детский сад», «Точки роста», региональный компонент и коррекционно-педагогическая работа в логопункте и логопедической группе.

Здесь хотелось бы объяснить, что детско-взрослые сообщества – это специально организованные творческие занятия с детьми для освоения ими культурного пространства свободного действия, необходимые для процесса индивидуализации и позитивной социализации.

Главное отличие детско-взрослых сообществ от традиционных кружков в том, что детско-взрослые сообщества ребенок-дошкольник выбирает САМОСТОЯТЕЛЬНО (по специальной методике воспитатели групп ставят детей в ситуацию выбора и ребенок-дошкольник посещает разновозрастное детско-взрослое сообщество по своему выбору и интересу). Это происходит систематически два раза в день, в одно и то же время – с 10.15 до 11 часов и 15.35 – 16.30 часов дня. Дети средних, старших и подготовительных групп одновременно выходят на организованные для них детско-взрослые сообщества. Сообщества получаются РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ, ведут их воспитатели средних, старших и подготовительных групп, педагоги дополнительного образования, специалисты. Время для сообществ достаточно длинное – дети обычно успевают за это время посетить 2-3 сообщества по выбору. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ с детьми в детско-взрослых сообществах тоже отличается от традиционных кружков: дети сами выбирают вид деятельности, форму: в команде или индивидуально будет выполняться работа, средства, при помощи которого будут осваивать выбранную тему. Четвертое отличие организации детско-взрослых сообществ от традиционных кружков – это ПОДДЕРЖКА ВСЕХ ФОРМ УЧАСТИЯ СЕМЬИ И МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА в образовании детей. Основополагающая цель детско-взрослых сообществ: построение такого сообщества взрослых и детей, в котором дети могут активно развиваться, проявлять инициативу и творчество, приобретать необходимые знания и позитивные личностные качества в условиях открытого образовательного пространства.

Все педагоги ДОО, ведущие детско-взрослое сообщество работают по своим рабочим образовательным программам, согласованным педсоветом ДОО и утвержденным заведующим детского сада.

Так, в нашем детском саду имеются детско-взрослые сообщества по разным направлениям, такие как: «Кукла Тильда», «Игралочка», «Кукольный театр», «Разноцветный кот», «Конфетти», «Белая ладья», «Аптаах холбуйачаан» («Волшебная шкатулка»), «Конфетти», «Алмазная мозаика», «Мульти-пульти», «Я – исследователь», «Легкая атлетика», «Чоргуйааннар», «Алмазная мозаика», «Медвежонок Тедди», «Экологическое окно» и др.

Все дети, как известно, разные, и каждый имеет право выбора собственного пути развития. Для этого используются работающие стенды «Я выбираю Центр активности», «Я выбираю сообщество» где указаны все виды Центров активности и детско-взрослые сообщества в виде эмблем-ориентиров. Каждый кармашек отмечен эмблемой-ориентиром. Наряду с ними расположены индивидуальные карточки-фишки, в которых они закладывают в кармашек стенда, выбранной самостоятельно по желанию. В младших группах аналогом карточек-фишек могут быть фотография самих детей, в форме выбранных игрушек, изображение любимых персонажей и т.д. В старших группах эти карточки дети могут сделать своими руками, как сделали воспитанники наших подготовительных и старших групп. Свой выбор дети закрепляют карточкой-фишкой. Таким образом, при помощи работающих стендов «Я выбираю Центр активности» и «Я выбираю сообщество» мы ставим детей в ситуацию выбора, закладываем элементарные основы для проявления инициативы. После обдумывания и принятия решения дети расходятся по Центрам активности и детско-взрослым сообществам.

Каждый руководитель детско-взрослого сообщества имеет кроме Рабочей программы сообщества и Журнал посещаемости детей, где ведется учет посещаемости детей. Журнал помогает таким образом отслеживать рейтинг детско-взрослого сообщества среди детей, помогает педагогу корректировать свою работу, как в содержательной, так и в организационной части.

Совместная деятельность с семьей – это взаимодействие является неотъемлемой частью нашей модели. Мы используем различные методы и формы вовлечения семьи ребенка в образовательный процесс: совместная работа родителей с детьми в Центрах активности, детско-взрослых сообществах, на Утреннем и Вечернем сборе, собрания, совместная театрализация, квест-игры, совместные досуги, дни рождения детей, различные выставки поделок детей с родителями, выставки-продажи родительских сообществ «Веселый день варенья» – осенью, «Новогодний хенд-мейд»- зимой, «Весенний авитаминоз» – весной, персональные выставки родителей, активное участие в разработке, подготовке и проведении народных праздников «Масленица. Проводы Зимы» и «Национальный праздник – Ысыах» для наших воспитанников и жителей жилого комплекса «Прометей», экскурсии, походы. Наши педагоги находятся в постоянном поиске новых эффективных форм общения
с родителями.

По итогам республиканского конкурса образовательных организаций на получение статуса Центр развития в сфере образования Республики Саха (Якутия) «Точки роста», нашему детскому саду «Прометейчик» в сентябре 2016 года присвоен статус Центра развития в сфере образования Республики Саха (Якутия) «Точка роста» в направлении «Детский сад без границ». И теперь мы внедряем свою образовательную модель в практику более 14 дошкольных образовательных организаций республики. Нами создана сеть пилотных ДОО –

Точек роста, которые будут взаимодействовать с нами – создавать свою образовательную модель открытого образовательного пространства в условиях детского сада. Мы вместе с коллегами по сетевому взаимодействию будем разрабатывать нормативно- правовые документы по функционированию модели детского сада без границ, поработаем над научно-методическим обеспечением образовательного процесса, апробацией моделей открытого образовательного простран­ства в условиях ДОО.

Итак, оценивая свою деятельность по реализации республиканского пилотного проекта «Одаренный ребенок» мы отмечаем его актуальность и современность. Проект дал нам возможность работать в режиме развития, мы создали и теперь реализуем нашу программу открытого образовательного пространства, конечные результаты реализации которой мы видим в развитии положительной социализации: открытости ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, высокой коммуникативной и социальной компетентности наших детей, индивидуализации: созданию индивидуального образовательного маршрута ребенка с учетом его склонностей, интересов и потребностей, созданию условий для формирования у ребенка положительного «Я», развитию у детей чувства ответственности, инициативности и критического мышления.

Считаем, что данный материал будет способствовать повышению качества образования в ДОО, а также обогащению образовательной практики.

Список литературы

1. http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya/

2. Образование для процветания. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. С.М. Авдеевой, И.И. Комаровой, Т.С. Комаровой, С.С. Славина. – М.: АСИ, 2014. – 320 с.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

инновационная деятельность, проектная деятельность, индивидуальный образовательный маршрут.